Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Формирование законодательства об электронном документообороте ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 43)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 2003

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ДОКУМЕНТООБОРОТЕ

В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ). Он имеет очевидные пробелы, поэтому многие специалисты негативно оценили перспективы его применения. Но, несмотря на некоторые противоречия, Закон N 1-ФЗ является базовым для развития электронного документооборота в России.

Технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) использовались задолго до принятия Закона N 1-ФЗ. В частности, еще в Приказе Банка России от 21.09.1993 N 02-159 был введен в действие Государственный стандарт "Подпись цифровая электронная" (в настоящее время этот Приказ утратил силу, вместо него действует Приказ Банка России от 31.01.1995 N 02-13, вводящий в действие новые стандарты в сфере применения ЭЦП). Кроме того, известен пример судебного разбирательства, связанного с использованием ЭЦП, которое состоялось в 1993 г. Одной из его существенных особенностей являлся тот факт, что дело изначально было передано для рассмотрения не в арбитражный суд, где могли возникнуть сложности с допустимостью доказательств, а в суд третейский.

Между тем в последнее время появляются новые нормативные акты, так или иначе связанные или затрагивающие сферу действия Закона N 1-ФЗ. Например, о юридической легитимности документа, подтвержденного ЭЦП, указывается в ст.75 нового АПК РФ. Особое место занимают документы, подготовленные Банком России и ФКЦБ России, например Письмо Банка России от 07.05.2003 N 70-Т, которым он направил Рекомендации по информационному содержанию и основным принципам организации Web-сайтов кредитных организаций в системе Интернет. В п.3.7 данных Рекомендаций указывается, что "документооборот между кредитными организациями и клиентами через операционный Web-сайт целесообразно осуществлять с использованием средств электронной цифровой подписи или иных средств контроля целостности и подтверждения подлинности сообщений".

В Положении о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 01.04.2003 N 03-19/пс, предусматривается возможность предоставления информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ посредством документов в форме электронного документооборота, подписанных ЭЦП, при этом "дублирование" передаваемых документов на бумажном и магнитном носителях не требуется.

В Положении о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 31.10.2002 N 43/пс, приводятся основные особенности, связанные с представлением электронных документов в ФКЦБ. В частности, предусматривается использование ЭЦП в случаях передачи документов, раскрывающих информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ.

Согласно Положению о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденному Постановлением ФКЦБ России от 31.05.2002 N 17/пс (с изменениями от 07.02.2003), информация о проведении общего собрания акционеров может быть направлена электрической связью, включая средства факсимильной и телеграфной связи, электронной почтой с использованием ЭЦП, но только в случае, если это предусмотрено уставом или иным внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Закон N 1-ФЗ является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "ВЫБОРЫ", что закреплено в ст.3 Федерального закона от 10.01.2003 N 20-ФЗ. В частности, в ст.12 этого Закона говорится, что электронные документы, подготовленные с использованием ГАС "ВЫБОРЫ", приобретают юридическую силу после их подписания ЭЦП соответствующих должностных лиц, а протокол, сводная таблица о голосовании и иные сводные документы, подготовленные в электронном виде, приобретают юридическую силу только после "обязательной проверки с помощью открытых ключей ЭЦП подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ".

Из ст.13 Закона N 20-ФЗ следует, что "факт проверки достоверности полученных электронных документов подтверждается компьютерной распечаткой протокола проверки. Данная распечатка подписывается соответствующими должностными лицами в установленном порядке и приобщается к отчетной документации. Факт такой проверки фиксируется также в специальном журнале". Процедура проверки достоверности может иметь место, например, в случае передачи электронных документов в вышестоящую избирательную комиссию.

Законодательство об ЭЦП применяется и в образовательной сфере, когда при организации дистанционного обучения необходимо вести в электронном виде учет результатов учебного процесса и внутреннего делопроизводства (Приказ Минобразования России от 18.12.2003 N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации").

Во многом благодаря принятию Закона N 1-ФЗ существенно изменилось и налоговое законодательство. В начале 2002 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), касающиеся соответствующих форм отчетности в электронной форме. Изменения предусматривают, что налоговая декларация может быть направлена налогоплательщиком в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. В таком случае налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Причем днем представления декларации по телекоммуникационным каналам связи считается день представления отчетности в электронном виде (Федеральный закон от 28.12.2001 N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В апреле 2002 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003), согласно которым организация имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, но только при соблюдении двух дополнительных условий. К этим условиям относятся наличие технических возможностей и согласие пользователей бухгалтерской отчетности. Проанализируем эти условия более подробно.

В первом случае мы сталкиваемся с тем, что в Законе N 129-ФЗ не конкретизируется, наличие технических возможностей каких субъектов взаимосвязано с представлением бухгалтерской отчетности в электронной форме - организаций-отправителей или государственных органов - получателей, но, вероятнее всего, подразумеваются и те, и другие субъекты. Однако из п.5 ст.15 Закона N 129-ФЗ становится понятным, что речь идет исключительно об организациях, представляющих в установленном законодательством порядке налоговую отчетность, поскольку "пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде".

Во втором случае следует отметить не совсем удачную формулировку "пользователи бухгалтерской отчетности", указанные ст.15 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Дело в том, что в Законе N 129-ФЗ не дается четкого определения данного понятия, но, анализируя отдельные положения документа и ст.15, в частности, можно прийти к выводу, что законодатель подразумевает следующих субъектов: учредителей, участников организации или собственников ее имущества, органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, территориальные органы государственной статистики и т.д.

Новеллы в Законе N 129-ФЗ и НК РФ наиболее полно конкретизируются в Приказе МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". В частности, в документе раскрываются такие вопросы, как требования к программно-аппаратным средствам представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, требования к специализированным операторам связи, правила использования средств ЭЦП и шифрования и т.д.

Несмотря на то что в указанных поправках использование ЭЦП не устанавливается, тем не менее законодательно оформленная возможность применения электронного документооборота в данных сферах автоматически подразумевает использование этих технологий.

В документах МНС России также имеются ссылки на применение в тех или иных случаях ЭЦП. Так, в Приказе от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 говорится о возможности использования ЭЦП при представлении в налоговые органы сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы.

Таким образом, в настоящее время происходит процесс развития законодательства в сфере электронного документооборота, что в целом, несмотря на некоторые недоработки, является весьма важным фактором для дальнейшего формирования законодательства в области высоких технологий и развития информационных технологий.

М.Дашян

Юрист

Подписано в печать

22.10.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перемещение гражданами товаров через таможенную границу Российской Федерации ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 43) >
Статья: <Финансовый обзор от 22.10.2003> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.