Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Регистрация и постановка на учет юридических и физических лиц: "горячая линия" ("Российский налоговый курьер", 2003, N 21)



"Российский налоговый курьер", N 21, 2003

РЕГИСТРАЦИЯ И ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: "ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"

Очередным гостем нашей "горячей линии" стал руководитель Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергей Сергеевич Дуканов. Приводим его ответы на некоторые из прозвучавших вопросов.

Учет филиалов

- Добрый день, Сергей Сергеевич. Наша организация решила создать филиал. Мы уже арендовали помещение, сейчас идет подбор персонала, но положение о филиале еще не утверждено. Когда начинается отсчет месячного срока, отведенного для подачи заявления о постановке на налоговый учет?

- Филиал или представительство считаются созданными с момента, когда документы о создании будут у вас на руках. То есть уполномоченный орган юридического лица должен принять решение о создании филиала, утвердить положение о нем и назначить руководителя. Только тогда можно говорить, что филиал создан.

Но может случиться и так, что вы фактически оборудовали рабочие места, но документы на филиал не оформили. В этом случае возникает основание для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, где есть стационарные рабочие места.

Изменения в уставе

- Разъясните, пожалуйста, должна ли организация внести изменения в свой устав, если из состава ее учредителей выбыл один человек и на его место пришел другой?

- Это зависит от того, указан ли учредитель в уставе. Например, если у вас акционерное общество с одним учредителем, то в соответствии с Гражданским кодексом (ст.98) в уставе обязательно должны содержаться сведения о нем.

Таким образом, если из состава учредителей выбыл какой-то из них, и он был указан в уставе, в этот документ нужно внести изменения. Правда, санкции за нарушение этой обязанности законодательством не предусмотрены. Однако если изменения не внести, любой контрагент вправе усомниться в законности вашего устава. В этом случае ответственность за вред, причиненный вами, будет лежать на вас. Тем самым вы ставите под угрозу сделки, которые заключаете.

- А если у организации изменился адрес, в устав нужно вносить изменения?

- Адрес вашей организации обязательно должен быть указан в уставе. И если он не соответствует реальному месту нахождения, необходимо внести изменения в устав. Ведь эти сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При выявлении несоответствия адреса, указанного в уставе, реальному месту нахождения организации налоговые органы вправе оштрафовать руководителя, не обращаясь в суд. Сумма штрафа составит 5000 руб. Правда, на первый раз руководитель может отделаться и предупреждением.

- А в какой срок нужно внести изменения в учредительные документы? И каким документом это регламентируется?

- В настоящий момент согласно ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" вы должны в течение трех дней с момента изменения сведений, хранящихся в ЕГРЮЛ, представить необходимые документы в регистрирующий орган. Это означает, что как только изменился адрес, вы немедленно должны провести собрание участников (акционеров) и внести изменения в устав. С этого момента у вас есть три дня, чтобы сообщить необходимые сведения в налоговый орган. Но пока вы не поменяете адрес в уставе, им будет считаться тот, что указан в действующем уставе. Именно он будет числиться в реестре.

Учет подразделений

- Здравствуйте, Сергей Сергеевич. Мы решили создать обособленное подразделение и арендовали офисное помещение. Пока оно пустует. Скажите, пожалуйста, с какого момента подразделение считается созданным?

- Если обособленное подразделение образуется в форме филиала или представительства, оно считается созданным с момента издания распорядительного акта о его создании. Например, в акционерных обществах это решение совета директоров или общего собрания акционеров. Распорядительным актом утверждается также положение о филиале или представительстве. Затем назначается его руководитель и ему выдается доверенность от руководителя головной организации.

- А если обособленное подразделение не является филиалом или представительством?

- Тогда все будет зависеть от того, оборудованы стационарные рабочие места или нет. Если не оборудованы, обособленное подразделение не считается созданным. Созданным же оно будет считаться, если оборудовано хотя бы одно место. В течение месяца после этого нужно подать заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения.

- А как определить, когда именно было создано стационарное рабочее место?

- Ваш вопрос вполне закономерен, но дать на него однозначный ответ, к сожалению, невозможно. По крайней мере если опираться на положения существующего налогового законодательства. Так что решать, что является такой датой, налогоплательщикам нужно самостоятельно <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Например, это может быть день, когда работник приступил к исполнению своих трудовых обязанностей. Правомерность данной позиции была, в частности, подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2002 по делу N Ф04/4146-855/А03-2002. - Примеч. ред.

- Мы должны подать заявление о постановке на учет, когда будут оборудованы все стационарные места или как только появится одно рабочее место?

- Исходя из положений ст.11 Налогового кодекса, достаточно одного. Но ваш вопрос лишний раз доказывает, как некорректно сформулировано в Кодексе понятие обособленного подразделения. Получается, нужно ставить на учет в качестве обособленных подразделений шлагбаумы, стрелки железных дорог и т.п. Мы хотим внести в ст.11 поправки. На наш взгляд, организации должны вставать на учет только по месту нахождения филиалов и представительств, а также недвижимого имущества и транспортных средств.

Данные об учредителях

- Добрый день. Я являюсь учредителем и генеральным директором ЗАО одновременно. У меня изменились паспортные данные. Какие документы я должен подать в налоговую инспекцию?

- Если бы вы являлись только учредителем, вам ничего не нужно было бы подавать. Но поскольку вы еще и директор, вам нужно заполнить заявление по форме N Р14001 <**>. Ведь сведения о директоре содержатся в ЕГРЮЛ. Госпошлину платить не надо.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Подробнее об этом см. в статье "Не забудьте уведомить налоговую инспекцию..." // РНК, 2003, N 17. - Примеч. ред.

- Разрешите еще вопрос. Один акционер продал другому акции по договору купли-продажи. Должен ли я подавать в налоговую инспекцию какие-либо документы?

- На сегодняшний день - нет. Согласно уже названной ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в реестре содержатся сведения об учредителях. Акционер и учредитель не всегда одно и то же лицо. Поэтому сегодня сведения об акционерах в ЕГРЮЛ не отражаются.

Между тем в Государственной Думе находится текст изменений в этот закон. Изменения, в частности, касаются сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Планируется, что они будут дополнены информацией об участниках юридического лица. Таким образом, для ООО изменения сведений об участнике согласно проекту повлечет и изменения в ЕГРЮЛ. Для акционерных обществ будет отдельная оговорка об указании сведений об организации-реестродержателе.

- А если я задержу подачу сведений? Какой штраф мне нужно будет уплатить?

- В этом случае руководителю организации грозят административные санкции: устное замечание, предупреждение или штраф в размере 5000 руб.

Учет предпринимателей

- Здравствуйте. Я индивидуальный предприниматель, зарегистрирован в Москве, где и осуществляю свою деятельность. Правильно ли я понимаю, что при покупке недвижимости в другом регионе, в котором деятельности не веду, я должен встать на налоговый учет?

- В настоящий момент регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют органы местного самоуправления. Помимо регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговых органах по месту жительства. Если у индивидуального предпринимателя появляется транспортное средство или недвижимость, подлежащие налогообложению, он обязан встать на учет и по месту нахождения транспортного средства или объекта недвижимости.

- А КПП я должен получить?

- Для физических лиц КПП не предусмотрен, только ИНН. КПП необходим исключительно юридическим лицам.

Название организации

- Скажите, пожалуйста, проверяется ли при регистрации наименование организации на совпадение?

- Нет. Не проверяется.

- Правильно ли я понял, что две различные организации могут быть зарегистрированы под одним и тем же названием?

- Да, в настоящее время такое вполне возможно. До принятия закона о фирменных наименованиях мы не вправе устанавливать свои требования. Проект закона предусматривает проверку идентичности наименования. Факт совпадения наименований будет служить причиной для отказа в регистрации юридического лица. Приоритет будет иметь тот, кто зарегистрируется первым.

Копия устава

- В январе мы зарегистрировали новую редакцию устава. Оригинал устава остался в налоговой инспекции. Нам выдали только копию.

- На копии стоит отметка регистрирующего органа?

- Да. Штамп и написано: "Копия".

- Сейчас в уставе никаких штампов "зарегистрировано, дата, номер" не ставится, как раньше. Это связано с тем, что теперь государственная регистрация осуществляется не путем постановки подписи и печати на документе, а путем внесения сведений о юридическом лице в реестр. Ведь согласно ст.52 Гражданского кодекса устав должен быть утвержден полномочным органом (учредителями, участниками). Такой устав и является оригиналом без каких-либо отметок регистрирующего органа.

Однако у многих организаций возникали проблемы в банках и нотариальных конторах. Дело в том, что такие учреждения привыкли к отметкам регистрирующего органа. Налоговые органы пошли навстречу организациям: согласно Приказу МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198 они ставят отметку. Отметка очень простая. Если вы в регистрирующий орган принесете два экземпляра устава, на одном из них, который выдается на руки, поставят штамп. Образец штампа утвержден тем же приказом. В штампе будет указано, что второй идентичный экземпляр хранится в регистрационном деле. Кроме того, будет указана дата внесения сведений в ЕГРЮЛ.

- Мы регистрировались в январе, поэтому у нас нет такого штампа.

- Сейчас вы можете подать два экземпляра на регистрацию, и мы вам поставим штамп. Кроме того, можете направить на наш адрес официальный запрос, например в Департамент государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России С.С. Дуканову. По этому запросу мы дадим указания вашей инспекции о применении к вам положений, установленных Приказом.

Торговые точки

- Наша организация состоит на учете в московской межрайонной инспекции N 41, потому что кроме прочих товаров мы реализуем алкогольную продукцию. Мы планируем открыть торговые точки в павильонах на территории рынков. Будут ли эти павильоны считаться обособленными подразделениями? И нужно ли нам ставить на учет каждый павильон в соответствующей территориальной налоговой инспекции?

- Придется. Есть жесткое правило: оборудовано стационарное рабочее место - значит, его нужно поставить на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

- Но территориальные инспекции отказываются ставить на учет такие обособленные подразделения ...

- Вы должны заполнить заявление, а остальное - забота налоговых органов. Поинтересуйтесь хотя бы, на каких основаниях вам отказывают.

- Предположим, через месяц этот павильон нам не понадобится. Зная об этом заранее, мы намеренно не продлевам аренду. Нужно ли в этом случае снимать павильон с учета?

- Да, нужно.

Подписано в печать

21.10.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как уведомить инспекцию о смене учредителя или его данных ("Российский налоговый курьер", 2003, N 21) >
Статья: ПБУ 18/02: учет убытка за отчетный период ("Российский налоговый курьер", 2003, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.