|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Пять шагов эмиссии ("Новая бухгалтерия", 2003, N 5(11))
"Новая бухгалтерия", N 5(11), 2003
ПЯТЬ ШАГОВ ЭМИССИИ
В России развивается фондовый рынок. Все больше организаций различных организационно-правовых форм выпускают ценные бумаги для привлечения инвестиций. О правилах, которые нужно соблюдать, читайте ниже.
Принятым ФКЦБ России Постановлением от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты; вступили в силу 22 сентября 2003 г.). Стандарты обобщили нормативные документы ФКЦБ России по вопросам эмиссии и практику их применения. Этот документ уже называют эмиссионным кодексом. Для опытных участников рынка ценных бумаг содержание новых Стандартов в основном не будет чем-то незнакомым. Для тех же, кто не каждый день сталкивается с необходимостью применения Стандартов, возможно, будет небезынтересно ознакомиться с их содержанием. Стандарты регулируют отношения, складывающиеся при эмиссии акций, облигаций и опционов, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг. Их действие распространяется на всех юридических лиц. Стандарты не распространяются на эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также на эмиссию облигаций Банка России. Рассмотрим основные положения Стандартов, которые являются общими для всех юридических лиц и всех вариантов эмиссии ценных бумаг.
Процедура эмиссии включает следующие этапы: 1) принятие решения о размещении ценных бумаг; 2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; 3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; 4) размещение ценных бумаг; 5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Такая последовательность действий обязательна. В Стандартах особо оговорено, что размещение ценных бумаг без регистрации выпуска не допускается, за исключением случаев, когда размещение происходит до регистрации выпуска, а отчет об итогах регистрируется вместе с решением о выпуске (учреждение акционерного общества, реорганизация и др.). Этап 1. О том, как принимается решение о размещении, в Стандартах не сказано. В этом вопросе необходимо руководствоваться законами о юридических лицах того или иного вида. Этап 2. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в хозяйственном обществе утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим его функции (п.2.3.2 Стандартов). Термин "хозяйственные общества" объединяет в себе три организационно-правовые формы, включая акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Что касается АО, то приведенное положение Стандартов не вполне соответствует пп.6 п.1 ст.48 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества. Данная проблема требует своего разрешения на законодательном уровне. До устранения противоречия полностью избежать неблагоприятных последствий можно лишь в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций примет совет директоров, но только после внесения изменений в устав, предоставляющих ему данное право. В ООО решение о выпуске ценных бумаг может быть принято советом директоров, а в течение года с даты принятия решения о выпуске общее собрание участников общества обязано принять решение и разместить выпускаемые эмиссионные ценные бумаги. Совета директоров в ООО может и не быть. Его функции в этом случае выполняет общее собрание, и проблемы не возникает вовсе. Что касается юридических лиц иных организационно-правовых форм, то решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг утверждается высшими органами управления таких юридических лиц. Несмотря на то что решение о выпуске принимается советом директоров, подписать его должен единоличный исполнительный орган. Подпись обязательно скрепляется печатью эмитента. Этап 3. Стандарты (п.2.4.2) содержат перечень документов, представляемых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В необходимых случаях нужно представить проспект эмиссии. При этом есть особенность оформления проспекта эмиссии облигаций. Облигациям, обязательства по которым не обеспечены чистыми активами эмитента, поручительством, залогом или государственной гарантией, присваивается статус "Инвестиции повышенного риска", о чем эмитент крупными буквами должен проинформировать инвесторов на титульном листе проспекта эмиссии таких облигаций. В тех случаях, когда представление проспекта не обязательно, нужно представить копию бухгалтерской отчетности за последний финансовый год и квартал. В случаях когда эмиссия облигаций сопровождается обеспечением, нужно представить и бухгалтерскую отчетность лица, предоставившего обеспечение. Все документы представляются в двух экземплярах, а решение о выпуске и проспект - в трех. Когда представляется проспект, нужно приложить вырезку из ленты новостей, копию публикации в СМИ, Интернете и т.п. документы, подтверждающие раскрытие информации. Если проспект эмиссии подписан финансовым консультантом и (или) оценщиком, нужно также представить особый документ - меморандум, содержащий информацию о финансовом консультанте и (или) оценщике. Согласно ч.19 ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 28.12.2002) финансовый консультант на рынке ценных бумаг - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг. Тексты решения о выпуске и бухгалтерской отчетности эмитента представляются дополнительно на двух магнитных носителях согласно Временным требованиям к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Распоряжением ФКЦБ России от 15.08.2003 N 03-1729/р. Стандартами предусмотрено право эмитента представить документы в форме электронных документов, которые должны быть подписаны с помощью электронно-цифровой подписи. Срок представления решения о выпуске для его государственной регистрации - три месяца с даты утверждения, а если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта - один месяц с даты утверждения проспекта. В случае сомнений в достоверности представленных документов регистрирующий орган вправе провести проверку путем затребования дополнительных документов. А если обнаружена ошибка, то последует отказ в регистрации или будет направлено уведомление об устранении допущенных нарушений. Регистрация осуществляется в течение 30 дней со дня получения регистрирующим органом всех документов и магнитных носителей. Стандарты (п.п.2.4.24, 2.4.25, 2.4.26) содержат перечень случаев, когда регистрация выпуска не допускается. При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы, представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не возвращаются. Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке. Этап 4. Размещение ценных бумаг - это их распределение, продажа или отчуждение иным способом будущим владельцам. Стандарты (п.2.5) устанавливают общие правила размещения ценных бумаг как для акций, так и для облигаций и опционов. Максимальный срок для размещения ценных бумаг - один год с даты утверждения решения о выпуске. Этот срок может быть и короче, если предусмотрен решением о выпуске. При размещении ценных бумаг эмитент обязан составить и вести особый документ - ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг. Ведомость должна содержать условия каждой заявки: цену приобретения, количество ценных бумаг, дату поступления заявки, а также наименование или фамилию, имя и отчество заявителя (п.2.5.1 Стандартов). Форма ведомости Стандартами не установлена. В случае если ценные бумаги размещаются на торгах, организатор торговли по итогам каждого дня составляет итоговую ведомость, форма которой установлена Стандартами. Если регистрация выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, то в отношениях по размещению ценных бумаг участвует финансовый консультант, подписавший проспект. Основная его задача - контроль за соблюдением законодательства. Он утверждает ведомость заявок на покупку ценных бумаг. А если обнаружено нарушение, то он сообщает об этом в региональное отделение ФКЦБ России. Взаимоотношения эмитента и финансового консультанта довольно подробно урегулированы в п.2.5.3 Стандартов. Помимо финансового консультанта в отношениях по размещению ценных бумаг могут участвовать профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые оказывают услуги по размещению ценных бумаг. Стандартами предусмотрен особый случай, когда профессиональный участник рынка ценных бумаг приобретает за свой счет ценные бумаги, не размещенные в срок, тем самым спасая эмитента от признания эмиссии несостоявшейся. При этом Стандарты устанавливают условия, при которых профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе оказать такую "услугу" эмитенту. Во-первых, речь идет только о ценных бумагах, размещаемых на торгах. Во-вторых, к этому моменту должно быть размещено не менее 75% ценных бумаг выпуска. В-третьих, цена приобретения ценных бумаг профессиональным участником рынка ценных бумаг должна быть не ниже средневзвешенной цены торгов. Стандарты (п.п.2.5.8 - 2.5.22) в определенных случаях допускают изменение эмитентом условий размещения ценных бумаг после начала размещения, подробно регулируя порядок и последствия такого изменения. Этап 5. Отчет об итогах выпуска должен быть представлен на регистрацию не позднее 30 дней после окончания срока размещения, а если ценные бумаги размещены досрочно - после размещения последней ценной бумаги. Отчет утверждает тот же орган эмитента, который утверждал решение о выпуске. Отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом и главным бухгалтером эмитента. Подписи скрепляются печатью эмитента. В случае если регистрация выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, отчет подписывает также и финансовый консультант. Стандарты (п.2.6.4) устанавливают перечень документов, необходимых для регистрации отчета. Все документы представляются в двух экземплярах, а отчет - в трех. Стандарты (п.2.6.10) устанавливают перечень оснований для отказа в регистрации отчета. Решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке. В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В случае обнаружения нарушений законодательства после регистрации отчета регистрирующий орган ФКЦБ России и иной регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг недействительным.
А.Кузнецов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 21.10.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |