|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Водитель, нажми на тормоза ("Новая бухгалтерия", 2003, N 5(11))
"Новая бухгалтерия", N 5(11), 2003
ВОДИТЕЛЬ, НАЖМИ НА ТОРМОЗА
Автомобиль относится к источникам повышенной опасности. Управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Поэтому труд водителей, а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, охраняется целым рядом нормативных документов.
Если Ваша организация не соответствует признакам, указанным в следующем абзаце, начните читать данную статью с последнего предложения.
Заботливый работодатель
Ваша организация имеет автотранспортные средства (далее - ТС) и решила добросовестно и в полном объеме выполнить все требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы охраны труда работников. Вы прекрасно изучили и соблюдаете государственные нормативные требования охраны труда, которые распространяются на всех работодателей и работников. Вам интересно было бы узнать только те правовые нормы, которые регулируют охрану труда работников автотранспортных организаций или организаций, эксплуатирующих ТС и осуществляющих их содержание, необходимый ремонт, организаций, имеющих цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния ТС. Вам интересны лишь специальные нормы и правила охраны труда работников автомобильного транспорта.
Да, эта статья для Вас. Мы расскажем Вам все, что Вы хотели бы узнать об охране труда работников организаций, эксплуатирующих ТС, и даже больше.
Нормативные правовые акты в области охраны труда работников организаций, эксплуатирующих ТС
Охрана труда работников организаций, эксплуатирующих ТС и осуществляющих... Для упрощения дальнейшего изложения назовем таких работников "нашими работниками". Итак, труд наших работников охраняется следующими нормативными правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"; Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте (далее - Межотраслевые правила), утвержденными Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28; Типовой инструкцией по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта, Типовой инструкцией по охране труда для водителей электропогрузчиков, утвержденными Приказом Минтруда России от 17.03.2000; Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.1999 N 16; Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"; Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда"; Типовыми инструкциями N N 18, 19, 20, 21, 22, 23, утвержденными Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.1996 N 16; Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минтранса России от 13.12.1995 N 106; Приказом Минздрава России от 10.12.1996 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников"; Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"; Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств"; Инструкцией N 24 по технике безопасности для водителей автомашин, автопогрузчиков, утвержденной Минздравом СССР 24.06.1976; Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 гг. Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда наших работников, являются Межотраслевые правила. Межотраслевые правила представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда. Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые: - являются автотранспортными организациями; - имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств; - являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров; - являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом). При разработке и принятии Межотраслевых правил Минтруд России постарался объединить в одном нормативном правовом акте все государственные нормативные требования охраны труда, что привело к значительному увеличению объема правил. Так как Межотраслевые правила являются основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы охраны труда, при рассмотрении государственных нормативных требований охраны труда наших работников мы будем руководствоваться главным образом ими. Все государственные нормативные требования охраны труда наших работников разделим на организационные, технические, санитарные и иные.
Организационные требования охраны труда
Инструкции по охране труда
Заботливый работодатель хорошо знает, что инструкции по охране труда должны быть разработаны для всех категорий работников на основании ст.212 ТК РФ. Согласно этой статье работодатель разрабатывает и утверждает инструкции с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа. При разработке и утверждении инструкций по охране труда наших работников необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места). В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Правила внутреннего трудового распорядка организации
Сразу сообщаем, что к охране труда работников относятся не все положения правил внутреннего трудового распорядка организации, а только некоторые их разделы, в частности раздел, посвященный режиму труда и отдыха работников. Режим труда и отдыха некоторых наших работников отличается от общего режима работы, предусмотренного ТК РФ (абз.2 ст.329 ТК РФ). Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.1999 N 16. При разработке правил внутреннего трудового распорядка и заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха некоторых категорий наших работников.
Проверка знаний работниками требований охраны труда
В соответствии с Межотраслевыми правилами всякий заботливый работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы. Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Но мы вынуждены сообщить, что ни виды, ни правила проведения инструктажа наших работников ничем не отличаются от видов и правил проведения инструктажа всех других работников.
Назначение ответственных работников
Межотраслевые правила "порадовали" законопослушного работодателя многочисленными нормами об обязательном назначении ответственных работников. Необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. Кроме того, назначают ответственных за выпуск ТС на линию, санитарную обработку ТС и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза и, конечно, ответственного за пожарную безопасность. Может быть, Вы не поверите, что в организации должно быть столько ответственных работников, и броситесь перечитывать Межотраслевые правила. Обратите внимание на п.п.2.1.9.4, 2.1.15.2, 2.4.1.2, 2.4.6.3, 5.3.1, 7.4.6, 7.5.13, 7.6.12 Межотраслевых правил. Итак, ответственные работники назначаются приказом работодателя по организации. Очевидно, что ответственные работники обязаны строго следить за подконтрольными объектами и решительно пресекать любые действия, которые могут повлечь за собой нарушение их безопасной работы. Права и обязанности ответственных работников за организацию безопасного ведения тех или иных работ необходимо предусмотреть в должностной инструкции или правилах внутреннего трудового распорядка.
Информирование водителя ТС
Межотраслевыми правилами предусмотрена обязанность работодателя проинформировать водителя ТС перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза. Представляется, что для Вас данная обязанность не будет слишком обременительной, но в этом случае еще одно требование охраны труда будет выполнено. Ведь в целях безопасности жизни и здоровья водитель должен быть извещен о перевозимом грузе.
Технические требования охраны труда
Технические требования можно разделить на: - требования, предъявляемые к автотранспортным средствам; - требования, предъявляемые при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобильного транспорта; - требования, предъявляемые к производственным и вспомогательным помещениям; - требования при транспортировке и хранении материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства; - требования, предъявляемые к производственному оборудованию и рабочим местам работников; - требования электробезопасности; - требования, предъявляемые к применению средств защиты.
Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам
Межотраслевые правила очень подробно описывают идеальное (с точки зрения охраны труда) состояние ТС. Пунктами 6.1.1 - 6.1.12 предусмотрены общие требования ко всем ТС, эксплуатируемым организацией. Но работодателю хорошо известно, что ТС должно соответствовать требованиям Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 N 1090, и работник, ответственный за выпуск ТС на линию, никогда не подпишет путевой лист неисправного ТС. Межотраслевые правила предусматривают также дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам, автомобилям, работающим на газовом топливе, специализированным ТС. Пока заинтересованные работодатели разбираются в тонкостях дополнительных требований к данным категориям ТС, указанных в п.п.6.2 - 6.5 Межотраслевых правил, мы идем дальше.
Требования, предъявляемые при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния ТС
Данным разделом Межотраслевых правил предусмотрены все возможные производственные процессы при обслуживании ТС: - мойка ТС; - слесарные и сварочные работы; - проверка технического состояния ТС и их агрегатов; - работа с аккумуляторными батареями; - кузнечно-прессовые работы и сварочные работы; - вулканизационные, шиноремонтные и шиномонтажные работы; - окрасочные и противокоррозионные работы; - обойные работы; - освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем ТС, работающих на газовом топливе; - работы по обслуживанию котлов; - плотницкие работы. Даже если Ваша организация выполняет все эти работы, ей не остается ничего иного, как контролировать безопасное выполнение данных работ нашими работниками. Все правила этого раздела носят технологический характер и являются сводом напоминаний работникам о безопасных приемах и методах работы.
Требования, предъявляемые к производственным и вспомогательным помещениям
Производственные и иные помещения должны быть оборудованы в соответствии с Межотраслевыми правилами и другими государственными нормативными требованиями охраны труда. Правила по санитарному содержанию помещений организаций установлены Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной заместителем Главного санитарного врача СССР от 31.12.1966 N 658-66. Указанная инструкция предусматривает нормы предельно допустимых концентраций вредных газов, паров, пыли, вредных веществ, нормы метеорологических параметров, допустимые уровни шума, коэффициенты естественной освещенности, нормы искусственного освещения, состав бытовых помещений. Данные правила распространятся на всех работодателей, и Вам они хорошо известны. Если в организации производятся работы, перечисленные в предыдущем разделе, работодателю будет интересно узнать требования охраны труда, предъявляемые к помещениям, в которых эти работы производятся. Обратимся к Межотраслевым правилам. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. Если медницко-жестяницкие работы выполняются работниками разных профессий (медником, жестянщиком), то необходимо иметь раздельные помещения для выполнения этих работ. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях со стенами и полами, выполненными из негорючих материалов. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно - для ремонта, другое - для зарядки, третье - для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита. Если в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно - для постов окраски и сушки и второе - для приготовления красок. Площадки наружной шланговой мойки ТС должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки автомобилей) на территорию организации. Помещения, в которых размещаются посты мойки ТС, агрегатов и деталей, должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Стены помещения, в котором размещен пост мойки ТС, должны быть облицованы керамической плиткой или другим влагостойким материалом. Сварочные посты должны располагаться в негорючих кабинах площадью не менее 3 кв. м. Зазор между стенкой кабины и полом должен быть от 50 до 100 мм. Длина, ширина, глубина и высота осмотровых канав и эстакад определяются в зависимости от конструкции ТС и технологического оборудования. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Количество выходов из осмотровых канав должно соответствовать требованиям нормативных актов, при этом расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду ТС. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода. Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния ТС должны оснащаться специальными упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками в соответствии с технологической потребностью. Как видно, работодатель заранее, при проектировании производственных зданий, должен обратить внимание на указанные нормы.
Требования при транспортировке и хранении материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства
Проанализируем только те требования в данной области, которые относятся к организациям, эксплуатирующим ТС. Лакокрасочные материалы и материалы, применяемые для противокоррозионной защиты, должны иметь паспорта (сертификаты), в которых указывается химический состав. Не допускается применять материалы и разбавители неизвестного химического состава. Необходимо предусмотреть отдельные помещения для хранения: смазочных материалов, лакокрасочных материалов и растворителей, химикатов, шин и резинотехнических изделий. Для хранения и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов, используемых для санитарной обработки ТС, должно быть выделено помещение, закрываемое на замок, ключ от которого должен храниться у работника, ответственного за санитарную обработку ТС и контейнеров. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в специальных огнестойких помещениях. Баллоны с газом должны храниться в вертикальном положении с навернутыми колпаками и заглушками на штуцерах вентилей. Они должны быть прочно закреплены хомутами или цепями и защищены от попадания солнечных лучей и воздействия нагревательных приборов и устройств. Не допускается совместное хранение ацетиленовых баллонов и баллонов со сжиженным газом с кислородными баллонами, кислотных аккумуляторных батарей со щелочными аккумуляторными батареями, карбида кальция с красками и маслами. Пустая тара из-под нефтепродуктов, красок и растворителей должна храниться в отведенных для этого помещениях или на открытых площадках и иметь бирки (ярлыки) с точным названием содержащегося в ней материала.
Требования, предъявляемые к производственному оборудованию и рабочим местам работников
Межотраслевые правила практически не содержат специальных правил охраны труда наших работников в данной сфере. Требования к металлообрабатывающим и деревообрабатывающим станкам, сосудам, работающим под давлением, компрессорам, воздухопроводам и газопроводам, грузоподъемным механизмам, инструментам и приспособлениям носят общий характер. Основной обязанностью работодателя в данном случае является обеспечение работников исправными механизмами и инструментами. Еще раз порадуемся, что мы назначили ответственных работников. В Приложении N 2 к Постановлению Минтруда России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" указан Перечень основных стандартов безопасности труда, которые должны соблюдаться работодателем при оборудовании рабочих мест.
Требования электробезопасности
Вообще, работы, связанные с электрооборудованием, не являются специфическими для рассматриваемой нами категории работодателей. Однако Межотраслевые правила имеют специальный раздел "Требования электробезопасности". Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройству электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь необходимую группу по электробезопасности. Идем дальше.
Требования, предъявляемые к применению средств защиты
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51. Постановлением Минтруда России от 30.12.1997 N 69 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Если наши работники осуществляют трудовую функцию по профессии или должности, указанной в Постановлении Минтруда России от 30.12.1997 N 69, работодатель обязан выдать им средства индивидуальной защиты. Никаких особенностей применения средств защиты для наших работников Межотраслевыми правилами не предусмотрено.
Санитарно-гигиенические требования охраны труда
В Российской Федерации действуют многочисленные нормативные правовые акты, предусматривающие санитарно-гигиенические требования к организации труда работников различных отраслей хозяйства. В указанном выше Приложении N 2 к Постановлению Минтруда России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" приведен перечень данных актов. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей утверждены Приказом Минздрава СССР от 05.05.1988 N 4616-88. Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих веществ установлены Постановлением Минтруда России от 04.07.2003 N 45. Санитарно-гигиеническая математика изложена в п.п.3.6.1 - 3.6.31 Межотраслевых правил.
Иные требования охраны труда
К иным мы отнесли требования по прохождению работниками медицинских осмотров. Обязательные медицинские осмотры разделяются на предварительные, периодические и предрейсовые. Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ст.213 ТК РФ). Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров установлен Приказом Минздрава России от 10.12.1996 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" и Приказом Минздрава России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии". Порядок проведения предрейсового осмотра водителей установлен Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение N 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555). Так как средства автомобильного транспорта являются источниками повышенной опасности, работники, их эксплуатирующие, проходят обязательное психиатрическое обследование один раз в пять лет согласно абз.5 ст.213 ТК РФ. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается.
* * *
Заботливым работодателям нет необходимости напоминать об ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Все остальные должны иметь в виду следующее. Нарушение должностными лицами работодателя законодательства об охране труда влечет согласно ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность в виде штрафа в сумме от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
И.Михайлов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 21.10.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |