Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бланки вместо кассы ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 10)



"Практическая бухгалтерия", N 10, 2003

БЛАНКИ ВМЕСТО КАССЫ

Новый Закон о контрольно-кассовой технике усложнил жизнь многим бухгалтерам, однако возможность обойтись без кассового аппарата существует. Вместо чеков ваша фирма может выдавать покупателям бланки строгой отчетности.

Поменять чеки ККМ на бланки (билеты, путевки, квитанции и т.п.) могут только те фирмы, которые оказывают услуги населению. При этом не имеет значения, предприниматель перед вами или простой покупатель, - это правило действует при расчетах со всеми гражданами (п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16). Обратите внимание: при наличных расчетах с фирмами без кассового аппарата обойтись не удастся.

Преимущества бланков строгой отчетности (БСО) перед ККМ очевидны:

- не нужно покупать кассовый аппарат, регистрировать его в налоговой инспекции и обучать персонал на нем работать;

- нет необходимости заключать договор с центром техобслуживания и платить за ремонт кассовых машин;

- получать неучтенную "наличку" по БСО легче, нежели с использованием кассы;

- иногда использовать БСО намного удобнее - например, если приходится выезжать к заказчику.

Кроме того, в некоторых случаях пользоваться льготой по НДС можно только при условии выдачи покупателям таких бланков (ст.149 НК РФ).

Однако если фирма решает использовать бланки строгой отчетности, то перед ней встают новые проблемы.

Жизнь после смерти

Раньше формы бланков строгой отчетности для разных видов услуг утверждал Минфин. Теперь определить, как должны утверждаться бланки, обязано Правительство. Но, по-видимому, Закон о ККТ застал врасплох не только бухгалтеров, но и это ведомство - никакого постановления по этому поводу Правительство до сих пор не приняло.

Эту проблему понимают в Министерстве финансов. И разрешают пока использовать старые бланки (Письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24). До тех пор пока чиновники Правительства ничего не предложат взамен, штрафовать за использование бланков, принятых Минфином, нельзя. Об этом сказано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16.

Кто в лес, кто по дрова

Каждая форма бланка, которую утвердил Минфин, соответствует определенной услуге (см. таблицу на с. 50). Однако не все виды услуг оказались охвачены. Как поступить фирме, если она занимается деятельностью, для которой бланк строгой отчетности не разработан?

Таблица

Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |     Вид услуг, для которого    |   Документ Минфина, который   |
   |       предназначен бланк       |  вводит этот бланк в действие |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Бытовые услуги, в том числе:    |                               |
   |— услуги прачечных;             |Письмо от 11 апреля 1997 г.    |
   |                                |N 16—00—27—15                  |
   |— ремонт слуховых аппаратов;    |Письмо от 24 февраля 1994 г.   |
   |                                |N 16—40                        |
   |— прочие бытовые услуги         |Письмо от 20 апреля 1995 г.    |
   |                                |N 16—00—30—33                  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Ветеринарные услуги с выездом к |Письмо от 26 мая 1995 г.       |
   |заказчику                       |N 16—00—30—46                  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги гостиниц                 |Приказ от 13 декабря 1993 г.   |
   |                                |N 121                          |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги общественного питания    |Письмо от 20 декабря 1993 г.   |
   |                                |N 16—31                        |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги охотничьих и рыболовных  |Письма от 14 апреля 1995 г.    |
   |хозяйств                        |N 16—00—30—30 и от 26 апреля   |
   |                                |1996 г. N 16—00—30—46          |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги организаций и учреждений |Письмо от 20 апреля 1995 г.    |
   |Госкомстата, Госсанэпидназора,  |N 16—00—30—35 (применяется на  |
   |Минздрава, Минкультуры <*>      |основании Писем от 11 мая      |
   |                                |1995 г. N N 16—00—30—37,       |
   |                                |16—00—30—38, 16—00—30—39,      |
   |                                |16—00—30—41)                   |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги Сбербанка                |Приказ от 28 июня 2000 г. N 59н|
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги передвижных туалетов     |Письмо от 12 марта 1999 г.     |
   |                                |N 16—00—24—31                  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги по парковке автомобилей  |Письмо от 24 февраля 1994 г.   |
   |                                |N 16—38                        |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Жилищно—коммунальные  услуги    |Письмо от 20 апреля 1995 г.    |
   |                                |N 16—00—30—35 (применяется на  |
   |                                |основании Письма от 11 мая     |
   |                                |1995 г. N 16—00—30—45)         |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги предприятий              |Письмо от 20 апреля 1995 г.    |
   |Минобразования <*>              |N 16—00—30—35 (применяется на  |
   |                                |основании Письма от 11 апреля  |
   |                                |2000 г. N 16—00—24—34)         |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги предприятий              |Письмо от 20 апреля 1995 г.    |
   |Рослесхоза <*>                  |N 16—00—30—35                  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги театрально—концертных,   |Приказ от 25 февраля 2000 г.   |
   |культурно—просветительских      |N 20н                          |
   |организаций, посещение музеев,  |                               |
   |выставок и спортивно—массовых   |                               |
   |мероприятий                     |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги железнодорожных перевозок|Письма от 12 марта 1999 г.     |
   |                                |N 16—00—24—33 и от 8 июля      |
   |                                |1998 г. N 16—00—27—34          |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги воздушного транспорта    |Письмо от 29 мая 1998 г.       |
   |                                |N 16—00—27—23                  |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Услуги автотранспорта           |Письма от 16 июня 1994 г.      |
   |                                |N 16—30—64, от 23 октября      |
   |                                |1996 г. N 16—00—30—58 и от     |
   |                                |11 апреля 1997 г. N 16—00—27—15|
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Отпуск топлива, товаров, услуг  |Письмо от 21 марта 1994 г.     |
   |сбытовыми предприятиями         |N 16—49                        |
   |Минтопэнерго                    |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Туристические,                  |Письма от 16 июня 1994 г.      |
   |санаторно—курортные и           |N 16—30—65, от 14 февраля      |
   |оздоровительные услуги          |1995 г. N 16—00—30—13, от      |
   |                                |10 апреля 1996 г.              |
   |                                |N 16—00—30—19, от 11 апреля    |
   |                                |1997 г. N 16—00—27—13, Приказ  |
   |                                |от 10 декабря 1999 г. N 90н    |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Бланк, утвержденный для этого ведомства, могут использовать все фирмы, которые оказывают аналогичные услуги.

Минфин России в Письме от 12 марта 1998 г. N 16-00-27-11 и в ответах на частные запросы советует использовать в таких случаях квитанцию, изначально разработанную для лесных хозяйств (Письмо Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35). Она универсальна и подходит для любой деятельности.

Но в МНС думают иначе. Доказывать, что инспекторы не правы, приходится в суде.

Пример 1. Предприниматель зарегистрировался, чтобы оказывать населению риэлторские, юридические и посреднические услуги. При расчетах с клиентами он предполагал использовать бланки строгой отчетности. Об этом он сообщил в свою налоговую инспекцию. Результат оказался неожиданным: инспекторы направили предпринимателю письмо с требованием использовать при расчетах ККМ. Чтобы отменить это требование, предприниматель подал иск в суд.

Аргументы инспекторов судей не убедили. Хотя форма бланка строгой отчетности для юридических услуг и не установлена, однако Минфин разрешил использовать в этом случае квитанцию, ранее утвержденную для Федеральной службы лесного хозяйства. Кроме того, специфика деятельности предпринимателя не позволяет ему использовать ККМ - услуги оказываются по месту нахождения клиентов. Своим решением Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал требования налоговой инспекции незаконными (Постановление от 12 марта 2002 г. N А05-9730/01-488/10).

Некоторые бланки строгой отчетности Минфин утвердил специально для определенных ведомств (например, Минтранса или Минздрава). Однако их могут использовать все, кто оказывает аналогичные услуги (Письмо Минфина России от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70). Если налоговые инспекторы с этим не соглашаются, то и в этом случае в суде их ждет разочарование (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2001 г. N КА-А41/3026-01).

Других требований к БСО, кроме того, что его форма должна быть специально утверждена, Закон о контрольно-кассовой технике не содержит. Но, как водится, чиновники Минфина и МНС проявляют инициативу.

Осторожно. Нередко бухгалтеры считают приходный кассовый ордер бланком строгой отчетности и полагают, что вместо чека фирма может выписать "приходник". Однако налоговая инспекция в этом случае может оштрафовать предприятие, так как приходный кассовый ордер не утвержден Минфином в качестве бланка строгой отчетности. Суды, как правило, поддерживают инспекторов (Постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2003 г. N Ф09-2086/03АК). Такого же мнения придерживается и Высший Арбитражный Суд (Постановление Президиума ВАС от 5 ноября 1996 г. N 3833/96).

Чем строже - тем лучше

Видимо, так рассуждали в Министерстве финансов, когда писали Письмо от 5 августа 2003 г. N 16-00-12/29. По мнению Минфина, бланки строгой отчетности должны нумероваться типографским способом и содержать реквизиты выпустившей их типографии. В МНС разделяют эту точку зрения.

Однако закон не говорит, как должны быть изготовлены бланки и каким образом нужно наносить на них те или иные реквизиты. Поэтому, например, судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа решили, что изготовление путевок на компьютерном оборудовании и их последующая нумерация ручным нумератором не запрещены (Постановление от 19 октября 1999 г. N А05-1827/99-116/4). Бланки, которые заполнены вручную, также нужно считать действительными (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 1999 г. N Ф04/784-190/А27-99).

Иногда изготовить бланки удобнее самостоятельно - например, если тираж небольшой или бланки вам понадобились срочно. Тем не менее, если вы не готовы спорить с инспекторами, лучше заказать изготовление и нумерацию бланков в типографии. Изготовить бланки может любая типография, у которой есть необходимое для этого оборудование. Стоимость бланков различается в зависимости от качества печати и бумаги, но приблизительно цена тиража в 500 экземпляров составит 400 руб., 1000 экземпляров - 700 руб. Чем больше бланков вы закажете, тем дешевле вам обойдется каждый из них. Нумерация бланков - это отдельная процедура, которая делает каждый бланк дороже примерно на 12 коп. Еще дороже нанесение на БСО защиты от подделок. Кроме того, для изготовления защищенных от подделок бланков нужно обращаться к тому предприятию, у которого есть лицензия на производство подобной продукции.

Перегибы на местах

Территориальные инспекции идут в своих требованиях еще дальше. Например, инспекторы Красноярска оштрафовали предпринимателя за то, что он не зарегистрировал билеты в налоговой инспекции. Только в суде ему удалось доказать, что законом эта обязанность не предусмотрена.

Но даже зарегистрировав бланки у инспекторов, фирма не оградит себя от возможных проблем в будущем. К примеру, налоговая инспекция Ульяновской области сначала одобрила бланки, а позже попыталась оштрафовать за то, что они не соответствуют установленной форме. Однако суд счел, что бланки были оформлены правильно, и отменил требование об уплате штрафа (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2001 г. N А72-2420/01-з145).

Порядок и учет

Минфин неоднократно обещал выпустить инструкцию по учету бланков строгой отчетности. Но своих обещаний чиновники так и не выполнили. Теперь очередь за Правительством: по Закону "О контрольно-кассовой технике" оно обязано определить, как следует учитывать, хранить и уничтожать БСО.

До тех пор пока этого не произошло, фирма может сама решать, как ей обеспечивать их сохранность. Для этого руководитель фирмы может утвердить порядок хранения и перемещения этих документов и формы для учета их движения. Как образец можно использовать, например, Методические указания, которые для своих учреждений разработало Министерство культуры (Письмо Минкультуры России от 13 апреля 2000 г. N 01-67/16-21).

На балансе бланки учитываются как обычные материалы на счете 10. Помимо этого нужно вести их учет на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности", где они отражаются в условной оценке. Например, можно установить, что один бланк эквивалентен 1 руб. Тогда сальдо по счету 006 будет показывать количество бланков на складе у фирмы. На этом счете нужно организовать раздельный учет по видам бланков строгой отчетности и по местам их хранения.

Пример 2. ООО "Высокие технологии" ремонтирует пылесосы. Фирма оплатила типографии изготовление 1000 экземпляров бланков БО-1. Стоимость одного бланка - 3 руб. (в том числе НДС - 50 коп.). Общая сумма заказа равна 3000 руб. (в том числе НДС - 500 руб.). На забалансовом счете бланки оценены в 1 руб. Бухгалтер отразил это следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

- 3000 руб. - перечислены деньги типографии за изготовление бланков;

Дебет 10 Кредит 60

- 2500 руб. - получены бланки из типографии;

Дебет 19 Кредит 60

- 500 руб. - учтен НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 500 руб. - принят к вычету НДС по оплаченным и оприходованным бланкам;

Дебет 006 субсчет "Бланки БО-1 на складе"

- 1000 руб. - бланки учтены за балансом.

В октябре 200 бланков было выдано мастеру, ответственному за прием заказов. В конце каждой смены мастер составлял отчеты об оформленных заказах. Из этих отчетов видно, что за октябрь он выписал и выдал клиентам 150 бланков БО-1. В октябре бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 006 субсчет "Бланки БО-1 у мастера"

Кредит 006 субсчет "Бланки БО-1 на складе"

- 200 руб. - отражена передача бланков со склада мастеру;

Дебет 20 Кредит 10

- 375 руб. (150 бланков x 2,5 руб.) - списаны использованные бланки;

Кредит 006 субсчет "Бланки БО-1 у мастера"

- 150 руб. - списаны израсходованные бланки с забалансового счета.

В налоговом учете бухгалтер включил в расходы 375 руб. по использованным бланкам строгой отчетности.

Внимание! В Письме от 23 августа 2001 г. N 16-00-24/70 Минфин России определил, что бланки строгой отчетности должны содержать следующие данные:

- дату и номер письма или приказа Минфина, которыми этот бланк утвержден;

- наименование бланка (билет, квитанция, путевка и т.д.);

- шестизначный номер и серию бланка;

- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);

- дату выдачи бланка покупателю;

- наименование фирмы и ее код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

- ИНН фирмы;

- вид и стоимость оказанной услуги;

- должность и подпись работника фирмы, оформившего и выдавшего бланк.

Все эти реквизиты обязательно должны присутствовать в бланке наряду с теми, которые предусмотрены конкретными утвержденными формами БСО. Иначе фирму могут оштрафовать за неприменение ККМ на сумму от 30 000 до 40 000 руб. (ст.14.5 КоАП РФ). При желании на бланке можно указать дополнительную информацию. Внешний вид бланка (оформление, размеры, шрифт и т.д.) фирма вправе определять самостоятельно.

Выдав бланк строгой отчетности, фирма выписывать счет-фактуру на услуги не обязана (п.7 ст.168 НК РФ). Если же вы рассчитываетесь с предпринимателем и ему требуется счет-фактура для вычета по НДС, то вы можете выдать ему и бланк, и счет-фактуру - закон этого не запрещает. Выданные БСО нужно регистрировать в Книге продаж.

Ответственность за невыдачу бланка строгой отчетности такая же, как за неиспользование кассового аппарата.

Если фирма не выдаст покупателю БСО, то налоговая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 30 000 до 40 000 руб.

А.Образцов

Эксперт ПБ

Подписано в печать

02.10.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кредит для покупателя ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 10) >
Статья: Не по форме, но по существу ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.