![]() |
| ![]() |
|
Статья: Документы валютного контроля при импорте товаров ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2003, N 4)
"Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 4, 2003
ДОКУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ
Импортными товарами торгует огромное количество фирм. А многие из них эти товары ввозят самостоятельно. Естественно, что такие операции связаны с расчетами в иностранной валюте и таможенным оформлением. Рассмотрим, какие документы и по каким правилам оформляются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Органы и агенты валютного контроля
Основная цель валютного контроля - обеспечить соблюдение валютного законодательства при проведении операций, связанных с иностранной валютой. Согласно Закону РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" N 3615-1 (далее - Закон N 3615-1) валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля (см. схему валютного контроля).
Схема валютного контроля
———————————————————————¬ ———————————————————¬ | Валютный контроль +—————————————>| Правительство РФ | L—————T——————————————T—— L———————————————————¦ L-----------------------------¬
\ / \ / ————————————————————————————¬ ————————————————————————————¬ | Органы валютного контроля | | Агенты валютного контроля | L————T————————————————T————T— L———T—————————————————T——————¦ ¦ ¦ ¦ ¦ \ / ¦ \ / ¦ \ / —————————————————¬ | ————————————¬ | ——————————————¬ | Федеральные | | |Центральный| | | | | органы | | | банк РФ | | |Организации, | | исполнительной | | L———————————— | |подотчетные | | власти, в | | | |федеральным | | компетенцию | \ / \ / |органам | | которых входят | ———————————————¬ —————————————¬ |исполнитель— | | обязанности по | | | | | |ной власти в | | осуществлению | | Федеральный | | | |соответствии | | валютного | | орган | |Уполномочен—| |с | | контроля на | |исполнительной| |ные | |законодатель—| | основании | | власти, | |банки, | |ством РФ | | действующего | |уполномоченный| |подотчетные | |(Таможенные | |законодательства| |Правительством| |Центральному| |органы, | |(Государственный| | РФ (Минфин | |банку РФ | |подотчетные | | таможенный | | России) | | | |ГТК) | | комитет) | | | | | | | L————————————————— L——————————————— L————————————— L—————————————— Основными органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ. Центральный банк РФ осуществляет контроль за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж (п.4 ст.11 Закона N 3615-1). Таможенные органы РФ следят за перемещением через таможенную границу РФ валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. Кроме того, они контролируют валютные операции, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ, утвержденного ВС РФ 18 июня 1993 г. N 5221-1). Правительство РФ разграничивает функции и обеспечивает взаимодействие между органами валютного контроля (п.6 ст.11 Закона N 3615-1). Права и функции по организации и проведению валютного контроля были возложены на Минфин России Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 624 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". Органам валютного контроля разрешено издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, а также устанавливать порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов Российской Федерации (ст.12 Закона N 3615-1). Агенты и органы валютного контроля должны прежде всего определить, соответствует ли проводимая валютная операция действующему законодательству, имеются ли необходимые лицензии и разрешения. Кроме того, они проверяют, как организации-резиденты выполняют обязательства в иностранной валюте перед государством, следят за продажей валюты на внутреннем рынке России и за обоснованностью платежей в валюте иностранным партнерам.
Валютный контроль при импорте товаров
Под импортом понимается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе (ст.2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ. Организации-резиденты, которые заключили импортный контракт и перевели по нему денежные средства за границу, должны в течение 90 календарных дней со дня перевода ввезти на территорию РФ товары. Причем стоимость ввезенных товаров должна быть эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств. Если же товары организация-импортер не ввезла, то она обязана обеспечить возврат денежных средств, перечисленных иностранным контрагентам ранее. Возможна и другая ситуация, когда организация оплачивает импортные товары уже после их получения. Для проведения расчетов импортер должен подтвердить, что товары действительно пересекли границу и прошли таможенное оформление. Для контроля за проведением операций по импорту товаров Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет разработали совместную Инструкцию ЦБ РФ N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортных контрактов" (далее - Инструкция N 91-И/01-11/28644). Основным принципом этой Инструкции является обмен данными между таможней и банками в электронном виде по телекоммуникационной сети. На практике он происходит постоянно через Главный научно-информационный вычислительный центр Таможенного комитета. Таким образом, таможенники оказываются в курсе всех расчетов организации, а банки - в курсе передвижения товаров через границу.
Паспорт импортной сделки
По каждому контракту, который заключила российская организация с иностранным поставщиком, оформляется паспорт импортной сделки (ПСи). Этот документ содержит сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, которые необходимы для проведения валютного контроля. ПСи составляется не только при расчетах между импортером и поставщиком в иностранной валюте. Оформлять этот документ придется и в том случае, если в контракте предусмотрена оплата импортных товаров валютой РФ, а также векселями, как в иностранной валюте, так и в валюте РФ. Паспорт импортной сделки оформляется в соответствии с разд.3 Инструкции N 91-И/01-11/28644. Обязанность по оформлению этого документа лежит на импортере, то есть на российской организации. Форма бланка ПСи приведена в Приложении 1 к этой же Инструкции. Для проведения расчетов по импортной сделке организация-импортер должна представить копию контракта и два экземпляра ПСи в тот банк, в котором у нее открыт валютный счет. Это связано с тем, что расчеты с нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам могут производиться только через счета той организации, от имени которой он заключен. Если проведение валютной операции требует специального разрешения, то к указанным документам нужно приложить и копию полученного разрешения Банка России. Один экземпляр ПСи, подписанный работником банка и заверенный печатью банка, возвращается организации. Второй экземпляр вместе с копией контракта и копией разрешения Банка России помещается в специальное досье по импортной сделке. Это досье формируется банком по каждому ПСи и используется им для контроля за обоснованностью оплаты импортных товаров. В некоторых случаях банк может и отказать в подписании ПСи. Например, если импортер: - заключил контракт, который противоречит валютному законодательству РФ; - не указал в контракте порядок ввоза товаров на таможенную территорию РФ; - неправильно заполнил ПСи; - указал в ПСи данные, которые не соответствуют импортному контракту; - представил не все документы, необходимые для оформления ПСи банком. В течение 10 календарных дней с момента подписания ПСи банк направляет электронную копию ПСи в ГТК России. Ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную печатью банка и подписью его ответственного лица, организация должна представить в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией (ГТД). Причем в ГТД надо указать дату и номер ПСи. При последующих поставках товара по этому же ПСи организация может представлять на таможню ксерокопии ПСи, заверенные самой организацией. Если в контракт внесены изменения или дополнения, паспорт сделки необходимо переоформить. Для этого нужно представить в банк: - два экземпляра ПСи, заполненные с учетом изменений и дополнений, внесенных в контракт; - копию изменений и дополнений к контракту; - копии разрешений на проведение валютных операций, заверенные в установленном порядке, когда такие разрешения необходимы. Ксерокопию нового паспорта импортной сделки, заверенную печатью банка и подписью его ответственного лица, организация должна представить в таможенный орган.
Грузовая таможенная декларация
Правила представления, приема и проверки ГТД утверждены Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284. Этот документ вступил в силу с 11 марта 2003 г. С этого дня ГТД представляются по новым правилам. При ввозе товаров в Россию грузовую таможенную декларацию надо подать в течение 15 дней после их представления таможенникам. Этот срок можно продлить, но не более чем на два месяца. Для этого фирма должна написать заявление с просьбой о продлении срока подачи декларации. Оно составляется в произвольной форме, но должно содержать сведения о наименовании товара, его коде в соответствии с ТН ВЭД, количестве, стоимости и сумме уплаченных таможенных платежей с указанием даты и номера платежных документов. Все документы, которые необходимо представить в таможенный орган, условно подразделяются на две группы: документы, необходимые для принятия ГТД и для начала ее проверки (см. схему "Документы").
Документы
————————————————————————————————————————————————¬ | Пакет документов, необходимый для таможенного | | оформления импортных товаров | L—————————T————————————————————————————T—————————\ / \ / ———————————————————————————————¬ ———————————————————————————————¬ | Документы, необходимые для | | Документы, необходимые для | | принятия ГТД таможенными | | начала проверки ГТД | | органами | | таможенными органами | L————T————————T———T——————T—————— L————T——————————T————————T——————\ / ¦ ¦ \ / \ / ¦ \ / ———————————¬ | | ———————————¬ —————————————¬ | ————————————¬ |Платежные | | | |Копии | |Копии | | | Копия | |поручения,| | | |лицензий | |транспортных| | | контракта | |подтверж— | | | |или | |или | | | или | |дающие | | | |разреше— | |товаросопро—| | | договора с| |уплату | | | |ний, если | |водительных | | |иностранным| |таможенных| | | |они | |документов. | | | партнером | |платежей | | | |требуются | |Например, | \ / L————————————L----------- ¦ ¦ ¦для ¦ ¦счета на ¦ ---------¬ ¦ ¦ ¦пересече- ¦ ¦оплату ¦ ¦ Копия ¦ —————— | |ния | |товаров | |паспорта| | | |границы | |(инвойсы), | | сделки | \ / \ /L——————————— |счета— | L—————————-------------¬ -------------¬ ¦фактуры, ¦ ¦ Электронная¦ ¦ Электронная¦ ¦счета- ¦ ¦ копия ГТД ¦ ¦ копия ГТД ¦ ¦проформы, ¦ ¦(на дискете)¦ ¦(на дискете)¦ ¦товарно- ¦ L------------- L------------- ¦транспортные¦ ¦накладные, ¦ ¦упаковочные ¦ ¦листы и ¦ ¦т.д. ¦ L----------- ———— Таможенники проверяют, соответствуют ли сведения, внесенные в ГТД, условиям контракта и сведениям, указанным в ПСи, а также проверяют подлинность печати Банка России. Ксерокопия ПСи, заверенная таможенным работником вместе с экземпляром ГТД, остается в делах таможенного органа. В ходе проверки таможенные органы могут попросить организацию представить им дополнительные документы. Для этого они направляют в организацию запрос. В нем указывается перечень этих документов, а также срок, в течение которого организация должна представить перечисленные документы. Этот срок отсчитывается с момента фактического получения фирмой запроса от таможни и не может быть меньше: - 3 рабочих дней, если документы могут быть подготовлены самой организацией; - 5 рабочих дней, если их надо запрашивать у других организаций. После того как проверка декларации будет завершена, третий лист ГТД (возвратный экземпляр декларанта) и его ксерокопия с отметками таможни о выпуске товаров передаются представителю фирмы. Это означает, что выпуск товара разрешен. Ксерокопию третьего листа ГТД, заверенную оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа, организация должна представить в свой банк. Для этого ей отведен срок - 15 календарных дней. Этот документ также помещается в специальное досье.
Учетная карточка
На каждую поставку товаров по представленному паспорту сделки таможенные органы оформляют не только ГТД, но и формируют учетную карточку импортных товаров (УКи). В ней указываются сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортированных товаров. Составляется учетная карточка в соответствии с порядком и по форме, установленным Приложением 3 к Инструкции N 91-И/01-11/28644. Карточка составляется в электронном виде и передается банку организации-импортера в течение 20 календарных дней с момента принятия решения о выпуске товаров. Банк сверяет сведения, указанные в учетной карточке с копией ГТД. А затем возвращает их обратно в таможню не позднее контрольного срока, который указан в карточке. Банк может и сам сформировать учетные карточки импортных товаров на основании копии ГТД, которую представила организация-импортер, и направить их в таможенный орган. Тогда контрольный срок для передачи этих карточек в ГТК России рассчитывается специальной программой. Вполне возможно, что после передачи УКи в таможенные органы банк внес в эти документы какие-либо изменения или дополнения. В этом случае в течение 10 дней с момента внесения изменений и дополнений банк должен повторно направить УКи в таможню. После того как банк отправил все учетные карточки, имеющиеся в банке по какому-либо паспорту импортной сделки, досье по этому ПСи закрывается и сдается в архив банка.
Карточка платежа
При осуществлении платежей иностранному поставщику или при передаче ему векселя в счет оплаты в течение 7 дней банк формирует карточку платежа. Карточка платежа заполняется по каждому виду оплаты, связанному с импортом товаров по контракту. Причем банк заполняет отдельную карточку платежа также и в том случае, если на счет организации-импортера поступили денежные средства, ранее переведенные в оплату импортируемых товаров или же в оплату неустойки, возмещения убытков. В эту карточку заносятся данные как о платежах в иностранной валюте или в валюте РФ, так и о передаче нерезиденту векселя в счет оплаты. При этом вексель может быть номинирован как в иностранной валюте, так и в валюте РФ. Каждый платеж должен быть соотнесен с поставками товаров. В течение 10 дней после их формирования карточки платежа направляются банком в ГТК России.
Оплата услуг банка за выполнение функций валютного контроля
За выполнение функций валютного контроля уполномоченные банки взимают с организаций-импортеров плату. Предельный размер этой платы установлен в п.6 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163. Ее размер не может превышать 0,15 процента от суммы сделки. В бухгалтерском учете плата банкам за выполнение ими функций валютного контроля учитывается по дебету счета 91 субсчет "Прочие расходы" и включается в состав операционных расходов (п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). В налоговом учете эти затраты следует отнести к внереализационным расходам на основании пп.15 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ. На сумму оплаты услуг банка по проведению валютного контроля можно уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль.
НДС и книга покупок
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ под таможенным режимом выпуска для свободного обращения уплачивается НДС (пп.1 п.1 ст.151 Налогового кодекса РФ). Ставка НДС применяется та же, что и при реализации таких товаров внутри страны. Основой для начисления НДС по ввозимым товарам является их таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину, а по подакцизным товарам - еще и на сумму акциза. Это установлено п.1 ст.160 Налогового кодекса РФ. Уплаченные на таможне суммы НДС можно принять к налоговому вычету, если: - товары приобретены для осуществления операций, которые признаются объектами налогообложения или же для перепродажи (п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ); - ввезенные материальные ценности приняты к учету в соответствии с первичными документами (п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ). При импорте товаров порядок оформления документов для принятия НДС к вычету несколько иной, чем при операциях внутри страны. Он установлен п.10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Оформлять счета-фактуры организация-импортер не должна. Вместо них используются грузовые таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке. ГТД и копии платежного поручения на перечисление НДС таможенному органу подшиваются в журнал учета полученных счетов-фактур. Таким образом, НДС можно принять к вычету в том налоговом периоде, в котором импортные товары были оприходованы. При этом не имеет значения, расплатилась ли организация с поставщиком или нет. Нужно только зарегистрировать ГТД в книге покупок. В книге покупок организация обязана регистрировать все грузовые таможенные декларации. Поэтому если товар освобожден от налога на добавленную стоимость, то в книге покупок эта декларация все равно регистрируется, но с отметкой "Без НДС".
Ответственность
Самым серьезным нарушением валютного контроля является нарушение срока ввоза оплаченных импортных товаров (или возврата ранее уплаченных денежных средств за неввезенные товары). Ранее сумма штрафа за это нарушение равнялась полной сумме не возвращенных из-за границы валютных средств, а теперь определяется в соответствии с КоАП РФ. Итак, санкции за невыполнение требований валютного контроля установлены ст.15.25 КоАП РФ, а именно: - за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию России товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенных за них денежных средств - административный штраф на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 суммы незаконной валютной операции; - за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов - административный штраф на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
О.А.Курбангалеева Аудитор Подписано в печать 29.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |