![]() |
| ![]() |
|
Статья: Реализация регистрирующими (налоговыми) органами положений пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 10)
"Налоговые известия Московского региона", N 10, 2003
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИСТРИРУЮЩИМИ (НАЛОГОВЫМИ) ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
В соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) уполномоченные лица юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., обязаны были до 31 декабря 2002 г. представить в регистрирующий (налоговый) орган сведения по форме Р17001, предусмотренные пп."а" - "д", "л" п.1 ст.5 указанного Закона. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица на основании требований регистрирующих (налоговых) органов. В целях решения указанной задачи с применением предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации правовых инструментов целесообразно разделить юридические лица, не представившие сведения в порядке ст.26 Закона N 129-ФЗ, на две категории. Первую категорию составляют юридические лица, не представившие сведения в соответствии с Законом N 129-ФЗ, но осуществляющие деятельность, в том числе представляющие отчетность в налоговые органы. Во вторую категорию включаются юридические лица, не представившие сведения в соответствии с Законом N 129-ФЗ и не осуществляющие деятельность, в том числе не представляющие отчетность в налоговые органы. Необходимость выделения указанных категорий юридических лиц обусловлена наличием различных правовых оснований, позволяющих регистрирующим (налоговым) органам осуществить реализацию положений п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ.
Правовые основания ликвидации юридических лиц первой категории
В соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано судом по требованию государственного органа в случае осуществления этим юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Грубое нарушение закона, выразившееся в непредставлении ранее зарегистрированным юридическим лицом сведений согласно ст.26 Закона N 129-ФЗ, является условием, необходимым для направления регистрирующим (налоговым) органом искового заявления о ликвидации юридического лица на основании ст.61 ГК РФ. Процедура ликвидации юридического лица в случае принятия судом на основании требования регистрирующего органа соответствующего решения осуществляется в соответствии с положениями ст.ст.62 - 64 ГК РФ. Необходимо отметить, что подача искового заявления о ликвидации юридического лица в соответствии со ст.61 ГК РФ возможна только в отношении юридических лиц первой категории, которые не обладают признаками банкротства, определенными в ст.ст.3, 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ". Юридические лица первой категории, обладающие признаками банкротства, ликвидируются в соответствии с положениями ст.65 ГК РФ Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Направление исковых заявлений о ликвидации юридических лиц в порядке ст.61 ГК РФ является стимулирующим фактором, способным обеспечить направление юридическим лицом в регистрирующий орган сведений согласно ст.26 Закона N 129-ФЗ. В случае представления юридическим лицом сведений в соответствии со ст.26 Закона N 129-ФЗ после направления регистрирующим органом искового заявления о ликвидации регистрирующий (налоговый) орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, привлекает должностное лицо юридического лица к административной ответственности в соответствии с п.3 ст.14.25 КоАП РФ, уведомляет суд об отказе от иска о ликвидации указанного юридического лица в соответствии с п.2 ст.49 АПК РФ.
Правовые основания ликвидации юридических лиц второй категории
Для определения правовых оснований ликвидации юридических лиц второй категории дадим им краткую характеристику. Юридические лица второй категории являются "брошенными" компаниями, т.е. недействующими юридическими лицами: у них отсутствуют как имущество, так и органы управления, работающий персонал. Такие юридические лица существуют только "де-юре". Фактами, подтверждающими отсутствие юридического лица, являются неосуществление юридическим лицом деятельности, в частности непредставление отчетности в налоговые органы, отсутствие в течение длительного времени движения по расчетному счету юридического лица, а также отсутствие сведений о месте нахождения как самого юридического лица, так и его учредителей. Ликвидация юридических лиц второй категории осуществляется в соответствии со ст.ст.227, 228 вышеуказанного Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Регистрирующие (налоговые) органы независимо от размера недоимки юридического лица подготавливают документы, необходимые для представления в арбитражный суд заявления о признании отсутствующего должника банкротом, и, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих", направляют их в территориальный орган ФСФО России для подачи указанного заявления в суд.
Правовые основания ликвидации общественных объединений, торгово-промышленных палат, политических партий и религиозных организаций
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно ст.21 Закона N 82-ФЗ решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Поэтому направление исковых заявлений о ликвидации общественных объединений и религиозных организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 г. и не сообщивших требуемые сведения согласно ст.26 Закона N 129-ФЗ, должно осуществляться органами юстиции Российской Федерации. На основании Письма МНС России от 30 января 2003 г. N ММ-6-09/135@ "К вопросу об органе, уполномоченном направлять исковые заявления о ликвидации общественных объединений, торгово-промышленных палат, политических партий, религиозных организаций" Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации были направлены в территориальные органы юстиции списки общественных объединений, не представивших сведения согласно ст.26 Закона N 129-ФЗ, для направления в суд заявлений о прекращении деятельности общественных объединений. Таким образом, органы юстиции при направлении заявлений о прекращении деятельности общественных объединений в соответствии со ст.26 Закона N 129-ФЗ вправе запрашивать у регистрирующего (налогового) органа сведения об отсутствии информации об общественном объединении в Едином государственном реестре юридических лиц. Регистрирующий (налоговый) орган при поступлении запроса от территориального органа юстиции выдает справку об отсутствии запрашиваемой информации в Едином государственном реестре юридических лиц.
С.Ф.Залогин Начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управление МНС России по Московской области Подписано в печать 24.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |