![]() |
| ![]() |
|
Статья: Региональные и местные налоги и сборы, действующие на территории Московской области в 2003 году ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 10)
"Налоговые известия Московского региона", N 10, 2003
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность всех предприятий, организаций, учреждений и граждан платить налоги. При этом следует учитывать п.2 ст.11 НК РФ, что организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании, другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог с продаж, введенный в систему региональных налогов Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", является не дополнительным налогом, а предусматривает замену существовавших до его введения таких налогов и сборов, как сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор за право торговли винно-водочными изделиями, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор за право использования местной символики, сбор за уборку территорий населенных пунктов и т.д. Таким образом, с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях субъектов Российской Федерации не взимаются налоги, предусмотренные пп."г" п.1 ст.20, а также пп."г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" п.1 ст.21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ). До введения в действие части второй Налогового кодекса РФ на территории Московской области действуют два местных налога и сбора, доходы от которых поступают полностью в бюджеты муниципальных образований области: налог на рекламу и целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели.
Статьей 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) для данных видов налогов определены права органов местного самоуправления по их введению, даны общие установки о плательщиках и предельных размерах ставок, источниках уплаты. В то же время Закон N 2118-1 предоставил право местным органам самоуправления определять конкретных плательщиков, устанавливать их ставки, порядок исчисления, сроки уплаты, а также решать вопрос о предоставлении льгот отдельным категориям плательщиков. Таким образом, основным документом по исчислению и уплате налога на рекламу и целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели, является решение или постановление, принимаемое органами местного самоуправления на территории каждого муниципального образования.
Налог на рекламу
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 30 декабря 2001 г.) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории района предприятия и организации всех организационно-правовых форм, являющиеся юридическими лицами (включая предприятия с иностранными инвестициями) и филиалы (имеющие и не имеющие расчетного счета), а также физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории района. Юридическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы, именуется рекламодателем. Юридическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, именуется рекламопроизводителем, а осуществляющее размещение или распространение рекламной информации - рекламораспространителем. Рекламопроизводители, рекламораспространители, в том числе средства массовой информации, именуются рекламным агентом. Объектом обложения налогом на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции, включая работы, осуществляемые хозяйственным способом. Рекламодатели вносят налог на счет рекламного агентства. В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий, в том числе на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др., а также арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Таким образом, расходы на наружную рекламу и расходы организации по аренде рекламного щита включаются в состав прочих расходов и относятся к расходам рекламного характера и, следовательно, подлежат обложению налогом на рекламу. В соответствии со ст.14 Закона "О рекламе" распространение наружной рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Ставка налога устанавливается решениями местных органов самоуправления и не может быть более 5%. Рассмотрим следующий пример. Фирма А получила разрешение на установление рекламных щитов и установила их вдоль дороги. Фирма Б арендовала щиты у фирмы А, но сдает их в аренду другим фирмам для рекламы продукции. Рекламу на этих щитах размещает фирма В. Учитывая изложенное, фирма А, которая имеет разрешение на установку рекламных щитов, и фирма Б, арендующая щиты у фирмы А, не являются плательщиками налога на рекламу, поскольку не занимаются распространением рекламной продукции. Фирма В, арендующая рекламные щиты у фирмы Б, - распространитель рекламной продукции, а значит, является плательщиком налога на рекламу и в обязательном порядке должна иметь разрешение на распространение рекламной продукции, если этот факт оговорен в принятом местными органами самоуправления решении.
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели
Целевые сборы на те или иные цели вводятся органами местного самоуправления для решения социально-экономических проблем, возникающих в районе. Плательщиками указанного сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм - юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной местному органу самоуправления, который ввел этот сбор, включая филиалы (обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица. Размер ставок устанавливается соответствующим решением органов местного самоуправления. Предельный размер ставки определен Законом РФ от 16 июля 1992 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (с последующими изменениями и дополнениями). При этом общая сумма (ставка) целевых сборов в год не может превышать 3% годового фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица. Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются в решениях, принятых органами местного самоуправления.
Налог с продаж
Общие сведения
В настоящее время от предприятий с иностранными инвестициями, инофирм поступает много вопросов о налоге с продаж. Так, немецкая компания OBI в настоящее время осуществляет совместный проект по созданию крупнейшей в России сети направления "Do It Yourself". В частности, на территории Московской области планируется открыть два современных гипермаркета OBI. Целесообразно подробнее остановиться на налоге с продаж, поскольку налоговые инспекции в соответствии со ст.89 НК РФ осуществляют проверки только за три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующие году проведения проверки, и на отличительных особенностях обложения этим налогом в 2001 г. и со времени введения в действие гл.27 "Налог с продаж" разд.IХ "Региональные налоги и сборы" части второй Налогового кодекса РФ. С 1 января 2002 г. согласно Федеральному закону от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ) вступила в силу гл.27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса РФ. Изменение законодательства о налоге с продаж было вызвано требованием, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П, которым отдельные нормы Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", установившего налог с продаж, были признаны неконституционными и должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ, но в любом случае они утратят силу не позднее 1 января 2002 г. Таким образом, действующие положения Закона от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ, регулирующие порядок применения налога, соответствуют Постановлению Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст.347 НК РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить налог с продаж на своей территории, а в случае введения также определять ставку налога в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога и форму отчетности. Так, на территории Московской области был введен Закон Московской области от 31 декабря 1998 г. N 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (действует в редакции Закона Московской области от 24 ноября 2001 г. N 187/2001-ОЗ). До 1 января 2002 г. - даты вступления в силу гл.27 НК РФ - п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был определен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не являлась объектом налогообложения по налогу с продаж. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж могли устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом с продаж. Статьей 350 НК РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж. При этом перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж, предусмотренный вышеуказанной ст.350 НК РФ, является исчерпывающим и обязателен для применения на территории всех субъектов Российской Федерации. По товарам (работам, услугам), входившим в установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации дополнительные перечни товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом, и не вошедшим в перечень товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж, предусмотренный ст.350 НК РФ, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Таким образом, освобождение от налога с продаж товаров (работ, услуг), входивших в установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации дополнительные перечни товаров (работ, услуг) и не вошедших в перечень товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж, предусмотренный ст.350 НК РФ, распространяется на указанные товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные) до 1 января 2002 г. В соответствии со ст.348 НК РФ плательщиками налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог. В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с п.2 ст.350 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. При этом обязанность по начислению и уплате налога в бюджет возникает при выполнении двух основных условий: - право собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) юридически должно перейти от продавца к покупателю (заказчику); - фактически за товары (работы, услуги) должны поступить наличные денежные средства. При этом датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. До вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ налоговое законодательство не имело четкого определения реализации товаров (работ, услуг). В ст.38 НК РФ определено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц; услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. На основании ст.39 НК РФ под реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. На использовании расчетных или кредитных банковских карт остановимся подробнее. Отсутствие нормативно-правового определения понятия платежной карты и вызванное этим неоднозначное толкование данного термина привели к тому, что на банковском рынке России долгое время все виды платежных карт именовались кредитными. Только в документах за последние годы банковские карты стали называться платежными. Между тем банковские карты могут быть не только кредитными, но и дебетовыми (расчетными), имеющими иные характеристики и предоставляющими их владельцам совершенно иные возможности. Помимо этого могут выпускаться и смешанные виды карт, сочетающие черты кредитных и дебетовых. В некоторых случаях при наступлении определенных условий дебетовая карточка может превращаться в кредитную. Укажем на основные отличия кредитной карточки от дебетовой. Кредитная карточка представляет собой такое средство расчетов, при котором эмитент берет на себя не только обязанность перечисления средств клиента на счета его контрагентов, но и риск немедленной оплаты товаров (работ, услуг) ее владельца в пределах установленного им лимита кредитования. Таким образом, кредитная карточка позволяет ее владельцу при совершении любой покупки отсрочить ее оплату путем получения у банка кредита (кредитной линии). Лимит кредитования определяется банком-эмитентом каждому владельцу карты на его ссудном счете. Этот счет абсолютно независим от обычного (текущего, сберегательного и пр.) счета клиента в банке. Банки-эмитенты, как правило, устанавливают конкретные сроки, в пределах которых клиент обязан вернуть банковский кредит. В случае задержки возврата банк-эмитент вправе взимать за каждый день просрочки заранее оговоренные с клиентом проценты. Дебетовые карты предназначены для немедленной оплаты товаров (работ, услуг) путем прямого списания средств с текущего счета владельца карточки на счет его кредитора в пределах имеющейся там суммы. При недостатке средств расчеты банком производиться не будут, так как лимит, вносимый при открытии счета, снижаться не может, а обязательств по кредитованию клиента банк на себя не принимал. Таким образом, расчеты по дебетовой карточке производятся путем прямого перечисления списанных со счета ее владельца денежных средств, а не за счет получения у банка-эмитента кредита. Кроме того, владельцем платежной карты может быть как физическое лицо, имеющее в банке-эмитенте личный счет, так и юридическое лицо, которому открывается счет корпоративный. Корпоративная карточка открывается юридическим лицам и предназначена для управления счетом юридического лица. Выдается она банком-эмитентом или организацией-распространителем отдельным сотрудникам фирмы, правомочным пользоваться ее средствами, а потому на корпоративной платежной карточке кроме названия фирмы выбивается имя пользователя, так что применять ее может только один человек, которому при оплате товаров (работ, услуг) придется подтвердить свою личность. Фирма может открывать карточки для нескольких своих сотрудников, причем каждой карточке будет соответствовать свой спецкартсчет. Ответственность за ненадлежащее использование корпоративной карты перед банком-эмитентом несет юридическое лицо - владелец, а физическое лицо - пользователь, в свою очередь, отчитывается перед бухгалтерией фирмы за все расходы, произведенные по корпоративной карте. Кроме того, на российском рынке получили достаточно широкое распространение так называемые зарплатные карточки. Сотрудник фирмы, оформивший такой тип карты, может получать заработную плату не наличными деньгами, а перечислением их на спецкарточный счет.
Налоговая база и налоговая ставка
Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. В гл.27 НК РФ появилось понятие, которое отсутствовало в действовавшем законодательстве по налогу с продаж, - налоговый период. Он устанавливается как календарный месяц. Налоговые ставки в соответствии со ст.53 НК РФ по региональным налогам должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Верхний предел налоговой ставки определен в ст.353 НК РФ - не более 5%. На территории Московской области ставка налога с продаж установлена в размере 5%. Кроме того, не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).
Порядок исчисления налога
Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют обязанности по исчислению, удержанию у покупателя и перечислению в бюджет данного налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). Налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п.2 ст.354 НК РФ). В гл.27 "Налог с продаж" НК РФ определен порядок исчисления этого налога при реализации по договорам комиссии (поручения, агентского договора). В случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. В соответствии со ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (доверителем, агентом). В случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. Таким образом, исключается возможность двойного обложения налогом с продаж товаров, реализуемых в рамках договоров комиссии (поручения, агентского договора). Кроме того, в гл.27 НК РФ внесены положения, которые регулируют порядок исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и которых не было в действовавшем до 1 января 2002 г. федеральном налоговом законодательстве. Так, в соответствии с п.п.4 и 5 Закона Московской области от 24 ноября 2001 г. N 187/2001-ОЗ "О налоге с продаж" организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие расчетного (текущего) счета, представляют в налоговый орган по месту нахождения организации ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, расчеты налога по всей организации в целом и отдельно по каждому обособленному подразделению с указанием места их нахождения. Кроме того, расчеты отдельно по территориально обособленным подразделениям представляются организациями ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговые органы по месту нахождения этих организаций. Организации сообщают налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений наименование, идентификационный номер и почтовый адрес организации и обособленных подразделений, а также встают на учет в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Порядок, сроки уплаты налога с продаж и форма отчетности
В соответствии с п.п.2 и 3 вышеуказанного Закона Московской области "О налоге с продаж" сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам каждого налогового периода расчетным путем. Организации, признанные в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах плательщиками налога, производят уплату налога в авансовом порядке ежедекадно по срокам 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере одной трети суммы налога, определяемой исходя из фактической стоимости реализации товаров (работ, услуг) предыдущего месяца с последующим перерасчетом по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактической стоимости реализации товаров (работ, услуг) отчетного периода. Налогоплательщики-организации ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту своего нахождения декларацию по исчислению налога с продаж. Если начисленная по декларации за месяц сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчета вносится плательщиком в бюджет не позднее срока, установленного для представления месячной декларации, т.е. 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Сроки уплаты, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня. Таким образом, согласно п.1 ст.354 НК РФ сумма налога с продаж включается в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю. Плательщиками налога с продаж по услугам, предоставляемым гражданам, являются предоставляющие их организации. Как отмечалось выше, сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Это связано с тем, что налог с продаж относится к косвенным налогам, которые в силу своей природы предназначены для переложения на конечных потребителей товаров (работ, услуг) и взимаются с покупателей через цену товаров (работы, услуги). Таким образом, источник налога с продаж формируется непосредственно у покупателя и поступает продавцу в составе выручки, полученной за реализованные товары, оказанные услуги или выполненные работы. Налог с продаж относится к региональным налогам, и доходы от уплаты налога с продаж полностью поступают в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации. В настоящее время доходы от поступления налога с продаж являются одним из существенных источников, формирующих доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 4 вышеупомянутого Закона от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ предусмотрено, что гл.27 "Налог с продаж" НК РФ утрачивает силу с 1 января 2004 г. Таким образом, срок действия указанной главы, а следовательно, и налога с продаж - 2002 и 2003 гг. - определен законодательно. Приведем ответы на некоторые вопросы по налогу с продаж:
Организация оказывает услуги по сдаче в субаренду офисных помещений юридическим лицам по безналичному расчету. Надо ли производить уплату налога с продаж?
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет. В целях названного Закона к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). На основании изложенного реализация любых товаров (работ, услуг) юридическим лицам за безналичный расчет не является объектом налогообложения, и в этих случаях налог с продаж не исчисляется и не уплачивается. Следовательно, при оказании услуг по сдаче в субаренду помещений юридическим лицам с оплатой по безналичному расчету объекта обложения налогом с продаж не возникает. На территории Московской области данный порядок обложения налогом с продаж в 2001 г. применялся в соответствии с Законом Московской области от 31 декабря 1998 г. N 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с последующими изменениями и дополнениями). С 1 января 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которым категория налогоплательщиков, объект налогообложения, льготы, касающиеся порядка исчисления налога с продаж, устанавливаются федеральным законом. В соответствии со ст.ст.348, 349 НК РФ плательщиками налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели по операциям по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Следовательно, оплата юридическими лицами услуг по сдаче в субаренду помещений обложению налогом с продаж не подлежит с 1 января 2002 г. независимо от вида осуществления расчетов (наличными средствами или безналичным путем).
Фирма А заключила договоры с физическими лицами по осуществлению посреднических операций. Каков в этом случае порядок исчисления и уплаты налога?
Если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится фирмой А - комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства от физических лиц за реализованный товар (работы, услуги) поступают непосредственно в кассу или на расчетный счет фирмы А - комиссионера (поверенного, агента), то обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в бюджет возлагается на фирму А - комиссионера (поверенного, агента), который в этом случае признается налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется с полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение фирмы А - комиссионера (поверенного, агента). Фирма Б - комитент (доверитель, принципал) при получении от фирмы А - комиссионера (поверенного, агента) выручки налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен фирмой А - комиссионером (поверенным, агентом). Если же в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится фирмой А - комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства от физических лиц за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу или на расчетный счет фирмы Б - комитента (доверителя, принципала), то налог с продаж уплачивается в бюджет фирмой Б - комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.
А.М.Ус Начальник отдела региональных и местных налогов и сборов Управление МНС России по Московской области Подписано в печать 24.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |