![]() |
| ![]() |
|
Статья: Каким быть Налоговому кодексу в 2004 году ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 10)
"Налоговые известия Московского региона", N 10, 2003
КАКИМ БЫТЬ НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ В 2004 ГОДУ
(Комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации")
Изменений, которым подверглось налоговое законодательство в результате принятия в июле ряда федеральных законов, ждали давно: это и отмена налогового контроля за крупными расходами физических лиц, и увеличение имущественных вычетов по НДФЛ. Однако самые значительные и долгожданные нововведения в действующее налоговое законодательство внес Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ (далее - Закон), который затронул почти все главы Налогового кодекса РФ. Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (ст.10 Закона), поэтому у налогоплательщиков есть время на его изучение. Сразу обратим внимание на ряд технических поправок в Законе, которые вызваны отнюдь не техническими изменениями. Во-первых, в связи с окончанием срока, на который был введен налог с продаж, с 1 января 2004 г. из всех статей НК РФ исключены слова "налог с продаж". Во-вторых, соответствующие изъятия из соответствующих статей Налогового кодекса РФ были сделаны в связи с исключением из перечня подакцизных товаров такого их вида, как "подакцизное минеральное сырье" (п.2 ст.181 НК РФ). А теперь рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в налоговом законодательстве.
Налог на добавленную стоимость
Наконец-то произошло давно обещанное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (п.3 ст.164 НК РФ). При этом ставка налога в размере 10% по ряду товаров осталась прежней. Кроме того, редакции подвергся п.4 ст.158 НК РФ. Теперь согласно этому пункту при определении налоговой базы по каждому виду имущества при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка составит не 16,67, а 15,25%.
Акцизы
С 1 января 2004 г. природный газ не признается подакцизным товаром (п.2 ст.181 НК РФ). В связи с этим признаны утратившими силу следующие положения гл.22 Налогового кодекса РФ: п.2 ст.181; пп.15 - 19 п.1 и п.2 ст.182; пп.7 - 13 п.1 ст.183; ст.188; п.п.1 и 3 ст.195; п.2 ст.202; п.1 ст.204; п.2 ст.206. Перечень остальных подакцизных товаров остался неизменным, но по ним изменились ставки налога. Новость не будет приятной: для плательщиков акцизов ставки увеличились в среднем на 8% (п.1 ст.193 НК РФ). Кроме того, следует отметить, что Законом расширен перечень документов, которыми при экспорте можно подтверждать вывоз подакцизных товаров. Теперь таким подтверждением могут служить не только транспортные и товаросопроводительные документы, но также иные документы с отметками пограничных таможенных органов РФ (пп.4 п.7 ст.198 НК РФ).
Налог на прибыль
Незначительные изменения затронули также и гл.25 НК РФ. Так, в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций (абз.13 пп.14 ст.251 НК РФ). В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 г. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" п.1 ст.251 НК РФ дополнен пп.28. Согласно ему в доходы операторов универсального обслуживания не включаются суммы, полученные из резерва универсального обслуживания. Поясним, что в соответствии со ст.57 Закона N 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" с использованием пунктов коллективного доступа. Оказывать такие услуги имеют право операторы универсального обслуживания, отбор которых будет осуществлен по результатам конкурса или в порядке назначения в каждом субъекте РФ (ст.58 Закона N 126-ФЗ). В пользу налогоплательщиков разрешен вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г. Согласно новой редакции п.7 ст.10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ требования п.8 ст.258 НК РФ об обязательной подаче документов на регистрацию к этим объектам не применяются. Поэтому и после 1 января 2004 г. амортизация, начисленная по таким объектам, будет учитываться для целей налогообложения независимо от факта подачи документов на регистрацию. С 1 января 2004 г. при сохранении общей ставки налога на прибыль в размере 24% изменится порядок распределения суммы налога по бюджетам: - ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 5% (сейчас 6%); - ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, - 17% (сейчас 16%); - ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, останется на прежнем уровне - 2%. Субъектам РФ предоставлено право снижать ставку налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, до 13%.
Налог на добычу полезных ископаемых
Как уже было отмечено выше, из перечня подакцизных товаров исключен природный газ, но одновременно повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья. Так, в соответствии с абз.31 и 32 п.2 ст.342 НК РФ ставка налога на газовый конденсат при добыче их из всех видов месторождений углеводородного сырья теперь будет составлять 17,5%, а при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья - 107 руб. за 1000 кубических метров газа. Кроме того, до 31 декабря 2006 г. продлен порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст.339 НК РФ (ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации"). Напомним, что в первоначальной редакции такой порядок был установлен с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. Изменился и размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. он будет составлять 347 руб. за одну тонну (сейчас - 340 руб.).
Упрощенная система налогообложения
Наконец-то появилась определенность в вопросе о том, могут ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но начинающие в период ее применения осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), продолжать применять одновременно и ЕНВД, и упрощенную систему налогообложения. С момента вступления в силу гл.26.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы и большинство специалистов трактовали пп.12 п.2 ст.346.12 НК РФ как абсолютный запрет на одновременное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельным видам деятельности. Однако арбитражные суды такую точку зрения не разделили. Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2003 г. N А10-333/03-3-Ф02-1458/03-С3 было принято решение в пользу налогоплательщика. Суд постановил, что в Налоговом кодексе РФ нет запретов на применение двух специальных режимов одновременно. Теперь сомнений по данному вопросу больше не осталось. Во-первых, пп.12 п.2 ст.346.12 НК РФ, которым и были установлены эти ограничения, вообще признан утратившим силу с 1 января 2004 г. Во-вторых, ст.346.12 НК РФ дополнена п.4, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл.26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл.26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (включая переведенные на ЕНВД).
Единый налог на вмененный доход
Как показала практика, определенные сложности возникли у переведенных на ЕНВД налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. Из ст.346.27 НК РФ следует, что под розничной торговлей подразумеваются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Однако в настоящее время довольно распространенной среди покупателей стала практика расчета платежными картами. В связи с этим Ассоциация региональных банков России обращалась даже к председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с просьбой оказать содействие по внесению изменений в определение розничной торговли, данной в ст.346.27 НК РФ. Законодатель, видимо, и сам понял допущенную им ошибку. В новой редакции ст.346.27 НК РФ розничная торговля определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Кроме того, в соответствии со ст.5 Закона корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный ст.ст.346.27 и 346.29 НК РФ, не будет применяться и в 2004 г.
Региональные и местные налоги и сборы
Значительному реформированию подверглась также система региональных и местных налогов и сборов. В общей сложности отменено более 20 видов налогов и сборов. Перечислим их. Региональные налоги и сборы: 1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. 2. Налог с продаж. Местные налоги и сборы: 1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. 2. Курортный сбор. 3. Сбор за право торговли. 4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. 5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. 6. Сбор с владельцев собак. 7. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. 8. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. 9. Сбор за выдачу ордера на квартиру. 10. Сбор за парковку автотранспорта. 11. Сбор за право использования местной символики. 12. Сбор за участие в бегах на ипподромах. 13. Сбор за выигрыш в бегах. 14. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. 15. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. 16. Сбор за право проведения кино- и телесъемок. 17. Сбор за уборку территорий населенных пунктов. 18. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).
Земельный налог
Статьей 7 Закона установлено, что в 2004 г. будут применяться действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья.
Бюджетное законодательство
Изменения коснулись также и бюджетного законодательства - редакции подверглась ст.48 Бюджетного кодекса РФ. В связи с уменьшением налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ по причине отмены целого ряда налогов и сборов изменено распределение доходов от поступлений налога на прибыль, а также доходов от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД.
Ю.Михалычева АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |