Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Новации для автотранспортных предприятий ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2003, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в производстве", N 4, 2003

НОВАЦИИ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Минтрансом России разработана и утверждена Приказом от 24 июня 2003 г. N 153 отраслевая Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Она должна применяться автотранспортными организациями, но только в части, не противоречащей иным нормативным актам по бухгалтерскому учету. Однако некоторые нормы отраслевой Инструкции противоречат нормам ПБУ 10/99 "Расходы организации". Данная Инструкция регулирует не только порядок формирования доходов и расходов по обычным видам деятельности, но и порядок формирования прочих доходов и расходов. В связи с этим ее применение вызывает многочисленные вопросы у бухгалтеров. Ответить на них мы попросили руководителя Департамента бухучета, отчетности и методологии Минтранса России Надежду Николаевну Гогопуло.

- Надежда Николаевна, чем должна руководствоваться бухгалтерия автотранспортной организации при ведении учета в 2003 г.: положениями учетной политики или нормами данной Инструкции?

- Изменения в учетную политику предприятия вносятся с 1 января года, следующего за годом их утверждения. В связи с этим, если какие-то положения новой Инструкции не соответствуют применяемой предприятием в 2003 г. учетной политике, то их следует учесть при подготовке приказа об учетной политике на следующий год и применять с 1 января 2004 г.

- Отраслевая Инструкция в части признания расходов содержит нормы, отличные от норм ПБУ 10/99, регулирующих признание расходов в бухучете. Так, на основании норм, установленных п.п.40, 43, 47, 88 и пп.9, 10, 17, 22, 32 п.95, расходы принимаются только в пределах законодательно установленных норм. Как в этом случае организации должны формировать достоверный финансовый результат для целей бухучета?

- В Инструкции Минтранса России мы лишь конкретизировали нормы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" для адаптации их с деятельностью предприятий автотранспорта. В бухгалтерском учете признанию подлежат все расходы, фактически понесенные предприятием. Однако отраслевой Инструкцией предписано включать в себестоимость работ и услуг затраты на топливо и износ шин лишь в пределах технически основанных норм, утвержденных Минтрансом России. Сверхнормативные расходы по топливу и шинам нужно рассматривать как избыточные и экономически не оправданные, поэтому их нужно учитывать в составе прочих расходов. То же касается представительских расходов и расходов на рекламу. Применение такого подхода позволит использовать регистры бухгалтерского учета при исчислении налогооблагаемой прибыли, а также упростит выполнение требований ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" при исчислении постоянных налоговых разниц.

- Надежда Николаевна, как должны формировать финансовый результат многопрофильные организации, осуществляющие одновременно виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД?

- Если организация переведена на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, то согласно п.7 ст.346.26 Налогового кодекса РФ она обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении этого вида деятельности и иной деятельности.

- При наличии расхождений между нормами ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 и нормами отраслевой Инструкции чем должна руководствоваться бухгалтерия автотранспортного предприятия?

- Если, по мнению бухгалтера, применение каких-то положений Инструкции приведет к нарушению норм Положений по бухгалтерскому учету, то согласно пп."в" п.2 ст.5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ нужно руководствоваться нормами ПБУ. Однако, на мой взгляд, этого не должно произойти.

- А как автотранспортные организации должны оценивать доходы и расходы при осуществлении товарообменных и бартерных операций?

- В общеустановленном порядке согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

- Надежда Николаевна, а в каком объеме - полностью или в какой-либо доле - списываются на доходы отчетного периода суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов?

- Предприятия автотранспорта могут получать бюджетные средства на компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан, а также на покрытие убытков по содержанию отдельных объектов и транспортных линий. В первом случае сумма полученных из бюджета компенсаций полностью включается в выручку предприятия и отражается по счету 90 "Выручка". Этот случай предусмотрен в п.17 Инструкции. Что касается средств, получаемых в виде субвенций и субсидий на покрытие убытков по текущей деятельности, то они учитываются в соответствии с п.21 Инструкции в составе внереализационных доходов и отражаются по счету 91 "Прочие доходы и расходы".

- Из текста п.50 и пп.1 п.95 Инструкции следует, что взносы на обязательное пенсионное страхование должны учитываться не в составе обычных, а в составе прочих расходов. Это действительно так?

- Как суммы ЕСН, так и отчисления на обязательное пенсионное обеспечение, на которые уменьшается этот налог, учитываются в составе отчислений на социальные нужды. Кроме того, мы считаем, что в целях налогообложения нельзя отнести отчисления на обязательное медицинское страхование к прочим расходам и признать их в налоговом учете в составе косвенных расходов.

- Надежда Николаевна, чем же обоснован иной, чем в упомянутых Положениях по бухгалтерскому учету, подход к группировке доходов и расходов для предприятий автотранспорта?

- В Инструкции есть, к сожалению, недоработки. Минтранс России работает над уточнением и дополнением отдельных ее положений. В частности, мы готовим Методические рекомендации по калькулированию себестоимости отдельных видов автотранспортных услуг. В них будет предложена группировка расходов по статьям затрат с учетом специфики автомобильного транспорта, что предусмотрено п.10 ПБУ 10/99.

- Спасибо Вам за разъяснения.

Беседу провела

И.Иванова

Подписано в печать

18.09.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ" (Абрамова Н.В.) ("Главбух", 2003) >
Интервью: Переход на МСФО: как и когда это произойдет? ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2003, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.