![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Ю.К. Волков: "Новые формы деклараций будут менее объемными" ("Российский налоговый курьер", 2003, N 19)
"Российский налоговый курьер", N 19, 2003
Ю.К. ВОЛКОВ: "НОВЫЕ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИЙ БУДУТ МЕНЕЕ ОБЪЕМНЫМИ"
МНС России заканчивает работу над новыми формами налоговых деклараций по большинству налогов. Одна из задач - сделать их более простыми для заполнения и удобными для передачи в налоговую инспекцию в электронном виде. Как идет работа в этом направлении, рассказал нам заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра МНС России (ГНИВЦ) Юрий Константинович Волков.
- Юрий Константинович, в последнее время налоговые органы прикладывают огромные усилия, чтобы избавить себя и налогоплательщиков от бумажной работы и перейти на отчетность в электронном виде. Есть уже какие-либо результаты и чего можно ожидать в ближайшем будущем? - Наладить прием отчетности в электронном виде - одна из главных задач министерства. Недавнее наше исследование показало, что в целом по стране отчетность в электронном виде сдают 15 процентов налогоплательщиков. Правда, большая часть отчетности поступает на дискетах. Налогоплательщиков, сдающих отчетность по электронным каналам связи, пока немного, но их число постоянно растет. Например, в Москве их уже более 5000 <*>. ————————————————————————————————<*> Вдвое больше, нежели в начале года. - Прим. ред.
Основная наша задача сегодня - заинтересовать налогоплательщика сдавать отчетность в электронном виде. О чем идет речь? При наличии канала связи с налогоплательщиком мы сможем оперативно уведомлять его о состоянии расчетов с бюджетом, проводить сверки и т.д. Налогоплательщик, в свою очередь, сможет быстрее получить, например, справку об отсутствии задолженности, необходимую для привлечения кредита, оформления лицензии. Замечу, что мы уже разработали программу, которая позволяла бы формировать справку в электронном виде. Получая данные от налогоплательщиков, сформированные в популярных бухгалтерских программах, инспекции cмогут оперативно проводить автоматизированную сверку, формировать справку и отсылать ее налогоплательщику. - Какими программами составления и представления электронной отчетности могут воспользоваться налогоплательщики сейчас?
- Они могут выбрать бесплатную программу МНС России "Налогоплательщик ЮЛ" или платные разработки таких фирм, как "1С", "Такском" и др. Программа МНС России разработана нашим дочерним предприятием - Региональным вычислительным центром Чувашской республики. Эта программа - попросту говоря, "набивалка". Она ориентирована на широкий круг пользователей. Большинство из 15 процентов налогоплательщиков, о которых я сказал в начале нашей беседы, пользуются именно ею. Следует также отметить разработанные ГНИВЦ программные средства для заполнения форм N 2-НДФЛ "Справка о доходах", N 3-НДФЛ "Декларация физического лица", N 4-НДФЛ, а также для заполнения декларации о доходах государственных служащих. Еще один программный комплекс, о котором хотелось бы упомянуть, - разработка московской фирмы "Такском". Особенность этой программы в том, что она может взаимодействовать с программой "Инспектор", которая сейчас внедряется во всех налоговых инспекциях и служит для связи инспекций с внешними организациями. Благодаря этому налогоплательщик может отправлять отчетность в инспекцию напрямую. - А как обстоит дело с упрощением форм налоговых деклараций? - Работа близится к завершению. Уже в сентябре департаменты министерства представят новые формы деклараций по своим налогам <**>. ————————————————————————————————<**> Интервью состоялось в начале сентября. - Прим. ред.
По сравнению с нынешними формами, новые будут менее объемными. Кроме того, все налогоплательщики будут поделены на три категории. У каждой из них будет свой порядок заполнения деклараций. Первая категория - это, условно говоря, 20 процентов крупнейших предприятий, которые дают 80 процентов всех налоговых поступлений. Они обязаны заполнять декларации полностью. Вторая категория - так называемые основные налогоплательщики - должны заполнять основную часть деклараций и, возможно, от заполнения некоторых приложений будут освобождены. Для остальных организаций планируется определить минимальный набор данных, которые необходимо указывать в декларациях. Делить налогоплательщиков на категории предстоит налоговым органам. Налогоплательщик, зная, к какой категории он относится, соответственно заполняет декларацию. Потребность в таком подходе вызвана проблемами, с которыми сталкиваются инспекции. Сегодня непозволительно много времени уходит на то, чтобы ввести полученную информацию в информационную систему и обработать. В результате на собственно контрольную работу остается слишком мало времени. Кроме того, бланки налоговой декларации будут унифицированы в соответствии с вышедшим недавно Приказом министерства. Необходимость унификации продиктована созданием центров обработки данных. - Кстати, не так давно наши корреспонденты побывали в одном из таких центров - в Волгограде <***>. Так, как там, будет в будущем выглядеть работа с отчетностью повсеместно? ————————————————————————————————<***> Подробнее об этом читайте в статье "Как обработать декларацию за пять минут" // РНК, 2003, N 18. - Прим. ред.
- Думаю, да. Основная задача ЦОДов - обеспечить ввод информации с использованием промышленной технологии обработки бумажных документов. Кроме того, ввод должен обеспечивать стопроцентную достоверность и полноту данных. Поэтому фактически технология ввода информации о декларациях налогоплательщика построена на двойном вводе. Во-первых, применяются сканеры. Это значит, что налоговая декларация преобразуется в электронный образ - картинку. Данные декларации вводятся не с бумаги, а с электронного образа. Как показывает практика, это позволяет увеличить скорость ввода в пять раз. Чтобы вовсе исключить ручной труд по "вбиванию" данных в компьютер, мы дополнительно можем подключить технологию распознавания. Те есть можно будет использовать программу, считывающую данные с отсканированного образа декларации. Это еще больше сократит время ввода данных. Таким образом, с одного документа информацию снимают два оператора. Данные сравниваются, и если они совпали, мы гарантируем стопроцентную достоверность. Одного оператора можно заменить программой, распознающей текст. Это позволит увеличить производительность второго ввода на порядок. Но проблема в том, что все существующие системы распознавания дают 20 процентов ошибок. Поэтому только 20 процентов деклараций попадут на ручной повторный ввод. - Сколько центров обработки данных уже работают и сколько еще планируется создать? - Сейчас полноценно работают центры в Волгограде и Москве. Например, все платежные документы, которые рассылаются москвичам, печатаются с помощью технологий, отработанных в столичном центре. Технологии печати массовой корреспонденции, например тех же уведомлений об уплате транспортного налога, других имущественных налогов, мы запустили в Санкт-Петербурге. Еще два центра - в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге - на стадии становления: ремонтируются здания, закупается оборудование и т.д. О создании центров в других регионах пока говорить рано. Слишком много проблем. Во-первых, очень разнится законодательство регионов. Во-вторых, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград - это, так сказать, компактные образования. Доставить информацию от налогоплательщика в инспекцию, а затем в управление можно в кратчайшие сроки. А взять, например, Красноярский край. Расстояния огромные, а коммуникации не всегда налажены. Кроме того, надо помнить, что организация ЦОДа требует финансирования. Пока оно выделено только на создание тех пяти центров, о которых я уже упомянул. - Юрий Константинович, несколько слов о налоговых проверках. Сейчас много говорят о том, что при отборе налогоплательщиков для выездных проверок данных одной лишь налоговой отчетности недостаточно. Необходима еще информация из внешних источников. Налаживается ли обмен данными с другими госорганами? - Сейчас вырабатывается порядок взаимодействия с Государственным таможенным комитетом, паспортно-визовой службой МВД России, Федеральной пограничной службой, Минюстом России, Минтопэнерго России, Минприроды России и Пенсионным фондом. Определенные успехи уже есть. Заключены, например, соглашения об обмене информацией с таможней и пограничниками. Однако проблем хватает. Скажем, информация для камеральной проверки нужна на местном уровне - в инспекции. Но структура других государственных органов не всегда совпадает со структурой МНС России. Возникает вопрос, куда какую информацию передавать. К примеру, когда мы искали способы передачи данных о платежных поручениях на уплату налогов из отделений казначейства в инспекции, столкнулись с тем, что на одно отделение казначейства приходится несколько инспекций. То есть перед казначейством вставала проблема, в какую из них и какие данные отправлять. Пришлось подняться на ступень выше - на уровень субъекта Федерации, получать данные на этом уровне. Кроме того, еще одна проблема - получение информации из внешних источников. Она связана с тем, что уровень автоматизации МНС России на порядок выше, чем большинства других госорганов. - Спасибо Вам за интересную беседу и позвольте задать последний вопрос - об электронных счетах-фактурах, которые, как предполагается, налогоплательщики должны будут представлять в инспекции в будущем. Какова здесь роль ГНИВЦ? - ГНИВЦ уже разработал опытный образец программного обеспечения, которое позволяло бы обрабатывать информацию из счетов-фактур. Сейчас разработанная система работает в испытательном режиме - в части контроля по экспортным операциям. Пока мы просто принимаем счета-фактуры в бумажном виде, вводим их в базу и проверяем на соответствие друг другу. Благо объемы небольшие. Однако обрабатывать таким образом информацию по всей стране невозможно. Впрочем, главная проблема в том, что за налогоплательщиками законодательно не закреплена обязанность представлять счета-фактуры в электронном виде. После того, как это будет установлено, запуск системы контроля - вопрос времени и средств, необходимых для развития системы телекоммуникаций налоговых органов.
Беседу вели Наталья Попова Ислам Рамазанов Подписано в печать 16.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |