Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проверьте ваши цены ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 34)



"Учет.Налоги.Право", N 34, 2003

ПРОВЕРЬТЕ ВАШИ ЦЕНЫ

О том, что налоговые органы могут проверить цены по сделкам, знает, пожалуй, каждый бухгалтер. Но такое право у налоговиков имеется только в строго определенных случаях. Судебная практика показывает: злоупотреблений при подобных проверках множество. Так в каких случаях и в каком порядке налоговики могут контролировать цены? И самое главное - каковы последствия такого контроля?

Перечень закрыт

Статья 40 Налогового кодекса установила всего четыре случая, когда налоговые органы могут проверить цены. Первый - если сделка заключена между взаимозависимыми лицами. Второй - если заключена товарообменная сделка (то есть договор мены). Третий - если заключена внешнеторговая сделка. И наконец, четвертый - если цена по самой обычной сделке более чем на 20 процентов отклоняется от цен, применяемых налогоплательщиком по аналогичным сделкам в течение непродолжительного периода времени.

Обратите внимание, что этот перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2003 по делу N А05-9628/02-426/10). Это значит, что проверить правильность цен в каких-либо иных ситуациях налоговики не могут. А если они все же это сделают, то все их расчеты будут незаконными. Соответственно, и доначисленные на основании этих расчетов суммы взысканы не будут (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2003 по делу N А56-19497/02).

Именно поэтому суд при рассмотрении спора, вытекающего из применения ст.40 НК РФ, должен обязательно проверить - имели ли налоговые органы право проверять цену по данной сделке (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/1438).

Немного больше, немного меньше

Итак, одним из оснований, дающих право налоговым органам заняться проверкой цены по договору, является отклонение цены более чем на 20 процентов от аналогичных сделок в течение непродолжительного периода времени. Причем сделки эти должен заключать сам налогоплательщик. То есть отклонение цены сделки от цен других предприятий основанием для контроля не является (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.10.2002 по делу N А31-1678/15).

Соответственно, и цена в данном случае сравнивается не с рыночной, а с ценами, примененными тем же налогоплательщиком, но по другим сделкам (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2002 по делу N А56-11159/02).

Сравниваемые сделки должны быть однородными или идентичными. Это значит, что у них должны быть схожи все условия: как относящиеся к товару, так и относящиеся к договору (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.12.2002 по делу N КА-А40/7832-02).

Так, при сравнении двух договоров аренды надо учитывать порядок использования сдаваемых помещений (кегельбан, солярий, сауна, косметический салон), сроки аренды, размер арендованной площади, место расположения и т.п. (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.12.2002 по делу N КА-А40/7832-02).

А при сравнении договоров поставки надо учесть объемы и условия поставки, условия оплаты, страну поставки (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.11.2002 по делу N А11-2410/2002-К2-1039). Поэтому, например, два договора не будут аналогичными, если в одном предусмотрена доставка за счет поставщика, а в другом доставку оплачивает покупатель. Соответственно, различие цен по таким договорам не может стать поводом для контроля (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2002 по делу N А05-9485/01-488/11).

Но самое главное - в случае спора сопоставимость сделок должны будут доказывать налоговые органы (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2002 по делу N А56-857/02).

Внешняя - значит внешняя

Еще одним основанием для контроля цен Налоговый кодекс называет заключение внешнеторговой сделки. Суды же уточняют, что по этому основанию налоговые органы могут проверить именно саму внешнеторговую сделку. Проверять на этом основании цены, указанные в договорах с российскими поставщиками товаров, впоследствии направленных на экспорт, нельзя (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2003 по делу N А56-25870/02). Аргументы здесь такие: Налоговый кодекс не предусматривает такого основания для проверки цен, как "сделка, связанная с внешнеторговой". Поэтому и проверять цены по ним нельзя (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2002 по делу N А56-14791/02).

С потолка не брать!

Что же ждет налогоплательщика, который заключил сделку, дающую право налоговикам проконтролировать указанную в ней цену? Статья 40 НК РФ в таком случае разрешает налоговикам сравнить эту цену с рыночной. При этом рыночную цену налоговые органы должны брать не "с потолка", а определять ее в строгом соответствии с правилами, приведенными в самой ст.40 НК РФ (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2003 по делу N А05-9628/02-426/10). Если же налоговики проведут расчет по своей собственной методике, а не по правилам ст.40 НК РФ, то такой расчет будет незаконным (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.02.2003 по делу N А33-6187/02-С3а-Ф02-3998/02-С1).

Правила же определения рыночной цены такие: сначала надо попытаться определить ее исходя из цены, сложившейся на рынке идентичных или однородных товаров (причем НК РФ дает определения и идентичного, и однородного товара, и рынка товаров).

Если таких товаров на рынке нет либо товары есть, но нет информации о ценах на них, налоговики могут применить метод цены последующей реализации. То есть определить рыночную цену как разность между ценой реализации и обычными в данном виде деятельности затратами на реализацию.

Если же невозможно применить и этот метод, то рыночную цену определяют затратным методом, то есть исходя из обычных в данном виде деятельности затрат и прибыли.

Таким образом, в руках налоговых органов есть три метода определения рыночной цены. Однако применять эти методы они должны последовательно. Проще говоря, применить затратный метод можно, только если по объективным причинам не удалось ни определить цену исходя из стоимости однородных товаров, ни применить метод цены последующей реализации (Постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 07.10.2002 по делу N А38-5/115-02 и Восточно-Сибирского округа от 29.03.2002 по делу N А19-3339/01-24-Ф02-680/2002-С1).

Причем применение того или иного способа налоговики должны обосновать документально (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2003 по делу N А56-13605/02). Вдобавок к этому налоговики должны будут доказать правильность примененного расчета и соблюдение всех требований ст.40 НК РФ (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.06.2002 по делу N КА-А40/3980-02).

Чем это грозит

И если в результате всех расчетов налоговики выяснят, что цена, указанная налогоплательщиком в договоре, отличается от рыночной более чем на 20 процентов, они имеют право доначислить налоги исходя именно из рыночной цены (п.3 ст.40 НК РФ).

При этом налоговые органы также могут оштрафовать налогоплательщика по ст.122 НК РФ за неуплату налога, происшедшую вследствие занижения налоговой базы (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.10.2002 по делу N Ф03-А51/02-2/2089).

А вот права изменять ставку налога, примененную налогоплательщиком по той или иной операции, ст.40 НК РФ налоговикам не дает. К примеру, в порядке контроля за применяемыми ценами налоговики не могут менять ставку НДС с 0 процентов на 20 (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.04.2003 по делу N КА-А40/1909-03).

А.Е.Смирнов

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

15.09.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налог на добавленную стоимость ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 34) >
Статья: Ответ может быть здесь ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 34)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.