![]() |
| ![]() |
|
Статья: Планирование аудиторской проверки ("Аудиторские ведомости", 2003, N 10)
"Аудиторские ведомости", N 10, 2003
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки. В процессе выбора метода и поиска самостоятельного решения нам представляются полезными разработки, пригодные для непосредственного практического использования в области планирования аудита, полученные в результате проведенных исследований, анализа информации, рассмотрения методик и обобщения накопленного международного, а также отечественного аудиторского опыта. Материал представлен в виде таблицы, которая в сочетании с разнообразными методиками может служить инструментом для квалифицированного пользователя в области планирования аудиторской проверки. В таблице в сжатой и максимально возможной по объему форме нашли свое отражение: - аспекты и цели планирования аудиторской проверки; - обзор возможных процедур и методов проведения аудита на стадии планирования для получения аудиторских доказательств; - перечень рабочих документов, фиксирующих проделанную работу; - обоснование данных таблицы требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСА), международных аудиторских стандартов (МСА) и других нормативных документов, на основании которых и разрабатывалась данная таблица.
——————————————————T————————————————T————————————————T——————————————————¬ | Аспекты и цели | Использование | Возможные | Рабочие документы| | планирования на | ФСА и МСА при | процедуры и | согласно ФСА 2 | | основе ФСА 3 | планировании | методы с | "Документирование| | "Планирование | аудита | использованием | аудита" и МСА 230| |аудита" и МСА 300| | ФСА 5 |"Документирование"| | "Планирование" | | "Аудиторские | | | | | доказательства"| | | | | и МСА 500 — 599| | | | | "Аудиторские | | | | | доказательства"| | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — |МСА 310 "Знание |Сбор |Описание | |деятельность |бизнеса" |предварительных |юридической и | |аудируемого лица |МСА 500 |сведений об |организационной | |(клиента) |"Аудиторские |отрасли, |структуры клиента | |Цель — получение |доказательства" |структуре |Выдержки, копии | |знаний о бизнесе |ФСА 5 |собственности, |документов, | |клиента в объеме,|"Аудиторские |руководстве, |публикаций, | |достаточном для |доказательства" |деятельности |содержащие | |выявления и |МСА 505 "Внешние|клиента; |информацию об | |понимания |подтверждения" |определение |отрасли, | |событий, операций|МСА 520 |адекватного |экономической и | |и методов работы,|"Аналитические |уровня знания о |правовой среде | |которые в |процедуры" |бизнесе для |клиента | |соответствии с | |решения о |Выдержки, копии | |суждением | |проведении |юридических | |аудитора могут | |аудита |документов, | |оказать | |Накопление |соглашений, | |значительное | |знаний о бизнесе|протоколов | |влияние на | |методом опроса, |Копии запросов и | |финансовую | |изучения |ответы аудиторов, | |отчетность либо | |публикаций, |экспертов и | |на проверку, либо| |законодательных |третьих лиц | |на аудиторский | |и нормативных |Опросные листы | |отчет | |актов, общих |Таблицы | | | |экономических |Тесты | | | |факторов, |Копии писем или | | | |отраслевых и |заметки по | | | |субъективных |аспектам аудита, | | | |факторов, |обсуждавшимся с | | | |соотнесение этих|клиентом | | | |знаний с |Выводы и вносимые | | | |аудиторскими |изменения, если | | | |доказательства— |таковые были | | | |ми, их оценка, | | | | |обновление и | | | | |пополнение | | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — |МСА 570 |Запрос об оценке|Копии запросов и | |допущение о |"Непрерывность |руководством |ответов | |непрерывности |деятельности" |способности |руководства | |деятельности |МСА 310 |клиента |Опросные листы | |клиента |МСА 500 |продолжать свою |Расчеты и значения| |Цель — |ФСА 5 |непрерывную |финансовых величин| |определение |МСА 505 |деятельность |(ликвидность, | |обстоятельств, |МСА 580 |Запрос |рентабельность и | |способных |"Заявления |руководству о |др.) | |повлиять на |руководства" |событиях или |Аудиторские выводы| |жизнедеятельность|МСА 520 |условиях, |Отчет | |клиента, и оценка| |которые выходят | | |характера | |за рамки | | |использования | |периода, | | |руководством | |охватываемого | | |допущения о | |оценкой | | |непрерывности | |руководства, и | | |деятельности при | |которые вызывают| | |подготовке | |сомнения в | | |финансовой | |непрерывности | | |отчетности | |деятельности | | | | |Обзор внешних и | | | | |внутренних | | | | |факторов | | | | |Финансовый | | | | |анализ | | | | |Анализ данных | | | | |бухгалтерского | | | | |учета и статей | | | | |баланса | | | | |Личные | | | | |наблюдения | | | | |Анализ | | | | |внутренних | | | | |кадровых | | | | |изменений | | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — системы |МСА 240 |Запрос |Копии запросов и | |бухгалтерского |"Ответственность|руководству |ответов | |учета и |аудитора по |Изучение и |руководства | |внутреннего |рассмотрению |оценка учетной |Описание | |контроля |мошенничества и |политики клиента|результатов | |Цель 1 — |ошибок в ходе |и ее изменений |анализа и | |понимание систем |аудита |Изучение и |сравнение | |бухгалтерского |финансовой |анализ |фактически | |учета и |отчетности" |соответствия |существующих | |внутреннего |МСА 310 |организованных |систем | |контроля, |МСА 500 |клиентом |бухгалтерского | |достаточное для |ФСА 5 |бухгалтерского |учета и | |планирования |МСА 505 |учета и |внутреннего | |аудита и |МСА 250 |внутреннего |контроля с | |разработки |"Учет законов и |контроля новым |заявленными | |эффективного |нормативных |нормативным |Отчет, к которому | |подхода к его |актов при аудите|документам и |прилагаются все | |проведению, и |финансовой |законодательству|без исключения | |обсуждение с |отчетности" |Описание |заполненные формы,| |членами |МСА 580 |организации этих|копии | |аудиторской |МСА 400 |систем для |использованных | |группы |"Оценка рисков и|предотвращения и|документов, | |возможности |внутренний |выявления ошибок|черновики и | |существенных |контроль" |Проведение или |подборка | |искажений в | |планирование |нормативных | |финансовой | |тестов контроля |документов, если | |отчетности | |и процедур |таковые | |клиента в | |проверки по |непосредственно | |результате | |существу |использовались в | |мошенничества и | |Сравнение |ходе выполнения | |ошибок | |фактически |задания либо для | | | |существующих |получения | | | |систем с |аудиторских | | | |заявленными |доказательств | | | |Анализ аудитором|Первичная оценка | | | |информации |надежности | | | |Определение |(низкая, средняя, | | | |проблемных мест |высокая) | | | |Оценка систем | | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Цель 2 — |МСА 250 |Накопление |Копии запросов и | |получение |МСА 210 "Условия|знаний о |ответов | |информации об |аудиторских |законодательных |руководства | |уровне |заданий" |и нормативных |Описание | |пользования |МСА 200 "Цель и |требованиях, |соответствия либо | |клиентом |общие принципы, |применимых к |несоответствия | |нормативной базой|регулирующие |клиенту и |работы клиента | |с учетом предмета|аудит финансовой|отрасли |действующим | |деятельности и |отчетности" |Проверка наличия|нормативным | |основных |ФСА 1 "Цель и |документов о |документам | |требований |основные |регистрации |Отчет, к которому | |действующих |принципы аудита |клиента, |прилагаются все | |нормативных |финансовой |необходимых |без исключения | |документов, |(бухгалтерской) |лицензий и |заполненные формы,| |выявление |отчетности" |других |копии | |потребности в |МСА 500 |документов, |использованных | |предоставлении |ФСА 5 |дающих право на |документов, | |отдельного отчета|МСА 580 |осуществление |черновики и | |о соблюдении | |данного вида |подборка | |клиентом | |деятельности |нормативных | |определенных | |Запросы |документов для | |положений | |руководству о |получения | |законодательства,| |соблюдении |аудиторских | |формулирование | |клиентом |доказательств | |условий для | |нормативных |Письмо об | |оказания | |законов и актов |аудиторском | |сопутствующих | |Сравнение |задании, | |услуг | |соответствия |определяющее | | | |фактического |условия задания и | | | |состояния и |обязанности, | | | |заявленного |вытекающие из | | | |Первичная оценка|законодательства | | | |надежности | | | | |соответствия | | | | |работы | | | | |действующему | | | | |законодательству| | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — формы и |МСА 250 |Определение лиц,|Список лиц, | |сроки подготовки |МСА 210 |наделенных |наделенных | |отчетов |МСА 240 |руководящими |руководящими | |(заключений) |МСА 260 |полномочиями |полномочиями | |клиенту |"Сообщение |Определение |Протокол | |Цель — |аспектов аудита |направлений |согласований о | |определение |лицам, |аудита, |направлениях | |реальных сроков и|наделенным |представляющих |аудита, | |форм сообщения |руководящими |интерес для |представляющих | |информации |полномочиями" |руководства и |интерес для | |клиенту | |подлежащих |руководства и | | | |сообщению на |подлежащих | | | |основании |сообщению на | | | |законодательных |основании | | | |требований |законодательных | | | |Определение и |требований, форме | | | |согласование |их сообщения | | | |аудиторского |Список лиц, кому, | | | |задания |когда и какой | | | | |аспект необходимо | | | | |сообщить | | | | |Письмо об | | | | |аудиторском | | | | |задании | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — |МСА 500 |Запросы |Заявление | |обстоятельства, |ФСА 5 |руководству о |руководства в | |требующие особого|МСА 505 |фактах, |письменном виде о | |внимания |МСА 580 |связанных с |полноте | |Цель — |МСА 550 |существованием |предоставленной | |определение |"Связанные |связанных сторон|информации о круге| |наиболее широкого|стороны" |Сравнение |связанных сторон | |спектра |МСА 200 |заявленной |Список заявленных | |обстоятельств, |ФСА 1 |информации с |связанных сторон и| |требующих особого| |фактической |описание учета и | |внимания | |Обзорные |контроля операций | |(например, | |проверки |со связанными | |существование | |организационно— |сторонами | |связанных сторон)| |правовых, |Копии запросов и | | | |налоговых и |ответы третьих лиц| | | |прочих |Копии | | | |документов |организационно— | | | |Запросы третьим |правовых | | | |лицам |документов либо | | | | |выписки из них | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — риск и |МСА 400 |Запросы |Все рабочие | |существенность |МСА 320 |руководству об |документы, | |Цель — |"Существенность |оценке им риска |накопленные ранее | |определение |в аудите" |существенных |Копии запросов и | |приемлемого |ФСА 4 |искажений |ответы руководства| |уровня |МСА 240 |отчетности в |Оценочные таблицы | |существенности с |МСА 310 |результате |Фактические | |целью выявления |МСА 500 |мошенничества и |расчеты риска и | |количественных и |МСА 505 |ошибки, систем |определения | |качественных |МСА 250 |бухгалтерского |существенности | |искажений, оценка|МСА 580 |учета и |Обзор | |аудиторского |МСА 570 |внутреннего | | |риска и |МСА 200 |контроля для | | |разработка |ФСА 1 |управления этим | | |процедуры для |МСА 260 |риском, | | |снижения |МСА 540 "Аудит |организации этих| | |аудиторского |оценочных |систем для | | |риска до |значений" |предотвращения и| | |приемлемо низкого| |выявления | | |уровня, выявление| |ошибок; фактов | | |областей аудита, | |мошенничества и | | |где возможны | |принятых мерах; | | |существенные | |об обнаруженных | | |искажения, а | |существенных | | |также сложных | |ошибках | | |областей | |Анализ аудитором| | |бухгалтерского | |информации и | | |учета, включая | |определение | | |связанных с | |"факторов риска | | |оценочными | |мошенничества" и| | |значениями | |проблемных мест | | | | |Оценка систем | | | | |Расчет | | | | |неотъемлемого | | | | |риска и риска | | | | |средств контроля| | | | |Установление | | | | |уровней | | | | |существенности | | | | |для целей аудита| | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — |МСА 520 |Анализ и |Результаты | |характер, |МСА 530 |обработка |обзорной проверки | |временные рамки и|"Аудиторская |полученной |Оценочные таблицы | |объем процедур |выборка и другие|информации |и тесты функций | |Цель — выявление |процедуры |Предварительная |внутреннего аудита| |влияния на |выборочного |оценка |Протокол | |повышение |тестирования" |достаточности |согласований | |эффективности |МСА 220 |информации для |сроков, объемов | |проведения |"Контроль |целей аудита |взаимодействия, | |аудита, |качества работы |Определение |уровня | |возможности |в аудите" |областей, |тестирования и | |смещения акцентов|МСА 401 "Аудит в|существенных для|процедур при | |в отношении |среде |аудита, |принятии решения | |определенных |компьютерных |возможности |об использовании | |областей аудита, |информационных |смещения |работы внутреннего| |использования |систем" |акцентов в |аудита | |компьютерных |МСА 610 |сторону |Перечень | |информационных |"Рассмотрение |существенных для|существенных для | |систем, работы |работы |аудита областей |аудита областей | |внутреннего |внутреннего |Оценка |Описание | |аудита, |аудита" |возможности и |сегментирования | |применения |МСА 501 |целесообразности|информации, | |конкретных |"Аудиторские |применения |содержащейся в | |методов выборки, |доказательства —|компьютерной |бухгалтерской | |личного |дополнительное |техники в |документации | |присутствия |рассмотрение |процессе аудита |Документ, | |аудитора при |особых статей" |Оценка и |описывающий | |инвентаризации |МСА 505 |тестирование |генеральные | | |МСА 250 |работы |совокупности | | |МСА 580 |внутреннего |Описание методов, | | |МСА 400 |аудита для |используемых при | | |МСА 320 |уверенности в ее|выборке | | |ФСА 4 |адекватности для|Описание | | | |целей внешнего |аналитических | | | |аудита |процедур | | | |Оценка |Тесты | | | |необходимости |Расчет рабочего | | | |участия аудитора|времени и | | | |в инвентаризации|трудозатрат | +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+ |Аспект — |МСА 210 |Анализ |Опросные листы | |координация |МСА 600 |профессиональной|Копии лицензий и | |работы, текущий |"Использование |компетентности |прочих документов,| |контроль и |работы другого |другого аудитора|подтверждающих | |проверка |аудитора" |в контексте |квалификацию | |выполненных |МСА 620 |конкретного |эксперта | |действий |"Использование |поручения |Копии лицензий и | |Цель — |работы эксперта"|Процедуры для |прочих документов,| |определение |МСА 220 |получения |подтверждающих | |целесообразности |МСА 505 |достаточных |квалификацию | |проведения аудита|МСА 250 |аудиторских |другого аудитора | |в обособленных |МСА 200 |доказательств |В качестве | |подразделениях, |ФСА 1 |того, что работа|альтернативы | |выделенных на |МСА 520 |другого аудитора|решение об | |отдельный баланс,|МСА 530 |адекватна целям |ограничении | |использования |МСА 260 |главного |объемов аудита в | |результатов | |аудитора в |обособленных | |работы другого | |контексте |подразделениях | |аудитора, | |конкретного |Приказ о | |привлечения к | |поручения |формировании | |работе эксперта, | |Анализ |аудиторской группы| |необходимого | |профессиональной|и распределении | |состава и | |компетентности и|ответственности | |квалификационного| |объективности |План аудита | |уровня | |эксперта |Программа аудита | |специалистов, | |Определение | | |сроков работы, | |уровня | | |количества | |профессионализма| | |проверяемых мест | |специалистов | | | | |рабочей группы | | | | |Согласование | | | | |количества | | | | |проверяемых мест| | L—————————————————+————————————————+————————————————+———————————————————
Таблица как инструмент аудиторской деятельности в области планирования аудита легко трансформируется из обзора-инструкции по проведению планирования аудиторской проверки в целом в общий план аудита, а при дальнейшей детализации - в программу аудита. Таблица может служить внутрифирменным стандартом "Планирование аудиторской проверки", а также пригодна в качестве основной составляющей, включающей разнообразные методики для других внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы, таких, как, например, "Аудиторский риск", "Существенность", "Знакомство с клиентом" и т.д.
Н.Ю.Слатецкая ВЗФЭИ Подписано в печать 15.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |