|
|
Статья: Планирование аудиторской проверки ("Аудиторские ведомости", 2003, N 10)
"Аудиторские ведомости", N 10, 2003
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки. В процессе выбора метода и поиска самостоятельного решения нам представляются полезными разработки, пригодные для непосредственного практического использования в области планирования аудита, полученные в результате проведенных исследований, анализа информации, рассмотрения методик и обобщения накопленного международного, а также отечественного аудиторского опыта. Материал представлен в виде таблицы, которая в сочетании с разнообразными методиками может служить инструментом для квалифицированного пользователя в области планирования аудиторской проверки. В таблице в сжатой и максимально возможной по объему форме нашли свое отражение: - аспекты и цели планирования аудиторской проверки; - обзор возможных процедур и методов проведения аудита на стадии планирования для получения аудиторских доказательств; - перечень рабочих документов, фиксирующих проделанную работу; - обоснование данных таблицы требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСА), международных аудиторских стандартов (МСА) и других нормативных документов, на основании которых и разрабатывалась данная таблица.
——————————————————T————————————————T————————————————T——————————————————¬
| Аспекты и цели | Использование | Возможные | Рабочие документы|
| планирования на | ФСА и МСА при | процедуры и | согласно ФСА 2 |
| основе ФСА 3 | планировании | методы с | "Документирование|
| "Планирование | аудита | использованием | аудита" и МСА 230|
|аудита" и МСА 300| | ФСА 5 |"Документирование"|
| "Планирование" | | "Аудиторские | |
| | | доказательства"| |
| | | и МСА 500 — 599| |
| | | "Аудиторские | |
| | | доказательства"| |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — |МСА 310 "Знание |Сбор |Описание |
|деятельность |бизнеса" |предварительных |юридической и |
|аудируемого лица |МСА 500 |сведений об |организационной |
|(клиента) |"Аудиторские |отрасли, |структуры клиента |
|Цель — получение |доказательства" |структуре |Выдержки, копии |
|знаний о бизнесе |ФСА 5 |собственности, |документов, |
|клиента в объеме,|"Аудиторские |руководстве, |публикаций, |
|достаточном для |доказательства" |деятельности |содержащие |
|выявления и |МСА 505 "Внешние|клиента; |информацию об |
|понимания |подтверждения" |определение |отрасли, |
|событий, операций|МСА 520 |адекватного |экономической и |
|и методов работы,|"Аналитические |уровня знания о |правовой среде |
|которые в |процедуры" |бизнесе для |клиента |
|соответствии с | |решения о |Выдержки, копии |
|суждением | |проведении |юридических |
|аудитора могут | |аудита |документов, |
|оказать | |Накопление |соглашений, |
|значительное | |знаний о бизнесе|протоколов |
|влияние на | |методом опроса, |Копии запросов и |
|финансовую | |изучения |ответы аудиторов, |
|отчетность либо | |публикаций, |экспертов и |
|на проверку, либо| |законодательных |третьих лиц |
|на аудиторский | |и нормативных |Опросные листы |
|отчет | |актов, общих |Таблицы |
| | |экономических |Тесты |
| | |факторов, |Копии писем или |
| | |отраслевых и |заметки по |
| | |субъективных |аспектам аудита, |
| | |факторов, |обсуждавшимся с |
| | |соотнесение этих|клиентом |
| | |знаний с |Выводы и вносимые |
| | |аудиторскими |изменения, если |
| | |доказательства— |таковые были |
| | |ми, их оценка, | |
| | |обновление и | |
| | |пополнение | |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — |МСА 570 |Запрос об оценке|Копии запросов и |
|допущение о |"Непрерывность |руководством |ответов |
|непрерывности |деятельности" |способности |руководства |
|деятельности |МСА 310 |клиента |Опросные листы |
|клиента |МСА 500 |продолжать свою |Расчеты и значения|
|Цель — |ФСА 5 |непрерывную |финансовых величин|
|определение |МСА 505 |деятельность |(ликвидность, |
|обстоятельств, |МСА 580 |Запрос |рентабельность и |
|способных |"Заявления |руководству о |др.) |
|повлиять на |руководства" |событиях или |Аудиторские выводы|
|жизнедеятельность|МСА 520 |условиях, |Отчет |
|клиента, и оценка| |которые выходят | |
|характера | |за рамки | |
|использования | |периода, | |
|руководством | |охватываемого | |
|допущения о | |оценкой | |
|непрерывности | |руководства, и | |
|деятельности при | |которые вызывают| |
|подготовке | |сомнения в | |
|финансовой | |непрерывности | |
|отчетности | |деятельности | |
| | |Обзор внешних и | |
| | |внутренних | |
| | |факторов | |
| | |Финансовый | |
| | |анализ | |
| | |Анализ данных | |
| | |бухгалтерского | |
| | |учета и статей | |
| | |баланса | |
| | |Личные | |
| | |наблюдения | |
| | |Анализ | |
| | |внутренних | |
| | |кадровых | |
| | |изменений | |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — системы |МСА 240 |Запрос |Копии запросов и |
|бухгалтерского |"Ответственность|руководству |ответов |
|учета и |аудитора по |Изучение и |руководства |
|внутреннего |рассмотрению |оценка учетной |Описание |
|контроля |мошенничества и |политики клиента|результатов |
|Цель 1 — |ошибок в ходе |и ее изменений |анализа и |
|понимание систем |аудита |Изучение и |сравнение |
|бухгалтерского |финансовой |анализ |фактически |
|учета и |отчетности" |соответствия |существующих |
|внутреннего |МСА 310 |организованных |систем |
|контроля, |МСА 500 |клиентом |бухгалтерского |
|достаточное для |ФСА 5 |бухгалтерского |учета и |
|планирования |МСА 505 |учета и |внутреннего |
|аудита и |МСА 250 |внутреннего |контроля с |
|разработки |"Учет законов и |контроля новым |заявленными |
|эффективного |нормативных |нормативным |Отчет, к которому |
|подхода к его |актов при аудите|документам и |прилагаются все |
|проведению, и |финансовой |законодательству|без исключения |
|обсуждение с |отчетности" |Описание |заполненные формы,|
|членами |МСА 580 |организации этих|копии |
|аудиторской |МСА 400 |систем для |использованных |
|группы |"Оценка рисков и|предотвращения и|документов, |
|возможности |внутренний |выявления ошибок|черновики и |
|существенных |контроль" |Проведение или |подборка |
|искажений в | |планирование |нормативных |
|финансовой | |тестов контроля |документов, если |
|отчетности | |и процедур |таковые |
|клиента в | |проверки по |непосредственно |
|результате | |существу |использовались в |
|мошенничества и | |Сравнение |ходе выполнения |
|ошибок | |фактически |задания либо для |
| | |существующих |получения |
| | |систем с |аудиторских |
| | |заявленными |доказательств |
| | |Анализ аудитором|Первичная оценка |
| | |информации |надежности |
| | |Определение |(низкая, средняя, |
| | |проблемных мест |высокая) |
| | |Оценка систем | |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Цель 2 — |МСА 250 |Накопление |Копии запросов и |
|получение |МСА 210 "Условия|знаний о |ответов |
|информации об |аудиторских |законодательных |руководства |
|уровне |заданий" |и нормативных |Описание |
|пользования |МСА 200 "Цель и |требованиях, |соответствия либо |
|клиентом |общие принципы, |применимых к |несоответствия |
|нормативной базой|регулирующие |клиенту и |работы клиента |
|с учетом предмета|аудит финансовой|отрасли |действующим |
|деятельности и |отчетности" |Проверка наличия|нормативным |
|основных |ФСА 1 "Цель и |документов о |документам |
|требований |основные |регистрации |Отчет, к которому |
|действующих |принципы аудита |клиента, |прилагаются все |
|нормативных |финансовой |необходимых |без исключения |
|документов, |(бухгалтерской) |лицензий и |заполненные формы,|
|выявление |отчетности" |других |копии |
|потребности в |МСА 500 |документов, |использованных |
|предоставлении |ФСА 5 |дающих право на |документов, |
|отдельного отчета|МСА 580 |осуществление |черновики и |
|о соблюдении | |данного вида |подборка |
|клиентом | |деятельности |нормативных |
|определенных | |Запросы |документов для |
|положений | |руководству о |получения |
|законодательства,| |соблюдении |аудиторских |
|формулирование | |клиентом |доказательств |
|условий для | |нормативных |Письмо об |
|оказания | |законов и актов |аудиторском |
|сопутствующих | |Сравнение |задании, |
|услуг | |соответствия |определяющее |
| | |фактического |условия задания и |
| | |состояния и |обязанности, |
| | |заявленного |вытекающие из |
| | |Первичная оценка|законодательства |
| | |надежности | |
| | |соответствия | |
| | |работы | |
| | |действующему | |
| | |законодательству| |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — формы и |МСА 250 |Определение лиц,|Список лиц, |
|сроки подготовки |МСА 210 |наделенных |наделенных |
|отчетов |МСА 240 |руководящими |руководящими |
|(заключений) |МСА 260 |полномочиями |полномочиями |
|клиенту |"Сообщение |Определение |Протокол |
|Цель — |аспектов аудита |направлений |согласований о |
|определение |лицам, |аудита, |направлениях |
|реальных сроков и|наделенным |представляющих |аудита, |
|форм сообщения |руководящими |интерес для |представляющих |
|информации |полномочиями" |руководства и |интерес для |
|клиенту | |подлежащих |руководства и |
| | |сообщению на |подлежащих |
| | |основании |сообщению на |
| | |законодательных |основании |
| | |требований |законодательных |
| | |Определение и |требований, форме |
| | |согласование |их сообщения |
| | |аудиторского |Список лиц, кому, |
| | |задания |когда и какой |
| | | |аспект необходимо |
| | | |сообщить |
| | | |Письмо об |
| | | |аудиторском |
| | | |задании |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — |МСА 500 |Запросы |Заявление |
|обстоятельства, |ФСА 5 |руководству о |руководства в |
|требующие особого|МСА 505 |фактах, |письменном виде о |
|внимания |МСА 580 |связанных с |полноте |
|Цель — |МСА 550 |существованием |предоставленной |
|определение |"Связанные |связанных сторон|информации о круге|
|наиболее широкого|стороны" |Сравнение |связанных сторон |
|спектра |МСА 200 |заявленной |Список заявленных |
|обстоятельств, |ФСА 1 |информации с |связанных сторон и|
|требующих особого| |фактической |описание учета и |
|внимания | |Обзорные |контроля операций |
|(например, | |проверки |со связанными |
|существование | |организационно— |сторонами |
|связанных сторон)| |правовых, |Копии запросов и |
| | |налоговых и |ответы третьих лиц|
| | |прочих |Копии |
| | |документов |организационно— |
| | |Запросы третьим |правовых |
| | |лицам |документов либо |
| | | |выписки из них |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — риск и |МСА 400 |Запросы |Все рабочие |
|существенность |МСА 320 |руководству об |документы, |
|Цель — |"Существенность |оценке им риска |накопленные ранее |
|определение |в аудите" |существенных |Копии запросов и |
|приемлемого |ФСА 4 |искажений |ответы руководства|
|уровня |МСА 240 |отчетности в |Оценочные таблицы |
|существенности с |МСА 310 |результате |Фактические |
|целью выявления |МСА 500 |мошенничества и |расчеты риска и |
|количественных и |МСА 505 |ошибки, систем |определения |
|качественных |МСА 250 |бухгалтерского |существенности |
|искажений, оценка|МСА 580 |учета и |Обзор |
|аудиторского |МСА 570 |внутреннего | |
|риска и |МСА 200 |контроля для | |
|разработка |ФСА 1 |управления этим | |
|процедуры для |МСА 260 |риском, | |
|снижения |МСА 540 "Аудит |организации этих| |
|аудиторского |оценочных |систем для | |
|риска до |значений" |предотвращения и| |
|приемлемо низкого| |выявления | |
|уровня, выявление| |ошибок; фактов | |
|областей аудита, | |мошенничества и | |
|где возможны | |принятых мерах; | |
|существенные | |об обнаруженных | |
|искажения, а | |существенных | |
|также сложных | |ошибках | |
|областей | |Анализ аудитором| |
|бухгалтерского | |информации и | |
|учета, включая | |определение | |
|связанных с | |"факторов риска | |
|оценочными | |мошенничества" и| |
|значениями | |проблемных мест | |
| | |Оценка систем | |
| | |Расчет | |
| | |неотъемлемого | |
| | |риска и риска | |
| | |средств контроля| |
| | |Установление | |
| | |уровней | |
| | |существенности | |
| | |для целей аудита| |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — |МСА 520 |Анализ и |Результаты |
|характер, |МСА 530 |обработка |обзорной проверки |
|временные рамки и|"Аудиторская |полученной |Оценочные таблицы |
|объем процедур |выборка и другие|информации |и тесты функций |
|Цель — выявление |процедуры |Предварительная |внутреннего аудита|
|влияния на |выборочного |оценка |Протокол |
|повышение |тестирования" |достаточности |согласований |
|эффективности |МСА 220 |информации для |сроков, объемов |
|проведения |"Контроль |целей аудита |взаимодействия, |
|аудита, |качества работы |Определение |уровня |
|возможности |в аудите" |областей, |тестирования и |
|смещения акцентов|МСА 401 "Аудит в|существенных для|процедур при |
|в отношении |среде |аудита, |принятии решения |
|определенных |компьютерных |возможности |об использовании |
|областей аудита, |информационных |смещения |работы внутреннего|
|использования |систем" |акцентов в |аудита |
|компьютерных |МСА 610 |сторону |Перечень |
|информационных |"Рассмотрение |существенных для|существенных для |
|систем, работы |работы |аудита областей |аудита областей |
|внутреннего |внутреннего |Оценка |Описание |
|аудита, |аудита" |возможности и |сегментирования |
|применения |МСА 501 |целесообразности|информации, |
|конкретных |"Аудиторские |применения |содержащейся в |
|методов выборки, |доказательства —|компьютерной |бухгалтерской |
|личного |дополнительное |техники в |документации |
|присутствия |рассмотрение |процессе аудита |Документ, |
|аудитора при |особых статей" |Оценка и |описывающий |
|инвентаризации |МСА 505 |тестирование |генеральные |
| |МСА 250 |работы |совокупности |
| |МСА 580 |внутреннего |Описание методов, |
| |МСА 400 |аудита для |используемых при |
| |МСА 320 |уверенности в ее|выборке |
| |ФСА 4 |адекватности для|Описание |
| | |целей внешнего |аналитических |
| | |аудита |процедур |
| | |Оценка |Тесты |
| | |необходимости |Расчет рабочего |
| | |участия аудитора|времени и |
| | |в инвентаризации|трудозатрат |
+—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
|Аспект — |МСА 210 |Анализ |Опросные листы |
|координация |МСА 600 |профессиональной|Копии лицензий и |
|работы, текущий |"Использование |компетентности |прочих документов,|
|контроль и |работы другого |другого аудитора|подтверждающих |
|проверка |аудитора" |в контексте |квалификацию |
|выполненных |МСА 620 |конкретного |эксперта |
|действий |"Использование |поручения |Копии лицензий и |
|Цель — |работы эксперта"|Процедуры для |прочих документов,|
|определение |МСА 220 |получения |подтверждающих |
|целесообразности |МСА 505 |достаточных |квалификацию |
|проведения аудита|МСА 250 |аудиторских |другого аудитора |
|в обособленных |МСА 200 |доказательств |В качестве |
|подразделениях, |ФСА 1 |того, что работа|альтернативы |
|выделенных на |МСА 520 |другого аудитора|решение об |
|отдельный баланс,|МСА 530 |адекватна целям |ограничении |
|использования |МСА 260 |главного |объемов аудита в |
|результатов | |аудитора в |обособленных |
|работы другого | |контексте |подразделениях |
|аудитора, | |конкретного |Приказ о |
|привлечения к | |поручения |формировании |
|работе эксперта, | |Анализ |аудиторской группы|
|необходимого | |профессиональной|и распределении |
|состава и | |компетентности и|ответственности |
|квалификационного| |объективности |План аудита |
|уровня | |эксперта |Программа аудита |
|специалистов, | |Определение | |
|сроков работы, | |уровня | |
|количества | |профессионализма| |
|проверяемых мест | |специалистов | |
| | |рабочей группы | |
| | |Согласование | |
| | |количества | |
| | |проверяемых мест| |
L—————————————————+————————————————+————————————————+———————————————————
Таблица как инструмент аудиторской деятельности в области планирования аудита легко трансформируется из обзора-инструкции по проведению планирования аудиторской проверки в целом в общий план аудита, а при дальнейшей детализации - в программу аудита. Таблица может служить внутрифирменным стандартом "Планирование аудиторской проверки", а также пригодна в качестве основной составляющей, включающей разнообразные методики для других внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы, таких, как, например, "Аудиторский риск", "Существенность", "Знакомство с клиентом" и т.д.
Н.Ю.Слатецкая ВЗФЭИ Подписано в печать 15.09.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |