Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Планирование аудиторской проверки ("Аудиторские ведомости", 2003, N 10)



"Аудиторские ведомости", N 10, 2003

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.

В процессе выбора метода и поиска самостоятельного решения нам представляются полезными разработки, пригодные для непосредственного практического использования в области планирования аудита, полученные в результате проведенных исследований, анализа информации, рассмотрения методик и обобщения накопленного международного, а также отечественного аудиторского опыта. Материал представлен в виде таблицы, которая в сочетании с разнообразными методиками может служить инструментом для квалифицированного пользователя в области планирования аудиторской проверки.

В таблице в сжатой и максимально возможной по объему форме нашли свое отражение:

- аспекты и цели планирования аудиторской проверки;

- обзор возможных процедур и методов проведения аудита на стадии планирования для получения аудиторских доказательств;

- перечень рабочих документов, фиксирующих проделанную работу;

- обоснование данных таблицы требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСА), международных аудиторских стандартов (МСА) и других нормативных документов, на основании которых и разрабатывалась данная таблица.

     
   ——————————————————T————————————————T————————————————T——————————————————¬
   |  Аспекты и цели |  Использование |    Возможные   | Рабочие документы|
   | планирования на |  ФСА и МСА при |   процедуры и  |  согласно ФСА 2  |
   |   основе ФСА 3  |  планировании  |    методы с    | "Документирование|
   |  "Планирование  |     аудита     | использованием | аудита" и МСА 230|
   |аудита" и МСА 300|                |      ФСА 5     |"Документирование"|
   |  "Планирование" |                |  "Аудиторские  |                  |
   |                 |                | доказательства"|                  |
   |                 |                | и МСА 500 — 599|                  |
   |                 |                |  "Аудиторские  |                  |
   |                 |                | доказательства"|                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект —         |МСА 310 "Знание |Сбор            |Описание          |
   |деятельность     |бизнеса"        |предварительных |юридической и     |
   |аудируемого лица |МСА 500         |сведений об     |организационной   |
   |(клиента)        |"Аудиторские    |отрасли,        |структуры клиента |
   |Цель — получение |доказательства" |структуре       |Выдержки, копии   |
   |знаний о бизнесе |ФСА 5           |собственности,  |документов,       |
   |клиента в объеме,|"Аудиторские    |руководстве,    |публикаций,       |
   |достаточном для  |доказательства" |деятельности    |содержащие        |
   |выявления и      |МСА 505 "Внешние|клиента;        |информацию об     |
   |понимания        |подтверждения"  |определение     |отрасли,          |
   |событий, операций|МСА 520         |адекватного     |экономической и   |
   |и методов работы,|"Аналитические  |уровня знания о |правовой среде    |
   |которые в        |процедуры"      |бизнесе для     |клиента           |
   |соответствии с   |                |решения о       |Выдержки, копии   |
   |суждением        |                |проведении      |юридических       |
   |аудитора могут   |                |аудита          |документов,       |
   |оказать          |                |Накопление      |соглашений,       |
   |значительное     |                |знаний о бизнесе|протоколов        |
   |влияние на       |                |методом опроса, |Копии запросов и  |
   |финансовую       |                |изучения        |ответы аудиторов, |
   |отчетность либо  |                |публикаций,     |экспертов и       |
   |на проверку, либо|                |законодательных |третьих лиц       |
   |на аудиторский   |                |и нормативных   |Опросные листы    |
   |отчет            |                |актов, общих    |Таблицы           |
   |                 |                |экономических   |Тесты             |
   |                 |                |факторов,       |Копии писем или   |
   |                 |                |отраслевых и    |заметки по        |
   |                 |                |субъективных    |аспектам аудита,  |
   |                 |                |факторов,       |обсуждавшимся с   |
   |                 |                |соотнесение этих|клиентом          |
   |                 |                |знаний с        |Выводы и вносимые |
   |                 |                |аудиторскими    |изменения, если   |
   |                 |                |доказательства— |таковые были      |
   |                 |                |ми, их оценка,  |                  |
   |                 |                |обновление и    |                  |
   |                 |                |пополнение      |                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект —         |МСА 570         |Запрос об оценке|Копии запросов и  |
   |допущение о      |"Непрерывность  |руководством    |ответов           |
   |непрерывности    |деятельности"   |способности     |руководства       |
   |деятельности     |МСА 310         |клиента         |Опросные листы    |
   |клиента          |МСА 500         |продолжать свою |Расчеты и значения|
   |Цель —           |ФСА 5           |непрерывную     |финансовых величин|
   |определение      |МСА 505         |деятельность    |(ликвидность,     |
   |обстоятельств,   |МСА 580         |Запрос          |рентабельность и  |
   |способных        |"Заявления      |руководству о   |др.)              |
   |повлиять на      |руководства"    |событиях или    |Аудиторские выводы|
   |жизнедеятельность|МСА 520         |условиях,       |Отчет             |
   |клиента, и оценка|                |которые выходят |                  |
   |характера        |                |за рамки        |                  |
   |использования    |                |периода,        |                  |
   |руководством     |                |охватываемого   |                  |
   |допущения о      |                |оценкой         |                  |
   |непрерывности    |                |руководства, и  |                  |
   |деятельности при |                |которые вызывают|                  |
   |подготовке       |                |сомнения в      |                  |
   |финансовой       |                |непрерывности   |                  |
   |отчетности       |                |деятельности    |                  |
   |                 |                |Обзор внешних и |                  |
   |                 |                |внутренних      |                  |
   |                 |                |факторов        |                  |
   |                 |                |Финансовый      |                  |
   |                 |                |анализ          |                  |
   |                 |                |Анализ данных   |                  |
   |                 |                |бухгалтерского  |                  |
   |                 |                |учета и статей  |                  |
   |                 |                |баланса         |                  |
   |                 |                |Личные          |                  |
   |                 |                |наблюдения      |                  |
   |                 |                |Анализ          |                  |
   |                 |                |внутренних      |                  |
   |                 |                |кадровых        |                  |
   |                 |                |изменений       |                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект — системы |МСА 240         |Запрос          |Копии запросов и  |
   |бухгалтерского   |"Ответственность|руководству     |ответов           |
   |учета и          |аудитора по     |Изучение и      |руководства       |
   |внутреннего      |рассмотрению    |оценка учетной  |Описание          |
   |контроля         |мошенничества и |политики клиента|результатов       |
   |Цель 1 —         |ошибок в ходе   |и ее изменений  |анализа и         |
   |понимание систем |аудита          |Изучение и      |сравнение         |
   |бухгалтерского   |финансовой      |анализ          |фактически        |
   |учета и          |отчетности"     |соответствия    |существующих      |
   |внутреннего      |МСА 310         |организованных  |систем            |
   |контроля,        |МСА 500         |клиентом        |бухгалтерского    |
   |достаточное для  |ФСА 5           |бухгалтерского  |учета и           |
   |планирования     |МСА 505         |учета и         |внутреннего       |
   |аудита и         |МСА 250         |внутреннего     |контроля с        |
   |разработки       |"Учет законов и |контроля новым  |заявленными       |
   |эффективного     |нормативных     |нормативным     |Отчет, к которому |
   |подхода к его    |актов при аудите|документам и    |прилагаются все   |
   |проведению, и    |финансовой      |законодательству|без исключения    |
   |обсуждение с     |отчетности"     |Описание        |заполненные формы,|
   |членами          |МСА 580         |организации этих|копии             |
   |аудиторской      |МСА 400         |систем для      |использованных    |
   |группы           |"Оценка рисков и|предотвращения и|документов,       |
   |возможности      |внутренний      |выявления ошибок|черновики и       |
   |существенных     |контроль"       |Проведение или  |подборка          |
   |искажений в      |                |планирование    |нормативных       |
   |финансовой       |                |тестов контроля |документов, если  |
   |отчетности       |                |и процедур      |таковые           |
   |клиента в        |                |проверки по     |непосредственно   |
   |результате       |                |существу        |использовались в  |
   |мошенничества и  |                |Сравнение       |ходе выполнения   |
   |ошибок           |                |фактически      |задания либо для  |
   |                 |                |существующих    |получения         |
   |                 |                |систем с        |аудиторских       |
   |                 |                |заявленными     |доказательств     |
   |                 |                |Анализ аудитором|Первичная оценка  |
   |                 |                |информации      |надежности        |
   |                 |                |Определение     |(низкая, средняя, |
   |                 |                |проблемных мест |высокая)          |
   |                 |                |Оценка систем   |                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Цель 2 —         |МСА 250         |Накопление      |Копии запросов и  |
   |получение        |МСА 210 "Условия|знаний о        |ответов           |
   |информации об    |аудиторских     |законодательных |руководства       |
   |уровне           |заданий"        |и нормативных   |Описание          |
   |пользования      |МСА 200 "Цель и |требованиях,    |соответствия либо |
   |клиентом         |общие принципы, |применимых к    |несоответствия    |
   |нормативной базой|регулирующие    |клиенту и       |работы клиента    |
   |с учетом предмета|аудит финансовой|отрасли         |действующим       |
   |деятельности и   |отчетности"     |Проверка наличия|нормативным       |
   |основных         |ФСА 1 "Цель и   |документов о    |документам        |
   |требований       |основные        |регистрации     |Отчет, к которому |
   |действующих      |принципы аудита |клиента,        |прилагаются все   |
   |нормативных      |финансовой      |необходимых     |без исключения    |
   |документов,      |(бухгалтерской) |лицензий и      |заполненные формы,|
   |выявление        |отчетности"     |других          |копии             |
   |потребности в    |МСА 500         |документов,     |использованных    |
   |предоставлении   |ФСА 5           |дающих право на |документов,       |
   |отдельного отчета|МСА 580         |осуществление   |черновики и       |
   |о соблюдении     |                |данного вида    |подборка          |
   |клиентом         |                |деятельности    |нормативных       |
   |определенных     |                |Запросы         |документов для    |
   |положений        |                |руководству о   |получения         |
   |законодательства,|                |соблюдении      |аудиторских       |
   |формулирование   |                |клиентом        |доказательств     |
   |условий для      |                |нормативных     |Письмо об         |
   |оказания         |                |законов и актов |аудиторском       |
   |сопутствующих    |                |Сравнение       |задании,          |
   |услуг            |                |соответствия    |определяющее      |
   |                 |                |фактического    |условия задания и |
   |                 |                |состояния и     |обязанности,      |
   |                 |                |заявленного     |вытекающие из     |
   |                 |                |Первичная оценка|законодательства  |
   |                 |                |надежности      |                  |
   |                 |                |соответствия    |                  |
   |                 |                |работы          |                  |
   |                 |                |действующему    |                  |
   |                 |                |законодательству|                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект — формы и |МСА 250         |Определение лиц,|Список лиц,       |
   |сроки подготовки |МСА 210         |наделенных      |наделенных        |
   |отчетов          |МСА 240         |руководящими    |руководящими      |
   |(заключений)     |МСА 260         |полномочиями    |полномочиями      |
   |клиенту          |"Сообщение      |Определение     |Протокол          |
   |Цель —           |аспектов аудита |направлений     |согласований о    |
   |определение      |лицам,          |аудита,         |направлениях      |
   |реальных сроков и|наделенным      |представляющих  |аудита,           |
   |форм сообщения   |руководящими    |интерес для     |представляющих    |
   |информации       |полномочиями"   |руководства и   |интерес для       |
   |клиенту          |                |подлежащих      |руководства и     |
   |                 |                |сообщению на    |подлежащих        |
   |                 |                |основании       |сообщению на      |
   |                 |                |законодательных |основании         |
   |                 |                |требований      |законодательных   |
   |                 |                |Определение и   |требований, форме |
   |                 |                |согласование    |их сообщения      |
   |                 |                |аудиторского    |Список лиц, кому, |
   |                 |                |задания         |когда и какой     |
   |                 |                |                |аспект необходимо |
   |                 |                |                |сообщить          |
   |                 |                |                |Письмо об         |
   |                 |                |                |аудиторском       |
   |                 |                |                |задании           |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект —         |МСА 500         |Запросы         |Заявление         |
   |обстоятельства,  |ФСА 5           |руководству о   |руководства в     |
   |требующие особого|МСА 505         |фактах,         |письменном виде о |
   |внимания         |МСА 580         |связанных с     |полноте           |
   |Цель —           |МСА 550         |существованием  |предоставленной   |
   |определение      |"Связанные      |связанных сторон|информации о круге|
   |наиболее широкого|стороны"        |Сравнение       |связанных сторон  |
   |спектра          |МСА 200         |заявленной      |Список заявленных |
   |обстоятельств,   |ФСА 1           |информации с    |связанных сторон и|
   |требующих особого|                |фактической     |описание учета и  |
   |внимания         |                |Обзорные        |контроля операций |
   |(например,       |                |проверки        |со связанными     |
   |существование    |                |организационно— |сторонами         |
   |связанных сторон)|                |правовых,       |Копии запросов и  |
   |                 |                |налоговых и     |ответы третьих лиц|
   |                 |                |прочих          |Копии             |
   |                 |                |документов      |организационно—   |
   |                 |                |Запросы третьим |правовых          |
   |                 |                |лицам           |документов либо   |
   |                 |                |                |выписки из них    |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект — риск и  |МСА 400         |Запросы         |Все рабочие       |
   |существенность   |МСА 320         |руководству об  |документы,        |
   |Цель —           |"Существенность |оценке им риска |накопленные ранее |
   |определение      |в аудите"       |существенных    |Копии запросов и  |
   |приемлемого      |ФСА 4           |искажений       |ответы руководства|
   |уровня           |МСА 240         |отчетности в    |Оценочные таблицы |
   |существенности с |МСА 310         |результате      |Фактические       |
   |целью выявления  |МСА 500         |мошенничества и |расчеты риска и   |
   |количественных и |МСА 505         |ошибки, систем  |определения       |
   |качественных     |МСА 250         |бухгалтерского  |существенности    |
   |искажений, оценка|МСА 580         |учета и         |Обзор             |
   |аудиторского     |МСА 570         |внутреннего     |                  |
   |риска и          |МСА 200         |контроля для    |                  |
   |разработка       |ФСА 1           |управления этим |                  |
   |процедуры для    |МСА 260         |риском,         |                  |
   |снижения         |МСА 540 "Аудит  |организации этих|                  |
   |аудиторского     |оценочных       |систем для      |                  |
   |риска до         |значений"       |предотвращения и|                  |
   |приемлемо низкого|                |выявления       |                  |
   |уровня, выявление|                |ошибок; фактов  |                  |
   |областей аудита, |                |мошенничества и |                  |
   |где возможны     |                |принятых мерах; |                  |
   |существенные     |                |об обнаруженных |                  |
   |искажения, а     |                |существенных    |                  |
   |также сложных    |                |ошибках         |                  |
   |областей         |                |Анализ аудитором|                  |
   |бухгалтерского   |                |информации и    |                  |
   |учета, включая   |                |определение     |                  |
   |связанных с      |                |"факторов риска |                  |
   |оценочными       |                |мошенничества" и|                  |
   |значениями       |                |проблемных мест |                  |
   |                 |                |Оценка систем   |                  |
   |                 |                |Расчет          |                  |
   |                 |                |неотъемлемого   |                  |
   |                 |                |риска и риска   |                  |
   |                 |                |средств контроля|                  |
   |                 |                |Установление    |                  |
   |                 |                |уровней         |                  |
   |                 |                |существенности  |                  |
   |                 |                |для целей аудита|                  |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект —         |МСА 520         |Анализ и        |Результаты        |
   |характер,        |МСА 530         |обработка       |обзорной проверки |
   |временные рамки и|"Аудиторская    |полученной      |Оценочные таблицы |
   |объем процедур   |выборка и другие|информации      |и тесты функций   |
   |Цель — выявление |процедуры       |Предварительная |внутреннего аудита|
   |влияния на       |выборочного     |оценка          |Протокол          |
   |повышение        |тестирования"   |достаточности   |согласований      |
   |эффективности    |МСА 220         |информации для  |сроков, объемов   |
   |проведения       |"Контроль       |целей аудита    |взаимодействия,   |
   |аудита,          |качества работы |Определение     |уровня            |
   |возможности      |в аудите"       |областей,       |тестирования и    |
   |смещения акцентов|МСА 401 "Аудит в|существенных для|процедур при      |
   |в отношении      |среде           |аудита,         |принятии решения  |
   |определенных     |компьютерных    |возможности     |об использовании  |
   |областей аудита, |информационных  |смещения        |работы внутреннего|
   |использования    |систем"         |акцентов в      |аудита            |
   |компьютерных     |МСА 610         |сторону         |Перечень          |
   |информационных   |"Рассмотрение   |существенных для|существенных для  |
   |систем, работы   |работы          |аудита областей |аудита областей   |
   |внутреннего      |внутреннего     |Оценка          |Описание          |
   |аудита,          |аудита"         |возможности и   |сегментирования   |
   |применения       |МСА 501         |целесообразности|информации,       |
   |конкретных       |"Аудиторские    |применения      |содержащейся в    |
   |методов выборки, |доказательства —|компьютерной    |бухгалтерской     |
   |личного          |дополнительное  |техники в       |документации      |
   |присутствия      |рассмотрение    |процессе аудита |Документ,         |
   |аудитора при     |особых статей"  |Оценка и        |описывающий       |
   |инвентаризации   |МСА 505         |тестирование    |генеральные       |
   |                 |МСА 250         |работы          |совокупности      |
   |                 |МСА 580         |внутреннего     |Описание методов, |
   |                 |МСА 400         |аудита для      |используемых при  |
   |                 |МСА 320         |уверенности в ее|выборке           |
   |                 |ФСА 4           |адекватности для|Описание          |
   |                 |                |целей внешнего  |аналитических     |
   |                 |                |аудита          |процедур          |
   |                 |                |Оценка          |Тесты             |
   |                 |                |необходимости   |Расчет рабочего   |
   |                 |                |участия аудитора|времени и         |
   |                 |                |в инвентаризации|трудозатрат       |
   +—————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————+
   |Аспект —         |МСА 210         |Анализ          |Опросные листы    |
   |координация      |МСА 600         |профессиональной|Копии лицензий и  |
   |работы, текущий  |"Использование  |компетентности  |прочих документов,|
   |контроль и       |работы другого  |другого аудитора|подтверждающих    |
   |проверка         |аудитора"       |в контексте     |квалификацию      |
   |выполненных      |МСА 620         |конкретного     |эксперта          |
   |действий         |"Использование  |поручения       |Копии лицензий и  |
   |Цель —           |работы эксперта"|Процедуры для   |прочих документов,|
   |определение      |МСА 220         |получения       |подтверждающих    |
   |целесообразности |МСА 505         |достаточных     |квалификацию      |
   |проведения аудита|МСА 250         |аудиторских     |другого аудитора  |
   |в обособленных   |МСА 200         |доказательств   |В качестве        |
   |подразделениях,  |ФСА 1           |того, что работа|альтернативы      |
   |выделенных на    |МСА 520         |другого аудитора|решение об        |
   |отдельный баланс,|МСА 530         |адекватна целям |ограничении       |
   |использования    |МСА 260         |главного        |объемов аудита в  |
   |результатов      |                |аудитора в      |обособленных      |
   |работы другого   |                |контексте       |подразделениях    |
   |аудитора,        |                |конкретного     |Приказ о          |
   |привлечения к    |                |поручения       |формировании      |
   |работе эксперта, |                |Анализ          |аудиторской группы|
   |необходимого     |                |профессиональной|и распределении   |
   |состава и        |                |компетентности и|ответственности   |
   |квалификационного|                |объективности   |План аудита       |
   |уровня           |                |эксперта        |Программа аудита  |
   |специалистов,    |                |Определение     |                  |
   |сроков работы,   |                |уровня          |                  |
   |количества       |                |профессионализма|                  |
   |проверяемых мест |                |специалистов    |                  |
   |                 |                |рабочей группы  |                  |
   |                 |                |Согласование    |                  |
   |                 |                |количества      |                  |
   |                 |                |проверяемых мест|                  |
   L—————————————————+————————————————+————————————————+———————————————————
   

Таблица как инструмент аудиторской деятельности в области планирования аудита легко трансформируется из обзора-инструкции по проведению планирования аудиторской проверки в целом в общий план аудита, а при дальнейшей детализации - в программу аудита. Таблица может служить внутрифирменным стандартом "Планирование аудиторской проверки", а также пригодна в качестве основной составляющей, включающей разнообразные методики для других внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы, таких, как, например, "Аудиторский риск", "Существенность", "Знакомство с клиентом" и т.д.

Н.Ю.Слатецкая

ВЗФЭИ

Подписано в печать

15.09.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок применения с 11 ноября 2002 г. ст.145 НК РФ с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2002 N 313-О? ("Аудиторские ведомости", 2003, N 10) >
Статья: Аудит расходов на капитальное строительство ("Аудиторские ведомости", 2003, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.