Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения ("Налоговый вестник", 2003, N 10)



"Налоговый вестник", N 10, 2003

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Общие положения

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность для многих налогоплательщиков заключается в замене уплаты ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения регулировалось до 1 января 2003 г. Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который с 1 января 2003 г. утратил силу, и с этого времени налогоплательщикам следует руководствоваться гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения и их возврат к общей системе налогообложения осуществляются на добровольной основе, но при соблюдении ряда условий, о которых пойдет речь ниже.

2. Кто может перейти

на упрощенную систему налогообложения

В соответствии со ст.346.12 НК РФ на упрощенную систему налогообложения могут перейти все индивидуальные предприниматели, за исключением:

- индивидуальных предпринимателей - профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом;

- нотариусов, занимающихся частной практикой;

- индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

- индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (с уплатой единого сельскохозяйственного налога) в соответствии с гл.26.1 НК РФ;

- индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

Существуют определенные ограничения, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход. Согласно п.4 ст.346.12 НК РФ индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл.26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл.26.2 НК РФ, по отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Данное положение будет применяться с 1 января 2004 г. До этого времени редакция ст.346.12 НК РФ не дает однозначного ответа, могут ли индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по какому-либо виду деятельности, применять упрощенную систему по другому виду деятельности.

3. Порядок перехода

на упрощенную систему налогообложения

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ (п.1 ст.346.11 НК РФ).

Это означает, что:

- никто не может принудить индивидуального предпринимателя применять упрощенную систему (в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности);

- для того чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, индивидуальный предприниматель должен соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ.

Если индивидуальный предприниматель решил, что ему выгодно применять упрощенную систему налогообложения, то он должен в определенные ст.346.13 НК РФ сроки подать заявление в налоговый орган по месту учета (см. табл. 1).

Таблица 1

Сроки подачи заявлений

и начала деятельности

по упрощенной системе налогообложения

     
   ———————————————————T—————————————————————T———————————————————————¬
   |     Категории    |Срок подачи заявлений|  Начало деятельности  |
   |  индивидуальных  |      о переходе     | по упрощенной системе |
   | предпринимателей |на упрощенную систему|    налогообложения    |
   |                  |   налогообложения   |                       |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |Действующие       |С 1 октября по       |С 1 января             |
   |индивидуальные    |30 ноября текущего   |следующего года        |
   |предприниматели   |года                 |                       |
   +——————————————————+—————————————————————+———————————————————————+
   |Вновь             |Одновременно с       |С момента регистрации  |
   |зарегистрированные|подачей заявления о  |физического лица в     |
   |индивидуальные    |постановке на учет в |качестве               |
   |предприниматели   |налоговых органах    |индивидуального        |
   |                  |                     |предпринимателя        |
   L——————————————————+—————————————————————+————————————————————————
   

Таким образом, с 1 января 2003 г. переход на упрощенную систему налогообложения для действующих индивидуальных предпринимателей допускается только с начала нового года, а не с начала любого нового квартала, как это было прежде.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495. По результатам рассмотрения заявления налоговый орган в письменной форме уведомляет индивидуального предпринимателя о возможности или о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомления N N 26.2-2 и 26.2-3 утверждены Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495). Такое уведомление должно быть вручено налоговым органом индивидуальному предпринимателю в месячный срок со дня регистрации заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (пп.8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68). Здесь необходимо отметить следующее: заявление носит уведомительный характер, и налогоплательщику не нужны какие-либо разрешительные действия со стороны налоговых органов. НК РФ не предусматривает в качестве условия перехода на упрощенную систему налогообложения получение разрешения налогового органа. Иными словами, если индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения (не нарушает ограничений, предусмотренных п.3 ст.346.12 НК РФ) и представил заявление о переходе на упрощенную систему в установленные НК РФ сроки, то с 1 января следующего года (или с момента регистрации) он вправе применять упрощенную систему налогообложения независимо от того, получил он уведомление о возможности применения этой системы налогообложения или нет.

4. От уплаты каких налогов освобождается

индивидуальный предприниматель,

применяющий упрощенную систему налогообложения

Пунктом 3 ст.346.11 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты:

1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

2) налога с продаж <**>;

3) налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

4) единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых им в пользу физических лиц;

5) НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Налог с продаж отменяется с 1 января 2004 г.

Вместо вышеперечисленных налогов индивидуальный предприниматель уплачивает единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения (см. табл. 2).

Таблица 2

Налоги, от уплаты которых индивидуальный

предприниматель, применяющий упрощенную систему

налогообложения, не освобождается

     
   ——————————————————————T———————————————————T——————————————————————¬
   |     Виды налогов    |  Налоги и сборы,  | Нормативный документ,|
   |                     |   установленные   | регулирующий порядок |
   |                     |   Законом РФ от   |  исчисления и уплаты |
   |                     |27.12.1991 N 2118—1|    данного налога    |
   |                     |    "Об основах    |       или сбора      |
   |                     | налоговой системы |                      |
   |                     |    в Российской   |                      |
   |                     |     Федерации"    |                      |
   +—————————————————————+———————————————————+——————————————————————+
   |1. Федеральные       |НДС (взимаемый в   |Таможенный кодекс     |
   |налоги, взносы и     |составе таможенных |Российской Федерации и|
   |сборы,               |платежей)          |гл.21 "Налог на       |
   |устанавливаемые НК РФ|                   |добавленную стоимость"|
   |(в настоящее время — |                   |НК РФ                 |
   |Законом РФ от        +———————————————————+——————————————————————+
   |27.12.1991 N 2118—1  |Взносы на          |Федеральный закон от  |
   |"Об основах налоговой|обязательное       |15.12.2001 N 167—ФЗ   |
   |системы в Российской |пенсионное         |"Об обязательном      |
   |Федерации") и        |страхование        |пенсионном страховании|
   |действующие на всей  |                   |в Российской          |
   |территории Российской|                   |Федерации"            |
   |Федерации            +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Государственная    |Закон РФ от 09.12.1991|
   |                     |пошлина            |N 2005—1              |
   |                     |                   |"О государственной    |
   |                     |                   |пошлине"              |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Таможенные пошлины |Таможенный кодекс     |
   |                     |и таможенные сборы |Российской Федерации, |
   |                     |                   |Закон РФ от 21.05.1993|
   |                     |                   |N 5003—1 "О таможенном|
   |                     |                   |тарифе"               |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Налог на добычу    |Глава 26 НК РФ        |
   |                     |полезных ископаемых|                      |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Налог за           |Закон РФ от 21.02.1992|
   |                     |пользование недрами|N 2395—1 "О недрах"   |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Плата за           |Федеральный закон от  |
   |                     |пользование водными|06.05.1998 N 71—ФЗ    |
   |                     |объектами          |"О плате за           |
   |                     |                   |пользование водными   |
   |                     |                   |объектами"            |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Налог с имущества, |Закон РФ от 12.12.1991|
   |                     |переходящего в     |N 2020—1 "О налоге с  |
   |                     |порядке            |имущества,            |
   |                     |наследования или   |переходящего в порядке|
   |                     |дарения            |наследования или      |
   |                     |                   |дарения"              |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Федеральные        |Федеральный закон от  |
   |                     |лицензионные сборы |08.08.2001 N 128—ФЗ   |
   |                     |                   |"О лицензировании     |
   |                     |                   |отдельных видов       |
   |                     |                   |деятельности".        |
   |                     |                   |(Некоторые виды       |
   |                     |                   |деятельности          |
   |                     |                   |лицензируются на      |
   |                     |                   |основе других         |
   |                     |                   |нормативных правовых  |
   |                     |                   |актов, например,      |
   |                     |                   |образовательная       |
   |                     |                   |деятельность          |
   |                     |                   |лицензируется в       |
   |                     |                   |соответствии с        |
   |                     |                   |Законом РФ от         |
   |                     |                   |10.07.1992 N 3266—1   |
   |                     |                   |"Об образовании".)    |
   +—————————————————————+———————————————————+——————————————————————+
   |2. Региональные      |Транспортный налог |Глава 28 НК РФ        |
   |налоги и сборы,      |                   |                      |
   |устанавливаемые НК РФ+———————————————————+——————————————————————+
   |(в настоящее время — |Лесной доход       |Лесной кодекс         |
   |Законом РФ           |                   |Российской Федерации  |
   |"Об основах налоговой|                   |от 29.01.1997 N 22—ФЗ |
   |системы в Российской |                   |                      |
   |Федерации") и        |                   |                      |
   |законами субъектов   |                   |                      |
   |Российской Федерации,|                   |                      |
   |вводимыми в действие |                   |                      |
   |в соответствии с     |                   |                      |
   |НК РФ и законами     |                   |                      |
   |субъектов Российской |                   |                      |
   |Федерации, и         |                   |                      |
   |обязательные к уплате|                   |                      |
   |на территориях       |                   |                      |
   |соответствующих      |                   |                      |
   |субъектов Российской |                   |                      |
   |Федерации            |                   |                      |
   +—————————————————————+———————————————————+——————————————————————+
   |3. Местные налоги и  |Земельный налог    |Закон РФ от 11.10.1991|
   |сборы,               |                   |N 1738—1 "О плате за  |
   |устанавливаемые НК РФ|                   |землю",               |
   |(в настоящее время — |                   |нормативно—правовые   |
   |Законом РФ           |                   |акты органов местного |
   |"Об основах налоговой|                   |самоуправления        |
   |системы в Российской +———————————————————+——————————————————————+
   |Федерации") и        |Регистрационный    |Закон РСФСР от        |
   |нормативными         |сбор с физических  |07.12.1991 N 2000—1   |
   |правовыми актами     |лиц, занимающихся  |"О регистрационном    |
   |представительных     |предпринимательской|сборе с физических    |
   |органов местного     |деятельностью      |лиц, занимающихся     |
   |самоуправления,      |                   |предпринимательской   |
   |вводимые в действие в|                   |деятельностью, и      |
   |соответствии с НК РФ |                   |порядке их            |
   |нормативными         |                   |регистрации"          |
   |правовыми актами     +———————————————————+——————————————————————+
   |представительных     |Целевые сборы с    |Нормативно—правовые   |
   |органов местного     |граждан и          |акты органов местного |
   |самоуправления и     |предприятий,       |самоуправления        |
   |обязательные к уплате|учреждений,        |                      |
   |на территориях       |организаций        |                      |
   |соответствующих      |независимо от их   |                      |
   |муниципальных        |организационно—    |                      |
   |образований          |правовых форм на   |                      |
   |                     |содержание милиции,|                      |
   |                     |на благоустройство |                      |
   |                     |территорий, на     |                      |
   |                     |нужды образования и|                      |
   |                     |другие цели        |                      |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Налог на рекламу   |В г. Москве действует |
   |                     |                   |Закон г. Москвы от    |
   |                     |                   |21.11.2001 N 59       |
   |                     |                   |"О налоге на рекламу" |
   |                     +———————————————————+——————————————————————+
   |                     |Налог на           |Введен в качестве     |
   |                     |недвижимость       |эксперимента в        |
   |                     |                   |г.г. Великом Новгороде|
   |                     |                   |и Твери в соответствии|
   |                     |                   |с Федеральным законом |
   |                     |                   |от 20.07.1997 N 110—ФЗ|
   |                     |                   |"О проведении         |
   |                     |                   |эксперимента по       |
   |                     |                   |налогообложению       |
   |                     |                   |недвижимости в городах|
   |                     |                   |Великом Новгороде и   |
   |                     |                   |Твери"                |
   L—————————————————————+———————————————————+———————————————————————
   

5. Объект налогообложения

В соответствии с п.1 ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения по выбору налогоплательщика признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

6. Порядок определения доходов и расходов

При определении в качестве объекта налогообложения дохода учитываются доходы, полученные от предпринимательской деятельности. В состав доходов включаются все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и т.д.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Если индивидуальный предприниматель выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то в соответствии с п.1 ст.346.16 НК РФ он может уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение основных средств;

2) расходы на приобретение нематериальных активов;

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы (согласно ст.254 НК РФ);

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации (согласно ст.ст.255, 264 НК РФ);

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (исчисляются в соответствии со ст.ст.255, 263 НК РФ);

8) суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (согласно ст.269 НК РФ);

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (согласно пп.6 п.1 ст.264 НК РФ);

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (согласно пп.11 п.1 ст.264 НК РФ);

13) расходы на командировки, в частности на:

- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

- наем жилого помещения.

По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

- суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы (согласно пп.12 п.1 ст.264 НК РФ);

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (согласно пп.16 п.1 ст.264 НК РФ);

15) расходы на аудиторские услуги (согласно пп.17 п.1 ст.264 НК РФ);

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) (согласно пп.20 п.1 ст.264 НК РФ);

17) расходы на канцелярские товары (согласно пп.24 п.1 ст.264 НК РФ);

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (согласно пп.25 п.1 ст.264 НК РФ);

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (согласно пп.26 п.1 ст.264 НК РФ);

20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ);

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (согласно пп.34 п.1 ст.264 НК РФ);

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без НДС) (согласно ст.268 НК РФ).

Читателям журнала следует иметь в виду, что в отличие от общей системы налогообложения, имеющей открытый перечень затрат, включаемых в расходы для целей налогообложения, перечень расходов, предусмотренный п.1 ст.346.16 НК РФ, является закрытым. Иными словами, индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшать доходы от предпринимательской деятельности только на те расходы, которые непосредственно предусмотрены п.1 ст.346.16 НК РФ. Никакие другие затраты не могут рассматриваться в качестве расходов.

Кроме того, вышеперечисленные расходы принимаются только при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, а именно, расходы должны быть:

1) обоснованными, то есть экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме;

2) документально подтвержденными;

3) произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При применении упрощенной системы налогообложения амортизационные отчисления по объектам основных средств не производятся. Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

- в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

- в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50% стоимости, в течение второго года - 30% стоимости, в течение третьего года - 20% стоимости;

- в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - равными долями от стоимости в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения.

При этом в течение налогового периода (года) расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Стоимость основных средств принимается равной их остаточной стоимости на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 в соответствии со ст.258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (а в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл.25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.

7. Порядок и сроки представления отчетности

и уплаты единого налога,

уплачиваемого в связи с применением

упрощенной системы налогообложения

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В соответствии со ст.346.19 налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Это означает, что индивидуальный предприниматель должен отчитываться по доходам, полученным за I квартал, полугодие и девять месяцев путем представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. По итогам отчетных периодов предприниматели представляют декларации в следующие сроки (см. табл. 3).

Таблица 3

Сроки представления отчетности

и уплаты единого налога

     
   ——————————T——————————————————————————T———————————————————————————¬
   | Отчетный|      Последний день      |   Последний день уплаты   |
   |  период | представления отчетности |   налога (п.7 ст.346.21   |
   |         | по налогу (п.2 ст.346.23 |           НК РФ)          |
   |         |          НК РФ)          |                           |
   +—————————+——————————————————————————+———————————————————————————+
   |I квартал|25 апреля                 |25 апреля                  |
   +—————————+——————————————————————————+———————————————————————————+
   |Полугодие|25 июля                   |25 июля                    |
   +—————————+——————————————————————————+———————————————————————————+
   |9 месяцев|25 октября                |25 октября                 |
   L—————————+——————————————————————————+————————————————————————————
   

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода (календарного года) представляют итоговые налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.2 ст.346.23 НК РФ).

Форма декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена Приказом МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647.

Уплата налога по итогам налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.7 ст.346.21 НК РФ).

Платежи, осуществляемые в течение года (по истечении отчетных периодов), являются авансовыми. Эти авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого налога по итогам календарного года (п.5 ст.346.21 НК РФ).

Уплата единого налога и авансовых платежей производится по месту жительства предпринимателя (п.6 ст.346.21 НК РФ).

8. Порядок исчисления единого налога,

уплачиваемого в связи с применением

упрощенной системы налогообложения

8.1. Общие положения

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.346.21 НК РФ). Таким образом, прежде чем исчислять налог, надо определить, что такое налоговая база применительно к упрощенной системе налогообложения и какова ставка налога (см. табл. 4).

Таблица 4

Налоговая база и ставка налога

     
   —————————————————————T————————————————————————————T——————————————¬
   |       Объект       |       Налоговая база       |Ставка налога,|
   |   налогообложения  |      (ст.346.18 НК РФ)     | % (ст.346.20 |
   |                    |                            |    НК РФ)    |
   +————————————————————+————————————————————————————+——————————————+
   |Доходы              |Денежное выражение доходов  |       6      |
   +————————————————————+————————————————————————————+——————————————+
   |Доходы, уменьшенные |Денежное выражение доходов, |      15      |
   |на величину расходов|уменьшенных на величину     |              |
   |                    |расходов                    |              |
   L————————————————————+————————————————————————————+———————————————
   

8.2. Исчисление налога индивидуальными

предпринимателями, выбравшими в качестве

объекта налогообложения доходы

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Иными словами, для исчисления налога необходимо умножить налоговую базу (денежное выражение доходов) за отчетный период на ставку 6% и вычесть ранее уплаченные суммы авансовых платежей по единому налогу.

Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная индивидуальным предпринимателем за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.346.21 НК РФ).

Для исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, надо из суммы исчисленного по ставке 6% налога вычесть суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени (но не более 50% суммы налога), а также сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Рассмотрим исчисление единого налога на примере.

Пример 1. Исчисление единого налога, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.

Индивидуальный предприниматель Королев Н.Н. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. По итогам I квартала 2003 г. доходы от предпринимательской деятельности составили 100 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченная Королевым Н.Н. за этот же период, составила 4000 руб. Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности - 1000 руб.

1. Определяем сумму единого налога - 6000 руб. (100 000 руб. х 6%).

2. Определяем максимальную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сравниваем ее с суммой фактически уплаченных взносов.

Максимальная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 3000 руб. (6000 руб. х 50%). Фактически Королев Н.Н. заплатил 4000 руб. Сумма единого налога может быть уменьшена на меньшую из этих сумм, то есть на 3000 руб.

3. Определяем сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет, - 2000 руб. (6000 руб. - 3000 руб. - 1000руб.).

Изменим условия примера.

Индивидуальный предприниматель Королев Н.Н. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. По итогам I квартала 2003 г. доходы от предпринимательской деятельности составили 100 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченная Королевым Н.Н. за этот же период, составила 2000 руб. Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности - 1000 руб.

1. Определяем сумму единого налога - 6000 руб. (100 000 руб. х 6%).

2. Определяем максимальную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сравниваем ее с суммой фактически уплаченных взносов.

Максимальная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 3000 руб. (6000 руб. х 50%). Фактически Королев Н.Н. заплатил 2000 руб. Сумма единого налога может быть уменьшена на меньшую из этих сумм, то есть на 2000 руб.

3. Определяем сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет, - 3000 руб. (6000 руб. - 2000 руб. - 1000 руб.).

8.3. Исчисление налога индивидуальными

предпринимателями, выбравшими в качестве

объекта налогообложения доходы, уменьшенные

на величину расходов. Минимальный налог

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п.4 ст.346.21 НК РФ).

Иными словами, для расчета налога в общем порядке надо из суммы доходов вычесть сумму расходов и полученную величину умножить на ставку 15%.

Однако не все так просто.

Пункт 6 ст.346.18 НК РФ вводит понятие "минимальный налог". Минимальный налог уплачивается индивидуальными предпринимателями, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые согласно ст.346.15 НК РФ.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при расчете налога, подлежащего перечислению в бюджет, должны проделывать двойную работу: исчислять налог в общем порядке (по ставке 15%) и вычислять минимальный налог. Затем полученные суммы надо сравнивать и перечислять в бюджет большую из них.

Пример 2. Исчисление налога индивидуальным предпринимателем, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Доход за 2003 г. составил 500 000 руб., затраты, включаемые в расходы, - 470 000 руб. Определим сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

1. Определяем налоговую базу - доходы, уменьшенные на величину расходов, - 30 000 руб. (500 000 руб. - 470 000 руб.).

2. Определяем сумму налога исходя из налоговой ставки 15% - 4500 руб. (30 000 руб. х 15%).

3. Вычисляем минимальный налог - 1% от доходов. Это минимальная сумма, которую предприниматель должен заплатить в бюджет, - 5000 руб. (500 000 руб. х 1%).

4. Сравниваем сумму налога, исчисленную в общем порядке (по ставке 15%), и сумму минимального налога. Большая из этих сумм и должна быть уплачена в бюджет.

Сумма минимального налога (5000 руб.) больше суммы налога, исчисленного в общем порядке (4500 руб.). Следовательно, Иванов И.И. должен заплатить 5000 руб.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Если индивидуальный предприниматель использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, он вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст.346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми согласно ст.346.15 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка (п.7 ст.346.18 НК РФ).

Иными словами, если по итогам отчетного календарного года (налогового периода) расходы предпринимателя, использующего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, превышают его доходы, то сумма, на которую расходы превышают доходы, является убытком. Этот убыток при наличии подтверждающих документов предприниматель может переносить на последующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов (10 календарных лет). НК РФ установлено только одно ограничение при принятии убытков к вычету в последующие налоговые периоды: убыток не может уменьшать налоговую базу за данный налоговый период более чем на 30%.

Рассмотрим это на примере.

Пример 3. Порядок включения в расходы следующего налогового периода разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке.

Индивидуальный предприниматель Петров Н.Н. использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 2003 г. доходы Петрова Н.Н. составили 500 000 руб., а расходы - 475 000 руб.

1. Определяем величину налоговой базы по единому налогу - 25 000 руб. (500 000 руб. - 475 000 руб.).

2. Рассчитаем минимальный налог и единый налог исходя из налоговой базы, определенной как доходы, уменьшенные на величину расходов, и сравним эти две суммы.

Сумма минимального налога составляет 5000 руб. (500 000 руб. х 1%), сумма налога, исчисленная в общем порядке, - 3750 руб. (25 000 руб. х 15%).

Сумма минимального налога больше, следовательно, именно она должна быть уплачена в бюджет.

3. Определяем сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, - 1250 руб. (5000 руб. - 3750 руб.).

Именно эту сумму - 1250 руб. - Петров Н.Н. может включить в расходы при исчислении налоговой базы за 2004 г.

Пример 4. Порядок перенесения убытка на последующие налоговые периоды.

Индивидуальный предприниматель Сидоров А.А. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 2003 г. доходы Сидорова А.А. от предпринимательской деятельности составили 500 000 руб., а расходы - 600 000 руб.

По итогам 2004 г. доходы Сидорова А.А. составили 1 000 000 руб., а расходы - 600 000 руб.

1. Определяем величину убытка, полученного в 2003 г. Для этого из суммы расходов вычитаем сумму доходов.

Убыток Сидорова А.А. составил в 2003 г. 100 000 руб. (600 000 руб. - 500 000 руб.).

2. Определяем сумму минимального налога, подлежащего уплате за налоговый период, - 5000 руб. (500 000 руб. х 1%).

3. Определяем разницу между суммой минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке.

В нашем примере налоговая база для исчисления единого налога в общем порядке отсутствует (доходы меньше расходов). Следовательно, разница между суммой минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, составляет 5000 руб.

4. Определяем общую сумму убытков, которую предприниматель может перенести на следующий налоговый период, - 105 000 руб. (100 000 руб. + 5000 руб.).

5. Определяем налоговую базу по единому налогу за 2004 г. - 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 600 000 руб.).

6. Рассчитаем минимальный налог и единый налог исходя из налоговой базы, определенной как доходы, уменьшенные на величину расходов, и сравним эти две суммы.

Сумма минимального налога равна 10 000 руб. (1 000 000 руб. х 1%), сумма налога, исчисленного в общем порядке, составляет 60 000 руб. (400 000 руб. х 15%).

В данном случае сумма налога, исчисленного в общем порядке, больше суммы минимального налога. Следовательно, Сидоров А.А. должен уплатить налог, исчисленный в общем порядке.

Но у Сидорова А.А. с 2003 г. остались убытки, на которые он может уменьшить налоговую базу за 2004 г.

7. Рассчитаем максимальную сумму убытка, на которую индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу по единому налогу в 2004 г. Для этого нужно величину налоговой базы за 2004 г. умножить на 30%.

Максимальная сумма убытка, на которую Сидоров А.А. может уменьшить налоговую базу в 2004 г., - 120 000 руб. (400 000 руб. х 30%). Убыток Сидорова А.А. составляет 105 000 руб. (см. п.4 примера); следовательно, сумма убытков, на которую он может уменьшить налоговую базу по единому налогу, составляет 105 000 руб.

8. Рассчитаем единый налог, подлежащий уплате в бюджет за 2004 г. Для этого надо налоговую базу, уменьшенную на сумму убытков, перенесенных с предыдущих налоговых периодов, умножить на 15% - 44 250 руб. ((400 000 руб. - 105 000 руб.) х 15%).

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения (п.7 ст.346.18 НК РФ).

9. Порядок и условия прекращения применения

упрощенной системы налогообложения

9.1. Общие положения

Прекращение применения упрощенной системы налогообложения может осуществляться в добровольном и в обязательном порядке.

9.2. Прекращение применения упрощенной системы

налогообложения в добровольном порядке

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения (п.6 ст.346.13 НК РФ).

Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения подается по форме N 26.2-4. Эта форма является рекомендуемой, то есть если индивидуальный предприниматель уведомит налоговый орган об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в произвольной форме до 15 января соответствующего года, он считается переведенным на общий режим налогообложения.

9.3. Прекращение применения упрощенной системы

налогообложения в обязательном порядке

Для прекращения применения упрощенной системы налогообложения в обязательном порядке НК РФ предусматривает два основания (п.4 ст.346.13 НК РФ):

1) если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 000 000 руб.;

2) если по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 000 000 руб.

Индивидуальные предприниматели, потерявшие право на применение упрощенной системы налогообложения, считаются перешедшими на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено вышеуказанное превышение. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 утверждена форма Сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения, рекомендуемая МНС России для применения организациями и индивидуальными предпринимателями. Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый орган в течение 15 дней по окончании отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные п.4 ст.346.13 НК РФ. Обращаем внимание читателей журнала на то, что не имеет значения, в каком месяце квартала произошло превышение ограничений. В любом случае переход на общий режим налогообложения осуществляется с начала этого квартала.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Предприниматели, перешедшие с упрощенной системы на общий режим налогообложения вследствие превышения ограничений, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Правда, при этом индивидуальные предприниматели попадают в весьма неприятную ситуацию: ведь товары (работы, услуги) были отпущены покупателю без НДС и налога с продаж. Следовательно, уплачивать эти налоги предпринимателю придется за счет собственных средств.

Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (п.7 ст.346.13 НК РФ).

10. Обязанности налоговых агентов

В соответствии с п.5 ст.346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Права и обязанности налоговых агентов определяются ст.24 НК РФ. Согласно п.1 данной статьи настоящего Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Как установлено в п.2 ст.24 НК РФ, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

М.В.Щеренко

Информцентр XXI века

Подписано в печать

11.09.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Правовой режим и налогообложение при ликвидации общества с ограниченной ответственностью (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 10) >
Статья: Документальное оформление хозяйственных операций по приобретению акций, в оплату за которые передается вексель третьего лица ("Налоговый вестник", 2003, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.