![]() |
| ![]() |
|
Статья: Операции с подакцизными товарами, признаваемые объектами налогообложения (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 10)
"Налоговый вестник", N 10, 2003
ОПЕРАЦИИ С ПОДАКЦИЗНЫМИ ТОВАРАМИ, ПРИЗНАВАЕМЫЕ ОБЪЕКТАМИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Общие положения
Перечень совершаемых с подакцизными товарами операций, признаваемых объектами обложения акцизами, определен в ст.182 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В то же время следует иметь в виду, что с 1 января 2003 г. Федеральными законами от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в гл.22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в ст.182 НК РФ внесены изменения и дополнения, согласно которым объект обложения акцизами в отношении подакцизных нефтепродуктов принципиально отличается от объектов налогообложения применительно к другим подакцизным товарам. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются условия определения объекта обложения акцизами отдельно по операциям, совершаемым с нефтепродуктами, и по операциям с прочими подакцизными товарами. В свою очередь, операции, совершаемые с подакцизными товарами (за исключением с 1 января 2003 г. нефтепродуктов), также можно подразделить на операции, совершаемые производителями этих товаров, и операции, совершаемые иными лицами. Таким образом, в настоящей статье будут представлены три группы объектов обложения акцизами:
- операции с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемые производителями этих товаров; - операции с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемые иными лицами; - операции, совершаемые с подакцизными нефтепродуктами.
2. Операции с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемые производителями этих товаров
К операциям с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемым производителями этих товаров, относятся следующие операции: а) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением с 1 января 2003 г. нефтепродуктов), в том числе реализация этих товаров в качестве предметов залога и передача их по соглашению о предоставлении отступного или новации. Так, реализация подакцизных товаров, переданных производителем в залог банку в качестве обеспечения по кредитному договору, признается объектом обложения акцизами. В то же время поскольку реализация лицами подакцизных товаров, не произведенных самими этими лицами, а приобретенных ими у других лиц, не признается объектом налогообложения, операции по реализации ломбардами заложенных в них подакцизных товаров обложению акцизами не подлежат. В отношении определения понятия предоставления отступного или новации следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Согласно ст.409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.д.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами. Статьей 414 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). При этом новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Кроме того, реализацией, а следовательно, и объектом обложения акцизами признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате (товарообмен). Например, если ликвидируемая организация передает произведенные ею подакцизные товары со своего баланса на баланс вновь образуемой организации, то на основании рассматриваемой нормы НК РФ операция по передаче с баланса ликвидируемой организации подакцизных товаров на баланс вновь образуемой признается для передающей организации объектом обложения акцизами. В то же время поскольку в соответствии с положениями ст.ст.179 и 182 НК РФ плательщиками акцизов по подакцизным товарам (за исключением с 1 января текущего года нефтепродуктов), производимым на территории Российской Федерации, признаны организации - производители этих товаров, вновь образуемая организация, реализующая переданные ей (то есть не произведенные непосредственно ею) подакцизные товары, плательщиком акцизов по данной реализации не признается. Обращаем также внимание читателей журнала на то, что исходя из положений рассматриваемой нормы НК РФ у организаций или индивидуальных предпринимателей, бесплатно (то есть безвозмездно) раздавших произведенные ими подакцизные товары в качестве подарков при проведении презентаций или передавших эти изделия в счет оплаты сырья, материалов или каких-либо услуг, возникает объект налогообложения, так же как и при совершении ими операций по реализации этих товаров. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" товарообменные операции с участием спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции запрещены; б) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров (за исключением с 1 января 2003 г. нефтепродуктов) собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение вышеуказанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья (материалов). Таким образом, независимо от того, что согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на них одним лицом для другого лица, в НК РФ в законодательном порядке закреплена норма, в соответствии с которой у организаций, осуществивших производство и передачу на территории Российской Федерации подакцизных товаров из давальческого сырья, возникает объект обложения акцизами; в) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров. При этом в отличие от других подакцизных товаров, передаваемых в структуре организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров, передача в рамках единого технологического процесса спирта этилового, выработанного организацией из любого вида сырья и используемого ею для производства денатурированных спирта этилового и спиртосодержащей продукции, объектом обложения акцизами не признается. Таким образом, если, например, организация производит алкогольную продукцию, на основе которой в структуре этой же организации вырабатываются неподакцизные лекарственные средства, при передаче этой алкогольной продукции для их производства у данной организации возникает объект обложения акцизами. Сумма акциза, начисленная и уплаченная по этим операциям передачи, в соответствии со ст.199 НК РФ относится на себестоимость лекарственных средств. Кроме того, при применении рассматриваемой нормы НК РФ следует иметь в виду, что Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) передача в структуре организации на производство неподакцизных товаров произведенного спирта этилового из непищевого сырья исключена из операций, не подлежащих обложению акцизами, и, следовательно, на вышеуказанную передачу (за исключением передачи такого спирта в рамках единого технологического процесса на денатурацию) с 1 января 2002 г. (согласно ст.16 Закона N 57-ФЗ) распространяется действие пп.5 п.1 ст.182 НК РФ. Например, если организация использует в качестве сырья для производства неподакцизной парфюмерно-косметической продукции выработанный ею же из отходов целлюлозного производства спирт этиловый, то операции по передаче этого спирта в ее структуре на производство вышеуказанной неподакцизной продукции признаются объектом обложения акцизами. Аналогичные передачи этого спирта, совершенные до вступления в силу Закона N 57-ФЗ, обложению акцизами не подлежали. Обращаем внимание читателей журнала на то, что Законом N 57-ФЗ также внесены значительные изменения и в порядок использования организациями на производство неподакцизных товаров спирта этилового из непищевого сырья, приобретенного на стороне. Так, до вступления в силу Закона N 57-ФЗ при использовании организацией на производство неподакцизных товаров спирта этилового из непищевого сырья, не произведенного самой организацией, а приобретенного ею на стороне, но непосредственно у производителя этого спирта (за исключением приобретения в порядке договора мены или взаиморасчетов с поставщиком), сумма акциза, уплаченная при его приобретении, в соответствии с п.5 ст.203 НК РФ подлежала возмещению из бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с изменениями, внесенными в данную норму Законом N 57-ФЗ, акциз, уплаченный организацией при приобретении у производителя спирта этилового из непищевого сырья, использованного ею для производства неподакцизных товаров, более не подлежит возмещению, а относится на себестоимость готового неподакцизного товара аналогично отнесению на себестоимость таких товаров сумм акциза, уплаченных по спирту этиловому из непищевого сырья, приобретенному в порядке договора мены и (или) взаиморасчетов, а также сумм акциза, уплаченных по покупному спирту этиловому из пищевого сырья; г) передача лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд. Под использованием подакцизных товаров на собственные нужды понимается такое использование этих товаров, при котором они не являются сырьем для дальнейшего производства из них других подакцизных или неподакцизных товаров, то есть использование произведенных подакцизных товаров для рекламы, на выставках, на представительские расходы и т.д. Вместе с тем не могут считаться используемыми для собственных нужд объемы подакцизных товаров, отобранные для проведения в соответствии с регламентирующей их производство нормативно-технической документацией проверки качества. Например, ГОСТ 5363-93 "Водка. Правила приемки и методы анализа" предусматривает, что водка принимается партиями, каждая из которых оформляется одним документом о качестве. Документ о качестве водки выдается только после проведения проверки ее качества на соответствие требованиям нормативно-технической документации по различным показателям. Кроме того, в зависимости от показателя качества и объема партии водки (в бутылках) ГОСТ определяет объем отбора проб для проведения анализа ее качества. Следовательно, объем водки, направленный для проверки ее качества в пределах норм, установленных ГОСТ, не подлежит обложению акцизами; д) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); е) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику вышеуказанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества. Таким образом, независимо от того, что в ст.39 НК РФ перечисленные в вышеприведенных п."д" и "е" перечня операций с подакцизными товарами передачи не признаны реализацией, в целях гл.22 НК РФ эти операции с 1 января 2001 г. определены как объекты обложения акцизами; ж) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов). Согласно данной норме ранее не облагавшиеся акцизами операции, например, передача алкогольной продукции или пива на розлив организациями-производителями другим организациям на условиях давальческого сырья, с 1 января 2001 г. подлежат обложению акцизами. Обращаем внимание читателей журнала на то, что на операции по передаче нефти на переработку на давальческой основе действие нормы, установленной в пп.9 п.1 ст.182 НК РФ, не распространяется. При определении плательщиков акцизов по вышеперечисленным операциям следует иметь в виду, что ни Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", ни вступившей в силу с 1 января 2003 г. гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ производство подакцизных товаров не определено как вид деятельности, при осуществлении которого организации и индивидуальные предприниматели подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Поэтому лица, осуществляющие производство подакцизных товаров (включая нефтепродукты), не могут быть плательщиками единого налога на вмененный доход по этому виду деятельности. Отдельные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, переходят на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и на этом основании ошибочно полагают, что такой переход освобождает их от обязанностей плательщиков акцизов по этим товарам. Следует иметь в виду, что до 1 января 2003 г. в соответствии с положениями п.2 ст.2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" под действие вышеуказанной системы не подпадали, в частности, организации, занятые производством подакцизных товаров; в связи с этим такие организации были не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Переход индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары, на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и приобретение ими патента на тот или иной вид деятельности не освобождали их от обязанности уплачивать федеральные налоги и сборы (в том числе акцизы), поскольку Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ предусматривалось, что, приобретая патент, индивидуальный предприниматель освобождается только от уплаты подоходного налога. Таким образом, переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не предполагал его освобождения от обязанностей плательщика акцизов по производимому им подакцизному товару. С 1 января 2003 г. согласно пп.8 п.3 ст.346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, занятые производством подакцизных товаров (включая нефтепродукты), а также их добычей и реализацией, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
3. Операции с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемые иными лицами
К операциям с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов), совершаемым лицами, не являющимися производителями этих товаров, относятся следующие операции: а) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей вышеуказанной продукции, либо с акцизных складов других организаций (за исключением реализации алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации). При применении данной нормы НК РФ необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" все положения гл.22 НК РФ, касающиеся акцизных складов и региональных специальных марок, введены в действие с 1 июня 2001 г. Прежде всего обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с положениями ст.196 НК РФ, определяющими понятие "режим налогового склада", данный режим введен только в отношении алкогольной продукции, к которой согласно ст.181 настоящего Кодекса относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов. Таким образом, поскольку пиво вышеуказанной статьей НК РФ к алкогольной продукции не отнесено, режим налогового склада на этот подакцизный товар, а также на какие-либо другие подакцизные товары не распространяется. Режим налогового склада - это комплекс мер налогового контроля, который включает учет подакцизных товаров, условия их выбытия, особые требования к обустройству складов, доступу на них и т.д. В период действия режима налогового склада алкогольная продукция не считается реализованной, и в отношении этой продукции не возникает обязательства по уплате акцизов. Таким образом, можно сделать вывод, что режим налогового склада - это период времени, в течение которого на готовую алкогольную продукцию, находящуюся под особым контролем налоговых органов, не начисляется акциз. Действие режима налогового склада распространяется как на территорию, на которой расположены производственные помещения, используемые непосредственно для производства алкогольной продукции, так и на акцизные склады - специально выделенные и оборудованные помещения, где хранится готовая алкогольная продукция. При этом акцизные склады могут находиться как на территории, на которой расположены производственные помещения, так и вне этой территории. Режим налогового склада действует с момента окончания производства алкогольной продукции и (или) ее поступления на акцизный склад до момента отгрузки покупателям. Таким образом, если алкогольная продукция отгружается с одного акцизного склада предприятия-производителя на другой акцизный склад, являющийся структурным подразделением этого же предприятия, режим налогового склада продолжает действовать. Режим налогового склада также действует, если алкогольная продукция отгружается с одного акцизного склада оптовой организации на другой акцизный склад этой же или другой оптовой организации. Акцизы начисляются в момент завершения действия режима налогового склада. Таким моментом согласно ст.197 НК РФ считаются следующие виды отгрузки (передачи) алкогольной продукции: 1) с территории, на которой расположены производственные помещения, где эта продукция была произведена, или с акцизного склада организации-производителя, на котором она хранилась: - организациям розничной торговли и общественного питания; - структурному подразделению организации-производителя, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции; - акцизному складу организации оптовой торговли; - другой организации, использующей алкогольную продукцию (например, купаж водки) в качестве полуфабриката или осуществляющей розлив этой продукции; 2) с акцизного склада организации оптовой торговли организациям розничной торговли и общественного питания. Например, если произведенная алкогольная продукция передается с одного акцизного склада, принадлежащего винзаводу, на другой акцизный склад этого же винзавода, реализации продукции не происходит, поскольку гл.22 НК РФ такая передача подакцизных товаров реализацией не признается. Действие режима налогового склада в данном случае не завершается, и, соответственно, акцизы не начисляются. Необходимо различать такие понятия, как "акцизный склад производителя" и "акцизный склад оптовой торговли". В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предприятиям, производящим алкогольную продукцию, выдаются лицензии на осуществление производства, хранения и поставки произведенной алкогольной продукции, а организациям оптовой торговли - лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Таким образом, под организациями оптовой торговли понимаются организации, которые закупают алкогольную продукцию, предназначенную для дальнейшей перепродажи. Следовательно, склад, принадлежащий производителю, с которого он реализует продукцию собственного производства, нельзя отождествлять со складом организации оптовой торговли. На акцизном складе оптовой торговли должна храниться только приобретенная алкогольная продукция. Однако на практике предприятия-производители, часто не имея возможности учредить необходимое количество акцизных складов производителя, используют помещения принадлежащих им акцизных складов оптовой торговли для хранения и реализации алкогольной продукции собственного производства. Если, например, винзавод отгружает алкогольную продукцию с акцизного склада производителя, находящегося в одном регионе, на собственный акцизный склад оптовой торговли, находящийся в другом регионе, акцизы не начисляются, так как в данном случае не возникает момента реализации. Следует обратить внимание, что НК РФ не допускает возможности реализации алкогольной продукции с акцизного склада производителя организации оптовой торговли, не учредившей акцизный склад. Так, п.2 ст.197 НК РФ установлено, что хранение вышеуказанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается. Однако в настоящее время на практике встречаются случаи, когда оптовая торговля алкогольной продукцией осуществляется организациями оптовой торговли, имеющими соответствующую лицензию, но не учредившими акцизные склады. Если производитель реализует алкогольную продукцию организации оптовой торговли, не учредившей акцизный склад, он должен начислить акциз в отношении этой реализации по налоговой ставке в размере 100%, поскольку с данной реализацией завершается действие режима налогового склада; б) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров (включая нефтепродукты), от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Обращаем внимание читателей журнала на то, что в данном определении объекта налогообложения одновременно конкретизированы плательщики акцизов, совершающие указанные операции. Так, если в период действия Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" плательщиками акцизов по первичной отгрузке (передаче) предприятиям и организациям для последующей продажи конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, были определены организации, осуществлявшие эту отгрузку (то есть таможенные органы, органы внутренних дел или налоговые органы), то с 1 января 2001 г. ими стали лица, непосредственно осуществляющие продажу этих товаров, переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов. Следовательно, с 1 января 2001 г. таможенные и налоговые органы, передающие на реализацию данные товары, плательщиками акцизов не признаются. При применении рассматриваемой нормы НК РФ следует иметь в виду, что организации розничной торговли или индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", до 1 января 2003 г. при совершении ими операций по розничной реализации подакцизных товаров, переданных им на основании приговоров или решений судов, не признавались плательщиками акцизов. При этом организации и предприниматели, осуществлявшие розничную выездную (нестационарную) и розничную стационарную торговлю горюче-смазочными материалами, были определены как плательщики единого налога только с вводом в действие Федерального закона от 13.07.2001 N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Оптовая торговля не входила в определенный Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" перечень видов деятельности, по которым могла быть введена уплата единого налога. Поэтому организации оптовой торговли, осуществлявшие продажу переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и подакцизных товаров и (или) подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежали обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, были обязаны уплачивать акциз по этой операции. С 1 января 2003 г. вышеуказанный Федеральный закон утратил силу. При этом с той же даты вступила в силу введенная Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, устанавливающая специальный налоговый режим. Так, в соответствии с нормами п.4 ст.346.26 НК РФ уплата единого налога на вмененный доход предусматривает: - для организаций - замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), НДС и налога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно НДС и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога; - для индивидуальных предпринимателей - замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), НДС и налога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно НДС и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в п.2 рассматриваемой статьи НК РФ) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом. Таким образом, как следует из вышеизложенных положений, уплата единого налога не предусматривает ни для организаций, ни для индивидуальных предпринимателей замену уплаты ими акцизов, и, следовательно, с 1 января 2003 г. лица, совершающие операции по реализации (как оптовой, так и розничной) конфискованных подакцизных товаров (включая нефтепродукты), являются плательщиками акцизов по этим операциям в общеустановленном порядке; в) ввоз подакцизных товаров (включая нефтепродукты) на таможенную территорию Российской Федерации (за исключением ввоза таких товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность). При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации обложение акцизами производится в зависимости от избранного таможенного режима, а именно: - при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме; - при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы акциза, которые в соответствии с гл.22 НК РФ были ему возмещены или от уплаты которых он был освобожден в связи с экспортом этих товаров; - при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается; - при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе вышеуказанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации; - при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, определенном таможенным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до 1 июля 2001 г. сумма акциза, подлежащая уплате при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, уменьшалась на сумму акциза, уплаченную в стране происхождения этих товаров. С вышеуказанной даты при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с государствами - участниками СНГ применяется (так же как и со странами дальнего зарубежья) порядок взимания косвенных налогов по принципу "страна назначения", и зачет сумм налога, уплаченных в стране происхождения товаров, не производится; г) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств - участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о Едином таможенном пространстве). До настоящего времени соглашение о Едином таможенном пространстве подписано только с Республикой Белоруссия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.1997 N 583 таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Белоруссия, были отменены. Рассматриваемая норма в отношении подакцизных товаров, происходящих и ввозимых из Республики Белоруссия в Российскую Федерацию, применялась в 2000 г. При этом согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.01.2000 N 47-р взимание акцизов по происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия подакцизным товарам, подлежавшим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию, производилось таможенными органами. Впоследствии порядок перемещения подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации и Республики Белоруссия был уточнен Постановлением Правительства РФ от 22.08.2000 N 619 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583", в котором предусмотрен упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и ввозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию. Порядок таможенного оформления вышеуказанных товаров утвержден Приказом ГТК России от 09.12.2000 N 1146 "О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию". Таким образом, в настоящее время нет государств, ввоз подакцизных товаров из которых на территорию Российской Федерации полностью освобожден от таможенного контроля и таможенного оформления.
(Окончание см. "Налоговый вестник", N 11, 2003)
И.А.Давыдова Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 11.09.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |