Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О налоге на прибыль ("Налоговый вестник", 2003, N 9)



"Налоговый вестник", N 9, 2003

О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ

Об исчислении налога

на прибыль унитарным предприятием

Согласно пп.3 п.1 ст.251 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Пунктом 1 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Таким образом, у вновь создаваемого унитарного предприятия при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взноса в уставный фонд вышеуказанного предприятия.

В соответствии с пп.26 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Пунктом 2 ст.113 ГК РФ определено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правами собственника пользуются органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст.294, 296 настоящего Кодекса).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования правами собственника пользуются органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст.294, 296 настоящего Кодекса).

Исчисление налога на прибыль организацией,

созданной при приватизации

государственного имущества

В соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Таким образом, преобразование является формой реорганизации юридического лица.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В соответствии со ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Таким образом, преобразование муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации муниципального имущества.

Пунктом 1 ст.97 ГК РФ установлено, что акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом.

В соответствии с п.1 ст.99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Пунктом 3 ст.277 НК РФ при реорганизации организации (независимо от формы реорганизации) у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

В связи с вышеизложенным при преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество у налогоплательщиков - акционеров не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Пунктом 1 ст.96 ГК РФ определено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В связи с этим при определении налоговой базы открытого акционерного общества, созданного путем преобразования муниципального унитарного предприятия, не учитываются доходы в виде активов, которые получены посредством взноса в уставный капитал общества.

Признание в целях налогообложения прибыли

и перенос на будущее непогашенного убытка

прошлых налоговых периодов (1997 - 2001 годы)

Пунктами 3 и 4 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 г., уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 г. законодательством, после вступления в силу гл.25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст.283 настоящего Кодекса. Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 г. законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 г. в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 г., признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст.283 НК РФ.

В соответствии со ст.283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл.25 настоящего Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст.289, 275.1, 280 и 304 НК РФ.

Статьей 275.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, ст.ст.280 и 314 НК РФ - особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст.274 НК РФ.

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абзаца второго п.2 ст.283 НК РФ.

Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Пунктом 7 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, предусмотрено, что при расчете суммы убытка или части убытка, уменьшающей налоговую базу за отчетный (налоговый) период, по строке 020 декларации в сумму убытка, полученного до 1 января 2002 г., включается:

- сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов (1997 - 2000 гг.) по состоянию на 1 января 2001 г.;

- сумма убытка за 2001 г., но не выше суммы убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 г. Определение суммы убытка, полученного до 1 января 2002 г., производится в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).

Согласно п.5 ст.6 Закона N 2116-1, утратившего силу с 1 января 2002 г., за исключением отдельных положений, для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), от уплаты налога освобождалась часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых было предусмотрено законодательством Российской Федерации).

При определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 г. - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п.14 ст.2 Закона N 2116-1.

Первичные участники рынка ценных бумаг, получившие убыток при реструктуризации (новации) ГКО и ОФЗ, а также при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), были вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (Федеральным законом от 09.05.2001 N 50-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" вышеприведенное положение было исключено; при этом данные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования вышеуказанного Федерального закона).

Согласно п.14 ст.2 Закона N 2116-1 при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 г. курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитывались в следующем порядке:

- если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникало превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшалась на сумму указанного превышения;

- если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникало превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определялась в общем порядке без дополнительной корректировки, а вышеуказанное превышение признавалось убытком по курсовым разницам.

Пункт 14 ст.2 Закона N 2116-1 был введен Федеральным законом от 03.03.1999 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

В связи с вышеизложенным если убыток от реализации продукции (работ, услуг) превышал убыток по данным годового бухгалтерского отчета, то принимался к возмещению убыток по данным годового бухгалтерского отчета. В случае превышения убытка по данным годового бухгалтерского отчета над убытком от реализации продукции (работ, услуг) принимался к возмещению убыток от реализации продукции (работ, услуг). Если от реализации продукции (работ, услуг) был получен убыток, а в целом по балансу имелась прибыль, вышеуказанная льгота не предоставлялась.

При этом следует иметь в виду, что под убытком по данным годового бухгалтерского отчета понимался убыток, отражаемый по строке 140 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", утвержденной Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", и скорректированный на показатели по строкам 170 и 180 формы N 2, а под убытком от реализации продукции (работ, услуг) - убыток, отражаемый по строке 050 формы N 2.

А.А.Назаров

Подписано в печать

11.08.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О формировании перечня подакцизных товаров ("Налоговый вестник", 2003, N 9) >
Вопрос: Организация заключила договор с негосударственным пенсионным фондом, деньги переводятся на солидарный счет вкладчика (организации). Физические лица идентифицируются за 30 дней до наступления страхового случая (перед выходом на пенсию). Есть ли у организации база для начисления единого социального налога? ("Налоговый вестник", 2003, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.