Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О формировании перечня подакцизных товаров ("Налоговый вестник", 2003, N 9)



"Налоговый вестник", N 9, 2003

О ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

В современном виде индивидуальные акцизы появились в налоговой системе Российской Федерации с 1 января 1992 г. - даты вступления в действие Закона РСФСР от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах".

Российская налоговая политика в сфере акцизов имела с самого начала фискальную направленность. С учетом того, что индивидуальные акцизы как косвенные налоги потенциально являются крупным доходным источником, перечень подакцизных товаров был в первые годы их существования в нашей стране предельно широк вопреки сложившимся в мировой практике принципам обложения акцизами и экономическим закономерностям.

Так, на протяжении 1992 г., помимо таких традиционно подакцизных товаров, как винно-водочные изделия, пиво, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, акцизами облагались икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, автомобильные шины (кроме направляемых на комплектацию), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, ковры и ковровые изделия, одежда из меха (кроме детского ассортимента) и натуральной кожи. Формируя подобным образом перечень подакцизных товаров, государство стремилось решить, кроме получения доходов, задачу некоторой стабилизации потребительского рынка. Так как включенные в перечень товары были особо дефицитными, установление на них акциза приводило к повышению их цены, а соответственно, могло способствовать некоторому снижению спроса. Кроме того, введение косвенных налогов позволяло государству отчасти оправдать рост цен, вызванный, главным образом, их либерализацией в январе 1992 г.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" перечень подакцизных товаров пополнился этиловым спиртом из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки ликероводочных изделий и винодельческой продукции). Подобное расширение круга облагаемых акцизами изделий позволило бюджету получать достаточно крупные и стабильные доходы и переложить часть налогового бремени с производителей алкогольной продукции на спиртопроизводящие организации.

В то же время из перечня облагаемых акцизами изделий были исключены икра, деликатесы из рыбы, шоколад, фарфор в связи с низкой эффективностью их налогообложения: затраты на сбор акцизов оказались несопоставимо выше их фискальной отдачи: по данным Госналогслужбы России, доля акцизов на данные товары составляла менее 1% в совокупных акцизных поступлениях.

Таким образом, уже в 1992 г. были произведены существенные количественные (охват налогообложением этилового спирта из пищевого сырья для снижения заинтересованности предприятий в переходе к производству неподакцизного спирта) и качественные (исключение низкодоходных статей перечня подакцизных товаров) преобразования.

Новый этап реформирования перечня подакцизных товаров был произведен в декабре 1993 г. В соответствии со ст.19 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" список облагаемых акцизами товаров вновь был расширен.

Подакцизным стал этиловый ректификованный спирт не только из пищевого, но и из непищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки водки, ликероводочных изделий, винодельческой и другой алкогольной продукции). Причиной подобного нововведения стала ситуация, сложившаяся в сфере производства и оборота алкоголя. Отсутствие в перечне подакцизных изделий этилового спирта из непищевого сырья делало его дешевым сырьем для производства фальсифицированной водки и иных алкогольных суррогатов, значительно повышая заинтересованность криминальных структур в его производстве и приобретении. Кроме того, если отпуск потребителям спирта из пищевого сырья осуществлялся на основе квот, то на поставки спиртов из непищевого сырья такой порядок не распространялся, что создавало в результате еще более льготные условия для производства некачественного алкоголя и тем самым наносило значительный ущерб не только бюджету, но и здоровью населения.

Введение 70%-ного акциза к отпускной цене этилового ректификованного спирта из непищевого сырья позволило снизить подобную заинтересованность подпольных производителей в его производстве и использовании, отчасти перекрыв, таким образом, легальный канал ухода от уплаты акцизов. Однако установление акциза на этиловый спирт из непищевого сырья, который в основном производится гидролизными заводами, поставило предприятия химической промышленности в сложное финансовое положение. В Российской Федерации этиловый спирт из непищевого сырья никогда ранее не облагался акцизом, так как данная продукция поставлялась преимущественно предприятиям ВПК и другим специализированным промышленным производствам. Кроме того, значительные объемы более дешевого спирта завозились из стран СНГ. В таких условиях рост цен на отечественные спирты из непищевого сырья из-за введения акциза (при существовавшей ставке акциза цена спирта выросла более чем в два раза) привел к значительному снижению конкурентоспособности продукции российских гидролизных предприятий по сравнению с зарубежными производителями.

В подобном виде список облагаемых акцизами товаров просуществовал до марта 1996 г. Новые качественные его преобразования были осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 07.03.1996 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". Количество облагаемых акцизами объектов уменьшилось почти вдвое: из списка подакцизных были исключены яхты и катера, охотничьи ружья, изделия из хрусталя, меховые и ковровые изделия, покрышки и камеры для шин - товары, не оправдавшие себя в качестве фискальных источников. В результате в перечне подакцизных товаров остались только те изделия, по которым в бюджет вносилась основная сумма акцизов. Исключение же из вышеуказанного перечня некоторых видов товаров способствовало в некоторой мере повышению их конкурентоспособности по сравнению с аналогичными импортными товарами.

Вновь были внесены изменения в обложение акцизами такой продукции, как ректификованный этиловый спирт из всех видов сырья. Так как ректификованный спирт из непищевого сырья с 1994 г. стал облагаться акцизом, начиная со второго полугодия 1994 г. на предприятиях, его производящих, проявилась тенденция к резкому снижению объемов производства данного вида спирта, а в ряде случаев - к полному прекращению его выпуска в целях ухода от налогообложения. Многие предприятия перешли на изготовление неректификованного этилового спирта, а также спиртовых растворителей и других неподакцизных спиртосодержащих соединений.

Поскольку неректификованный этиловый спирт из непищевого сырья не входил в перечень подакцизных товаров, его стоимость по сравнению с аналогичным ректификованным спиртом, облагаемым акцизами, была в 3 - 4 раза ниже. В результате, если для законопослушных предприятий стоимость одной бутылки водки емкостью 0,5 л (с учетом всех налогов) составляла в 1994 г. порядка 13 000 руб., то для подпольного бизнеса она обходилась всего лишь в 500 - 600 руб., или в 25 раз дешевле. Поэтому технический спирт, не облагавшийся акцизами, пользовался повышенным спросом у криминальных структур, занимающихся изготовлением фальсифицированной алкогольной продукции и ее суррогатов, что создавало реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей таких спиртных напитков.

В связи с подобными негативными явлениями, приобретавшими все большие масштабы, в перечень облагаемых акцизами товаров были включены все виды ректификованного и неректификованного этилового спирта из всех видов сырья (кроме спирта-сырца и спирта коньячного) независимо от его дальнейшего потребления, с применением зачетного механизма в случае использования этилового спирта в производстве другой подакцизной продукции.

Однако несмотря на осуществленные в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон "Об акцизах" преобразования порядка обложения акцизами спиртной продукции, продолжал сохраняться другой канал ухода от уплаты акцизов в рамках закона. Ряд российских предприятий - традиционных производителей технических спиртов перешли начиная с 1996 г. к выпуску так называемой спиртосодержащей продукции по нормативно-технической документации, не проходившей экспертизу в федеральных органах исполнительной власти, а утверждавшейся руководителями предприятий. Данная продукция по своим характеристикам практически не отличалась от облагаемых акцизами этиловых спиртов, выпускалась на том же оборудовании, но при этом не входила в перечень подакцизных товаров, а также в перечень продукции, подлежавшей государственному регулированию через механизм квотирования, декларирования, лицензирования, и, как следствие, служила одним из основных источников сырья для производства фальсифицированной алкогольной продукции. В связи со сложившейся ситуацией в конце 1996 г. Правительству РФ было поручено принять меры по прекращению производства спиртосодержащей неподакцизной продукции, которая могла использоваться в производстве алкогольных напитков или непосредственно употребляться населением в качестве алкогольных суррогатов.

В результате по инициативе Правительства РФ с 21 января 1997 г. - даты официального опубликования Федерального закона от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" - в акцизное законодательство были внесены изменения, предусматривавшие включение в перечень подакцизной продукции спиртосодержащих растворов (по перечню Правительства РФ), а также иной пищевой продукции с содержанием этилового спирта свыше 1,5% от объема единицы алкогольной продукции (за исключением виноматериалов). Во исполнение данного Федерального закона Правительство РФ приняло Постановление от 07.05.1997 N 559 "О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами", в соответствии с которым к облагаемой акцизами продукции были отнесены все растворы этилового спирта, не содержавшие денатурирующих добавок.

Однако из-за отсутствия единого перечня денатурирующих добавок и нерешенности вопроса об органе, правомочном проводить государственную экспертизу технических спиртов и спиртосодержащей продукции, включая денатурированную, на предмет их соответствия действующим стандартам, техническим и технологическим документам, принятие данного Постановления не только не решило проблему ликвидации возможности ухода от уплаты акцизов, но еще более усугубило создавшуюся ситуацию.

Так, практически все традиционные производители этилового спирта из непищевого сырья (технических спиртов) в срочном порядке внесли изменения в утверждаемые ими технические условия на спиртосодержащие растворы, включив в них запись о том, что, например, чистящая жидкость "Кристалл", чистящие средства "Искра", жидкость парфюмерная и др. содержат денатурирующие добавки, либо разработав технические условия, согласно которым объемное содержание спирта в выпускаемой продукции просто не указывалось (например, смесь жидкая многокомпонентная техническая), либо называя спиртосодержащие жидкости не растворами, а эмульсиями, суспензиями и т.д. В технической документации на подобную продукцию наличие денатурирующих добавок либо вообще не указывалось, либо намеренно завышалось. На практике их содержание почти соответствовало норме присутствия денатуратов в ректификованном этиловом спирте, произведенном из пищевого сырья и использовавшемся для производства алкогольной продукции. Многие гидролизные заводы продолжали выпуск так называемой многокомпонентной жидкости, почти полностью прекратив производство этилового спирта из непищевого сырья.

В то же самое время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 559 под обложение акцизами попали спиртосодержащие лекарственные средства и парфюмерные средства, хотя разработчиками изменений в Федеральный закон "Об акцизах" это не предусматривалось. В частности, в перечень подакцизных товаров, несмотря на минимальное содержание в них спирта, были включены такие лекарственные средства, как настойки, йод, сердечно-сосудистые препараты (корвалол, валосердин и т.п.). Введение акциза на эту продукцию привело к росту стоимости лекарственных средств в среднем на 25%, что создало трудности в приобретении повседневных медикаментов социально незащищенными группами населения, увеличило, например, расходы бюджета г. Москвы на медикаменты, так как до 50% объема лекарственных средств отпускается стационарным и амбулаторным больным бесплатно. Кроме того, повышение цен сделало отечественные лекарства неконкурентоспособными по сравнению с аналогичными препаратами, поступающими из стран Балтии и СНГ.

Подобная ситуация стала характерной и для российской парфюмерно-косметической продукции, которая в результате повышения цен была вытеснена с отечественного рынка более дешевым импортом из ближнего зарубежья, многие предприятия этой отрасли, не выдержав конкуренции, полностью прекратили свое существование.

В 1998 г. акцизное законодательство стало более совершенным, устранив отчасти ранее имевшиеся упущения. В соответствии с Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" перечень спиртосодержащей продукции, облагаемой и не облагаемой акцизами, был конкретизирован, а именно: было уточнено, что к спиртосодержащей подакцизной продукции относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, за исключением:

- спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, прошедших государственную регистрацию в Минздраве России и внесенных им в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также средств, включая гомеопатические препараты, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, заверенным личной печатью врача;

- спиртосодержащих препаратов ветеринарного назначения, прошедших государственную регистрацию в Департаменте ветеринарии Минсельхоза России и внесенных им в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации;

- парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти;

- спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, прошедших государственную регистрацию в Минсельхозе России. Причина исключения данной продукции из перечня подакцизной та же, что и денатурированной. К спиртосодержащим отходам спиртового и ликероводочного производства относятся головная фракция этилового спирта, сивушное масло и спиртовые отгоны. Все эти вещества имеют резкий, неприятный запах и вкус, непригодны для выработки водочной и другой алкогольной продукции и используются в основном для выработки денатурата и технических спиртов, а спиртовые отгоны направляются, кроме того, на спиртовые заводы для промышленной переработки. Наличие такой продукции в списке подакцизных товаров фактически уравнивало стоимость отходов с этиловым спиртом, что отрицательно влияло на объемы их реализации и приводило к остановке многих спиртовых заводов.

В случае отсутствия документов, подтверждающих государственную регистрацию, эта продукция облагается акцизами в общем порядке.

Кроме того, в Федеральном законе от 14.02.1998 N 29-ФЗ была сделана попытка прекратить легальный уход от налогообложения путем изготовления неподакцизной денатурированной продукции, которая по своему составу и техническим характеристикам практически не отличалась от облагаемых акцизами спиртосодержащих растворов, посредством уточнения понятия "денатурированная спиртосодержащая продукция": в качестве таковой стала признаваться спиртосодержащая продукция из всех видов сырья, которая содержит денатурирующие добавки, исключающие возможность ее использования для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовлена в соответствии с установленной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией. Согласно установленному порядку для получения льгот по уплате акцизов в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции налогоплательщик должен был представить в налоговые органы по месту уплаты акцизов регистрационное удостоверение о том, что данная продукция являлась денатурированной и содержала денатурирующие добавки в концентрациях, делающих невозможной ее использование для производства алкогольной и иной пищевой продукции, которое выдается Минсельхозом России (по спирту этиловому и алкогольсодержащей продукции из пищевого сырья) или Минэкономики России (по изделиям из непищевого сырья). Но, к сожалению, это была бланкетная норма закона, так как конкретный перечень подобных денатурирующих добавок и предельные нормы денатурации не были своевременно разработаны, что не только не устранило существовавшую проблему, но и стало причиной новых злоупотреблений. Кроме того, этим Федеральным законом была введена еще одна дополнительная льгота по уплате акцизов: от их уплаты был освобожден денатурированный спирт, если он отвечал определенным выше критериям.

В результате в I квартале 1998 г. ситуация еще более обострилась: в объеме изготовленного гидролизными заводами этилового спирта доля денатурированного спирта возросла до 29%, производство спиртосодержащих растворов почти полностью переориентировалось на денатурированные растворы, достигнув 72% в структуре выпуска данной продукции. По оценкам Госналогслужбы России, по так называемым денатурированным спиртам и спиртосодержащей продукции, по которым отсутствовали официальные заключения о государственной регистрации, только в I квартале 1998 г. и только по 16 гидролизным предприятиям сумма выпадающих доходов бюджета составила около 1,5 млрд деноминированных рублей при фактическом поступлении акцизов по всей алкогольной продукции за этот период на сумму 2,8 млрд руб.

Перечень денатурирующих добавок, наличие которых в спирте или спиртосодержащих растворах исключает возможность их использования в производстве алкогольной и иной пищевой продукции, был официально утвержден лишь в июле 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья".

Таким образом, недоработка данного вопроса, а также неправильная правовая оценка нормы закона, а может быть, и лоббирование интересов заинтересованных лиц (пять месяцев не принималось Постановление Правительства РФ, устанавливающее перечень денатурируемых добавок и предельных норм денатурации) повлекли немалые потери бюджета. Однако вступление в действие этого Постановления Правительства РФ устранило существующую проблему лишь отчасти.

Следует отметить, что согласно действующим техническим условиям (ТУ 10-0334585-4-90) в качестве денатурирующих добавок определены такие вещества, как пиридиновые основания, керосин, скипидар, создающие стойкий неприятный запах, не исчезающий при разведении водой. Кроме того, предусмотрено обязательное подкрашивание денатурата красителем. Только наличие таких веществ может действительно воспрепятствовать использованию денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов в производстве пищевой продукции. Однако признанные согласно Постановлению Правительства РФ в качестве денатурирующих добавок уксусный и кротоновый альдегид, диэтиловый эфир и диэтилфталат не отвечают таким требованиям, не являются чужеродными элементами для этилового спирта, образуясь при сбраживании пищевого сырья (крахмало- и сахаросодержащего), легко удаляются в процессе ректификации. Кроме того, рекомендуемые утвержденным перечнем дозировки этих соединений недостаточны для целей денатурации, так как уксусный альдегид и диэтиловый эфир являются легколетучими веществами и могут быть удалены при нагреве в диапазоне температуры от 20 до 40 градусов. Предложенные Постановлением Правительства РФ нормы содержания денатурирующих веществ значительно ниже международных норм денатурации. Так, например, во Франции дозировка диэтилфталата, применяемого в качестве денатурирующей добавки в косметической промышленности, превышает предусмотренную Правительством РФ дозировку более чем в 5 раз.

Глава 22 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ужесточила условия, при выполнении которых денатурированный спирт освобождается от обложения акцизами, а именно: этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, что его денатурация производится на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация имеет такие структурные подразделения).

Таким образом, несмотря на внесенные в акцизное законодательство изменения, проблема освобождения от налогообложения денатурированных спиртов остается и на сегодняшний день не решенной.

Другой статьей перечня подакцизных товаров, которую затронули изменения, внесенные в действующий порядок обложения акцизами Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ, стали ювелирные изделия. До февраля 1998 г. в федеральном законодательстве не было их разграничения на ювелирные и религиозно-культовые; в связи с этим все эти изделия подлежали обложению акцизом. Это ставило производителей в сложное экономическое положение и имело негативные социальные последствия. На протяжении 90-х годов между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникали споры по поводу неуплаты ими акцизов по ювелирным изделиям, носящим ритуально-обрядовый характер. Налогоплательщики ссылались на Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" и Постановление Правительства РФ от 30.06.1994 N 756, утвердившее Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, как на нормативные акты, на основании которых были изданы отраслевые документы, определяющие параметры отнесения продукции к ювелирным изделиям либо ритуально-обрядовым. Однако налоговые органы справедливо считали подобные ссылки неправомерными, так как внутриотраслевые документы не носят нормативного характера в целях налогообложения. Исключение же предметов ритуально-культового назначения из перечня подакцизных товаров было возможно только путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об акцизах".

В целях устранения подобных противоречий между производителями и налоговыми органами в Федеральном законе от 14.02.1998 N 29-ФЗ было конкретизировано понятие ювелирных изделий в целях налогообложения. К таковым были отнесены:

- изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях;

- изделия, используемые для выполнения различных ритуалов и обрядов;

- изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга;

- монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств - участников СНГ).

Таким образом, в законодательном порядке было подтверждено, что ювелирные изделия, носящие ритуально-обрядовый характер, подлежат обложению акцизами. Их освобождение от налогообложения было предусмотрено лишь в случае, если данная продукция признавалась предметом культа и религиозного назначения, предназначенной для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец).

С 1 января 2003 г. ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров.

Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ список облагаемых объектов был значительно сокращен и в части легковых автомобилей: если ранее акциз взимался независимо от рабочего объема двигателя, то с февраля 1998 г. в перечне остались только автомобили с объемом двигателя более 2500 куб. см. Как было отмечено выше, подобные изменения привели фактически к полному освобождению предприятий отечественной автомобильной промышленности от уплаты акцизов, а главным объектом налогообложения стали импортируемые легковые транспортные средства. С одной стороны, фактическое исключение из списка подакцизных товаров большинства отечественных автомобилей можно было рассматривать как положительный шаг, который, возможно, поможет сделать российские автомобили более конкурентоспособными по цене. Однако, с другой стороны, не следует забывать о том, что на сегодняшний день большинство выпускаемых в Российской Федерации автомобилей не отвечает мировым стандартам не только по своим рабочим характеристикам, но и с точки зрения безопасности.

Таким образом, в настоящее время в перечень товаров, подлежащих обложению акцизами в соответствии с действующим законодательством, входят:

- спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);

- спиртосодержащая продукция;

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов);

- пиво;

- табачные изделия;

- легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.;

- бензин автомобильный;

- дизельное топливо;

- масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2003 г., перечень подакцизных товаров был дополнен прямогонным бензином. Таким образом, подакцизными нефтепродуктами согласно гл.22 НК РФ признаны следующие товары:

бензин автомобильный;

дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;

прямогонный бензин.

Одновременно в гл.22 НК РФ было включено определение прямогонного бензина, которое должно применяться в целях исчисления и уплаты акцизов. В частности, установлено, что под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

При этом указано, что бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров позволяет в определенной степени решить проблему его использования с целью нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем производства на нефтеперерабатывающих заводах, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками в железнодорожных цистернах, в бензовозах, непосредственно в хранилищах автозаправочных станций. Объемы бензина, полученные методом смешения, в большинстве случаев выводились из-под обложения акцизами, так как прямогонный бензин акцизом не облагался, вывозился с заводов, а после вышеуказанной технологической операции продавался как высокооктановый бензин.

Борьба с этим явлением в условиях действовавшего до 1 января 2003 г. законодательства зачастую не была эффективной. Налоговым органам удавалось отследить всего 30% прямогонного бензина, вывозимого с заводов, при этом только 10% произведенного из него впоследствии автомобильного бензина удавалось обложить акцизом.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по акцизам с указанием полученных объемов этого нефтепродукта в натуральном выражении.

В целом такое содержание списка подакцизных товаров соответствует принципам обложения акцизами, сложившимся в мировой практике, отвечает экономической обоснованности и обеспечивает достаточно стабильные поступления в бюджетную систему Российской Федерации.

Т.К.Подгорная

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

11.08.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обложение НДС отдельных операций ("Налоговый вестник", 2003, N 9) >
Статья: О налоге на прибыль ("Налоговый вестник", 2003, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.