Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к новому Федеральному закону о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 8)



"Налоговые известия Московского региона", N 8, 2003

КОММЕНТАРИЙ К НОВОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ (ККТ)

Многолетняя работа по подготовке изменений и дополнений в Закон о ККМ закончена. Государственная Дума вносила такие изменения в 1995 г., но они не были приняты. В 1997 г. Государственная Дума и Совет Федерации подготовили Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", но в соответствии с ч.3 ст.107 Конституции РФ 30 апреля 1997 г. Президент РФ отклонил Закон в связи с несоответствием его другим законодательным актам Российской Федерации.

Новый Федеральный закон принят 25 апреля 2003 г. Государственной Думой, 14 мая одобрен Советом Федерации, 22 мая подписан Президентом РФ, 27 мая официально опубликован в "Российской газете" N 99 (3213) вступил в силу через месяц после его официального опубликования, т.е. 27 июня 2003 г.

Рассмотрим основные изменения, внесенные в Закон.

- Изменилось название Закона.

Старый Закон РФ назывался "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Новый Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ называется "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ).

- Изменилось не только название, но и содержание Закона.

Ранее ст.1 Закона определяла сферу применения ККМ и субъекты, которые должны применять ККМ.

- Теперь ст.1 называется "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе".

Для целей настоящего Федерального закона даются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

- Сфера применения Закона претерпела значительные изменения.

Во-первых, Закон о ККТ исключил категорию "население" из названия Закона. Эта категория исключена и из п.1 ст.2 "Сфера применения контрольно-кассовой техники" Закона о ККТ, из которой следует:

"Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".

Из данной редакции статьи не следует, что ККТ должны применяться только при расчетах с населением, а значит, ККТ должны применяться при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт как при расчетах с населением, индивидуальными предпринимателями, так и с юридическими лицами.

Исключение составляют расчеты с применением бланков строгой отчетности с населением, которые могут осуществляться без применения ККТ.

Во-вторых, введена обязанность применения не только ККМ, но и ККТ, перечисленных в ст.1 Закона о ККТ, а это и контрольно-кассовые машины, и электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В-третьих, введено применение ККТ при осуществлении не только наличных денежных расчетов, но и (или) расчетов с использованием платежных карт.

В-четвертых, из Закона исключено положение о применении ККТ только при осуществлении торговых операций или оказании услуг, что значительно расширяет сферу применения ККТ, распространяя ее на работы, как это определено в ст.14.5 нового КоАП России, вступившего в силу с 1 июля 2002 г.

- Закон о ККТ снял проблему различного толкования расчетов с применением ККМ (ККТ).

Ранее не было однозначного толкования этого вопроса в законодательных и нормативных актах по применению ККМ.

Во-первых, Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" устанавливал применение ККМ в целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги.

Во-вторых, прежний Закон о ККМ установил обязательное применение ККМ при денежных расчетах с населением. Денежные расчеты - более широкое понятие, чем наличные денежные расчеты, так как оно включает в себя и безналичные расчеты.

В-третьих, было различное толкование применения кредитных карточек (магнитных, пластиковых карт). Одни считали, что расчеты с их применением являются безналичными расчетами, не требующими применения ККМ, другие считали их наличными расчетами (или приравненными к наличным расчетам), требующими применения ККМ.

Теперь новый Закон о ККТ четко определил, что применение ККТ обязательно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Закон о ККТ продолжил проводимую Правительством РФ и законодателями линию по расширению сферы применения ККТ (ККМ).

Исходный пункт в этом вопросе - Гражданский кодекс РФ, утвержденный Законом N 14-ФЗ от 26 января 1996 г., где в ст.493 определено:

"Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара".

Иное было предусмотрено Законом о ККМ, который предусматривает выдачу кассового чека или бланка строгой отчетности, приравниваемого к кассовому чеку. В ст.2 Закона установлено, что предприятия (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.

С августа 1999 г. сфера применения ККМ расширена и распространена помимо населения, как это было ранее, на индивидуальных предпринимателей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 4 августа 1999 г. "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в п.3 разъяснил, что сферой регулирования указанного Закона являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары или заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги), и судам в этой связи следует иметь в виду, что данный Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).

Конституционный Суд РФ в Определении от 15 мая 2001 г. N 88-О подтверждает толкование этого вопроса Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ:

"Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", как это следует из предмета его регулирования, преследуемых им целей и защищаемых конституционных ценностей, устанавливая требование об обязательном применении контрольно-кассовых машин для учета наличных средств в денежных расчетах с населением, не связывает его с тем, реализует ли конкретное предприятие товары (оказывает услуги) гражданам для их личного потребления или для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Это согласуется с законоположениями, определяющими особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (п.1 ст.23, ст.ст.24 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ограничительное же истолкование предписания ст.1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а именно как не распространяющегося на случаи осуществления денежных расчетов с гражданами - индивидуальными предпринимателями, противоречило бы выявленным Конституционным Судом Российской Федерации целям и направленности данного Закона, сделало бы невозможным предусмотренный им контроль за движением наличных денежных средств".

Закон о ККТ расширил сферу применения ККМ, распространив ее и на юридических лиц. Исключение составляет оказание услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

- Закон о ККТ определил, что порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее Постановлением Правительства РФ в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин было установлено, что осуществлять денежные расчеты без применения ККМ могут организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

Пунктом 2 ст.2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

- Новым является еще одно очень важное положение Закона о ККТ - о Перечне предприятий, освобожденных от применения ККТ.

Ранее в ст.1 Закона о ККМ было определено, что Правительство РФ утверждает Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Теперь этот Перечень определен Законом о ККТ.

В частности, в п.3 ст.2 Закона о ККТ определено:

"Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, в развал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в Перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

- Еще одно нововведение Закона о ККТ: в Законе не упоминается Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам.

Ранее в ст.5 Закона о ККМ было установлено:

"Допускаемые к использованию на территории Российской Федерации модели контрольно-кассовых машин определяются Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Информация о моделях контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати.

Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) осуществляет свою деятельность на основании положения о ней, утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации".

ГМЭК по ККМ были предоставлены большие права.

Положением о Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 903 (с изменениями и дополнениями) было определено, что решения Комиссии, принятые по вопросам, входящим в ее компетенцию, являются обязательными для всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для всех организаций и предприятий (п.10 введен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 911).

Между тем ГМЭК по ККМ не являлась федеральным органов исполнительной власти и не обладала правом издания нормативных правовых актов.

Конституцией РФ установлены акты, являющиеся обязательными к исполнению Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Российской Федерации.

ГМЭК по ККМ зачастую принимала решения в нарушение Закона о ККМ.

Так, неоднократно ККМ исключались из Государственного реестра и разрешались к использованию, хотя Законом о ККМ предусмотрено обратное: все допущенные к использованию ККМ должны быть внесены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации).

В дальнейшем принимались новые решение ГМЭК по ККМ, и ККМ вновь разрешались к использованию. Такие решения затрудняли работу владельцев ККМ и налоговых органов.

Зачастую страдали законопослушные налогоплательщики (владельцы ККМ), которые своевременно снимали с регистрации в налоговых органах те ККМ, которые по решению ГМЭК по ККМ не допускались к применению с определенного времени. Приходилось вновь регистрировать ККМ в налоговых органах, а порой и возвращать штрафы за применение ККМ, исключенных из Государственного реестра и не разрешенных к применению (в период с момента, когда ККМ не допускались к применению, до решения ГМЭК по ККМ о продлении срока использования ККМ).

Теперь Закон о ККТ и в этом вопросе поставил точку.

В п.1 ст.3 Закона о ККТ установлено:

"При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр".

Законом о ККТ также определено, что Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

Учтено мнение владельцев ККТ, которые просили разрешить использование ККМ до истечения нормативного срока их амортизации.

Закон о ККТ определил, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Помимо приведенных выше решений, ГМЭК по ККМ часто принимала решения, затрагивающие имущественные права владельцев ККМ, что являлось нарушением их законных прав и интересов и вызывало соответствующие возмущения. Таких случаев много.

Например, ГМЭК по ККМ приняла решение о проведении паспортизации версий ККМ, которая в средствах массовой информации получила название "насильственная модернизация ККМ". Эта модернизация затрагивала законные права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих денежные расчеты с населением. Паспортизация версий потребовала очередных затрат со стороны владельцев ККМ. У них появилась обязанность, установленная не законом и не органами власти, что вызвало массовые возмущения владельцев ККМ.

Другой пример. Правительство РФ своим Постановлением от 2 декабря 2000 г. N 917 установило обязательное применение ККМ при оказании услуг такси (в том числе маршрутными).

ГМЭК по ККМ в нарушение этого постановления приняло решение о проведении эксперимента по применению вместо ККМ бланков строгой отчетности на предприятиях группы "Автолайн" до 1 января 2004 г. Это поставило в неравные условия эти предприятия по сравнению с другими предприятиями, оказывающими аналогичные услуги, и вызвало их возмущение.

Закон о ККТ решил проблему законности принятия решений по вопросам ККТ. Функция ведения Государственного реестра ККТ возложена теперь на федеральный орган исполнительной власти.

В п.2 ст.3 "Порядок ведения Государственного реестра" Закона о ККТ определено:

"Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации".

- Новым в Законе о ККТ является то, что Центральному банку РФ предоставлено право определения ККТ, используемых в кредитных организациях.

В п.3 ст.3 Закона о ККТ установлено:

"Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах".

Еще одним новшеством в Законе о ККМ является предоставление Центральному банку Российской Федерации права утверждать порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов.

- В Законе о ККТ нет Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Ранее в Законе о ККМ было установлено, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В ст.4 Закона о ККТ определены требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения.

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме".

Раньше была проблема с использованием ККМ, к которым подключены компьютеры. Было много вопросов: должны ли они быть зарегистрированы в налоговых органах, кто их должен обслуживать?

Центры технического обслуживания ККМ (ЦТО) часто ставили вопрос о правомерности ответственности ЦТО за работу ККМ и достоверность информации, отражаемой в фискальной памяти ККМ, к которой подключены не зарегистрированные в налоговых органах и не стоящие на обслуживании в ЦТО компьютеры.

По сравнению со старым Законом о ККМ из редакции данной статьи Закона о ККТ однозначно следует, что теперь должны быть зарегистрированы в налоговых органах не только ККМ, но и ККТ, т.е. и компьютеры, используемые при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Ранее регистрация ККМ производилась по месту нахождения предприятия, под которым понимались предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (далее предприятия).

Закон о ККТ установил новый порядок регистрации ККТ: в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

- Из Закона о ККТ исключено положение о техническом обслуживании ККТ в центрах технического обслуживания.

Ранее в Законе о ККМ было определено, что контрольно-кассовые машины находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания или непосредственно на предприятиях - изготовителях контрольно-кассовых машин. Новым Законом о ККТ это не установлено.

- Закон о ККТ ужесточил позицию по учету денежных средств на ККТ.

В ст.5 "Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику" Закона о ККТ установлено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

"применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти) ".

Впервые законодательно установлена фиксация расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти.

- Новый Закон о ККТ уточнил вопрос о моменте выдачи чека.

Ранее момент выдачи кассового чека трактовался по-разному. Так, в ст.2 Закона о ККМ было установлено:

"предприятия (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием".

В п.4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 определено, что кассир-операционист, продавец обязан: напечатать чек при расчетах с использованием контрольно-кассовой машины, назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком.

Как следует из названных документов, в одном из них определено, что чек должен быть выдан вместе с покупкой, в другом - вместе со сдачей.

Много споров вызывал также вопрос о выдаче чека при оказании услуг, потому что Законом о ККМ было определено, что он выдается после оказания услуги, хотя на практике большинство услуг оплачивается при заказе услуги, т.е. до оказания услуги.

Например, при проезде на любом транспорте услуга (билет) оплачивается до ее оказания. Аналогично дело обстоит с оплатой туристических и санаторных услуг, при посещении кино, концертов, при оплате услуг по проявлению фотопленок и изготовлению фотографий и т.д.

Закон о ККТ четко определил, что отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки необходимо выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты.

- Закон о ККТ определил порядок введения в ККТ необходимой информации и замены фискальной памяти.

Ранее фискализация ККМ определялась в Положении о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным решением ГМЭК по ККМ. Решением ГМЭК по ККМ определялся также порядок замены фискальной памяти.

Теперь Закон о ККТ закрепил это законодательно.

Закон о ККТ обязал организации и индивидуальных предпринимателей при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники вводить в фискальную память контрольно-кассовой техники информацию и заменять накопители фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

- В Закон о ККТ включена новая ст.6 "Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику".

Кредитные организации, применяющие в соответствии со ст.2 Закона о ККТ контрольно-кассовую технику, обязаны:

"соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами".

- Закон о ККТ ввел новую ст.7 "Контроль за применением контрольно-кассовой техники".

Данная статья в основном сохранила положения ст.6 Закона о ККМ.

"1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона".

- Закон о ККТ снял проблему, возникшую после ввода в действие нового КоАП РФ (с 1 июля 2002 г.), об ответственности за неприменение ККТ.

Закон о ККТ дал окончательный ответ на вопрос о том, кто подвергается штрафам за неприменение ККМ (ККТ).

Это самый больной вопрос в законодательстве о применении ККТ, так как он затрагивает финансовые интересы организаций и индивидуальных предпринимателей.

В последнее время к этому вопросу различные арбитражные суды подходили по-разному.

Одни считали правомерными действия налоговых органов по наложению административных штрафов на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не на продавцов и кассиров, непосредственно работающих на ККМ.

Другие считали, что налоговые органы могут налагать административные штрафы на юридических лиц, только в тех случаях, если не выполнены требования, которые непосредственно возложены на юридических лиц, а именно если в торговой точке, где должна применяться ККМ, она отсутствует; если ККМ не зарегистрирована в налоговом органе, не стоит на техническом обслуживании в ЦТО; если используется неисправная ККМ; если на ККМ не установлены голограммы или она не опломбирована ЦТО; а в случае неотпечатывания чека на ККМ за покупку, по их мнению, ответственность должен нести продавец (кассир).

Третьи считают, что штрафы должны налагаться только на продавцов и кассиров, непосредственно работающих на ККМ и которые, по их мнению, должны применять ККМ.

При этом не принимаются во внимание доводы налоговых органов о том, что в самой ст.14.5 КоАП России и в ст.1 Закона о ККМ определено, кто должен применять ККМ.

Из ст.14.5 КоАП России следует, что ККМ должны применяться:

во-первых, в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы, либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей;

во-вторых, ККМ должны применяться в случаях, установленных Законом о ККМ. В ст.1 Закона о ККМ установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Из данной статьи Закона о ККМ следует, что ККМ должны применять предприятия, к которым относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Следовательно, и не применять ККМ могут только предприятия или индивидуальные предприниматели.

Такая же позиция изложена в действующем Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О.

"Ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно-кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства".

Аналогичная позиция по вопросу ответственности предпринимателей за нарушение правил применения ККМ изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 6819/97, которым определено:

"Все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществляемые от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях".

В ст.7 Закона о ККТ установлено, что налоговые органы налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

- В Законе о ККТ определен вопрос о взаимодействии налоговых органов с органами внутренних дел.

В п.2 ст.7 Закона о ККТ установлено, что органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

- В Законе о ККТ решен вопрос о контроле за соблюдением кредитными организациями требований этого Федерального закона.

В п.2 ст.7 указано: действие полномочий налоговых органов, предусмотренных п.1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

- Закон о ККТ определил, какие законодательные акты утрачивают свою силу после вступления данного Закона в силу.

В ст.8 Закона о ККТ установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона признаются утратившими силу:

- Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

- абз.19 - 22 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

- Закон о ККТ определил вопросы, которые будут проверять налоговые органы.

Это интересует и всех владельцев ККМ, и налоговые органы.

В ст.9 Закона о ККТ законодатель своевременно внес дополнения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием рассматриваемого Федерального закона.

В частности, п.1 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" дополнен абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

- Закон о ККТ четко установил порядок вступления его в силу.

Статьей 10 Закона о ККТ определен порядок вступления в силу Закона, а именно:

- Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования;

- через шесть месяцев после вступления Закона в силу применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт не допускается.

* * *

С вступлением в силу Закона о ККТ все же остались проблемы, которые требуют разрешения.

Закон о ККТ решил, как следует из вышеизложенного, многие проблемы, связанные с применением ККМ (ККТ). Тем не менее некоторые вопросы еще требуют законодательного решения. Перечислим их.

1. Закон о ККТ не предоставил налоговым органам права контрольной закупки, которое необходимо им при осуществлении проверок применения ККТ.

2. Закон о ККТ не дает определения платежных карт.

3. В Законе о ККТ не установлен порядок зачисления штрафных санкций в бюджеты.

Ранее законодательно было определено, что суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом:

20 процентов - в федеральный бюджет;

80 процентов - в местный бюджет.

Для обеспечения надлежащего исполнения Закона о ККТ, который вступил в силу 27 июня 2003 г., т.е. через месяц после официального опубликования, необходимо:

- определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра;

- установить:

порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения;

порядок регистрации ККТ и снятия ККТ с учета;

порядок технического обслуживания ККТ в ЦТО;

порядок применения платежных карт.

Предстоит также утвердить технические требования к ККТ и решить целый ряд других вопросов, которые необходимы для реализации Закона о ККТ на практике.

А.С.Кленовский

Начальник отдела

оперативного контроля

и применения ККМ

Подписано в печать

10.08.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Подлежит ли в 2001 - 2003 гг. обложению ЕСН часть стоимости путевки, возмещенная организации Фондом социального страхования в размерах, установленных законодательством? ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 8) >
Статья: ККМ теперь нужна всем ("Новая бухгалтерия", 2003, N 2(8))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.