|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: С.С. Дуканов: "Организации вправе знать, с кем они имеют дело" ("Российский налоговый курьер", 2003, N 16)
"Российский налоговый курьер", N 16, 2003
С.С. ДУКАНОВ: "ОРГАНИЗАЦИИ ВПРАВЕ ЗНАТЬ, С КЕМ ОНИ ИМЕЮТ ДЕЛО"
В 2004 г. налоговые органы могут получить право ликвидировать организации, не обращаясь в суд. Это позволит очистить экономику от "мертвых" фирм, которых по подсчетам МНС России более миллиона. По словам руководителя Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергея Сергеевича Дуканова, это не единственное нововведение, которое нас может ожидать в ближайшем будущем.
На заметку предпринимателям
- Сергей Сергеевич, со следующего года МНС России приступит к регистрации индивидуальных предпринимателей. Расскажите, какова будет процедура. - Процедура регистрации индивидуальных предпринимателей приведена в Федеральном законе от 07.07.2002 N 76-ФЗ, который дополнил Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Она аналогична регистрации предприятий. Заниматься регистрацией будут сотрудники отделов по учету и регистрации налогоплательщиков, которые сейчас регистрируют организации. Центральный аппарат министерства и управления в субъектах федерации не будет осуществлять государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Что касается пакета документов, необходимых для регистрации предпринимателя, то могу вас заверить: он минимальный. Во всех случаях нужно заявление и документ, удостоверяющий личность, либо его копия. При первичной регистрации и при прекращении деятельности в качестве предпринимателя также понадобится квитанция об уплате государственной пошлины. Документы на регистрацию предприниматель должен будет подать в налоговую инспекцию по своему месту жительства. Срок, в течение которого его обязаны зарегистрировать, тот же, что и для юридических лиц, - пять дней. - Любое нововведение, как правило, не обходится без трудностей на начальном этапе. Какие, на ваш взгляд, "подводные камни" могут встретиться гражданам, желающим зарегистрироваться в качестве предпринимателей, и налоговым инспекторам, которым предстоит этих граждан принимать? - Думаю, что сейчас об этом пока рано говорить. Мне бы хотелось сказать о другом. Чтобы закон нормально работал, необходимо до конца текущего года внести изменения в ряд нормативных актов. Так, например, мы пока не знаем размер госпошлины, которую нужно взимать при регистрации физического лица в качестве предпринимателя и регистрации предпринимателя при прекращении деятельности. Требуемый закон был отклонен Советом Федерации, после чего была образована согласительная комиссия. Мы надеемся, что документ будет принят в течение осенней сессии Госдумы. Также не совсем ясна ситуация с представлением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Сегодня законодательством о нотариате запрещено заверять копии таких документов. Это означает, что мы лишаем предпринимателей возможности сдавать документы по почте. Поэтому здесь закон надо корректировать. - А как быть с очередями? Налоговые органы готовы принять граждан? - Думаю, что нам удастся справиться с этой задачей. Хотя, конечно, налоговые органы могут столкнуться с такой проблемой, как нехватка персонала. На сегодняшний день министерством уже утверждена штатная численность сотрудников в территориальных налоговых органах (около 168 000 человек. - Прим. ред.). Дополнительные людские ресурсы нам пока не выделяют. Мы испытываем также большие трудности и в плане технического оснащения инспекций. По нашим подсчетам оборудованием для учета налогоплательщиков и регистрации индивидуальных предпринимателей инспекции укомплектованы лишь на 35,7%. Министерство поставило вопрос о финансировании закупки недостающей техники. Минфин России рассмотрел его, и скорее всего средства будут выделены. Но, пожалуй, самая острая проблема заключается в двойном потоке граждан, который инспекции должны будут обслужить. Поясню. Первый поток - это те физические лица, которые намерены зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Поток этот стабилен: ежегодный прирост числа индивидуальных предпринимателей составляет примерно 200 тыс. Плюс еще около 100 тыс. обращений связаны с изменениями регистрационных сведений либо с прекращением предпринимательской деятельности. Таким образом, мы имеем примерно 300 тыс. заявлений в год. Второй поток - это те, кто уже работает в качестве предпринимателя. Таковых в России около 4 млн 600 тыс. И они тоже должны будут подать сведения о себе. К сожалению, как показала практика регистрации юридических лиц, основная масса людей спохватывается в последний момент. До 2003 г. насчитывалось около 3 млн 200 тыс. организаций. Из них заявили о себе 1 млн 700 тыс. На подачу документов отводилось полгода. Министерство через средства массовой информации и инспекции провело широкую информационную кампанию. Но несмотря на это примерно половина организаций - 800 тыс. - обратились к нам в последние 2-3 недели. И это вызвало серьезные трудности. - А что предстоит сдать в инспекцию предпринимателям, которые уже работают? - Граждане, которые были зарегистрированы до 1 января 2004 г., должны будут в течение следующего года представить нам сведения о себе. Речь идет о копии документа, удостоверяющего личность, и выданном ранее документе о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Те, кто до 1 января 2005 г. их не представит, не смогут работать, поскольку их регистрация будет считаться утратившей силу. - Если мы правильно поняли, штрафов за несвоевременное представление документов не будет? - Совершенно верно. Следствие неподачи сведений в отведенный для этого срок - прекращение регистрации. Но надо помнить, что если предприниматель в 2005 г. продолжит свою деятельность, не заявив о себе, она будет считаться незаконной. За это грозит ответственность вплоть до уголовной. Чтобы этого избежать, нужно будет на какое-то время приостановить работу, подать заявление и зарегистрироваться заново. Еще раз напомню: те граждане, чья регистрация не утратила силу, проходить процедуру регистрации заново не должны. Согласно закону налоговые органы не могут зарегистрировать предпринимателя дважды. Нужно лишь сдать сведения о себе, которые я назвал.
Как получить сведения о контрагенте
- Закон N 76-ФЗ также изменил правила предоставления информации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Многих интересует, какие данные может получить о фирме, например, ее конкурент? - Вопрос очень многогранный. Прежде всего надо исходить из того, что ЕГРЮЛ, а также в будущем реестр индивидуальных предпринимателей - открытые информационные ресурсы. Это обеспечивается разными средствами, в том числе публикацией части сведений из них в СМИ. Открытость также заключается в том, что выписки и справки из реестра предоставляются любому лицу, обратившемуся в инспекцию. Это могут быть органы государственной власти, организации, граждане. Для нас не имеет значения, кто интересуется. Ведь по закону предпринимательская деятельность носит открытый характер. И она не может быть закрытой - организации вправе знать, с кем они имеют дело. Для этого им достаточно обратиться в свою инспекцию с запросом. Напомню, что согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 информация предоставляется в течение пяти дней. Плата за это составляет 2 МРОТ, или 200 руб. за каждый выданный документ. Если сведения нужны срочно, например в день обращения, размер платы удваивается. Получить можно любые сведения, содержащиеся в реестре: адрес места нахождения организации, наименование учредителей, копию устава и т.д. Вместе с тем действует ограничение на выдачу персональных данных о физических лицах. Их могут получить только суд, прокуратура, правоохранительные органы и ряд других государственных органов. И только в рамках дел, возбужденных или находящихся в рассмотрении. Доступ к персональным данным они имеют в силу предоставленного им законодательством права. Никто другой доступа к персональным данным о физических лицах, содержащимся в ЕГРЮЛ, не имеет. - А как же быть с п.1 ст.7 Закона N 129-ФЗ? Закон N 76-ФЗ, на наш взгляд, внес в этот пункт два взаимоисключающих положения. С одной стороны, личные данные граждан предоставляются только государственным органам, которые вы назвали. А с другой - копии учредительных документов, даже если они содержат персональные данные, можно предоставлять всем обратившимся... Учредительные документы являются локальными актами юридического лица. Доступ к ним имеют акционеры, учредители, директор, любое заинтересованное лицо. Кроме того, акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью обязаны по просьбе любого лица, например покупателя, предоставить для ознакомления свой устав. Однако законодательство не требует прописывать в уставе частные сведения, касающиеся учредителей. Поэтому любой гражданин, который что-то желает написать о себе в уставе, должен осознавать, что эта информация будет доступна всем. И если сейчас мы не вправе делать копии с устава, где есть паспортные данные, то с 1 января следующего года на основании Закона 76-ФЗ это будет разрешено. - А как быть с предпринимателями? Ведь у них никаких учредительных документов нет. - К предпринимателям подход тот же самый, что и для юридических лиц. Все данные, кроме фамилии, имени, отчества и места жительства, являются закрытыми. Однако при предоставлении сведений о месте жительства конкретного предпринимателя предусмотрен специальный механизм. Во-первых, если гражданин хочет узнать место жительства предпринимателя, он должен лично представить запрос и лично его подписать. Каждый такой запрос будет фиксироваться в инспекции. В свою очередь, если предприниматель захочет узнать, кто им интересовался, ему сообщат эти сведения. То есть фамилию, имя, отчество и место жительства, которые укажет автор запроса. Во-вторых, как предусмотрено Законом N 76-ФЗ, персональные сведения могут быть доступны при одном условии. Запрашивающая сторона сама должна указать имеющуюся у нее информацию. То есть, предположим, меня интересует, является ли гражданин Иванов Иван Иванович, место жительства такое-то, паспортные данные такие-то, индивидуальным предпринимателем. В этой ситуации регистрирующий орган обязан будет сообщить: соответствует ли указанная мной информация той, которая хранится в реестре. Если все персональные данные о запрашиваемом лице совпадают, налоговый орган ответит: данные в запросе соответствуют тем, которые содержатся в реестре. Если хотя бы по одной позиции что-то не так, мы ответим "нет". Таким образом, не мы предоставляем данные, а обратившийся к нам гражданин их уточняет.
Внимательнее с переездом
- Следующий вопрос по процедуре регистрации. На одном из обсуждений в Интернете на вопрос, как зарегистрировать фирму, посетитель сайта ответил следующим образом. Цитирую: "Я зарегистрировал юридическое лицо по адресу своей даже не прописки, а временной трехмесячной регистрации по месту пребывания. Хотя там я никогда не пребывал, - заявил он. - Регистрация уже закончилась, а юридическое лицо есть!" Получается, можно зарегистрировать фирму, даже указав в качестве ее места нахождения домашний адрес директора? Не плодит ли таким образом новый порядок регистрации фирмы однодневки? - Здесь, конечно, нарушение налицо. Создание юридических лиц и указание в качестве их места нахождения жилого помещения не допускается. В приведенном вами примере регистрация влечет сразу несколько негативных последствий. Во-первых, ее можно оспорить в суде. Во-вторых, виновное должностное лицо этой организации может быть привлечено к административной ответственности за указание неполных, недостоверных либо противоречивых сведений. По ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф составляет 5000 руб. Человек, о котором вы говорите, по-видимому, рассчитывает на то, что регистрирующие органы на сегодняшний день имеют только два основания для отказа в регистрации. Первое - если документы поданы не в тот налоговый орган и второе - если представлен неполный комплект необходимых бумаг. На момент подачи документов инспекции не проверяют ни правильность их заполнения, ни достоверность указанных в них сведений. Но нужно иметь в виду, что мы вправе сделать это впоследствии. И в случае выявления нарушения у нас есть возможность должным образом отреагировать. Привлечь должностное лицо к административной ответственности и даже ликвидировать организацию, если нарушения при регистрации носили неустранимый характер. Причем замечу, что по поручению Правительства РФ МНС России разработало несколько законопроектов, предусматривающих ликвидацию таких организаций без обращения в суд. Сейчас эти документы находятся на согласовании в Минэкономразвития России и в Высшем Арбитражном Суде РФ. - Сергей Сергеевич, судя по письмам, которые мы получаем, у организаций нередко возникают вопросы, как должна быть оформлена перемена адреса, по которому находится фирма. Многие, например, после переезда, чтобы не проходить процедуру регистрации заново, встают на налоговый учет по месту нахождения нового офиса как по месту нахождения обособленного подразделения. А в старом офисе как будто бы остается головная организация, хотя на самом деле там никого нет. Это допустимо? - Нет. Если организация указала при регистрации в качестве своего места нахождения определенный адрес, но фактически там не находится, - налицо нарушение Закона N 129-ФЗ. В этой ситуации можно говорить, что адрес указан недостоверно, за что той же ст.14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность. Тот факт, что организация встала на учет по новому адресу как по месту нахождения обособленного подразделения, ответственности с нее не снимает. На самом деле в описанной вами ситуации фирма должна внести изменения в свои учредительные документы и заявить об этом в налоговую инспекцию. Если новый адрес подведомственен другой инспекции, нужно сниматься с учета в старой инспекции и вставать на учет в новой. Кстати, не сделав всего этого, организация рискует не только заплатить штраф. Нужно помнить, что именно по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, осуществляется связь с организацией: направляются справки, уведомления, требования и т.д. Таким образом, информация, предназначенная для организации, может попасть в чужие руки.
Беседу вели Н.Попова И.Рамазанов Подписано в печать 05.08.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |