Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Транспортники будут вести учет по инструкции ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 28)



"Учет.Налоги.Право", N 28, 2003

ТРАНСПОРТНИКИ БУДУТ ВЕСТИ УЧЕТ ПО ИНСТРУКЦИИ

(Комментарий к Приказу Минтранса России

от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении Инструкции

по учету доходов и расходов по обычным видам

деятельности на автомобильном транспорте")

В рамках работы по реформированию бухгалтерского учета Минтранс России разработал и утвердил отраслевую Инструкцию по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (далее - Инструкция). 24 июля 2003 г. комментируемый документ был зарегистрирован в Минюсте России и по общему правилу должен вступить в силу по истечении 10 дней со дня своего официального опубликования (п.12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763) <*>. Он предназначен для применения всеми автотранспортными организациями, но только в части, не противоречащей иным нормативным актам по бухгалтерскому учету, например ПБУ (пп."в" п.2 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> На момент подписания номера в печать документ официально опубликован не был.

Письмом Минфина России от 14.05.2003 N 16-00-16/58 Инструкция признана не нуждающейся в согласовании с Минфином, "поскольку не носит межведомственный характер и направлена на техническое обеспечение правил ведения бухгалтерского учета, установленных в соответствующих нормативных правовых актах Минфина России".

Несмотря на название, свежеиспеченная отраслевая Инструкция содержит не только правила формирования доходов и расходов по обычным видам деятельности, но и порядок формирования прочих доходов и расходов (операционных и внереализационных).

Итак, остановимся более подробно на отдельных положениях новой Инструкции.

Доходы

В отношении учета доходов Инструкция не предусматривает каких-либо особо важных особенностей. Однако на некоторые из них все же стоит обратить внимание.

Во-первых, комментируемый документ предписывает автотранспортным организациям учитывать доходы методом начисления (п.3). То есть датой получения дохода следует считать день отгрузки (работ, услуг) независимо от фактического поступления за них денежных средств и иного имущества или имущественных прав.

Во-вторых, Инструкция дает перечень поступлений, которые автотранспортные организации должны относить к доходам от обычных видов деятельности. К ним, например, относится выручка от внутренних и международных грузовых и пассажирских перевозок, от предоставления автомобилей для обслуживания иных организаций или на условиях проката, от транспортно-экспедиционной деятельности, погрузочно-разгрузочных работ, складских операций и т.д. (п.п.15, 16).

Признание расходов

Что касается расходов, то в их отношении Инструкция предусматривает гораздо больше особенностей, которые должны заинтересовать бухгалтера.

Согласно комментируемому документу расходы, так же как и доходы, должны определяться методом начисления (п.5). То есть отражаться в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от фактической оплаты.

В отношении условий учета расходов по обычным видам деятельности в комментируемом документе есть отдельное положение. По аналогии с положениями гл.25 Налогового кодекса расходами могут быть признаны только обоснованные и документально подтвержденные затраты. Причем при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п.п.28, 29 Инструкции).

Кроме того, Инструкция дает перечень расходов по обычным видам деятельности (п.36). В него входят материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы.

Материальные расходы

В этом виде затрат по обычным видам деятельности интересным является то, что комментируемый документ предписывает отражать некоторые виды расходов в составе материальных только в определенных лимитах. Так, например, расходы на топливо или на ремонт шин можно учесть исключительно в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (п.п.40 и 43). Аналогичное по смыслу требование выдвигается и к учету потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей. Их так же, как и в налоговом учете (см. п.7 ст.254 НК РФ), следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (п.47).

Ну а как же отражать "сверхнормативные" расходы? Их Инструкция предписывает учитывать в составе внереализационных расходов (п.97).

Налицо явное противоречие положениям ПБУ 10/99 "Расходы организации", которое требует отражать в учете затраты в той сумме, в которой они произведены (то есть в полной сумме независимо от каких-либо установленных лимитов). И это при том, что в преамбуле к комментируемому документу говорится, что он разработан в соответствии с действующими ПБУ (п.1).

И все же надо признать - предлагаемый Инструкцией порядок может быть удобен бухгалтеру.

Расходы на оплату труда

О составе расходов на оплату труда можно сказать, что он во многом скопирован со ст.255 Налогового кодекса. И это также стало причиной ряда неясностей.

Например, в расходы на оплату труда, которые в соответствии с Планом счетов должны отражаться на счете 70, попали расходы на добровольное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) работников, которые (согласно Плану счетов) учитываются на счете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Также в расходы на оплату труда Инструкция включила отчисления в резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. И это при том, что для учета этих резервов Планом счетов предусмотрен счет 96 "Резервы предстоящих расходов".

Но то, что Инструкция связывает все эти расходы с оплатой труда, не означает, что нужно их учитывать только на счете 70, поскольку это счет именно расчетов по оплате труда. Все расходы по оплате труда в результате попадают на счета учета затрат на производство, куда попадают и расходы по страхованию, и расходы на формирование резервов.

Отчисления на социальные нужды

Здесь интересным является то, что в качестве отчислений на социальные нужды Инструкция предусматривает только те отчисления, которые производятся в соответствии с положениями гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ (п.50). Это означает, что взносы в ПФР учесть в составе данных затрат нельзя.

Амортизация внеоборотных активов

В этом разделе также не обошлось без "закавык". С одной стороны, в Инструкции говорится, что по основным средствам стоимостью менее 10 000 руб. (включительно) амортизация начисляться не должна (п.53). Однако, с другой - в ней сказано, что объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу "или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей", разрешается списывать на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию (п.55).

Таким образом, согласно последнему требованию организация может самостоятельно установить лимит, скажем, в размере 3000 руб. и все объекты стоимостью меньше этого предела списывать единовременно, а остальные - постепенно через амортизацию. Получается, что первое требование просто лишнее и только путает или же, наоборот, лимит менее 10 000 руб. установить нельзя.

Теперь пару слов о нематериальных активах. Тут обращает на себя внимание то, что из состава нематериальных активов, приведенного в Инструкции, "выпали" деловая репутация и организационные расходы, которые в соответствии с ПБУ 14/2000 являются объектами нематериальных активов, но не являются таковыми для целей налогового учета. А вот что касается определения способа начисления амортизации по нематериальным активам, то здесь в условиях противоречий налогового и бухгалтерского учета Инструкция оставляет приоритет за последним (п.69).

Прочие расходы

Среди прочих расходов выделим расходы на ремонт, в частности порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств, который предлагает Инструкция.

Конечно, предложенный Инструкцией (см. п.п.73 - 79) порядок может быть использован для целей бухгалтерского учета, но только с одним небольшим уточнением. Поскольку для целей бухгалтерского учета отчетным периодом является календарный месяц, положение п.76 Инструкции о том, что отчисления в резерв предстоящих расходов в течение отчетного периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного периода, смотрится немного странно. Объясняется это тем, что под отчетным периодом в данном пункте подразумевается отчетный период по налогу на прибыль: месяц, два, три месяца и т.д. (или же квартал, полугодие и девять месяцев). Но ведь очевидно, что резерв создается на год и отчисления в него производятся ежемесячно (ежеквартально) в зависимости от того, как это предусмотрено учетной политикой.

По подобию гл.25 Кодекса Инструкция содержит открытый перечень прочих расходов. Он очень похож на содержащийся в ст.264 НК РФ.

Прежде всего, обращают на себя внимание те расходы, которые признаются для целей налогообложения прибыли в ограниченном размере. Речь идет о расходах на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, о суточных при командировках, об оплате нотариальных услуг, о представительских расходах, а также о затратах на некоторые виды расходов на рекламу и т.д. Названные затраты Инструкция требует учитывать в составе прочих расходов только в пределах ограничений, аналогичных установленным ст.264 НК РФ. Что касается затрат, не входящих в эти ограничения, то их следует отражать в составе внереализационных расходов.

Кроме того, состав прочих расходов по сравнению с предусмотренным ст.264 НК РФ уточнен в плане специфических для автотранспортных организаций расходов. Это затраты на получение специальных разрешений, связанных со свойствами перевозимых грузов и ограничениями движения, расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств, расходы на платные охраняемые стоянки по пути следования автотранспортного средства (как на территории Российской Федерации, так и за рубежом) (пп.39 - 42 п.95 Инструкции).

Л.Л.Анина

Аудитор

Подписано в печать

04.08.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Чековые" штрафы Конституции соответствуют ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 28) >
Вопрос: Турецкая компания, осуществляющая строительную деятельность на территории Москвы, просит разъяснить, в составе каких расходов (прямых или косвенных) следует учитывать расходы на субподрядные работы и услуги сторонних организаций. ("Московский налоговый курьер", 2003, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.