![]() |
| ![]() |
|
Статья: Запоздалые бумаги ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 28)
"Учет.Налоги.Право", N 28, 2003
ЗАПОЗДАЛЫЕ БУМАГИ
Приятного мало, когда бухгалтер, отчитавшись за период, получает документы, подтверждающие расходы уже закрытого периода. Например, 1 августа, когда отчетность за полугодие благополучно сдана, бухгалтер получил акт об оказании услуг и счет-фактуру, датированные июнем. Сразу возникают сомнения - провести документ текущим периодом, так как он получен именно в нем, или же вносить изменения в уже сданную бухгалтерскую и налоговую отчетность? Начнем с бухгалтерского учета. Порядок внесения исправлений в учет и отчетность прописан в п.11 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н. Документ предусматривает, что если факт неправильного отражения хозяйственной операции (в нашем случае неотражение операции) выявлен до окончания отчетного года, то исправления по соответствующим счетам бухгалтерского учета вносятся в том месяце, в котором они выявлены. В нашем примере бухгалтер учтет затраты по июньскому акту в августе. Если обнаружится, что неверно отражены хозяйственные операции отчетного года только после его окончания, но до даты утверждения бухгалтерской отчетности, исправления вносятся в декабре истекшего года. Полученный в феврале документ, датированный декабрем прошлого года, бухгалтер проведет записями декабря. И последний случай - прошлогодний документ обнаружен после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. В этом случае исправления за прошлый год не вносятся. Затраты бухгалтер отразит в текущем году во внереализационных расходах как убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (п.12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В налоговом учете из-за того, что организация с опозданием получила документ, она не отразила расходы в том периоде, к которому они относятся. Следовательно, завысила налоговую базу по налогу на прибыль того периода. Статья 54 НК РФ предусматривает два варианта исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Первый вариант - когда организации известен конкретный период, в котором была допущена ошибка. Тогда, обнаружив ошибку (искажение), она пересчитывает налоговые обязательства налогового (отчетного) периода, в котором была допущена ошибка. Второй вариант - когда конкретный период совершения ошибки определить невозможно. В этом случае корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором обнаружены ошибки (искажения). В нашем случае по дате документа организации несложно определить период занижения налогооблагаемой прибыли. При получении акта об оказании услуг бухгалтеру нужно будет пересчитать налогооблагаемую прибыль за полугодие и сдать уточненную декларацию. Представив уточненную декларацию, организация сможет воспользоваться правом на возврат или зачет излишне уплаченной суммы налога.
Налоговый кодекс не оговаривает, в какой форме организации должны вносить изменения и дополнения в уже сданные налоговые декларации. Инспекции на местах по-разному решают этот вопрос. Одни требуют принести исправленную декларацию, которая составлена с учетом допущенной ошибки. Другие принимают декларации, в которых отражена разница между уже представленными и правильными данными. Поэтому порядок составления уточненной декларации бухгалтеру лучше выяснить в своей налоговой инспекции.
О.Ю.Хохлова Эксперт "УНП"
А.Е.Смирнов Эксперт "УНП"
А.Ю.Ларичев Эксперт "УНП" Подписано в печать 04.08.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |