![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 07.07.2003 N 104-ФЗ "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 07.07.2003 N 104-ФЗ "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ">
Накануне выборов законодатели отменили фактически неработающие ст.ст.86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса, которые устанавливали порядок проведения контроля за крупными расходами граждан. Четыре года существования такого контроля показали его полную неэффективность. Например, по итогам 2002 г. налоговые инспекции обработали 4,7 млн извещений о крупных покупках, а в результате бюджет получил от граждан менее 500 000 руб. (по 10 копеек с каждого извещения). Нечто подобное наблюдалось и раньше. Таким образом, затраты на организацию и проведение контроля за расходами оказались гораздо больше, чем доходы, которые этот контроль призван был приносить государству. Напомним, что уже с 1999 г. налоговики должны были проверять, соответствуют ли реальные расходы граждан их официальным доходам. Разумеется, контроль охватывал не все покупки подряд, а только самые дорогие и престижные приобретения: - недвижимость (квартиры, дома, земельные участки); - транспортные средства;
- акции предприятий, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты; - культурные ценности и золото в слитках. Между тем "пороговый" размер сделки, начиная с которой налоговики могли брать гражданина "на заметку", законом не определялся. На практике инспекции ориентировались на суммы, эквивалентные 10 000 долл. США. И если человек покупал что-нибудь из перечисленного имущества, то регистрационные палаты, ГИБДД, банки, отделения ФКЦБ и нотариусы в течение 15 дней после регистрации сделки обязаны были извещать налоговиков об "удачном приобретении". В инспекциях полученные сведения должны были анализировать. Если выявлялось, что гражданин потратил больше, чем заработал, налоговики составляли акт и высылали потенциальному нарушителю требование дать пояснения об источниках дохода. Вместе с требованием покупателю направлялась специальная декларация, в которой надо было указать эти источники и размер средств, израсходованных на покупку имущества. Объяснить, откуда у человека появились "лишние" деньги, было несложно. На практике применялось несколько вариантов, которые весь эффект от налоговых "страшилок" сводили к нулю. Тем более что доначислять налог на разницу между доходами и расходами законодательство не позволяло. Чаще всего в виде дополнительных источников указывались личные сбережения или средства, взятые в долг у кого-нибудь из знакомых. Проверить первое объяснение было практически невозможно: это заняло бы слишком много времени и сил. Контролировать же доходы человека, который одолжил деньги покупателю, у налоговиков не было никаких оснований. Но теперь даже отголоски контроля за расходами граждан останутся в прошлом. Опубликованный Закон вступает в силу с 10 августа 2003 г. С этого дня все, кто накопил деньги на квартиру, машину или даже на золотые слитки, могут не беспокоиться, что их покупка заинтересует кого-нибудь еще, кроме родных и друзей.
Е.В.Розина Аудитор Подписано в печать 25.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |