![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 07.07.2003 N 117-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Перед вами Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ (далее - Закон N 117-ФЗ). Он вносит очередные поправки в Налоговый кодекс и некоторые другие акты налогового законодательства.
Изменения затронули порядок исчисления и уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль, а также единых налогов, которые взимаются при применении специальных налоговых режимов. В частности, со следующего года максимальная налоговая ставка по НДС составит 18 процентов, а природный газ будет выведен из состава подакцизной продукции. Вместо акцизов добыча природного газа будет облагаться налогом на добычу полезных ископаемых, поэтому соответствующие дополнения Закон N 117-ФЗ внес и в гл.26 Налогового кодекса. Уточняются отдельные положения гл.26.2 и 26.3 Налогового кодекса, посвященные упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход. Отменяется налог с продаж, а также целый ряд других региональных и местных налогов. В связи с этим вновь сокращается содержание Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Кроме того, по всему тексту Налогового кодекса исключены упоминания о налоге с продаж и о природном газе как о подакцизном минеральном сырье. К сожалению, пользуясь только текстом Закона N 117-ФЗ, очень трудно оценить все, что произойдет в налоговом законодательстве после вступления этого нормативного акта в силу. Чтобы вам было удобнее знакомиться с поправками, комментарий к Закону мы представили в виде таблицы. В ней отражена суть основных изменений и их последствия для налогоплательщиков. Таблица построена применительно к структуре второй части Налогового кодекса. Комментарии к изменениям, внесенным в другие нормативные акты, тоже включены в соответствующие разделы. Обратите внимание: все поправки вводятся в действие с 1 января 2004 г. и обратной силы не имеют.
———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬ | Что изменилось | Комментарий | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налог на добавленную стоимость (гл.21 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Налоговые ставки | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Расчетная ставка |При продаже предприятия как имущественного | |НДС |комплекса составляется сводный счет—фактура. | |(п.4 ст.158 НК РФ)|В нем помимо стоимости всего предприятия | | |указывается стоимость каждого вида имущества,| | |входящего в его состав. Это касается основных| | |средств, нематериальных активов, сырья, | | |товаров, ценных бумаг и др. Если реализация | | |этого имущества облагается НДС, то в | | |счете—фактуре в графе "Ставка НДС" | | |указывается расчетная ставка налога. Пока ее | | |величина составляет 16,67 процента. Со | | |следующего года в связи с уменьшением | | |20—процентной ставки НДС до 18 процентов | | |расчетная ставка будет составлять | | |15,25 процента (18 : 118 x 100). | | |Соответственно, чтобы определить сумму | | |налога, нужно будет умножить цену реализации | | |на расчетную ставку (п.6 ст.1 Закона | | |N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Налоговая ставка |В настоящее время большинство товаров (работ,| |(п.3 ст.164 НК РФ)|услуг) облагается НДС по налоговой ставке | | |20 процентов. Исключение сделано для | | |экспортной продукции и отдельных видов | | |социально значимых товаров (продукты питания,| | |товары детского ассортимента и др.). По ним | | |НДС исчисляется соответственно по нулевой или| | |по 10—процентной налоговой ставке. С 1 января| | |2004 г. максимальная ставка НДС снижается до | | |18 процентов. Льготные ставки останутся | | |прежними (п.11 ст.1 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Акцизы (гл.22 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Подакцизное |Раньше в состав подакцизного минерального | |минеральное сырье |сырья включались нефть и природный газ. | |(п.1 ст.182 НК РФ)|С введением в действие гл.26 "Налог на добычу| | |полезных ископаемых" Налогового кодекса нефть| | |была исключена из этого перечня. Теперь то же| | |самое произойдет и с природным газом. С | | |1 января 2004 г. его добыча будет облагаться | | |налогом на добычу полезных ископаемых (п.15 | | |ст.1 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Ставки и сумма акциза | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Ставки акцизов |С 1 января 2004 г. практически по всем | |(п.1 ст.193 НК РФ)|подакцизным товарам повысятся ставки акцизов.| | |Исключение составляют лишь товары, облагаемые| | |по нулевым налоговым ставкам, и натуральные | | |нетрадиционные некрепленые вина (п.19 ст.1 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Распределение |В настоящее время ставки акцизов | |ставок между |распределяются между производителями и | |акцизными складами|оптовыми поставщиками алкогольной продукции | |(п.2 ст.193 НК РФ)|(крепостью более 9 градусов) в равных долях. | | |Первые 50 процентов при реализации спиртного | | |со своего склада на склад оптовой организации| | |платит производитель. Вторые 50 процентов при| | |поставках алкоголя в розничную торговую сеть | | |начисляет оптовик. | | |С 1 января 2004 г. основную долю акциза будут| | |платить оптовые фирмы: 65 процентов от ставки| | |налога по винам и 80 процентов — по другим | | |спиртным напиткам. Производитель станет | | |начислять соответственно 35 и 20 процентов от| | |установленных налоговых ставок (п.19 ст.1 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Сумма акциза |Сейчас величина налога на импортные | |(п.3 ст.194 НК РФ)|подакцизные товары, по которым применяются | | |комбинированные ставки акциза, определяется | | |следующим образом. Сначала сумма акциза | | |рассчитывается по твердой ставке (ставка | | |умножается на объем ввозимой продукции). | | |Затем — по процентной (ставка умножается на | | |таможенную стоимость товаров). | | |После этого обе суммы складываются. | | |С 1 января 2004 г. сам порядок расчета не | | |изменится. Однако при исчислении акциза по | | |процентной ставке ее нужно будет умножать не | | |на таможенную стоимость, а на сумму | | |таможенной стоимости и таможенных пошлин, | | |подлежащих уплате. Соответственно суммы | | |акцизов возрастут (п.20 ст.1 Закона N 117—ФЗ)| +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Документы, |Экспорт подакцизных товаров освобождается | |подтверждающие |от налогообложения. | |экспорт |Однако для этого нужно представить | |подакцизных |в налоговую инспекцию документы, | |товаров |подтверждающие факт поставки товаров | |(п.7 ст.198 НК РФ)|за границу. К ним относятся: экспортный | | |контракт, платежные документы с выпиской | | |банка, таможенная декларация, транспортные | | |или товаросопроводительные документы. В | | |настоящее время на транспортных | | |(товаросопроводительных) документах должна | | |быть отметка иностранной пограничной таможни,| | |свидетельствующая о том, что товары | | |действительно вывезены из России. С 1 января | | |2004 г. такую отметку нужно будет получать | | |только у российских таможенников (п.22 ст.1 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налог на прибыль организаций (гл.25 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Налогообложение некоммерческих фондов финансирования НИОКР | | и операторов связи | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Доходы, |С будущего года расширится состав доходов, | |не учитываемые |освобожденных от налога на прибыль. | |в целях |Во—первых, дополнительные льготы получит | |налогообложения |Российский фонд технологического развития, а | |(ст.251 НК РФ) |также отраслевые и межотраслевые фонды | | |финансирования НИОКР. При налогообложении | | |прибыли таким организациям не надо будет | | |учитывать средства, полученные в рамках | | |целевого финансирования. Чтобы пользоваться | | |льготами, фонды должны удовлетворять двум | | |требованиям: они должны быть зарегистрированы| | |в соответствии с требованиями Федерального | | |закона от 23.08.1996 N 127—ФЗ "О науке и | | |государственной научно—технической политике" | | |и иметь статус некоммерческой организации | | |(п.29 ст.1 Закона N 117—ФЗ). | | |Во—вторых, от налогообложения освобождаются | | |средства, полученные организациями, которые | | |оказывают универсальные услуги связи | | |(операторами универсального обслуживания). | | |По Федеральному закону от 07.03.2003 N 126—ФЗ| | |"О связи" это организации, которые обязаны | | |оказывать услуги связи в сети общего | | |пользования любому пользователю в заданный | | |срок, с установленным качеством и по | | |доступной цене. При налогообложении для таких| | |организаций вводится одно ограничение: | | |средства должны быть получены из резерва | | |универсального обслуживания в порядке, | | |предусмотренном ст.ст.59 — 61 Федерального | | |закона "О связи" (п.29 ст.1 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Расходы на НИОКР |В настоящее время к затратам на НИОКР | |(ст.262 НК РФ) |относятся, в частности, расходы на | |и расходы, |формирование Российского фонда | |не признаваемые |технологического развития и других отраслевых| |для целей |и межотраслевых фондов финансирования НИОКР. | |налогообложения |Чтобы эти расходы уменьшали налогооблагаемую | |(ст.270 НК РФ) |прибыль, названные фонды должны входить | | |в перечень, утвержденный Правительством РФ. | | |Со следующего года требование о включении | | |фондов в такой перечень снимается. Но | | |вводится новое условие: фонды должны быть | | |зарегистрированы в порядке, предусмотренном | | |Федеральным законом "О науке и | | |государственной научно—технической политике" | | |(п.30 ст.1 Закона N 117—ФЗ). При | | |налогообложении расходы на НИОКР учитываются | | |в пределах 0,5 процента доходов или валовой | | |выручки фирмы. Отчисления сверх этого лимита | | |налогооблагаемую прибыль не уменьшают. С | | |1 января 2004 г. это ограничение отменяется в| | |отношении расходов отраслевых и межотраслевых| | |фондов финансирования НИОКР. Правда, лишь в | | |том случае, если эти расходы носят характер | | |отчислений в Российский фонд технологического| | |развития (п.п.30, 31 ст.1 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налоговые ставки | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Распределение |Основная ставка налога на прибыль останется | |налоговых ставок |неизменной — 24 процента. Однако порядок ее | |между бюджетами |распределения между бюджетами станет другим. | |различных уровней |В федеральный бюджет будет поступать | |(ст.284 НК РФ) |5 процентов от налоговой базы, в | | |региональный — 17 процентов, в местный — | | |2 процента. Законами субъектов РФ | | |региональная ставка налога может быть | | |снижена. При этом ее минимальная величина не | | |должна быть меньше 13 процентов (п.34 ст.1 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Амортизационные отчисления | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Амортизация по |Согласно п.8 ст.258 Налогового кодекса, по | |объектам |основным средствам, права на которые подлежат| |недвижимости, |госрегистрации, амортизацию можно начислять | |права на которые |с момента подачи документов в регистрирующий | |подлежат |орган. Федеральным законом от 06.08.2001 | |государственной |N 110—ФЗ применение этого пункта в отношении | |регистрации |основных средств, введенных в эксплуатацию до| |(п.8 ст.258 НК РФ)|31 января 1998 г. <*>, было отложено до | | |1 января 2004 г. | | |Закон N 117—ФЗ отменяет эту отсрочку. Таким | | |образом, в следующем году суммы | | |амортизационных отчислений по | | |незарегистрированным основным средствам, | | |введенным в эксплуатацию до 31 января | | |1998 г., по—прежнему будут уменьшать | | |налогооблагаемую прибыль. В обязательном | | |порядке регистрировать "старые" права на | | |недвижимость придется только при их передаче | | |другим лицам (ст.3 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налог на прибыль предприятий и организаций | | (Закон РФ от 27.12.1991 N 2116—1) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Налоговые льготы | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Инвестиционные |Раньше региональные и местные власти могли | |льготы |устанавливать для отдельных категорий фирм | |(п.9 ст.6 Закона |дополнительные льготы по налогу на прибыль | |РФ от 27.12.1991 |в пределах сумм, поступающих в бюджеты | |N 2116—1) |субъектов РФ и местные бюджеты. В частности, | | |прежним законодательством предусматривались | | |инвестиционные льготы. С введением в действие| | |гл.25 Налогового кодекса льготы, | | |предоставленные организациям до ее вступления| | |в силу, частично сохранялись. Так, | | |Федеральным законом от 06.08.2001 N 110—ФЗ | | |было установлено, что инвестиционные льготы, | | |полученные налогоплательщиками до 1 июля | | |2001 г., действуют до окончания срока, на | | |который они были предоставлены. Если же | | |конкретный срок не оговаривался, то они могли| | |применяться до окончания срока окупаемости | | |инвестиционного проекта, но не более чем в | | |течение трех лет со дня предоставления. | | |Теперь эта норма изменена. С 1 января 2004 г.| | |льготы по инвестициям, которые не окупились, | | |отменяются (ст.3 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Добытое полезное ископаемое | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Углеводородное |С 1 января 2004 г. в состав углеводородного | |сырье |сырья включается природный газ (как попутный,| |(пп.3 п.2 ст.337 |так и из всех видов месторождений | |НК РФ) |углеводородного сырья) (п.36 ст.1 Закона | | |N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налоговая база | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Налоговая база по |С 1 января 2004 г. налоговая база по | |природному газу |попутному и горючему природному газу из всех | |(п.2 ст.338 НК РФ)|углеводородных месторождений будет | | |определяться как количество добытых полезных | | |ископаемых в натуральном выражении (п.37 ст.1| | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Налоговая база |Согласно ст.5 Федерального закона | |по нефти |от 08.08.2001 N 126—ФЗ, налоговой базой при | | |добыче нефти является ее количество в | | |натуральном выражении. Этой же статьей | | |установлено, что такой порядок применяется до| | |31 декабря 2004 г. Теперь действие названной | | |статьи продлено до 31 декабря 2006 г. (ст.4 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налоговые ставки | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Налоговые ставки |С 1 января 2004 г. при добыче полезных | |по углеводородному|ископаемых из всех видов углеводородных | |сырью |месторождений применяются следующие налоговые| |(ст.342 НК РФ) |ставки (п.38 ст.1 Закона N 117—ФЗ): | | |— газовый конденсат — 17,5 процента; | | |— горючий природный газ — 107 руб. за | | |1000 куб. м. | | |До 31 декабря 2006 г. налоговая ставка при | | |добыче нефти определяется в соответствии со | | |ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 | | |N 126—ФЗ. Причем с 1 января 2004 г. ее размер| | |увеличивается с 340 до 347 руб. за 1 тонну | | |(ст.4 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Упрощенная система налогообложения (гл.26.2 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Налогоплательщики | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Право перехода на |Из п.3 ст.346.12 Налогового кодекса исключен | |упрощенную систему| пп.12, который запрещал применять упрощенную| |налогообложения |систему налогообложения фирмам и | |(ст.346.12 НК РФ) |предпринимателям, переведенным на уплату ЕНВД| | |(ст.9 Закона N 117—ФЗ). | | |С 1 января 2004 г. плательщики ЕНВД смогут | | |применять "упрощенку" по тем видам | | |деятельности, которые не подпадают под | | |"вмененный" налоговый режим. При этом | | |ограничения, установленные в отношении | | |выручки, численности и стоимости внеоборотных| | |активов, нужно будет соблюдать суммарно, | | |исходя из всех видов деятельности (п.41 ст.1 | | |Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Порядок исчисления и уплаты единого налога | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Распределение |С 1 января 2004 г. единый налог в федеральный| |налога между |бюджет поступать не будет (ст.9 Закона | |бюджетами |N 117—ФЗ). | |различных уровней |Федеральная доля передана регионам. В бюджеты| |(ст.48 Бюджетного |субъектов РФ будет поступать не 15, а | |кодекса) |45 процентов "упрощенного" налога. Причем в | | |Москве и Санкт—Петербурге доля налога, | | |которая зачисляется в региональные бюджеты, | | |возрастет до 90 процентов (ст.6 Закона | | |N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Единый налог на вмененный доход (гл.26.3 Налогового кодекса) | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Корректирующие коэффициенты | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Коэффициент К1 |Главой 26.3 Налогового кодекса установлено, | |(ст.346.27 НК РФ) |что при исчислении "вмененного" налога | | |базовая доходность фирм и предпринимателей | | |корректируется с помощью коэффициентов К1, К2| | |и К3. Коэффициент К1 зависит от места ведения| | |предпринимательской деятельности. В 2003 г. | | |он не применяется. Коэффициент К1 не будет | | |применяться и в следующем году. | | |Соответствующие изменения внесены в | | |Федеральный закон от 24.07.2002 N 104—ФЗ | | |(ст.5 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Порядок исчисления и уплаты единого налога | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Распределение |Как и единый налог при "упрощенке", налог на | |налога между |вмененный доход со следующего года | |бюджетами |в федеральный бюджет поступать не будет. | |различных уровней |Его доля тоже передана субъектам РФ. В | |(ст.48 Бюджетного |региональные бюджеты будет поступать | |кодекса) |45 процентов от суммы ЕНВД (в Москве и | | |Санкт—Петербурге — 90 процентов) (ст.6 Закона| | |N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ | Налоговая система РФ (Закон от 27.12.1991 N 2118—1) | +——————————————————T—————————————————————————————————————————————+ |Региональные |С 1 января 2004 г. субъекты РФ лишаются двух | |налоги |источников своих доходов — налога с продаж | | |и сбора на нужды образовательных учреждений | | |(ст.9 Закона N 117—ФЗ) | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Местные налоги |Значительно сокращается перечень местных | | |налогов и сборов. | | |Со следующего года их останется всего пять: | | |— налог на имущество физических лиц; | | |— земельный налог; | | |— регистрационный сбор с физических лиц за | | |право заниматься предпринимательской | | |деятельностью; | | |— налог на рекламу; | | |— сбор за открытие игорного бизнеса | L——————————————————+—————————————————————————————————————————————— ———————————————————————————————<*> Дата введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Новая редакция этого Закона опубликована на с. 125.
В заключение отметим, что с выходом в свет Закона N 117-ФЗ следует ожидать изменений в формах налоговых деклараций, в инструкциях по их заполнению, в Методических рекомендациях, изданных МНС России, и в других нормативных актах. Мы будем внимательно следить за появлением этих документов и оперативно информировать о них наших читателей.
А.В.Токарев Эксперт "НА" Подписано в печать 25.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |