Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу МПС России от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МПС РОССИИ ОТ 18.06.2003 N 43

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ

ШТРАФОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ

ТРАНСПОРТОМ">

B настоящее время деятельность российских железных дорог регулируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Разъяснение его отдельных положений входит в компетенцию МНС России. Приказ, который опубликован выше, посвящен правилам оформления и взыскания штрафов за различные нарушения, возникающие при железнодорожных перевозках.

Поскольку многие организации и предприниматели так или иначе пользуются услугами МПС, мы прокомментируем этот документ и рассмотрим основные особенности применения штрафных санкций к грузоотправителям и грузополучателям.

Необходимые документы

Виновность фирмы или предпринимателя, а также размеры штрафов за нарушения, о которых пойдет речь в комментарии, определяются на основании следующих документов:

- транспортная железнодорожная накладная;

- ведомость подачи и уборки вагонов;

- учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов;

- коммерческий акт;

- ведомость учета нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей;

- акт общей формы;

- приемо-сдаточные акты;

- извещение о задержке вагонов (контейнеров);

- акт о техническом состоянии вагона;

- памятка приемосдатчика;

- вагонный лист и др.

Невыполнение заявки на перевозку груза

Суть этого нарушения состоит в том, что фирма не использует вагоны или контейнеры, которые перевозчик подал ей под погрузку согласно заявке. О том, как рассчитывается штраф в такой ситуации, сказано в ст.94 Устава. Сразу же заметим, что эта статья подразумевает взаимную ответственность. То есть перевозчик, не подавший вагоны или контейнеры на погрузку, заплатит грузоотправителю такой же штраф.

Установлены следующие размеры штрафов:

- 10 руб. - за каждую непогруженную тонну груза;

- 50 руб. - за каждый контейнер массой (брутто) до 5 т;

- 100 руб. - за каждый контейнер массой (брутто) от 5 до 10 т;

- 200 руб. - за каждый контейнер массой (брутто) свыше 10 т.

Независимо от уплаты штрафа пользование вагонами или контейнерами грузоотправителю все равно придется оплатить. Причем, даже если за два дня до предполагаемой погрузки фирма предупредит перевозчика о том, что вагоны не нужны, штраф все равно будет начислен. Правда, в этом случае его размер снизится на треть.

Пример. 25 июля фирма "Пегас" подала заявку на перевозку 60 т груза по железной дороге. Предполагаемая дата погрузки - 7 августа. 5 августа фирма отозвала свою заявку.

Перевозчик начислит "Пегасу" штраф. Его размер составит:

60 т x 10 руб. x 2/3 = 400 руб.

Кроме того, в 2 раза снижаются штрафы, если погрузка срывается на узкоколейках.

Обман перевозчика

Грузоотправитель может вольно или невольно обмануть перевозчика:

- указать в документах данные, которые занизят стоимость транспортировки;

- не сообщить, что груз может быть небезопасным для перевозки;

- отправить груз, запрещенный к транспортировке.

В этом случае перевозчик составляет коммерческий акт и акт общей формы о нарушениях. Он рассчитывает сумму штрафа и направляет грузоотправителю уведомление об уплате.

Размер штрафа - пятикратная стоимость перевозки. В свою очередь стоимость перевозки определяется по соответствующему тарифному руководству. Кроме того, грузоотправитель должен будет оплатить перевозчику непосредственные убытки (ст.98 Устава).

Задержка вагонов или контейнеров

Штрафы начисляются и в тех случаях, когда фирма задерживает вагоны сверх нормативного срока (ст.ст.99 - 101 Устава). Отсчет этого срока начинается:

- либо по истечении 24 ч после окончания технологических сроков оборота вагонов (они устанавливаются договорами на их подачу или уборку);

- либо по истечении 36 ч после подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

Размеры штрафов составят (за каждый час простоя):

а) для вагонов - 200 руб.;

б) для контейнеров:

- массой (брутто) до 5 т - 10 руб.;

- массой (брутто) от 5 до 10 т - 40 руб.;

- массой (брутто) свыше 10 т - 100 руб.

Заметим, что после уплаты такого штрафа перечислять перевозчику плату за пользование вагонами или контейнерами уже не надо.

Проблемы на таможне

Если по вине грузоотправителя вагоны с грузом задержат на таможне, то неприятности у него будут гораздо серьезнее.

Во-первых, перевозчик сразу начислит штраф:

- 4500 руб. - за каждый вагон;

- 1500 руб. - за каждый контейнер.

Во-вторых, перевозчик подождет, пока владелец груза предпримет какие-либо меры к "освобождению" груза. Срок ожидания - 10 дней (если перевозятся скоропортящиеся товары - 4 дня). После этого перевозчик отправит груз владельцу за его счет, а скоропортящиеся товары просто продаст.

В-третьих, грузоотправителю придется оплачивать пользование вагонами или контейнерами, пока они будут стоять на станции. А при простое свыше 10 (4) суток - платить штраф по ст.ст.100 или 101 Устава.

Штрафы взыскиваются на основании коммерческого акта и акта общей формы. Однако, чтобы доказать вину грузоотправителя, перевозчику нужно будет заручиться соответствующей справкой таможни.

Другие нарушения

Если фирма самовольно использовала вагоны или контейнеры перевозчика, то штрафы начисляются в тех же размерах, что и при задержке вагона (контейнера).

Если перевозчик обнаружит, что грузоотправитель загрузил вагон свыше его нормативной грузоподъемности, он составит об этом акт. А при необходимости - коммерческий акт о несоответствии фактического веса тому, который указан в документах.

Штраф за такое нарушение - 5-кратная стоимость перевозки фактической массы груза. Стоимость перевозки рассчитывается согласно соответствующему тарифному руководству.

Штраф за неочищенный вагон, неубранные съемные приспособления или за неисправное оборудование платит та сторона, которая подает вагоны. То есть перевозчик - при подаче вагонов под погрузку, а грузополучатель - при возврате вагонов железной дороге.

Основанием для начисления штрафа являются акт общей формы, памятка приемосдатчика и ведомость подачи и уборки вагонов, в которой сделана запись: "Не очищен".

Размер штрафа - 4500 руб. за каждый вагон и 1500 руб. за каждый контейнер.

Если перевозчик не подготовил вагоны с согласия грузополучателя, то последний подготавливает их самостоятельно, но за счет перевозчика.

Порядок предъявления претензий

В первую очередь при выявлении любого из рассмотренных нарушений перевозчик обращается к виновнику - грузоотправителю или грузополучателю. Перевозчик высылает в его адрес уведомление о размере штрафа вместе с копиями документов, подтверждающих нарушение.

Если фирма откажется платить штраф, перевозчик обратится в суд. Иск может быть подан в течение года со дня нарушения. Более подробно правила предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, изложены в Приказе МПС России от 18.06.2003 N 42.

И.В.Беланов

Аудитор

Подписано в печать

25.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Госкомстата России от 20.06.2003 N 57 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за автотранспортом и протяженностью ведомственных и частных автодорог на 2004 год"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.