Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Госкомстата России от 20.06.2003 N 57 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за автотранспортом и протяженностью ведомственных и частных автодорог на 2004 год"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 20.06.2003 N 57

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ

И ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ АВТОДОРОГ

НА 2004 ГОД">

Госкомстат России ввел новую годовую форму статотчетности - N 1-ТР (автотранспорт). Заполнять ее должны организации (их обособленные подразделения), имеющие на балансе или арендующие автомобили. Кроме того, эту форму заполняют владельцы ведомственных и частных автомобильных дорог.

Впервые в местные отделения статистики владельцы автомашин должны подать форму N 1-ТР за 2003 г. Последний срок ее представления - 25 января 2004 г.

Новая форма включает в себя титульный лист и пять разделов. На титульном листе приводятся основные сведения об организации, в том числе и коды статистики. Остальные разделы предназначены для сведений об автомобилях и дорогах.

Часть этих разделов заполняют все, а часть - только те фирмы, которые имеют у себя определенные виды автотранспортных средств (далее - АТС). Заметим, что разработчики формы именуют организации и их подразделения "хозяйствами". По-видимому, это дань традиции, когда автотранспортные предприятия или транспортные подразделения организаций назывались автохозяйствами.

В комментарии мы рассмотрим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при заполнении формы N 1-ТР.

Раздел 1. Наличие и использование

подвижного состава на конец года

Этот раздел включает в себя три таблицы:

- "1.1 - Наличие собственного подвижного состава на конец года" - заполняют организации, имеющие в собственности автотранспорт любых видов;

- "1.2 - Аренда и лизинг автомобилей на конец года" - заполняют лишь те, кто арендует или сдает в аренду грузоперевозящий автотранспорт (грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны);

- "1.3 - Использование грузоперевозящего подвижного состава (собственного и арендованного)" - заполняют организации, использующие грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны.

Данные в разд.1 включают по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Заполнение таблицы 1.1

Здесь приводятся сведения по собственным АТС, находящимся на балансе организации. При этом учитываются только АТС, которые есть в наличии. Данные по подвижному составу, переданному в аренду, в таблицу не включаются.

Сведения группируются по следующим видам АТС:

- грузовые автомобили;

- пассажирские автобусы, включая маршрутные такси;

- легковые автомобили (такси и служебные);

- пикапы и легковые фургоны;

- специальные автомобили;

- полуприцепы к седельным тягачам;

- прицепы.

В графе 3 указывается общее количество единиц подвижного состава каждого вида, а в графе 4 - количество технически исправных АТС. К сожалению, Госкомстат не дал к форме никаких дополнительных пояснений, поэтому неясно, какие машины считаются технически исправными. Ведь любой автомобиль организации может находиться:

- в работе (на линии);

- в гараже (на стоянке);

- на ремонте (техническом обслуживании).

Причем продолжительность ремонта или техобслуживания может составлять от одного часа до нескольких дней. По нашему мнению, с точки зрения годовой статистической отчетности все эти автомобили следует относить к технически исправным. Поэтому их нужно включить в состав АТС, сведения по которым отражаются в графе 4. Мы считаем, что здесь не надо отражать лишь тот автотранспорт, который уже давно "не на ходу", но тем не менее продолжает числиться на балансе организации.

В графе 5 приводят технические параметры подвижного состава - грузоподъемность и пассажировместимость (количество мест для сидения).

Грузоподъемность указывают:

- для грузовых автомобилей;

- для пикапов и легковых фургонов;

- для полуприцепов к седельным тягачам;

- для прицепов.

Пассажировместимость указывают для пассажирских автобусов, включая маршрутные такси.

Заполнение таблицы 1.2

В эту таблицу включают данные только по арендованным или сданным в аренду автомобилям, а также по автомобилям, полученным по лизингу. Причем здесь учитываются только грузоперевозящие автомобили - грузовики (включая седельные тягачи), пикапы и легковые фургоны. Данные по полуприцепам и прицепам, а также другим видам АТС в таблице 1.2 не отражаются.

Заполнение таблицы 1.3

В этой таблице приводят сведения об использовании автомобилей: показывают общее число автомобиле-дней пребывания АТС в организации, а также число автомобиле-дней в работе.

Таблицу 1.3 следует заполнять по данным об эксплуатации подвижного состава, которые должны фиксироваться в организации.

В комментируемом документе не уточняется, как рассчитывать автомобиле-день в работе. Очевидно, что автомобиле-днем считается день, когда машина выезжала на линию по путевому листу. При этом продолжительность нахождения на маршруте значения не имеет. На специализированных автотранспортных предприятиях этот показатель определяется с помощью ведомственных инструкций и методик Минтранса России.

В таблицу 1.3 включают данные лишь по грузоперевозящему подвижному составу (собственному и арендованному). Причем здесь отражаются сведения не только по АТС, которые были в наличии на конец года, но и по всему отчетному периоду в целом. Другими словами, если автомобиль в течение года был передан или, наоборот, взят в аренду, то данные по нему нужно включить в таблицу 1.3.

Пример 1. ЗАО "Виста" имеет на балансе три автомобиля: два грузовика ЗИЛ ММЗ-45085 и один пикап Тойота Хайлюкс. 16 июня 2003 г. "Виста" получила по лизингу еще один грузовой автомобиль - КамАЗ-53215-060, а 22 сентября передала в аренду другой фирме один из собственных грузовиков - ЗИЛ ММЗ-45085 (2).

Данные о наличии и работе грузового подвижного состава фирмы приведены ниже:

     
   ————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————T——————————¬
   | N |    Автомобиль   |Продолжительность|Продолжительность| Выходные и|Количество|
   |п/п|                 |   нахождения в  |    нахождения   |праздничные|   дней   |
   |   |                 | организации, дн.|  на ремонте и   |    дни    | в работе |
   |   |                 |                 | техобслуживании,|           |          |
   |   |                 |                 |        дн.      |           |          |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   | 1 |ЗИЛ ММЗ—45085 (1)|       365       |        8        |    115    |    242   |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   | 2 |ЗИЛ ММЗ—45085 (2)|       101       |        5        |     30    |     66   |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   | 3 |КамАЗ—53215—060  |       199       |        2        |     58    |    139   |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   |   |Итого по грузовым|                 |                 |           |          |
   |   |автомобилям:     |       665       |       15        |    203    |    447   |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   | 4 |Тойота Хайлюкс   |       365       |        2        |    115    |    248   |
   +———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+——————————+
   |   |Итого по пикапам |                 |                 |           |          |
   |   |и легковым       |                 |                 |           |          |
   |   |фургонам:        |       365       |        2        |    115    |    248   |
   L———+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————+———————————
   

В графе 3 таблицы 1.3 ЗАО "Виста" должно отразить:

- по строке 160 (пребывание в организации) - 665 автомобиле-дней (365 + 101 + 199);

- по строке 170 (в работе) - 447 автомобиле-дней (242 + 66 + 139).

В графе 4 отражают аналогичные данные по пикапам и легковым фургонам:

- по строке 160 (пребывание в организации) - 365 автомобиле-дней;

- по строке 170 (в работе) - 248 автомобиле-дней.

Раздел 2. Группировка автомобилей

по времени эксплуатации

В единственной таблице этого раздела отражаются данные о "возрастной структуре" используемого парка автомобилей.

В ней показывается количество автомобилей, входящих в соответствующую "возрастную" группу. Время в эксплуатации подсчитывается в полных годах начиная с года выпуска автомобиля заводом-изготовителем и по отчетный год эксплуатации включительно.

В таблице отражают сведения только о собственных автомобилях, включая и те, что переданы в аренду. В графе 3 отражаются данные по грузовикам (строка 101 графы 3 таблицы 1.1), а в графе 4 - по автобусам и маршрутным такси (строка 112 графы 3 таблицы 1.1).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Даты выпуска автомобилей заводом-изготовителем приведены ниже:

     
   ———————T—————————————————————T————————————T——————————————————————¬
   | N п/п|      Автомобиль     |Дата выпуска|Число лет эксплуатации|
   +——————+—————————————————————+————————————+——————————————————————+
   |   1  |  ЗИЛ ММЗ—45085 (1)  | 20.06.1999 |           4          |
   +——————+—————————————————————+————————————+——————————————————————+
   |   2  |  ЗИЛ ММЗ—45085 (2)  | 14.03.1996 |           7          |
   +——————+—————————————————————+————————————+——————————————————————+
   |   3  |   КамАЗ—53215—060   | 10.10.2002 |           1          |
   +——————+—————————————————————+————————————+——————————————————————+
   |   4  |   Тойота Хайлюкс    | 15.09.1998 |           5          |
   L——————+—————————————————————+————————————+———————————————————————
   

В таблице разд.2 по строке 211 в графе 3 (свыше 2 до 5 лет) нужно показать один автомобиль - ЗИЛ ММЗ-45085 (1).

По строке 212 в графе 3 (свыше 5 до 8 лет) также нужно показать один автомобиль - ЗИЛ ММЗ-45085 (2).

Поскольку КамАЗ-53215-060 не собственный, а арендованный автомобиль, данные о нем в разд.2 не приводят. Не отражают здесь сведения и о Тойоте Хайлюкс (пикап), так как этот раздел предназначен для информации по грузовым автомобилям и автобусам.

Раздел 3. Работа и использование

автотранспорта за год

В этом разделе две таблицы:

- 3.1 - для грузоперевозящих автомобилей;

- 3.2 - для остальных АТС.

Заполнение таблицы 3.1

В этой таблице фиксируются данные по грузовикам, пикапам, легковым фургонам, а также автоприцепам. Применяя последний термин, разработчики формы, очевидно, имели в виду как прицепы, так и полуприцепы к седельным тягачам.

Заполнять эту таблицу должны не все организации, а лишь те, у которых количество грузоперевозящих автомобилей (собственных и арендованных) равно или больше 10 единиц.

Для характеристики эксплуатации автотранспорта используются два показателя:

- объем грузовых перевозок - в тыс. т;

- грузооборот - в тыс. т-км.

Эти данные должны формироваться по результатам обработки путевых листов грузовых автомобилей <*>, выписываемых на каждую поездку.

     
   ———————————————————————————————
   
<*> Типовые межотраслевые формы N 4-С и 4-П утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Сведения в таблице отражаются по трем графам:

- графа 3 - общие данные о работе грузоперевозящего автотранспорта;

- графа 4 - данные по автомобилям, работающим по сдельному тарифу;

- графа 5 - данные по автоприцепам.

Заполнение таблицы 3.2

В этой таблице приводятся сведения по автобусам, легковым и специальным автомобилям. Заполнять ее должны все владельцы таких АТС независимо от их количества.

Работа автобусов и маршрутных такси также оценивается двумя показателями:

- объемом пассажирских перевозок - в тыс. чел.;

- пассажирооборотом - в тыс. пасс.-км.

Для легковых и специальных автомобилей применяется один показатель - общий пробег в тыс. км.

Для заполнения таблицы используются данные путевых листов автобусов, такси, легковых и специальных автомобилей <**>.

     
   ———————————————————————————————
   
<**> Типовые межотраслевые формы N 6, 4, 3, 3 (спец.) утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Раздел 4. Финансовые показатели

работы автотранспорта

В таблице этого раздела отражают данные об объеме автотранспортных услуг, оказанных подвижным составом организации сторонним заказчикам. Доходы от эксплуатации автомобилей за отчетный год показывают по строке 410.

Таким образом, многие фирмы, которые содержат автотранспорт для служебных (внутренних) целей и не оказывают автотранспортных услуг на сторону, в этой строке поставят прочерк. Доход от использования таких автомобилей содержится в общем доходе организации по основной деятельности, и выделить его проблематично.

По строке 420 отражают сведения о затратах на эксплуатацию автомобилей: техническое обслуживание и ремонт, горюче-смазочные материалы, зарплату водителей, общепроизводственные расходы на содержание парка автомобилей и т.д. Такие данные учитывает бухгалтерия организации. Вся информация группируется в графах 3 - 6 по видам подвижного состава.

Обратите внимание: сведения по грузоперевозящим автомобилям приводят только те организации, в распоряжении которых находится 10 и более автомобилей. По остальным видам АТС таблицу заполняют все организации.

Раздел 5. Ведомственные и частные

автомобильные дороги

Этот раздел предназначен для тех организаций, на балансе которых имеются участки автомобильных дорог. В таблице показывается изменение протяженности таких дорог за отчетный год.

Данные необходимо приводить по общей протяженности дорог, имеющихся на балансе, а также отдельно по дорогам с твердым и усовершенствованным покрытием.

Обязательность сдачи отчета

Организации и их подразделения обязаны представлять в отделения Госкомстата России требуемую статистическую отчетность (п.9 Постановления Госкомстата России от 15.07.2002 N 154). Ответственность за нарушение порядка представления информации предусмотрена ст.13.19 Административного кодекса. Руководителя организации в этом случае могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, Госкомстат будет требовать от организации возмещения ущерба, возникшего из-за необходимости исправлять итоги в сводной статистической отчетности. Об этом сказано в ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

В.В.Олифиров

Эксперт "НА"

Подписано в печать

25.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 28.05.2003 N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (подраздел 2. Таможенные режимы, подраздел 3. Специальные таможенные процедуры)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14) >
Статья: <Комментарий к Приказу МПС России от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.