|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет накладных расходов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 29)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 2003
УЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Как известно, общехозяйственные расходы строительной организации представляют собой затраты, связанные с управлением, а также обеспечением общих условий для функционирования организации в целом. При этом отсутствует их непосредственная связь с производственным процессом. В частности, к таким затратам могут быть отнесены: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, непосредственно не связанного с производственной деятельностью; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.;
другие аналогичные по назначению расходы. Виды и структура затрат, включаемых в общехозяйственные расходы строительной организации, определяются в соответствии с отраслевыми указаниями по планированию и учету себестоимости продукции (работ, услуг), а также сметой затрат на строительство объекта. Согласно п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" они являются составной частью расходов организации по обычным видам деятельности, связанным с изготовлением строительной продукции. В практике строительных организаций эти расходы принято называть накладными. Накладные расходы невозможно непосредственно включать в себестоимость строительной продукции по соответствующим объектам учета. Данные расходы относятся к деятельности строительной организации в целом и поэтому включаются в себестоимость объектов учета с помощью специальных методов: пропорционально прямым расходам, расходам на оплату труда рабочих, их численности или с применением других методов, обеспечивающих наиболее достоверное выявление себестоимости отдельных видов выпускаемой строительной продукции. При разработке сметной документации для строительства, а также при сметном нормировании и ценообразовании в строительстве необходимо руководствоваться отраслевыми рекомендациями и указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве. Требования отраслевых рекомендаций и указаний обязательны для всех организаций независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Если строительство финансируется за счет собственных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц, отраслевые рекомендации и указания носят рекомендательный характер. Они содержат основные сведения о системе норм накладных расходов. Отраслевые рекомендации и указания также целесообразно применять для определения величины накладных расходов в следующих случаях: заказчиками - при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком; подрядными строительными организациями - для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания отдельного строительного производства. Для определения стоимости строительства на разных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые подразделяются на следующие виды: укрупненные нормативы по основным видам строительства; нормативы по видам строительных работ; индивидуальные нормы для конкретной строительной организации; предельные нормы накладных расходов на строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ при базисном уровне цен. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительных работ и стадии проектной документации. Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы разработки индивидуальных норм для отдельной строительной организации, которые определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с сопоставлением ее с фондом оплаты труда рабочих основного производства. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять следующим образом: по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину; по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций. Затраты строительной организации по калькуляционной статье "Накладные расходы" определяются на основе смет этих расходов на планируемый период в размерах, устанавливаемых по принятой в конкретной строительной организации методике их распределения по объектам учета. Бухгалтерский учет накладных расходов осуществляется с применением активного собирательно-распределительного счета 26 "Общехозяйственные расходы". Учет накладных расходов ведется строительными организациями в соответствии с ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство". Накладные расходы учитываются на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами, в журнале-ордере N 10-с по счету 26 раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам. Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, распределяются строительной организацией ежемесячно по методике, установленной в ее учетной политике. Такая методика может предусматривать следующие варианты: а) общехозяйственные расходы в полном размере как расходы на продажу строительной продукции списываются со счета 26 в дебет счета 90 "Продажи"; б) на производственную себестоимость строительной продукции путем списания в дебет счетов: 20 "Основное производство"; 23 "Вспомогательные производства", если вспомогательные производства изготавливали продукцию, выполняли работы и оказывали услуги на сторону; 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и оказывали услуги на сторону. При этом общехозяйственные расходы по видам производств и хозяйств распределяются, как правило, прямо пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих. Для реализации установленной учетной политикой строительной организации методики по распределению накладных расходов необходимо: 1) определить соотношение накладных расходов и прямых расходов основного производства и вспомогательных производств и хозяйств; 2) по исчисленному проценту, умноженному на сумму прямых затрат, учтенных на счетах 20, 23, 29, определить сумму накладных расходов, которую следует отнести на каждый из этих счетов; 3) по принятой в организации методике, являющейся элементом учетной политики, распределить общую сумму накладных расходов на счете 20 по объектам учета, а на счетах 23 и 29 - по видам производств или хозяйств. Важный вопрос - учет накладных расходов для целей налогообложения. Как известно, в налоговом учете отсутствует понятие "накладные расходы". Для целей налогового учета в строительных организациях, которые при расчете налога на прибыль определяют доходы и расходы "по отгрузке", все расходы делятся на прямые и косвенные. В соответствии со ст.318 гл.25 НК РФ к прямым расходам строительной организации относятся: стоимость сырья и материалов, используемых в процессе строительства; расходы по оплате труда (заработная плата рабочих, вознаграждения за выслугу лет, премии и единовременные поощрительные выплаты, компенсационные выплаты, различные надбавки и т.д.); амортизационные отчисления по основным средствам, которые используются исключительно на строительных площадках. Косвенные расходы отчетного периода для целей налогового учета в полном объеме вычитаются из налогооблагаемой прибыли отчетного периода. Накладные расходы, которые относятся к строительству объектов хозяйственным способом для собственных нужд подрядной строительной организации, в соответствии со ст.270 НК РФ отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы. Следовательно, они не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли отчетного (налогового) периода.
Н.Адамов К. э. н. Государственный университет управления Подписано в печать 16.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |