|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Демонтировали основное средство на время ремонта? ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 25)
"Учет.Налоги.Право", N 25, 2003
ДЕМОНТИРОВАЛИ ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО НА ВРЕМЯ РЕМОНТА?
На практике может сложиться такая ситуация. Для проведения ремонта помещения сначала необходимо демонтировать оборудование, расположенное в этом помещении, а после окончания ремонта вернуть основное средство на место, то есть смонтировать вновь. Как расходы на такие работы будут отражаться в бухгалтерском и налоговом учете?
Капитальные или текущие расходы?
Ситуация с переносом основного средства на время ремонта интересна тем, что расходы, с одной стороны, связаны с демонтажом-монтажом основного средства, но с другой - их возникновение обусловлено проведением ремонтных работ. Поэтому возникает вопрос: являются ли такие расходы капитальными или же их можно расценивать как текущие? Сначала решим этот вопрос в бухгалтерском учете. Расходы разделяются на текущие и капитальные исходя из срока, в течение которого используются результаты осуществления таких расходов. Если расходы направлены на создание объектов, приносящих доход от их использования в течение длительного периода времени, то они суммируются и формируют стоимость внеоборотных активов (п.4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Во всех остальных случаях расходы являются текущими и включаются в расходы одного или нескольких периодов. Поэтому если расходы приводят к созданию внеоборотного актива, то в этом случае они будут расцениваться как капитальные, в противном случае - как текущие. В рассматриваемой ситуации работы по демонтажу и повторному монтажу основного средства при ремонте помещения не направлены на создание нового объекта внеоборотных активов. Но капитальные вложения будут считаться таковыми и при осуществлении затрат в существующие объекты внеоборотных активов. Можно ли расходы по демонтажу-монтажу основного средства при ремонте помещения отнести к капитальным, рассматривая их как вложения в ремонтируемое помещение или непосредственно в само демонтируемое и монтируемое основное средство? Давайте разберемся и с этим вопросом. Определение вложений в существующие основные средства содержится в п.27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Только затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость объекта (то есть считаться капитальными), если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели. Например, увеличивается срок полезного использования, мощность, качество применения основных средств.
В нашем случае произведенные расходы не приводят к улучшению существующих основных средств - ни помещения, ни самого основного средства. Во-первых, характеристики помещения после проведения указанных работ не изменятся. Конечно, состояние помещения все же улучшится, но причиной тому будет не демонтаж-монтаж, а проведенный ремонт. Во-вторых, характеристики основного средства вследствие его демонтажа и последующего монтажа сами по себе также не могут измениться. Таким образом, рассматриваемые расходы не приводят к улучшению основных средств, следовательно, не являются капитальными расходами и подлежат включению в состав текущих расходов. При этом в зависимости от того, участвуют помещение и (или) основное средство в производственной или непроизводственной деятельности, текущие расходы будут отнесены либо к расходам по обычным видам деятельности, либо к внереализационным расходам. Если по решению руководства демонтированное основное средство на время ремонта переведено на консервацию на срок более трех месяцев, то начисление амортизации по нему приостанавливается (п.23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Во всех остальных случаях амортизация продолжает начисляться в обычном режиме.
Налог на прибыль
Итак, с бухгалтерским учетом расходов на временный перенос основного средства мы определились. Что касается налогового учета, то, на наш взгляд, рассуждения относительно квалификации рассматриваемых расходов в бухгалтерском учете применимы и для налогового учета. Но, чтобы налоговый учет расходов по демонтажу-монтажу основного средства и амортизационных отчислений при проведении ремонта помещения не отличался от бухгалтерского, нужно выполнить следующие условия: - основное средство и помещение, в котором оно установлено, используются для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.1 ст.252 НК РФ); - данные расходы должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными. В частности, желательно подтвердить внутренними распорядительными документами необходимость освободить помещение от основного средства для проведения ремонта (п.1 ст.252 НК РФ); - источником осуществления расходов не являются средства целевого финансирования (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ); - основное средство в налоговом учете является амортизируемым имуществом. Так же, как и в бухгалтерском учете, из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию (п.3 ст.256 НК РФ). Таким образом, при выполнении всех вышеперечисленных условий рассматриваемые расходы могут быть приняты для налогообложения прибыли в периоде их осуществления в размере фактических затрат (п.1 ст.260 НК РФ).
НДС
Что касается вычета НДС по демонтажу основного средства, то здесь необходимо выполнить стандартные условия для применения вычетов, установленные ст.ст.171 и 172 НК РФ. То есть работы должны быть оплачены, выполнены, осуществляться для деятельности, облагаемой НДС, и от подрядчика должен быть получен счет-фактура. А вот с вычетом по монтажу основных средств может возникнуть путаница. Дело в том, что для таких работ Налоговый кодекс установил особый порядок применения налоговых вычетов (п.6 ст.171, п.5 ст.172 НК). Перечень условий для применения вычета дополнен еще одним условием: основное средство должно быть введено в эксплуатацию и по нему должно быть начато начисление амортизации в налоговом учете. Однако если основное средство до начала проведения монтажных работ уже амортизировалось в налоговом учете, то данное специальное условие можно считать заведомо выполненным, и для применения вычетов необходимо выполнение только стандартных условий.
Д.П.Чернявский Аудитор КГ "Михайлов и партнеры" Подписано в печать 14.17.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |