Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как выпить чай и уменьшить прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 25)



"Учет.Налоги.Право", N 25, 2003

КАК ВЫПИТЬ ЧАЙ И УМЕНЬШИТЬ ПРИБЫЛЬ

Сейчас уже считается нормой, когда предприятия производят такие расходы для обеспечения комфортной работы своих сотрудников, как затраты на приобретение питьевой воды в бутылках, одноразовой посуды, средств личной гигиены и бытовой химии, чайников, микроволновых печей и т.д. Можно ли включить данные расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль? Мы считаем, что у предприятий есть все основания сделать это.

Есть обязанность - есть обоснованность

Подпункт 7 п.1 ст.264 НК РФ разрешает предприятиям относить в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль "расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Обеспечить нормальные условия труда работодателя обязывают сразу два нормативных документа - это Трудовой кодекс и Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее - Закон). В первом из них сказано, что работодатель должен "обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда" (ст.22 ТК РФ). Во втором предусмотрена аналогичная норма, согласно которой работодателю предписывается предоставлять работникам безопасные условия труда, включая санитарно-бытовое обслуживание (ст.14 Закона).

При этом в ст.223 ТК РФ поясняется, каким образом работодатель должен обеспечивать санитарно-бытовое обслуживание работников организаций. Он, в частности, обязан "по установленным нормам" оборудовать санитарно-бытовые помещения для приема пищи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки, санитарные посты и т.д. Такие нормы предусмотрены Строительными нормами и правилами 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (далее - СНиП).

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Если расходы связаны с обеспечением санитарно-бытового обслуживания работников и (или) произведены в соответствии со СНиП, их можно принять для целей налогообложения прибыли. Однако в любом случае организации следует позаботиться о доказательствах экономической оправданности данных затрат (ст.252 НК РФ).

Вода в бутылках

Расходы на приобретение бутилированной воды относятся к затратам на обеспечение нормальных условий труда и санитарно-бытовое обслуживание работников. На это, в частности, указал Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.06.2001 N КА-А40/3170-01. Поэтому, по нашему мнению, их можно принять для целей налогообложения прибыли. Однако доказать экономическую оправданность данных расходов бывает не всегда легко. Зачастую налоговики ссылаются на то, что помимо обеспечения сотрудников питьевой водой в бутылках существует альтернативный и менее затратный способ - обеспечение водой работников из централизованного водопровода. Конечно же при условии, что качество воды соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", утвержденных 26.09.2001 Главным государственным санитарным врачом РФ. А если менее затратный способ существует, то расходы на приобретение бутилированной воды необоснованны. Таким образом, без проблем учитывать данные затраты при налогообложении прибыли организации могут только тогда, когда в месте их расположения нет водопровода или же когда вода в нем не соответствует гигиеническим нормам. Чтобы доказать несоответствие воды гигиеническим нормам, организации целесообразно запастись соответствующей справкой санитарно-эпидемиологической станции, в которой, например, было бы указано, что в водопроводной воде содержится повышенное количество вредных веществ.

Посуда для питья, туалетная бумага, моющие средства

Независимо от того, из какого источника организация собирается обеспечивать своих работников питьевой водой - из бутылок или же из централизованного водопровода, - ее потребление в соответствии с физиологическими особенностями человека возможно только из посуды. И наиболее подходящей для этих целей является одноразовая посуда - ее не нужно мыть, складировать и т.д. А раз так, то, на наш взгляд, независимо от порядка учета расходов по приобретению бутилированной воды, затраты на покупку одноразовой посуды, предназначенной для потребления питьевой воды, могут относиться в уменьшение налоговой базы.

Теперь о средствах личной гигиены. В соответствии со СНиП уборные, душевые и умывальные относятся к санитарно-бытовым помещениям организации (п.2.4). Их работодателю предписывается

содержать в надлежащем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что расходы по приобретению таких средств личной гигиены, как, например, туалетной бумаги, мыла, полотенец и т.д., могут быть

учтены для целей налогообложения прибыли в качестве затрат по содержанию указанных выше помещений.

Также, по нашему мнению, в уменьшение налоговой базы правомерно отнести расходы на покупку моющих средств. Ведь поддержание рабочих помещений в чистоте является прямой обязанностью работодателя по обеспечению гигиены труда. Но для того чтобы у налоговиков не было лишнего соблазна предъявить претензии, рекомендуем закрепить факт использования моющих средств в специальном внутреннем документе организации.

Микроволновки и электрочайники

Сразу скажем, что без проблем учесть при налогообложении расходы на приобретение электрочайников организации могут только тогда, когда они оборудуют помещения для приема пищи или комнаты отдыха, а на приобретение микроволновых печей - только в рамках оборудования помещения для приема пищи <*>. Поясним почему.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Об оборудовании небольшой кухни для работников читайте материал "Как работодателю выгоднее накормить работников?" на с. 8 - 9 "УНП" N 17, 2003.

Как уже было сказано, ст.223 ТК РФ обязывает работодателя для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников оборудовать по установленным нормам помещения для приема пищи, а также комнаты отдыха и психологической разгрузки. Что же это за нормы?

Для комнат приема пищи они такие. Площадь помещения должна определяться из расчета 1 кв. м на каждого работника, но в целом ее величина не может быть меньше 12 кв. м. Кроме того, она должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой и холодильником. Это установлено п.2.52 СНиП. Вполне очевидно, что под "стационарным кипятильником" можно понимать электрический чайник, а под электроплитой - микроволновую печь. А значит, расходы на их приобретение можно включать в уменьшение налоговой базы.

При этом следует иметь в виду, что СНиП предусматривает возможность организации комнаты для приема пищи при количестве работающих в одну смену не более 30 человек - при большем количестве работающих предусматривается наличие столовой (п.2.49). Причем, если на предприятии уже организована столовая, одновременно с ней комната для приема пищи, согласно нормам СНиП, существовать не должна. А раз так, то и затраты на ее оборудование (содержание) отнести в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль нельзя.

Что касается комнат отдыха и психологической разгрузки, то в соответствии с п.2.45 СНиП в них могут быть предусмотрены устройства для приготовления и раздачи специальных тонизирующих напитков. Чай и кофе как раз таковыми являются. Для их приготовления необходим электрический чайник. Поэтому такой чайник правомерно использовать в качестве оборудования для комнаты отдыха, а соответственно и учитывать расходы на его приобретение при налогообложении прибыли.

Теперь о ситуации, когда организация приобретает электрочайник или микроволновку для установки в рабочих помещениях. Здесь с отнесением расходов на их приобретение в уменьшение налоговой базы у нее могут возникнуть проблемы. Дело в том, что нередко налоговые органы квалифицируют данные затраты как расходы, не связанные с обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности, поскольку они противоречит Правилам пожарной безопасности (ППБ 01-93), введенным в действие Приказом МВД России от 14.12.1993 N 536 <**>. Налоговики, в частности, ссылаются на то, что, согласно этим Правилам, запрещается пользоваться электрочайниками и другими электронагревательными приборами, если нет устройств тепловой защиты и подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (п.1.4.4). Нередко аргументом служит и то, что в помещениях складов электронагревательные приборы вообще нельзя устанавливать (п.14.1.11 Правил).

     
   ————————————————————————————————
   
<**> С 30 июня 2003 г. введены в действие новые Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03, утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313). В них предусмотрены аналогичные требования. Подробнее о новых правилах читайте в следующем номере "УНП".

На наш взгляд, доводы налоговиков недостаточно обоснованны. Как всегда, точку в спорном налоговом вопросе должен поставить суд. Однако арбитражная практика не спешит образовываться. Да оно и понятно - суммы, в которые "выливаются" чайники, не такие большие, ради которых предприятия готовы идти в суд. Поэтому организациям здесь нужно самим решить, ориентироваться на требования налоговиков и не спорить или ориентироваться на здравый смысл и быть готовыми к возможному спору.

А.Б.Погребс

Ведущий

аудитор-консультант

ОАО "Объединенные

консультанты ФДП"

Подписано в печать

14.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Делим прямые расходы: сколько, куда и как ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 25) >
Статья: Косвенные расходы не ждут доходов? ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 25)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.