Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 13, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 08.08.2001 N 129-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

(В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.06.2003 N 76-ФЗ)>

Перед вами - новая редакция Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ). Она подготовлена с учетом поправок, внесенных в него Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ (далее - Закон N 76-ФЗ).

Изменения начинаются с наименования документа. Отныне он называется "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Из нового названия следует, что теперь этот Закон будет регулировать основные вопросы, связанные с госрегистрацией не только организаций, но и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для предпринимателей в Законе прописан порядок получения новых свидетельств о государственной регистрации. Кроме того, изменения внесены в порядок предоставления сведений, содержащихся в государственных реестрах. Некоторые поправки носят технический характер.

Помимо изменений, касающихся текста Закона N 129-ФЗ, Закон N 76-ФЗ содержит и условия перехода предпринимателей на новый порядок регистрации. Этот порядок будет применяться с 1 января 2004 г., и в комментарии мы подробно о нем расскажем.

Регистрация "новичков"

Итак, с 1 января 2004 г. регистрировать индивидуальных предпринимателей будут в налоговых инспекциях.

Для регистрации предпринимателей открывается отдельный государственный реестр. В нем будут фиксироваться сведения о получении гражданином статуса предпринимателя и о прекращении им предпринимательской деятельности. Перечень сведений, которые будут содержаться в реестре, приводится в п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ.

Регистрация будет проходить в налоговых инспекциях по местожительству граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью. Это позволит налоговикам одновременно поставить предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика. Тем, у кого местожительство совпадает с местом ведения бизнеса, такое нововведение удобно.

Человек, решивший стать предпринимателем после 1 января 2004 г., должен представить в инспекцию:

- заявление (его форму утвердит Правительство РФ). Подпись гражданина на заявлении должна быть удостоверена нотариусом;

- нотариально заверенную копию паспорта (для граждан России);

- квитанцию об уплате госпошлины.

Документы в инспекцию можно подать лично, а можно направить почтой. Привлечение к этой процедуре посредников не допускается.

Самому процессу регистрации отводится общий срок - не более пяти рабочих дней с момента получения документов.

Отказ в регистрации

В ст.23 Закона N 129-ФЗ перечислены общие основания для отказа в государственной регистрации. Это - отсутствие нужных документов и обращение в "чужую" инспекцию. Помимо общих условий для предпринимателей предусмотрены особые основания, по которым им будет отказано в регистрации. Отрицательное решение принимается, когда:

а) гражданин уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и его регистрация не утратила силу;

б) не истек год:

- со дня принятия решения о признании предпринимателя банкротом;

- со дня принятия решения о прекращении его деятельности в принудительном порядке;

в) не истек срок, на который гражданин лишен права заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда.

Решение об отказе в регистрации принимается в тот же срок, что и решение о присвоении статуса предпринимателя: в течение пяти рабочих дней, считая с момента получения документов.

Изменение сведений о предпринимателе

Если сведения, внесенные в реестр, изменились, предприниматель в течение трех дней обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию. Налоговиков надо будет известить об изменении фамилии, гражданства, местожительства, о замене паспорта. О приобретении или утрате лицензии информировать инспекцию не нужно: это сделает орган, который выдавал (отбирал) лицензию.

Изменения в реестр вносятся на основании заявления и нотариально заверенной копии документа, подтверждающего новые сведения. Вместо нотариально удостоверенной можно принести обычную копию и вместе с ней предъявить оригинал документа.

При смене адреса, после того как в регистрационное дело будут внесены уточненные данные, документы предпринимателя передаются в налоговую инспекцию по новому местожительству.

Прекращение деятельности предпринимателя

Индивидуальный предприниматель, который решил прекратить работу, подает в налоговую инспекцию заявление (форму утвердит Правительство РФ) вместе с квитанцией об оплате госпошлины. В течение пяти рабочих дней в реестр внесут необходимую запись, и свидетельство о регистрации предпринимателя утратит силу.

Кроме добровольного прекращения предпринимательской деятельности Законом N 129-ФЗ предусмотрены ситуации, когда государственная регистрация может быть прекращена помимо желания предпринимателя. Это произойдет, если:

- суд признает предпринимателя несостоятельным (банкротом);

- суд прекратит работу предпринимателя в принудительном порядке;

- суд лишит предпринимателя права заниматься бизнесом на определенный срок;

- аннулирован документ, дающий предпринимателю право временно или постоянно проживать в России (если он не гражданин РФ).

Если предприниматель сам решил "бросить" бизнес, его государственная регистрация перестанет действовать с момента внесения в реестр соответствующей записи. В остальных случаях - со дня вступления в силу решения суда или со дня аннулирования (окончания срока действия) документа.

Кроме того, свидетельство о регистрации автоматически утрачивает силу в случае смерти предпринимателя.

Если предприниматель постоянно нарушает правила и законы, связанные с государственной регистрацией (включает в документы ложные сведения, не сообщает об изменении регистрационных данных и т.д.), налоговики вправе, как и в случае с юридическими лицами, обратиться в суд с иском о принудительном прекращении его деятельности.

Перерегистрация

Еще раз обратим ваше внимание на то, что до 1 января 2004 г. регистрация предпринимателей будет проходить в обычном порядке. Налоговики возьмут процесс в свои руки со следующего года.

Документы обо всех предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г., регистрационные палаты передадут налоговикам. Самим же действующим предпринимателям нужно будет подать в инспекции сведения о себе для перерегистрации. Для этого им дается целый год - с 1 января 2004-го до 1 января 2005 г. В налоговую инспекцию по местожительству подается:

- нотариально заверенная копия паспорта (для граждан РФ);

- подлинник ранее выданного свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя.

Последнее требование, пожалуй, самое неприятное. В течение недели у предпринимателей не будет никакого документа, который подтверждал бы легальность их бизнеса. Причина проста: старые свидетельства им обратно не вернут, а подавать в налоговые инспекции копии свидетельств закон не разрешает.

Все документы, как и при первичной регистрации, предприниматели могут представить лично, а могут отправить их по почте. Те, кто решит воспользоваться услугами почты, рискуют остаться без свидетельства на гораздо больший срок. И при проверке ни пожарным, ни санитарным врачам, ни милиции они не смогут предъявить ничего, кроме устных объяснений.

Тем, кто решит сдать документы лично, можно посоветовать запастись копией свидетельства и попросить налоговиков сделать на нем отметку "Оригинал изъят" или "Свидетельство находится на перерегистрации".

В течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговики должны будут внести в реестр соответствующую запись, а затем в течение одного рабочего дня - выдать предпринимателю новое свидетельство о регистрации.

Предприниматели, которые в течение следующего года не подадут о себе сведений, после 1 января 2005 г. потеряют право заниматься бизнесом (ст.3 Закона N 76-ФЗ). С этой даты их государственная регистрация автоматически утратит силу.

Очевидно, что, вводя эту норму, законодатели учли опыт, накопленный налоговиками в прошлом году при сборе сведений о юридических лицах. Деятельность "исчезнувших" предпринимателей будет признаваться незаконной без судебных разбирательств. Тем более что в масштабах страны это потребует больших финансовых и временных затрат. Так что в этом отношении у налоговых инспекций руки будут развязаны.

В то же время Закон N 76-ФЗ позволяет предпринимателям, утратившим старую регистрацию, после 1 января 2005 г. зарегистрироваться в этом качестве повторно, но уже по новым правилам. Таким образом, предпринимателям, которые не успеют (или не захотят) подавать о себе сведения, в отличие от фирм ничего не грозит: ни принудительная ликвидация, ни штраф.

Однако не стоит забывать о том, что, утратив право заниматься бизнесом, предприниматель все же столкнется с некоторыми неприятными последствиями. Ему придется переоформлять все ранее заключенные договоры, а при необходимости и восстанавливать учет. К тому же утрата свидетельства о регистрации не освобождает предпринимателей от обязанности погасить все налоговые недоимки.

Общие изменения

В новой редакции Закона N 129-ФЗ есть общие изменения, которые касаются как предпринимателей, так и юридических лиц.

Например, при изменении сведений, ранее внесенных в реестры, старые данные будут сохранять и передавать в государственные архивы. Для сравнения: сейчас эти сведения исключают из реестра, а документы удаляют.

Сведения из реестров

Серьезные изменения внесены в порядок и условия предоставления сведений о фирмах и предпринимателях заинтересованным лицам.

В настоящее время за некоторым исключением все сведения, которые содержатся в госреестрах, являются общедоступными. "Закрытыми" считаются паспортные данные и ИНН физических лиц.

В новой редакции Закона N 129-ФЗ вместо этих исключений вводится более широкое понятие - персональные данные физических лиц. Но само это понятие не определено, и конкретного перечня закрытых сведений в Законе тоже нет.

По нашему мнению, в отношении предпринимателей к персональным данным, которые могут заинтересовать контрагентов, можно отнести только местожительство. Остальные сведения вряд ли будут кому-то интересны. К тому же ничего "интимного" в реестре предпринимателей нет.

Другое дело - информация о юридических лицах. Теперь через налоговую инспекцию можно будет получить не только сведения, содержащиеся в реестрах, но и копии учредительных документов организаций. А в них отражаются конфиденциальные сведения о тех, кто создал фирму: паспортные данные, местожительство, возраст и т.п.

Сведения об организациях и предпринимателях может получить любой желающий, который направит в налоговую инспекцию запрос по форме, утвержденной Правительством РФ. Тем самым новая редакция Закона N 129-ФЗ открывает доступ к личным данным любого учредителя и к домашним адресам предпринимателей. В свою очередь предпринимателю предоставлено право получать у налоговиков сведения о тех, кто интересовался его местожительством.

И еще одно нововведение. Персональные данные человека, закрытые для свободного доступа, можно уточнить с помощью специального запроса. В нем нужно привести какие-либо данные о гражданине и попросить налоговиков проверить, соответствуют ли эти данные сведениям, которые содержатся в реестре. Инспекция обработает запрос и выдаст необходимую справку. Таким образом, располагая минимальной информацией, например паспортными данными или ИНН физического лица, можно выяснить, является ли этот человек учредителем какой-нибудь фирмы и занимается ли он индивидуальным бизнесом.

Е.В.Ланцова

Эксперт "НА"

Подписано в печать

11.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 27.05.2003 N 16-00-14/177 <Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость при экспорте товаров>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13) >
Статья: <Комментарий к Информационному письму ЦБ РФ от 16.05.2003 N 23 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.