Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 13, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

ОТ 19.06.2003 N 11-П "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,

ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,

УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ, В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ РЯДА ГРАЖДАН"

Выше опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ, в котором изложена его позиция о конституционности отдельных законодательных норм, регулирующих упрощенный порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Судьи признали за предпринимателями, применявшими старую "упрощенку", право не платить НДС и налог с продаж.

Суть дела

До 1 января 2003 г. в стране действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ). По этому Закону (п.3 ст.1) индивидуальные предприниматели, перешедшие на "упрощенку", не облагались подоходным налогом. Они ежегодно приобретали патенты, стоимость которых заменяла им этот платеж. Сформировавшаяся к тому времени налоговая система не предусматривала для физических лиц других налогов, поэтому в течение довольно длительного времени большинство предпринимателей отдавали государству только стоимость патента.

С выходом в свет Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ индивидуальные предприниматели были признаны плательщиками налога с продаж. Этот налог является региональным, поэтому в разных субъектах РФ местные власти вводили его в разное время. Например, в Москве налог с продаж был введен 1 июля 1999 г. И с этого времени от столичных предпринимателей (в том числе и от "упрощенцев") стали требовать его уплаты. А с 1 января 2001 г. вступила в силу гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса. И тогда же все предприниматели были признаны плательщиками НДС.

В то же время фирмы, применявшие старую "упрощенку", от уплаты этих налогов освобождались. Они по-прежнему платили единый налог с общих результатов хозяйственной деятельности.

Очевидно, что по сравнению с юридическими лицами положение предпринимателей ухудшилось. Они стали платить два дополнительных налога. Однако ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ (далее - Закон N 88-ФЗ) за субъектами малого предпринимательства были закреплены определенные государственные гарантии. Они ограждали представителей малого бизнеса от непредсказуемой налоговой политики и в случаях, когда изменения налогового законодательства создавали для "маленьких" менее благоприятные условия, позволяли им в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по-старому.

Однако и налоговики, и некоторые арбитражные суды забыли о существующих гарантиях. В ряде ситуаций предпринимателей, применявших "упрощенку", заставляли платить оба налога. Несправедливые судебные решения и подтолкнули многочисленную группу предпринимателей к тому, чтобы искать защиту своих прав в Конституционном Суде.

Решение Конституционного Суда

К началу рассмотрения этого вопроса в Конституционном Суде Закон N 222-ФЗ утратил силу. Но в отношении тех, кто применял старую "упрощенку" до введения налога с продаж и НДС, он все еще должен применяться. Именно такой порядок гарантирует ст.9 Закона N 88-ФЗ. Поэтому отказать предпринимателям в рассмотрении их иска конституционные судьи не могли.

Суд сразу отметил, что на государственную поддержку, гарантированную Законом N 88-ФЗ, имеют право все представители малого бизнеса независимо от их правового статуса. То есть и организации, отвечающие определенным критериям, и индивидуальные предприниматели.

Введение упрощенного режима налогообложения было одной из мер государственной поддержки. Этот режим устанавливался Законом N 222-ФЗ, смысл которого состоял в замене совокупности существовавших в то время налогов единым платежом с результатов предпринимательской деятельности.

Для фирм упрощенная система означала отказ от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автодорог и т.д. Для индивидуальных предпринимателей, поскольку на тот момент никаких других налогов они не платили, "упрощенка" предусматривала отказ от подоходного налога.

Конституционный Суд пояснил, что, принимая Закон N 222-ФЗ, законодатель преследовал единую цель - закрепить за малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями равные обязанности. Иначе нарушался бы конституционный принцип налогового равенства, который запрещает устанавливать разные налоги для одной категории плательщиков - в данном случае для субъектов малого бизнеса.

Судьи сделали важный вывод: стоимость патента для предпринимателей по смыслу равнозначна единому налогу для организаций. А следовательно, и назначение этого платежа такое же - заменить собой совокупность других налогов. Этот подход и лежал в основе фиксированных платежей, которые взимались с предпринимателей с 1996 г. до тех пор, пока их не заставили платить налог с продаж и НДС.

Затем последовали многочисленные разъяснения, в которых налоговики утверждали, что уплата единого налога предпринимателями-"упрощенцами" освобождает их от уплаты только подоходного налога, а налог с продаж и НДС они обязаны платить дополнительно. Такой же позиции, основанной на буквальном толковании п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ, стали придерживаться и арбитражные суды.

Однако Конституционный Суд счел, что рассматривать данный пункт в отрыве от других норм этого Закона нельзя: подобный подход противоречит его общему смыслу. А смысл Закона N 222-ФЗ - во введении единого налогового режима для всех субъектов малого предпринимательства. В то же время правоприменительная практика, сложившаяся вокруг применения этого Закона, нарушала такое единство. Фактически она дискриминировала права части налогоплательщиков, а значит, противоречила принципу добросовестной конкуренции и мешала реализации конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность.

Конституционный Суд не забыл и о гарантиях, закрепленных за предпринимателями Законом N 88-ФЗ. Судьи подчеркнули, что, предоставив эти гарантии один раз, законодатели уже не вправе отказаться от них в дальнейшем. Поэтому они должны были защитить налоговый статус предпринимателей-"упрощенцев" после введения налога с продаж и НДС. Новые нормы налогового законодательства нельзя было применять к так называемым длящимся правоотношениям. То есть к правоотношениям, возникшим до введения новых налогов.

Что дальше?

Конституционный Суд признал п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ не соответствующим Конституции РФ, поскольку смысл, приданный ему дальнейшей правоприменительной практикой, не освобождает предпринимателей-"упрощенцев" от уплаты НДС и налога с продаж.

Суд также постановил, что дела предпринимателей, подавших иски, подлежат пересмотру, если для этого не будет других препятствий. Очевидно, что речь идет о возврате налогов, которые предприниматели уплачивали незаконно. По нашему мнению, на возврат налогов могут претендовать не только граждане, поименованные в Постановлении, но и все, кто платил лишние налоги. В частности, имеются в виду предприниматели, которые зарегистрировались до введения налога с продаж и НДС, применяли "упрощенку" с момента регистрации, но при этом были вынуждены платить дополнительные налоги в течение первых четырех лет своей деятельности.

По Налоговому кодексу (ст.79) для возврата излишне уплаченных налогов предприниматели должны подать соответствующее заявление в свою налоговую инспекцию. Нужно постараться успеть сделать это в течение месяца со дня, когда предпринимателю стало известно о факте излишнего взыскания налогов. Отсчитывать месячный срок нужно со 2 июля 2003 г. - даты, когда Постановление Конституционного Суда N 11-П было впервые официально опубликовано.

Скорее всего, инспекция откажется возвращать налоги. Тогда предпринимателям нужно обращаться в арбитраж. И хотя общий срок исковой давности - три года - истечет еще не скоро, затягивать решение этого вопроса, на наш взгляд, не стоит.

А.В.Токарев

Эксперт "НА"

Подписано в печать

11.07.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 28.05.2003 N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (раздел I. Общие положения, раздел II. Таможенные процедуры)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13) >
Статья: С 10 июня по 9 июля вступили в силу... ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.