![]() |
| ![]() |
|
Статья: Уплата государственной пошлины органами государственной власти и местного самоуправления за регистрацию юридических лиц ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 27)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2003
УПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о госрегистрации) устанавливает, что за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В связи с этим ст.5 Закона Российской Федерации от 09.02.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. от 25.07.2002, с изменениями от 01.01.2003) (далее - Закон о госпошлине) была дополнена п.7, согласно которому от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы, освобождаются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Существует мнение, что данная льгота предоставляется лишь органам государственной власти и органам местного самоуправления в случае регистрации собственных учредительных документов и не предусматривает освобождение их от уплаты в случае регистрации ими учредительных документов (внесения изменений в них) подведомственных организаций. Однако решение налоговых органов об отказе в государственной регистрации, принятое в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (в частности, документа об уплате государственной пошлины), может быть оспорено в судебном порядке. В суде можно руководствоваться следующим обоснованием. Согласно ст.2 Закона о госпошлине плательщиками пошлины являются юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Документы представляются в соответствующий налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию, уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением (ст.9 Закона о госрегистрации). В частности, такими уполномоченными лицами могут являться как руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, так и руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, или иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Полномочия в области распоряжения федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации или муниципальных образований для федеральных органов государственной власти определяются на федеральном уровне, органов власти субъектов Российской Федерации - на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных органов - на уровне муниципальных образований. Проанализировав нормативные правовые акты, попытаемся определить круг учредителей федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также круг лиц, выступающих от имени их учредителей, правомочных обращаться с заявлением о регистрации, реорганизации или ликвидации юридических лиц.
Следует иметь в виду, что полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации, муниципальной собственностью (в частности, по созданию, реорганизации и ликвидации) определены ст.ст.114 и 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст.125, 214, 215 ГК РФ, ст.31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Согласно ст.13 Закона N 7-ФЗ создание некоммерческой организации, в том числе государственных и муниципальных учреждений, осуществляется по решению учредителя. Статьей 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации. Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий принимается Правительством Российской Федерации, за исключением реорганизации государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям, которая осуществляется на основании решения Минимущества России (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2003 N 217 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения"). Полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности (в том числе федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями) возложены также на Управление делами Президента Российской Федерации (п.4 Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2000 N 1444 "Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации" в ред. от 12.01.2001; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 44 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.08.2000 N 1444"). Действующим законодательством понятия "учредитель государственного или муниципального унитарного предприятия", "учредитель государственного или муниципального учреждения" однозначно не определены. Например, из Закона N 161-ФЗ не совсем ясно, о каком государственном органе Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, правомочном принимать решения о создании унитарных предприятий, идет речь (п.1 ст.2, п.7 ст.9). Отнесение органов государственной власти к учредителям унитарных предприятий и учреждений возможно исходя из квалифицирующего признака, определенного п.1 ст.52 ГК РФ. Таким признаком является предоставление учредителю права утверждать уставы юридических лиц. В соответствии с п.5 ст.8 Закона N 161-ФЗ порядок утверждения устава унитарного предприятия устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2000 N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" установлено, что уставы федеральных государственных унитарных предприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), по согласованию с Министерством государственного имущества Российской Федерации (в настоящее время - Министерство имущественных отношений). Создание подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации организаций, а также утверждение их уставов возложено в соответствии с пп."а" п.10 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации непосредственно на Управление делами Президента Российской Федерации. Таким образом, до утверждения соответствующих нормативных правовых актов право утверждать уставы федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий возложено на Правительство Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. На них также возложены функции координации и регулирования деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) и соответственно может быть предоставлена льгота по уплате государственной пошлины за регистрацию федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Налоговые органы при представлении физическим лицом, уполномоченным на действия по регистрации учредительных документов унитарных предприятий и изменений в них, либо действующим на основании доверенности, выданной руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со ст.185 ГК РФ, не вправе требовать с него документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц. Аналогичный порядок предоставления льготы, предусматривающий освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию унитарных предприятий и учреждений, распространяется и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, решениями которых были учреждены данные организации. Кроме того, согласно п.9 ст.43 Федерального закона от 21.12.2002 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. от 27.02.2003) с 26 апреля 2002 г. субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, а следовательно, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, выступающие от имени собственника имущества, освобождаются от взимания платы за государственную регистрацию открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования унитарных предприятий. Пунктом 7 ст.5 Закона о госпошлине предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и профессиональных союзов и их организаций, а в ст.ст.12, 14, 17 Закона о госрегистрации установлен закрытый перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, одним из которых является документ об уплате государственной пошлины. В настоящее время форма документа об уплате государственной пошлины не установлена. Не установлены Правительством Российской Федерации и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, которые должны быть разработаны в соответствии с п.1 ст.9 Закона о госрегистрации. Таким образом, учитывая положения п.7 ст.3 НК РФ в части толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, возможно преимущественное применение п.7 ст.5 Закона о госпошлине по отношению к нормам Закона о госрегистрации.
Д.Федорова Минфин России Подписано в печать 02.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |