![]() |
| ![]() |
|
Статья: Единый казначейский счет N 40101: уплата налогов и сборов (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 27)"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2003 ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ N 40101: УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ (Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2003) Новый формат платежного поручения имеет в своей структуре все необходимые реквизиты. Расчетный документ дополнен тринадцатью новыми формализованными полями: 60, 61, 71 и 101 - 110. Следует отметить, что практически все реквизиты, которые указываются после 1 июня 2003 г. в новых полях (кроме полей 101 и 103, а также поля 71), уже более года приводятся в платежных поручениях, но только раньше они все указывались в одном текстовом поле "Назначение платежа" и через точку с запятой. После 1 июня 2003 г. они перенесены в отдельные поля расчетного документа, что очень удобно. Поле 71 расчетного документа заполняется банком. В данном поле указывается дата списания денежных средств со счета плательщика, которая особенно важна для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства в части своевременного осуществления платежей, поскольку позволяет налоговым органам при нарушении налогоплательщиком установленного срока уплаты налога в автоматизированном режиме начислять пени на сумму недоимки. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка. Рассмотрим правила заполнения налогоплательщиками полей расчетного документа согласно Приказу МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н (далее - Приказ). (2) ----¬ ¦ (62) (71) -----+----¬ ____________________ ____________________ ¦ 0401060 ¦ Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат. L-------- ———— (1) -¬ ¦ (4) (5) ------¬ Платежное поручение N (3) ______________ ______________ ¦(101)¦ Дата Вид платежа L---- ———— Сумма ¦ (6) прописью ¦ —————————+————————T———————————————T————————T—————————————————————¬ ИНН (60) |КПП (102) |Сумма |(7) | ——————————————————+———————————————+ | | (8) +————————+—————————————————————+ |Сч. N |(9) | Плательщик | | | ——————————————————————————————————+————————+ | (10) |БИК |(11) | +————————+ | Банк плательщика |Сч. N |(12) | ——————————————————————————————————+————————+—————————————————————+ (13) |БИК |(14) | +————————+ | Банк получателя |Сч. N |(15) | ——————————————————T———————————————+————————+ | ИНН (61) |КПП (103) |Сч. N |(17) | ——————————————————+———————————————+ | | (16) +————————+————T———————————T————+ |Вид оп. |(18)|Срок плат. |(19)| +————————+ +———————————+ | |Наз. пл.|(20)|Очер. плат.|(21)| +————————+ +———————————+ | Получатель |Код |(22)|Рез. поле |(23)| —————————————T————————T——————T————+————T———+————+T——————————+—————(104) ¦ (105) ¦ (106)¦ (107) ¦ (108) ¦ (109) ¦(110) —————————————+————————+——————+—————————+—————————+——————————+—————(24)
Назначение платежа ——————————————————————————————————————————————————————————————————Подписи Отметки банка М. П. (43) (44) (45) _____________
В поле 101, находящемся в верхней правой части расчетного документа (Приложение N 5 к Приказу), указывается двузначный показатель статуса, который определяет юридическое лицо или соответствующий орган, непосредственно оформившие расчетный документ: 01 - налогоплательщик (плательщик сборов), 02 - налоговый агент, 03 - сборщик налогов и сборов, 04 - налоговый орган, 05 - служба судебных приставов Минюста России, 06 - участник внешнеэкономической деятельности, 07 - таможенный орган, 08 - плательщик иных обязательных платежей. Значение 08 в поле 101 расчетного документа указывается при формировании платежей, которые не администрируются налоговыми органами и не поступают в местные налоговые инспекции, а контролируются иными органами исполнительной власти. В полях 60 и 102 (п.1 Приложения N 1 к Приказу) указываются значения ИНН и КПП плательщика, в частности налогоплательщика, чья обязанность по уплате налога исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В полях 61 и 103 (п.2 Приложения N 1 к Приказу) приводятся значения ИНН и КПП налогового, таможенного или иного государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует обратить особое внимание на то, что в полях 61 и 103 расчетного документа не указываются значения ИНН и КПП непосредственного получателя платежа - органа федерального казначейства или иного финансового органа. При этом в поле 16 "Получатель" приводятся наименование в сокращенном виде получателя платежа (органа федерального казначейства Минфина России, органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового, таможенного или иного государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации. При уплате налогов бюджетными организациями (школами, больницами, театрами), которые являются отдельными юридическими лицами и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации самостоятельными налогоплательщиками, но при этом состоят на обслуживании в органах федерального казначейства и не являются клиентами кредитных организаций, в полях 60 и 102 расчетного документа должны указываться значения ИНН и КПП бюджетных организаций, а в поле 8 "Плательщик" - наименование органа федерального казначейства - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств. Это связано с тем, что бюджетная организация должна самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), и в налоговых органах учет налоговых платежей по бюджетным организациям ведется как и по всем остальным юридическим лицам (их филиалам). Указание в полях 60 и 102 расчетного документа значений ИНН и КПП бюджетной организации, не являющейся владельцем банковского счета, для банков и органов федерального казначейства вполне допустимо, так же как указание в полях 61 и 103 значений ИНН и КПП налоговой инспекции (п.2 Приложения N 1 к Приказу), тоже не являющейся владельцем банковского счета. Если филиалы и иные обособленные подразделения российской организации (имеющие одно и то же значение ИНН) исполняют в соответствии с действующим законодательством обязанности этой организации по уплате налогов и сборов с одного единственного счета в банке, необходимо, чтобы в договоре банковского счета организацией была предусмотрена возможность указания различных значений КПП в поле 102 расчетного документа. Закрытый перечень возможных значений КПП должен основываться на выданных налоговыми органами свидетельстве и уведомлениях о постановке на учет в налоговых органах согласно Приказу МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309. В поле 104 (п.3 Приложения N 2 к Приказу) указывается код бюджетной классификации (КБК) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Минфином России с учетом действующего бюджетного законодательства. В поле 105 (п.4 Приложения N 2 к Приказу) в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления указывается значение кода ОКАТО конкретного муниципального образования, на территории которого должны мобилизоваться денежные средства от уплачиваемого в бюджетную систему Российской Федерации налога или сбора. В поле 106 (п.5 Приложения N 2 к Приказу) приводится показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: ТП - платежи текущего года; ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа; ТР - погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа; РС - погашение рассроченной задолженности; ОТ - погашение отсроченной задолженности; РТ - погашение реструктурируемой задолженности; ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления; ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; АП - погашение задолженности по акту проверки; АР - погашение задолженности по исполнительному документу. В случае проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах. В поле 107 (п.6 Приложения N 2 к Приказу) указывается показатель налогового периода, который используется для определения периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, - "число.месяц.год". Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: Д1 - платеж за первую декаду месяца; Д2 - платеж за вторую декаду месяца; Д3 - платеж за третью декаду месяца; МС - месячные платежи; КВ - квартальные платежи; ПЛ - полугодовые платежи; ГД - годовые платежи. В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для декадных и месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02. В 3 и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляются точки ("."). В 7 - 10-м знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. При уплате налога один раз в год 4 и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями. Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты. Образцы заполнения показателя налогового периода: Д1.01.2003; Д2.01.2003; Д3.01.2003; МС.02.2003; КВ.01.2003; ПЛ.02.2003; ГД.00.2003. Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налога (сбора). При уплате отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа или погашении задолженности в связи с введением внешнего управления, в показателе налогового периода форматом "день.месяц.год" указывается конкретная дата (например, 05.09.2003), которая взаимосвязана с показателем основания платежа (поле 106 расчетного документа). В случае досрочной уплаты налогоплательщиком налога (сбора) в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора). В полях 108 и 109 (п.п.7 и 8 Приложения N 2 к Приказу) указываются номер и дата документа, на основании которого осуществляется перечисление налога или сбора, которые зависят от значения показателя основания платежа (поле 106 расчетного документа). При указании номера документа знак "N" не проставляется. Приводим таблицу соответствия полей расчетного документа, определяющую взаимосвязь значений полей со 106 по 109, для формирования платежей, администрируемых налоговыми органами.
Таблица соответствия полей расчетного документа, определяющая взаимосвязь значений полей со 106 по 109
——————————————————T—————————————————T————————————————T——————————————————¬ | Поле 106 | Поле 107 | Поле 108 | Поле 109 | | (основание | (налоговый | (номер | (дата документа) | | платежа) | период) | документа) | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ТП |налоговый период,| 0 |дата декларации | |(платежи текущего|за который | |(расчета), | |года) |осуществляется | |представленной в | | |уплата налога | |налоговый орган, а| | |(сбора) | |именно дата | | | | |подписи декларации| | | | |налогоплательщиком| | | | |(уполномоченным | | | | |лицом) | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ЗД |налоговый период,| 0 | 0 | |(добровольное |за который | | | |погашение |осуществляется | | | |задолженности по |уплата налога | | | |истекшим |(сбора) | | | |налоговым | | | | |периодам при | | | | |отсутствии | | | | |требования об | | | | |уплате налогов | | | | |(сборов) от | | | | |налогового | | | | |органа) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ТР |срок уплаты, |номер требования|дата требования об| |(погашение |установленный в |об уплате |уплате налогов | |задолженности по |требовании об |налогов (сборов)|(сборов) от | |требованию об |уплате налогов |от налогового |налогового органа | |уплате налогов |(сборов) от |органа | | |(сборов) от |налогового органа| | | |налогового | | | | |органа) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |РС |дата уплаты части|номер решения о |дата решения о | |(погашение |рассроченной |рассрочке |рассрочке | |рассроченной |суммы налога в | | | |задолженности) |соответствии с | | | | |установленным | | | | |графиком | | | | |рассрочки | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ОТ |дата завершения |номер решения об|дата решения об | |(погашение |отсрочки |отсрочке |отсрочке | |отсроченной | | | | |задолженности) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |РТ |дата уплаты части|номер решения о |дата решения о | |(погашение |реструктурируемой|реструктуризации|реструктуризации | |реструктурируемой|задолженности в | | | |задолженности) |соответствии с | | | | |графиком | | | | |реструктуризации | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ВУ |дата завершения |номер дела или |дата принятия | |(погашение |внешнего |материала, |арбитражным судом | |отсроченной |управления |рассмотренного |решения о введении| |задолженности в | |арбитражным |внешнего | |связи с введением| |судом |управления | |внешнего | | | | |управления) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |ПР |дата завершения |номер решения о |дата решения о | |(погашение |приостановления |приостановлении |приостановлении | |задолженности, |взыскания |взыскания |взыскания | |приостановленной | | | | |к взысканию) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |АП | 0 |номер акта |дата акта проверки| |(погашение | |проверки | | |задолженности по | | | | |акту проверки) | | | | +—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————+ |АР | 0 |номер |дата вынесения | |(погашение | |исполнительного |исполнительного | |задолженности по | |документа и |документа и | |исполнительному | |возбужденного на|возбужденного на | |документу) | |его основании |основании его | | | |исполнительного |исполнительного | | | |производства |производства | L—————————————————+—————————————————+————————————————+——————————————————— Примечание. Таблица составлена в соответствии с Приложением N 2 к Приказу МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н, согласованному с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2003 N 4289).
В поле 110 (п.9 Приложения N 2 к Приказу) указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения: НС - уплата налога или сбора; АВ - уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи); ПЕ - уплата пени; ПЦ - уплата процентов; СА - налоговые санкции, установленные НК РФ; АШ - административные штрафы; ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами. В случае проставления в поле 110 значения ноль ("0"), налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать тип платежа самостоятельно относят поступившие денежные средства к соответствующему типу платежа (налог, пеня, процент или штраф), руководствуясь законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. На каждый тип платежа оформляется отдельное платежное поручение. Согласно п.6 ст.114 НК РФ сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. В поле 24 "Назначение платежа" расчетного документа (п.10 Приложения N 2 к Приказу) допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа. Например, служба судебных приставов Минюста России при заполнении платежного поручения на перечисление суммы на счет органа федерального казначейства при погашении задолженности налогоплательщика за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, в поле 24 указывает наименование налогоплательщика, чья обязанность по уплате налога принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также дату и номер исполнительного документа. Согласно правилам заполнения расчетного документа при уплате налога или сбора семизначное значение КБК в поле 104 приводится в обязательном порядке, при невозможности указать конкретное значение показателя в полях со 105 по 110 проставляется значение ноль ("0"). Наличие незаполненных полей недопустимо. Новые правила указания информации в расчетных документах по сравнению с действовавшим до 1 июня 2003 г. порядком (Приказ МНС России, ГТК России и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н) приобрели более удобный и понятный вид в связи с появившейся возможностью указывать значения реквизитов в отдельных формализованных полях. При этом значения кодовых показателей основания платежа и типа платежа для удобства использования максимально приближены по смыслу к назначению оформляемого платежа. Кроме того, установлено новое требование на перечисление налога, пени, процента и штрафа отдельными платежными поручениями по каждому типу платежа, даже в рамках одного кода бюджетной классификации. Более подробное описание и взаимоувязка отдельных показателей полей расчетного документа приведены в нормативных документах, а также в рекомендациях МНС России, которые были направлены налоговым органам еще в 2001 г. Письмом от 05.12.2001 N ФС-6-10/909 для распространения среди налогоплательщиков и размещения на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации. Кроме того, для облегчения заполнения расчетных документов ГНИВЦ МНС России в 2001 г. разработал для налогоплательщиков специальный программный продукт "Платеж", который поддерживается в актуальном состоянии и также размещен на сайтах налоговых органов. В связи с утверждением нового формата платежного поручения в указанный программный продукт внесены все необходимые изменения и дополнения. Новые форматы и правила удовлетворяют требованиям всех участников бюджетного процесса: налогоплательщиков, кредитных организаций (банков), органов федерального казначейства, осуществляющих учет доходов от уплаты налоговых платежей и межбюджетное регулирование, и налоговых органов, контролирующих соблюдение законодательства о налогах и сборах. С точки зрения налогоплательщиков, четкие правила указания информации позволяют описать платеж наиболее детально во избежание возможных конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом при идентификации платежа и его отражении в лицевом счете налогоплательщика. С точки зрения органов федерального казначейства наличие в платежном документе в специально отведенных полях реквизитов КБК и ОКАТО муниципального образования дает возможность осуществлять в автоматизированном режиме распределение платежа по уровням бюджетов в соответствии с утвержденными Минфином России для отдельных налогов и сборов нормативами распределения. С точки зрения налоговых органов, наличие в платежном документе формализованной информации позволяет более качественно, оперативно, в автоматизированном режиме осуществлять контроль за исполнением обязанности по уплате налогоплательщиком налогов и сборов, учет налоговых платежей и формирование отчетности в установленном порядке. Кроме того, реквизиты ИНН и КПП налогового органа позволяют производить сортировку по отдельным налоговым инспекциям. Таким образом, учтены интересы всех участников бюджетного процесса. При этом необходимо обеспечить правильность заполнения платежных документов, приемлемый уровень качества электронного документооборота и автоматизированную обработку документов на всех этапах их движения. В новых условиях ручная обработка документов должна быть сведена к минимуму. Примеры и образцы заполненных платежных документов неоднократно направлялись МНС России в нижестоящие налоговые органы для использования в работе и доведения до налогоплательщиков и всех заинтересованных сторон.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2003)
В.Тимощук Заместитель начальника отдела методологии электронных платежных документов Департамента учета и отчетности МНС России Подписано в печать 02.07.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |