![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Российская организация, выполняющая в РФ проектно-изыскательские работы, заключила субподрядный договор с организацией - резидентом Украины. Согласно договору местом исполнения обязательств исполнителем является место нахождения заказчика (г. Москва). Должна ли российская организация при оплате по договору удерживать налог на доходы иностранных организаций? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 23)
"Московский налоговый курьер", N 23, 2003
Вопрос: Российская организация выполняет проектно-изыскательские работы по строительству и реконструкции магистральных нефтепроводов на территории Российской Федерации. По ряду работ организация заключила субподрядные договоры с зарубежными организациями, в частности с проектным институтом - резидентом Украины. Предметом договора являются проектные работы (разработка технической документации) по объекту, который находится на территории Российской Федерации. Вместе с тем в него включен перечень работ, которые должны проводиться на объекте (техническое обследование, электрометрические изыскания, получение согласований). Эти работы проводятся либо собственными силами исполнителя, либо с привлечением других организаций из числа резидентов Российской Федерации. Проектная документация разрабатывается на территории Украины. В то же время в пункте договора, определяющем порядок передачи заказчику технической документации и результатов изыскательских работ, записано, что место исполнения обязательств исполнителем - место нахождения заказчика (г. Москва). Организация просит разъяснить, должна ли она как источник выплаты дохода иностранной организации - резиденту Украины удерживать при оплате по указанному договору налог на доходы иностранных организаций.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 1 июля 2003 г. N 26-12/38482
Начиная с 2002 г. согласно ст.246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций наряду с российскими организациями являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. В п.1 ст.309 НК РФ приведен перечень видов доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению у источника выплаты этих доходов. В данном перечне доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории Российской Федерации не названы. Пунктом 2 ст.309 НК РФ установлено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Таким образом, доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории Российской Федерации подлежат налогообложению только тогда, когда эта деятельность приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации. В этом случае иностранная организация в соответствии со ст.286 НК РФ становится самостоятельным плательщиком налога на прибыль. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, установлены ст.307 НК РФ. Определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" для целей гл.25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в ст.306 НК РФ. В то же время ст.7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Исходя из этого, при решении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, а также положениями налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащими положениям соглашения. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться определением термина "постоянное представительство", которое приведено в ст.5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995. Согласно указанной статье выражение "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. При этом соглашения не определяют период времени, по истечении которого деятельность иностранной организации на территории другого государства приводит к образованию постоянного представительства (исключение составляют строительные площадки), а также сроки начала и завершения деятельности постоянного представительства. Поэтому при определении сроков начала и завершения деятельности постоянного представительства следует руководствоваться п.3 ст.306 НК РФ. Следует также принимать во внимание, что согласно п.3 ст.306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Регулярной, в частности, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на налоговый учет в налоговых органах в соответствии с п.2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124. Согласно п.2.1.1 указанного Положения в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке, установленном п.8 ст.307 НК РФ, независимо от наличия обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязательств по уплате налогов. В том случае, если иностранная организация осуществляет деятельность по выполнению работ или оказанию услуг российской организации за пределами Российской Федерации, доходы от такой деятельности не могут рассматриваться как доходы от источников в Российской Федерации и, соответственно, не подлежат обложению налогом в Российской Федерации.
Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы РФ I ранга А.А.Глинкин
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |