Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Единый казначейский счет N 40101: уплата налогов и сборов (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 26)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2003

ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ N 40101:

УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ

В соответствии с Концепцией функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 N 107-р, налогоплательщики перечисляют налоги и сборы на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", открытый Управлению федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждении Банка России (ГРКЦ ГУ Банка России по субъекту Российской Федерации).

Казначейское исполнение федерального бюджета оптимизирует потоки движения доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и средств федерального бюджета. Основные моменты при этом - централизация операций по учету доходов на одном счете УФК, распределение их между уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК.

Минфин России и МНС России в 2002 г. - I квартале 2003 г. фактически завершили в субъектах Российской Федерации мероприятия по переводу органов федерального казначейства и налоговых органов на работу в условиях функционирования Единого казначейского счета N 40101 (ЕКС) и электронного документооборота между указанными органами по схеме "УФК - УМНС - ИМНС" (см. схему движения платежных документов). По итогам I квартала 2003 г. такой переход осуществлен во всех субъектах Российской Федерации в полном объеме (работа с информацией в электронном виде в УМНС и во всех ИМНС по схеме "УФК - УМНС - ИМНС"), исключение составляют только Чеченская Республика, а также Республика Дагестан и Республика Ингушетия, в которых открыт ЕКС N 40101, но не установлен электронный документооборот между учреждением Банка России и УФК по субъекту Российской Федерации.

Схема движения платежных документов

"УФК - УМНС - ИМНС" при функционировании Единого счета

федерального казначейства (ЕКС N 40101)

     
     ————————————¬     ——————————————¬            ————————————————¬
     |Банк России|     |Минфин России|            |   МНС России  |
     L—————————T——     L——————T———————            L———————T————————
   
/ \ -------+------¬ --------+-------¬ ¦ ¦ ГУФК Минфина¦ ¦Межрегиональные¦ L------T------- ¦ инспекции ¦ ¦ / \ ¦ МНС России ¦ ¦ L-T-----------T ———— Федеральный ¦ / \ / \

уровень ¦ ¦ ¦ ¦

___________\ / \ / ¦ \ /

     
     ——————————+———¬  ————————+———————¬           ——+———————————+—¬
     |ГРКЦ ГУ      |  |      УФК      |Обмен      |   Управление  |
     |Банка России |  |Минфина России |информацией|   МНС России  |
     |по субъекту  +<>+по субъекту    +<— — — — —>+  по субъекту  |
     |Российской   |  |Российской     | Схема "А" |   Российской  |
     |Федерации    |  |Федерации      |   /       |   Федерации   +—¬
     |(ЕКС счета   +—>+(в т.ч. функция+——————————>+(в т.ч. функция| |
     |N 40101      |  |межбюджетного  |  Движение | сортировки по | |
     |и другие     |  |распределения  |    ЭПД    |   налоговым   | |
     |счета в      |  |доходов по     |           |  инспекциям)  | |
     |соответствии |  |нормативам     +—————¬     L———————T———————— |
     |с Положением |  |текущего года) |     |            / \        |
     |Банка России |  L———————T————————     |             |         |
     |от 05.12.2002|         / \            |                       |
     |N 205—П)     |                        |             |         |
     L—————————T——T—          |             |                       |
              / \/ \         \ /            |             |         |
   Региональный|  |   Схема "Б" (до 2003 г.)|                       |
   уровень  ————  |            /            |             |         |
   _______  |     |           —<———T—————————                       |
                              |   / \                     |         |
            |                 |    |                      |         |
           \ /    |           |   \ / Обмен информацией  \ /        |  
   —————————+———T——           |  ——+—¬    до 2003 г.  ————+——¬      |
   |Кредитные   |             +—>+ОФК+<—  — — — — — —>| ИМНС +<—————+
   |организации +—————————————+—>+—T—+———————————————>+———T———      |
   |(РКЦ Банка  |  \          |   / \                    / \        |
   |России,     | Схема до    |    |                      |         |
   |филиалы     | открытия    |   \ /                    \ /        |
   |Сбербанка   |    ЕКС      |  ——+—¬                ————+——¬      |
   |России и    |  /          +—>+ОФК+<— —  —  — — — >+ ИМНС +<—————+
   |других      +—————————————+—>+—T—+———————————————>+———T———      |
   |коммерческих|  /          |   / \   Движение ЭПД     / \        |
   |банков)     +——————¬      |    |    до 2003 г. —      |         |
   L——————T———T——      |      |   \ / полного перехода   \ /        |
         / \ / \       |      L—>T—+—¬    на ЕКС      ————+——¬      |
          |   |        L————————>+ОФК+<—  —  — — — — >+ ИМНС +<——————
   
\ / ¦ L---+--------------->+----- ———— -------+---+------¬

¦Налогоплательщики¦ Схема "А" - при полном функционировании ЕКС

L------------------ Схема "Б" - до полного перехода на ЕКС

ОФК - местные отделения федерального

казначейства

ИМНС - местные налоговые инспекции

Местный уровень

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 N 888 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", в рамках которой совершенствуется система учета налоговых платежей в налоговых органах и информационного взаимодействия между органами федерального казначейства и налоговыми органами, внедряется электронный документооборот с использованием электронных платежных документов (ЭПД).

В условиях проводимой модернизации и укрупнения налоговых органов (создание межрайонных и межрегиональных налоговых инспекций, смена организациями мест учета в налоговых органах и т.д.) факт уплаты налогов и сборов в лицевых счетах налогоплательщиков в налоговых органах отражается в автоматизированном режиме на основании информации, поступающей в электронном виде от получателя платежа (органа федерального казначейства Минфина России, органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Получатель платежа определен бюджетным законодательством.

При ЕКС N 40101 структурированная электронная информация из расчетных документов налогоплательщиков поступает сначала из учреждения Банка России в УФК, затем из УФК в Управление МНС России по субъекту Российской Федерации (УМНС) и, наконец, из УМНС - в инспекцию МНС России (ИМНС), в которой у налогоплательщика открыт лицевой счет.

Поскольку каждый день через УФК и УМНС по субъекту Российской Федерации проходит масса данных из нескольких тысяч платежей, для обработки такого объема информации используется соответствующее программное обеспечение регионального и местного уровней.

В Российской Федерации налогоплательщики - юридические лица осуществляют уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исключительно в безналичной форме. По данному вопросу Банком России и МНС России было выпущено специальное совместное Разъяснение от 12.11.2002 N 151-Т/ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов". В соответствии с указанным Разъяснением налогоплательщики-организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях. Налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета.

Для обеспечения автоматизированной обработки электронных платежных документов при их движении по схеме "банк - УФК - УМНС - ИМНС" необходимо, чтобы электронно-вычислительные комплексы кредитных организаций и органов исполнительной власти принимали определенный набор структурированных данных. Каждый реквизит этих данных помогает машине идентифицировать сумму платежа, дату платежа, плательщика и получателя платежа, наименование и тип платежа, его основание, муниципальное образование, имеющее долю в общей сумме платежа, и т.д.

В совместном Приказе Минфина России и МНС России от 08.12.2000 N 107н/БГ-3-09/428, согласованном с Банком России, для однозначной идентификации плательщика впервые было приведено требование об указании в поле "Плательщик" платежного поручения после идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) значения кода причины постановки на учет (КПП), присваиваемого налоговым органом юридическому лицу согласно Приказу МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (филиала), месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

В совместном Приказе МНС России, ГТК России и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н, согласованном с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2001 N 3070), впервые были указаны общие для всех организаций правила заполнения полей "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов. При этом было установлено требование об указании в поле "Назначение платежа" информации в виде последовательности определенных кодов, в частности код бюджетной классификации - КБК, код муниципального образования ОКАТО, основание платежа, налоговый период, номер и дата документа, тип платежа (налог, пени, штраф, процент).

В марте 2003 г. Банком России и МНС России совместно с Минфином России, ГТК России и Минюстом России была завершена разработка новых форматов расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также правил их заполнения. Указанные форматы и правила введены в действие и принимаются к исполнению всеми кредитными организациями с 1 июня 2003 г. Это установлено в Указании Банка России от 03.03.2003 N 1256-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2003 N 4300) и в совместном Приказе МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", согласованном с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2003 N 4289).

Для МНС России в условиях функционирования на всей территории Российской Федерации единого казначейского счета N 40101 и изменения схем движения денежных средств и платежных документов обязательно наличие в расчетном документе всей информации, обеспечивающей в рамках действующего бюджетного и налогового законодательства:

поступление платежа строго по назначению на банковский счет получателя;

возможность осуществления УФК межбюджетного регулирования поступающих доходов по нормативам текущего финансового года, включая отчисления в бюджеты конкретных муниципальных образований;

идентификацию:

плательщика денежных средств;

получателя денежных средств;

лица или органа, оформившего расчетный документ;

перечисляемого налога или сбора;

муниципального образования;

основания платежа;

срока (налогового периода), по которому осуществляется платеж;

типа платежа (налог, аванс, пеня, процент или штраф).

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 27, 2003)

В.Тимощук

Заместитель начальника

отдела методологии электронных

платежных документов

Департамента учета и отчетности

МНС России

Подписано в печать

25.06.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Административная ответственность за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 26) >
Статья: Учет производства и использования сельскохозяйственной продукции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.