![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Правомерно ли учитывать в составе прочих расходов затраты, понесенные налогоплательщиком, в виде материальной помощи в денежной форме, оказанной не работающему в организации инвалиду? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 20)
"Московский налоговый курьер", N 20, 2003
Вопрос: Правомерно ли учитывать в составе прочих расходов затраты, понесенные налогоплательщиком, в виде материальной помощи в денежной форме, оказанной не работающему в организации инвалиду?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 24 июня 2003 г. N 26-12/34018
В соответствии с пп.38 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) у организаций, использующих труд инвалидов, в которых инвалиды от общего числа работников организации составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда не менее не менее 25%, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся осуществленные ими в отчетном (налоговом) периоде расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. При этом расходы в виде средств, направленных указанными организациями, использующими труд инвалидов, на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых. Для определения организацией, использующей труд инвалидов, за отчетный (налоговый) период удельного веса инвалидов в общей численности работников учитываются среднесписочная численность работников организации и среднесписочная численность инвалидов, определенные в соответствии с п.5 разд.II Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121. (Постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72 утвержден Порядок заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения. - Примечание редакции.) Доля расходов на оплату труда инвалидов в общих расходах на оплату труда организации, использующей труд инвалидов, определяется как отношение суммы расходов на оплату труда, начисленной за отчетный (налоговый) период инвалидам списочного состава, к сумме расходов на оплату труда, начисленной всем работникам списочного состава организации, в соответствии со ст.255 НК РФ. Целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов. Организациями, использующими труд инвалидов, в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, относятся взносы, фактически направленные в отчетном (налоговом) периоде на содержание общественных организаций инвалидов. Общественной организацией согласно ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В соответствии со ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей) составляют не менее 80%. Взносы, перечисленные на содержание общественных фондов и общественных объединений других организационно-правовых форм, определенных Законом N 82-ФЗ, союзам общественных организаций инвалидов и другим некоммерческим организациям организациями, использующими труд инвалидов, не могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В соответствии с пп.39 п.1 ст.264 НК РФ учреждениями, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, осуществляющими наряду с ведением уставной деятельности и деятельность, связанную с получением доходов от реализации, в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (за исключением расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров), относятся расходы в виде средств, фактически направленных ими в отчетном (налоговом) периоде на осуществление деятельности создавших их общественных организаций инвалидов и на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Отнесение указанных расходов в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, производится учреждениями, созданными общественными организациями инвалидов для выполнения функций некоммерческого характера. В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, общественными организациями инвалидов могут быть включены затраты в виде средств, направленных на выполнение целей социальной защиты инвалидов, для которых в отчетном (налоговом) периоде, в котором понесены расходы, отсутствуют целевые поступления. В случае наличия целевых поступлений (в том числе целевых средств без указания конкретной цели расходования) указанные расходы могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в размере фактически направленных на социальную защиту инвалидов сумм за вычетом остатка таких целевых поступлений (средств). Положения пп.38 и 39 п.1 ст.264 НК РФ применяются к организациям, использующим труд инвалидов, общественным организациям инвалидов и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, обеспечивающим раздельный учет доходов и расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определенному Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также с оказанием посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, от доходов и расходов, связанных с производством и (или) реализацией других товаров, работ, услуг. Таким образом, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль неправомерно учитывать в составе прочих расходов затраты, понесенные налогоплательщиком, в виде материальной помощи в денежной форме, оказанной не работающему в организации инвалиду.
Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы РФ I ранга Ю.А.Мавашев
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |