Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Условно бесплатно ("Московский бухгалтер", 2003, N 7)



"Московский бухгалтер", N 7, 2003

УСЛОВНО БЕСПЛАТНО

Многие московские фирмы не отражают в учете стоимость арендуемых помещений. Естественно, налоговики не могли этим не воспользоваться и уже начали штрафовать за это нарушение. Наш корреспондент выяснил, что должен знать бухгалтер, чтобы не платить штраф.

Что делать?

Арендовать в Москве недорогое и приличное помещение под офис не просто. Если подворачивается неплохой вариант, приходится соглашаться на условия арендодателя. Однако заключить договор аренды - только полбеды. Арендованное помещение нужно еще отразить в учете.

Очень часто в договоре аренды не указана стоимость офиса. Как правило, такая ситуация встречается, когда договор заключен на срок менее одного года. В результате возникает вопрос: как учесть то, что не имеет цены?

С такой проблемой столкнулась главный бухгалтер столичной фирмы Елена М.: "Наша фирма арендует офис на территории завода. Договор заключен на восемь месяцев и нигде не зарегистрирован. При проверке налоговая инспекция указала нам на то, что эти комнаты не отражены у нас в учете. А как я могу их учесть, если я не знаю их стоимости? Ведь ни в договоре ни в акте приема-передачи помещения она не указана. В результате налоговики составили акт и наложили штраф".

Сотрудники ИМНС считают, что любое арендованное помещение нужно учитывать на забалансовом счете 001. В противном случае фирму ждет штраф в размере 15 тыс. руб. за грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ).

Стоит отметить, что арендуемое помещение не является ни расходом, ни доходом, ни объектом налогообложения и не занижает налоговую базу по какому-либо из налогов. Но на практике в такой ситуации налоговики применяют эту статью за несвоевременное и неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. А ведь к счетам бухгалтерского учета относятся и забалансовые.

Итак, с одной стороны, данные о помещении лучше отразить в учете. С другой стороны, не зная стоимости офиса, отразить его в учете невозможно. Как же решить эту проблему?

Информацией о стоимости имущества обладают собственник помещения, бюро технической инвентаризации и страховая компания. При этом никто из них не обязан предоставлять вам как арендатору подобную информацию.

Остается только один документ - договор аренды.

Что написано пером...

Когда вы заключаете договор аренды, то чаще всего вы просто соглашаетесь с условиями собственника. Другими словами, подписываете уже готовый договор.

Стоимость имущества не является обязательным условием договора аренды, так как это не предусмотрено ст.607 Гражданского кодекса. Министерство по налогам и сборам имеет противоположную позицию. Налоговики считают, что стоимость арендуемого объекта - обязательный реквизит каждого такого договора (п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Однако отношения по аренде регулирует только Гражданский кодекс. Следовательно, эти указания являются рекомендацией и не могут носить обязательный характер. Поэтому требовать от собственника сообщить вам данные о стоимости помещения вы не можете. Конечно, вы можете попросить арендодателя указать цену объекта, но в этом случае закон не на вашей стороне.

Выход есть

Если ваша фирма столкнулась с такой ситуацией, не отчаивайтесь.

Во-первых, вы можете обратиться к арендодателю. Если он откажется предоставить данные о стоимости объекта, то этот отказ должен быть документально подтвержден. То есть у вас должно быть на руках письмо от собственника помещения. В письме арендатор должен указать следующее: "В связи с тем что данные о стоимости имущества не являются обязательным реквизитом договора аренды и составляют коммерческую тайну, наша фирма не может сообщить эту информацию...". Такой документ не решит вашу проблему. Но при споре с налоговиками, а также в суде будет дополнительным аргументом в вашу пользу.

Во-вторых, если вы арендуете не целый объект, а только его часть, то вам вообще ничего не нужно учитывать. Ведь правил учета аренды части основного средства просто не существует. Бухгалтер Татьяна П. рассказывает: "Наша фирма арендовала комнату в офисном здании. Причем это помещение мы на счете 001 не отражали. Инвентарного номера у нее не было. Следовательно, она не являлась самостоятельным объектом. В общем, нет объекта - нет учета".

Рекомендуем вам внимательно изучить договор аренды. В нем должно быть указано, что именно арендует ваша фирма: обособленное помещение, которое имеет свой инвентарный номер, или часть помещения, которое не является самостоятельным объектом. Такие сведения относятся к существенным условиям договора аренды, и собственник обязан предоставить вам эти данные.

В-третьих, можно обратиться к независимому оценщику. Ваше помещение вы сможете отразить в учете по стоимости, которую эксперт укажет в своем заключении. В свою очередь налоговики уже не смогут сказать, что эту сумму вы взяли с потолка.

Те, для кого независимая экспертиза - "дорогое удовольствие", могут выразить стоимость объекта (для целей бухгалтерского учета) в условной оценке. Порядок определения условной оценки в законе не закреплен. Но для достоверности бухгалтерского учета такая оценка должна быть близка к рыночной стоимости вашего помещения. Аудитор Николай Сорокин поделился своим опытом по этому вопросу: "В законодательстве не сказано, как определить условную оценку основного средства. Поэтому можно предположить, что такая оценка может быть равна и одному рублю за весь арендуемый объект. В этом случае в забалансовом учете вы отразите рубль, а при составлении отчетов его не будет, так как отчетность составляется в тысячах. При проверке налоговики не смогут вас оштрафовать, так как ваша фирма правил учета не нарушала".

Г.Швец

Подписано в печать

23.06.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Вечный вопрос: как учесть компьютер? ("Московский бухгалтер", 2003, N 7) >
Статья: Разделяй и учитывай ("Московский бухгалтер", 2003, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.