![]() |
| ![]() |
|
Статья: Упрощенка: налоговики разъясняют ("Расчет", 2003, N 7)
"Расчет", N 7, 2003
УПРОЩЕНКА: НАЛОГОВИКИ РАЗЪЯСНЯЮТ
Как применять упрощенку, недавно разъяснили питерские налоговики в Письме УМНС по Санкт-Петербургу от 16 апреля 2003 г. N 02-05/8010.
Как учитывать авансы
Упрощенцы считают свои доходы и расходы по кассовому методу. Это означает, что доходы учитываются при расчете единого налога по мере их получения, а расходы - по мере их оплаты.
Примечание. Как считать доходы и расходы по кассовому методу, написано в ст.273 Налогового кодекса РФ.
Как пояснили налоговики, это относится и к авансам. То есть если фирма, перешедшая на упрощенку, получила аванс, она должна включить его в свой доход в полном объеме в том же отчетном периоде.
Пример. Доходы ЗАО "Актив" за первое полугодие (без учета авансов) составили 100 000 руб., а расходы - 90 000 руб. Кроме того, в июне фирма получила аванс в размере 10 000 руб. Единый налог "Актив" считает с доходов за минусом расходов по ставке 15 процентов. За полугодие он составит: (100 000 руб. + 10 000 руб. - 90 000 руб.) x 15% = 3000 руб.
Надо ли вести книгу покупок и книгу продаж
Фирмы, перешедшие на упрощенку, освобождаются от уплаты НДС (исключение составляют случаи, когда фирма ввозит товар в Россию). Поэтому упрощенцы не должны оформлять своим покупателям счета-фактуры. На этом же основании им не надо вести и книгу продаж.
Примечание. Перечень налогов, от уплаты которых освобождаются упрощенцы, приведен в ст.346.11 Налогового кодекса РФ.
А вот с книгой покупок ситуация другая. Хотя Налоговый кодекс не содержит требования об обязательном ведении упрощенцами такой книги, налоговики считают, что вести ее все-таки нужно. Дело в том, что НДС, уплаченный упрощенцами покупателям, они могут включить в состав расходов. А, по мнению налоговиков, книга покупок является подтверждением таких расходов. Те же из фирм, которые считают единый налог с общего дохода (без учета расходов), книгу покупок могут не вести. Ведь подтверждать свои расходы им не нужно.
Расходы на страхование
Обязательное страхование
Фирма может застраховать как свое имущество, так и здоровье своих работников. При этом некоторые виды страхования являются обязательными для фирмы. Например, пенсионное страхование или страхование автогражданской ответственности для тех фирм, у которых на балансе есть транспортные средства. В этом случае расходы на страхование можно учесть при расчете единого налога.
Добровольное страхование
Сложнее обстоит дело, если фирма решила застраховать имущество или работников в добровольном порядке. Такие расходы прямо не прописаны в Налоговом кодексе как затраты, уменьшающие единый налог. На этом основании налоговики делают вывод, что учитывать их при расчете налога не нужно. Однако это не совсем так. Расходы на добровольное страхование имущества действительно не уменьшают единый налог. А вот затраты на страхование работников можно учесть при расчете налога. Дело в том, что единый налог уменьшает расходы на оплату труда, которые упрощенцы определяют в соответствии со ст.255 Налогового кодекса. А в этой статье написано, что в оплату труда работников включаются и выплаты на добровольное страхование работников. К ним относятся платежи по договорам: - долгосрочного страхования жизни. При этом такой договор должен быть заключен на срок не менее пяти лет и не предусматривать в течение этого времени страховых выплат; - пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. Такие договоры должны предусматривать выплату пенсий только при достижении работниками пенсионного возраста (мужчинами - 60, женщинами - 55 лет); - добровольного медицинского страхования работников; - добровольного страхования сотрудников на случай их смерти или потери трудоспособности, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Порядок учета страховых взносов
Примечание. Порядок учета расходов на страхование прописан в п.16 ст.255 Налогового кодекса РФ.
Списать затраты на страхование фирма, перешедшая на упрощенку, может сразу после их оплаты. Однако сделать это в полном объеме можно только по затратам на обязательное страхование. Расходы на добровольное страхование работников включаются в затраты на оплату труда не полностью. Ограничения здесь такие: - по выплатам на страхование жизни и пенсионное страхование - не более 12 процентов от суммы расходов на оплату труда; - по взносам на медицинское страхование - не более 3 процентов от фонда оплаты труда; - по выплатам на страхование на случай смерти работника или потери им трудоспособности, связанных с исполнением трудовых обязанностей, - не более десяти тысяч рублей в год на одного сотрудника. Все расходы по договорам добровольного страхования сверх этих норм в затраты на оплату труда по итогам отчетного периода не включаются. Следовательно, на них нельзя уменьшить и единый налог. Обратите внимание: сами страховые взносы при расчете лимитов в состав расходов на оплату труда не включаются.
Пример. ЗАО "Актив" перешло на "упрощенку". Единый налог фирма платит с разницы между доходами и расходами. Фонд оплаты труда на предприятии за первое полугодие 2003 г. составил 1 000 000 руб. В мае руководитель "Актива" принял решение заключить договор на медицинское страхование своих работников. Страховой взнос составил 50 000 руб. Его фирма заплатила единовременно. Сумму страховых взносов, которую можно учесть при расчете единого налога за первое полугодие 2003 г., бухгалтер "Актива" рассчитал так: 1 000 000 руб. x 3% = 30 000 руб.
Обратите внимание: страховые взносы, не учтенные при расчете единого налога за первое полугодие, можно будет учесть при определении налога по итогам девяти месяцев и года.
Примечание. Налоговым периодом для упрощенцев является календарный год (ст.346.19 НК РФ).
Пример. Продолжим предыдущий пример. Расходы на оплату труда в ЗАО "Актив" в III квартале 2003 г. составили 500 000 руб. Затрат на медстрахование в этом квартале у фирмы не было. Предельный норматив страховых расходов, которые "Актив" может включить в затраты за 9 месяцев, составил: (1 000 000 руб. + 500 000 руб.) x 3% = 45 000 руб. В расходы III квартала бухгалтер "Актива" включит 15 000 руб. (45 000 - 30 000). Оставшиеся 5000 руб. (50 000 - 45 000) будут учтены им при расчете единого налога по итогам 2003 г.
Как вести налоговый учет
Фирмы, перешедшие на упрощенку, не платят налог на прибыль. Однако это не освобождает их от обязанности вести налоговый учет. Делать это нужно на основании книги учета доходов и расходов. Такую книгу должны вести все упрощенцы.
Примечание. Книга учета доходов и расходов упрощенцев утверждена Приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606.
Обратите внимание: недавно в книгу были внесены изменения. Как заполнять ее по-новому, читайте в июньском номере "Расчета" на с. 94. Вести книгу можно как на бумаге, так и в электронном виде. В последнем случае ее нужно распечатывать по окончании каждого отчетного (налогового) периода.
С.Шилкин Эксперт "Расчета" Подписано в печать 20.06.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |