![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 18.12.2000 N БГ-3-03/440 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)" (в ред. Приказа МНС России от 21.05.2003 N БГ-3-03/257)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 12)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 12, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МНС РОССИИ ОТ 18.12.2000 N БГ-3-03/440 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 22 "АКЦИЗЫ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ)" (В РЕД. ПРИКАЗА МНС РОССИИ ОТ 21.05.2003 N БГ-3-03/257)>
Как обычно, налоговое ведомство не торопилось с внесением изменений в свои методички. Все события, которые вызвали необходимость изменений, произошли до 1 января 2003 г. Поправки же в налоговый документ появились только в мае. Большая их часть, конечно же, связана с новым порядком начисления и уплаты акцизов по нефтепродуктам. Меньшая - с акцизами на сигареты, денатурированный спирт и ювелирные изделия. Есть и технические поправки. Обо всех этих изменениях мы расскажем в нашем комментарии.
Акциз по нефтепродуктам
Налоговики выделили в методичке те моменты в порядке начисления и уплаты акциза по нефтепродуктам, которые, по их мнению, могут вызвать затруднения у инспекторов. Во-первых, начислять и уплачивать акциз по ГСМ должны: - производители независимо от того, есть ли у них Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - Свидетельство), - пп.2 п.1 ст.182 НК РФ; - покупатели (получатели) горючего, имеющие Свидетельство. Напомним, что такой документ могут получить не только фирмы и предприниматели, имеющие необходимые мощности для работы в собственности, как сказано в ст.179.1 НК РФ, но также и: - налогоплательщики, имеющие более 50-процентной доли в организации, которая владеет такими мощностями; - налогоплательщики, имеющие указанные мощности в оперативном управлении или хозяйственном ведении, - для производства, оптовой и оптово-розничной торговли; - акционерные общества, в которых доля государства не менее 50 процентов и которые арендуют у него производственные мощности, - для оптовой и оптово-розничной торговли; - налогоплательщики, имеющие договор на переработку собственного сырья, - для оптовой торговли. Во-вторых, право собственности на производственные мощности можно подтвердить не только документами, установленными Законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но и теми документами, которые получали собственники, когда указанного Закона еще не было. В-третьих, налоговики подчеркивают, что автоцистерны не являются мощностями по хранению. Следовательно, их владельцы не могут претендовать на получение Свидетельства. Однако если они будут использовать списанные автоцистерны как стационарные резервуары, то шанс получить заветный документ появляется. Для этого чиновники Госстандарта должны дать налогоплательщику документ о том, что такое хранилище соответствует государственным требованиям. После этого достаточно подтвердить право собственности на списанный транспорт и можно получать Свидетельство. В-четвертых, если у фирмы или предпринимателя есть необходимые мощности, то он может рассчитывать на Свидетельство даже в том случае, когда фактически ГСМ там не хранятся. Например, если фирма перерабатывает свое сырье на чужом заводе, а покупатель забирает готовую продукцию прямо с места производства. Однако отгруженные ГСМ должны быть отражены в учете фактического владельца.
Пример 1. ЗАО "Таурус" передало на нефтеперерабатывающий завод принадлежащее ему сырье для переработки в бензин Аи-92. "Таурус" имеет Свидетельство на оптовую продажу ГСМ. Покупатель готовой продукции - ООО "Краснотал". Оно забирает бензин с территории нефтеперерабатывающего завода. "Краснотал" Свидетельства не имеет. Стоимость переданного на завод сырья - 86 400 руб. Количество - 250 тонн. Стоимость переработки - 16 589 руб., в том числе НДС 2765 руб. После переработки получено 27 тонн бензина Аи-92. В бухгалтерском учете ЗАО "Таурус" будут сделаны следующие проводки: Дебет 10-7 Кредит 10-1 - 86 400 руб. - отражена в учете передача сырья в переработку на сторону; Дебет 10-7 Кредит 76 - 13 824 руб. - учтена стоимость услуги по переработке; Дебет 19 Кредит 76 - 2765 руб. - учтен НДС с переработки; Дебет 43 Кредит 68, субсчет "Акциз", - 81 000 руб. (27 т x 3000 руб/т) - начислен акциз на полученный бензин (пп.3 п.1 ст.182 и пп.3 п.4 ст.199 НК РФ); Дебет 43 Кредит 10-7 - 100 224 руб. (86 400 руб. + 13 824 руб.) - отражено получение готовой продукции из переработки; Дебет 62 Кредит 43 - 217 469 руб. - отражена реализация бензина ООО "Краснотал"; Дебет 62 Кредит 68, субсчет "НДС", - 43 494 руб. (217 469 руб. x 20%) - начислен НДС на реализацию бензина; Дебет 68, субсчет "Акциз", Кредит 51 - 81 000 руб. - перечислен в бюджет начисленный акциз.
В-пятых, налоговики уточнили, что розлив и расфасовка подакцизного товара не всегда относятся к производству. К производству они будут отнесены только в том случае, если эти операции входят в технологический процесс, и только после их осуществления подакцизный товар становится самостоятельным продуктом. Кроме того, смешение разных видов подакцизных ГСМ, в результате которого получается новый вид, относится к производству. А это значит, что фирма, которая этим занимается, относится к производителям ГСМ и должна начислять акциз на вновь полученный продукт. В-шестых, обложению акцизом подлежат моторные масла - пп.9 п.1 ст.181 НК РФ. Это в основном проблема для небольших магазинов, торгующих запчастями. Чтобы получить Свидетельство на розничную торговлю маслами, им надо иметь в собственности помещения для их хранения. Имея Свидетельство, торговцу маслами при их получении придется начислять акциз. Если же он не станет получать Свидетельство, то акциз за него придется платить поставщикам масел. Это может отрицательно сказаться на привлекательности фирмы. В-седьмых, дополнительная обязанность возложена на тех налогоплательщиков, которые имеют дело с прямогонным бензином. На него установлена налоговая ставка - 0 процентов. Таким образом, фактически платить ничего не надо. Однако наличие ставки означает, что производителям и покупателям прямогонного бензина придется заполнять налоговые декларации по акцизу. В-восьмых, налоговики считают, что если у фирмы имеется Свидетельство только на розничную реализацию ГСМ, то получить налоговый вычет по акцизам она не сможет ни при каких обстоятельствах. Например, даже в том случае, если продаст горючее оптом другой фирме, у которой есть соответствующее Свидетельство. При этом они ссылаются на п.8 ст.200 НК РФ. И последнее. В методичке наконец-то отмечено, что для реализации нефти, газа и продуктов их переработки получать лицензию не надо. Это было установлено еще Федеральным законом от 09.12.2002 N 164-ФЗ.
Акциз по денатурированному спирту
Денатурированный спирт - это этиловый спирт, содержащий специальные добавки, которые не позволяют использовать его для производства алкоголя или другой пищевой продукции. Наверняка при проверках уплаты акцизов налоговики обратят особое внимание на период после 27 июля 2002 г. Это нужно учитывать налогоплательщикам, которые торговали в это время денатурированным спиртом. Дело в том, что Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ освободил реализацию денатурата от обложения акцизами с 1 января 2002 г., но только если его оборот осуществляется в порядке, предусмотренном Законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ. В этом Законе никаких специальных разрешений и квот для реализации денатурата не предусмотрено. Однако Федеральный закон от 24.07.2002 N 109-ФЗ для оборота денатурата установил новые требования. Теперь необходимо наличие уведомления и квоты на поставку. Новый порядок стал действовать с 27 июля 2002 г. Порядок получения уведомления должно было разработать российское правительство. Однако до сих пор оно ничего не сделало. А раз нет документа, то порядок, установленный Законом об обороте спирта и алкоголя, соблюсти в принципе нельзя. Поэтому налоговики считают, что все фирмы, которые отгрузили денатурат после 27 июля 2002 г., должны начислять акцизы на такие поставки.
Пример 2. ООО "Алкопакс" отгрузило партию денатурированного этилового спирта 28 июля 2002 г. Размер партии - 10 000 литров. Крепость спирта - 96 процентов. Фирма должна была начислить акциз на реализованный денатурат исходя из ставок, указанных в п.1 ст.193 НК РФ. Ставка акциза за 1 литр безводного этилового спирта составляет 16,2 руб/л. Таким образом, сумма акциза равна 155 520 руб. (10 000 л x 96% x 16,2 руб/л). Если фирма не начислила в этой ситуации акциз, а налоговики при проверке это обнаружат, то они доначислят "Алкопаксу" недоимку, наложат штраф и рассчитают пени.
Тот же Закон N 57-ФЗ добавил к операциям, облагаемым акцизом, еще одну. Это передача этилового спирта из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров в структуре организации. Правда, к обороту денатурата это не относится. Заметим, что указанное изменение действует с 1 января 2002 г. Так что налоговики опять несколько запоздали.
Акциз на табак
С 1 января 2003 г. на сигареты введен новый ГОСТ. В нем вместо привычных классов сигареты распределены по различным маркам. Одна марка должна отличаться от другой потребительскими свойствами. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с этой же даты предусмотрено разделение ставок по двум группам: сигареты с фильтром и без фильтра. Эти ставки - комбинированные: одна часть акциза определяется исходя из количества сигарет, а другая - из их стоимости.
Пример 3. В июне 2003 г. ЗАО "Компрадо" реализовало 50 000 пачек сигарет с фильтром. В каждой пачке - 20 сигарет, а общее количество реализованных сигарет - 1 000 000 штук (50 000 пач. x 20 шт.). Продукция была реализована за 625 000 руб. (без НДС, акциза и налога с продаж). Акциз, который начислит ЗАО "Компрадо", составит 81 250 руб. ((1 000 000 шт. : 1000 шт. x 50 руб.) + (625 000 руб. x 5%)).
Прочие изменения
Во-первых, в методичке отражено, что с 1 января 2003 г. не взимается акциз по ювелирным изделиям. Это определил Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Во-вторых, ранее экспортеры подакцизных товаров освобождались от уплаты акциза, если предоставляли таможенникам банковское поручительство или гарантию. Теперь же добавилось еще одно условие - фактический вывоз груза за пределы России. В-третьих, из методички убрали одно безусловно несправедливое требование. Напомним, что для подтверждения обоснованности освобождения от акциза при экспорте подакцизного товара надо представить пакет документов. Срок представления - 180 дней со дня реализации (п.7 ст.198 НК РФ). В методичке было сказано, что если в течение этого срока пакет документов не появится, то акциз взимается в полном объеме. И даже если потом экспортер принесет необходимые документы, то уплаченный акциз ему не вернут. Теперь же налоговики пересмотрели свою позицию. В описанной ситуации акциз они вернут. Для этого необходимо воспользоваться порядком, описанным в ст.203 Налогового кодекса.
А.В.Анищенко Эксперт "НА" Подписано в печать 16.06.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |