|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый контроль в деятельности таможенных органов ("Налоговый вестник", 2003, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2003
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Для получения возможности взыскания задолженности по таможенным платежам необходимо осуществить в отношении декларанта контрольные мероприятия. Новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), принятая в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации 18 апреля 2003 г. и одобренная Советом Федерации 14 мая 2003 г., устанавливает, что при регулировании отношений по взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, контрольные отношения регулируются, наряду с нормами таможенного законодательства, нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Статья 82 НК РФ предусматривает право таможенных органов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном гл.14 настоящего Кодекса. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл.14 НК РФ для налоговых органов. Таким образом, законодатель не следует концепции разграничения налогового и таможенного контроля. Согласно данной норме таможенные органы могут проводить контроль в формах и с применением методов, которые определены для них как таможенным, так и налоговым законодательством. Пункт 2 ст.82 НК РФ имеет для таможенных органов основополагающее значение: - на законодательном уровне определен исключительный состав субъектов налогового контроля; - полномочиями по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения обладают налоговые и таможенные органы; - порядок осуществления налогового контроля, предусмотренный для налоговых органов в гл.14 НК РФ, распространяется и на таможенные органы;
- таможенные органы при осуществлении налогового контроля обладают полномочиями (правами и обязанностями), предусмотренными в целом гл.14 НК РФ для налоговых органов. Практическая реализация таможенными органами контрольных налоговых полномочий осуществляется в соответствии со ст.87.1 НК РФ исключительно в форме проведения налоговых проверок. Таким образом, таможенные органы обладают контрольными налоговыми полномочиями, которые предоставлены им налоговым законодательством в определенных НК РФ случаях в отношении лиц, имеющих налоговые обязанности в сфере таможенных правоотношений. С одной стороны, спектр контрольных налоговых полномочий таможенных органов является ограниченным. Единственной формой налогового контроля со стороны таможенных органов является проверка. С другой стороны, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, реализация в полном объеме налогового контроля в форме налоговых поверок - это прерогатива таможенных органов. Термин "налоговые проверки, проводимые таможенным органом" (ст.87.1 НК РФ) фактически расширяет формы таможенного контроля. Таким образом, осуществляемый таможенными органами таможенный контроль в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле (как комплексной отрасли законодательства), а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, трактуется шире, чем совокупность мероприятий налогового контроля, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства. Статья 82 НК РФ к формам налогового контроля относит: - налоговые проверки; - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; - проверку данных учета и отчетности; - осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); - другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе создание налоговых постов. К формам таможенного контроля ст.180 ТК РФ отнесены: - проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей (ст.182 ТК РФ); - таможенный досмотр (ст.185 ТК РФ), в том числе личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля (ст.189 ТК РФ); - устный опрос физических и должностных лиц; - проверка системы учета и отчетности; - осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; - другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом или законодательством Российской Федерации по таможенному делу, в том числе: взятие проб и образцов товаров (ст.ст.135, 183 ТК РФ); проверка финансово-хозяйственной деятельности (ст.186 ТК РФ); инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (ст.197 ТК РФ). Из анализа данных норм можно сделать вывод, что вышеуказанный перечень в большей степени отражает и специальные методы проведения контроля. В то же время следует учитывать органичное единство форм и методов контроля, которое в том числе трактуется как неизбежность взаимодействия налогового контроля в форме налоговых проверок с другими его формами. Исследование практически совпадающих по используемым методам проверок форм налогового и таможенного контроля показывает, что их различная регламентация, различные цели, задачи, основания проведения, юридические последствия приводят к определенным коллизиям. Наибольшие разночтения вызывает правомерность применения норм налогового законодательства, регулирующих проведение выездной налоговой проверки, и норм таможенного законодательства, регулирующих осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении контроля таможенными органами. Исследование нормативной базы показывает недостаточную ее проработку с учетом новых контрольных полномочий, предоставленных таможенным органам. В разд.III Письма ГТК России от 13.08.1999 N 07-110/21825 "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" отдельно обращается внимание таможенных органов на ст.87.1 НК РФ о проведении ими налоговых проверок. Распространение на таможенные органы положений статей НК РФ в части проведения налоговых проверок, безусловно, требует подготовки нормативных актов, регламентирующих инспекционную деятельность таможенных органов в соответствии с налоговым законодательством. В то же время Положение о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, утвержденное Приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672, оговаривает существо контроля только в рамках ст.193 ТК РФ. Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера, утвержденный Приказом ГТК России от 31.08.2000 N 784, разработанный в том числе на основании гл.14 НК РФ, регламентирует комплекс контрольно-инспекционных мероприятий исключительно в отношении одного из плательщиков таможенных платежей. Преамбула Методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, утвержденных Распоряжением ГТК России от 01.11.2001 N 1025-р (далее - Методические рекомендации ГТК России), гласит, что они разработаны на основании в том числе разд.V НК РФ, но, по существу, не учитывают вышеуказанные положения по порядку осуществления контроля. Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (утвержденное Приказом ГТК России от 02.04.2002 N 300), будучи разработанным на основании в том числе п.2 ст.30 и ст.87.1 НК РФ, регламентирует осуществление таможенного контроля в соответствии с Приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров транспортных средств". Таким образом, и плательщикам таможенных платежей, и таможенным органам в отсутствие надлежащих (соответствующих налоговому законодательству) разъяснений со стороны ГТК России достаточно сложно ориентироваться в новом правовом пространстве коррелирующих требований норм таможенного и налогового законодательства. Представляется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности организации, равно как и налоговая проверка, являются самостоятельными формами контроля, определенными законодательством. Анализ двух форм контроля, осуществляемых таможенными органами, приводит к следующей сравнительной характеристике выездной налоговой проверки и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (см. таблицу).
——————————————T——————————————————————————T———————————————————————¬ | | Проверка | Выездная налоговая | | | финансово—хозяйственной | проверка | | | деятельности | | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Проверяющий |Таможенные органы всех уровней (за исключением | |субъект |таможенного поста без статуса юридического лица) | +—————————————+——————————————————————————T———————————————————————+ |Проверяемый |Лицо, перемещающее товар; |Декларанты: | |субъект |лица, осуществляющие |лицо, перемещающее | | |предпринимательскую |товар; | | |деятельность в сфере |таможенный брокер | | |таможенного дела, контроль| | | |за которой возложен на | | | |таможенные органы: | | | |таможенный брокер; | | | |перевозчик; | | | |владелец склада | | | |временного хранения; | | | |владелец таможенного | | | |склада; | | | |владелец магазина | | | |беспошлинной торговли | | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Объект |Совокупность |Совокупность | |проверки |финансово—хозяйственных |финансово—хозяйственных| | |операций, связанных с |операций, связанных с | | |осуществлением |осуществлением | | |внешнеэкономической |внешнеэкономической | | |деятельности, иной |деятельности: действия | | |предпринимательской |(бездействие) | | |(хозяйственной) |проверяемого лица по | | |деятельности, связанной с |надлежащему исчислению | | |предоставлением услуг в |и уплате таможенных | | |сфере таможенного дела |платежей при | | | |перемещении товаров | | | |через таможенную | | | |границу или заявлении | | | |товаров к иному | | | |таможенному режиму, | | | |правомерному | | | |использованию | | | |налоговых льгот, по | | | |надлежащему | | | |использованию и учету | | | |условно выпущенных | | | |товаров, в отношении | | | |которых предоставлены | | | |льготы | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Предмет |Документальные, |Документальные, | |проверки |вещественные (в том числе |вещественные (в том | | |цифровые) носители |числе цифровые) | | |информации о |носители информации о | | |внешнеэкономической |совершенных | | |деятельности и |экспортно—импортных | | |предпринимательской |операциях, а также | | |деятельности в сфере |иных операциях, | | |таможенного дела |подлежащих обложению | | | |пошлинами, налогами, | | | |таможенными сборами | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Базовый |Анализ финансово—экономического состояния | |метод |организации. Проверка обоснованности и | |проверки |соответствия отражения в бухгалтерском учете и | | |отчетности хозяйственных и финансовых операций, | | |связанных с осуществлением внешнеэкономической | | |деятельности <1> | +—————————————+——————————————————————————T———————————————————————+ |Цель проверки|Обеспечение соблюдения |Обеспечение соблюдения | | |законодательства и |налогового | | |международных договоров, |законодательства в | | |контроль за исполнением |случаях, | | |которых возложен на |предусмотренных НК РФ, | | |таможенные органы <2> |своевременности и | | | |полноты уплаты | | | |таможенных платежей | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Задачи |Оценка достоверности |Оценка достоверности | |проверки |(недостоверности) |(недостоверности) | | |бухгалтерской (финансовой)|бухгалтерской | | |отчетности и соответствия |(финансовой) отчетности| | |(несоответствия) |и соответствия | | |финансово—хозяйственной |(несоответствия) | | |деятельности организации |финансово—хозяйственной| | |требованиям |деятельности | | |законодательства |организации | | |Российской Федерации о |требованиям налогового | | |таможенном деле, иному |законодательства | | |законодательству |Российской Федерации, | | |Российской Федерации и |контроль за исполнением| | |международным договорам, |которого возложен на | | |контроль за исполнением |таможенные органы | | |которых возложен на |Российской Федерации в | | |таможенные органы |определенных НК РФ | | |Российской Федерации, |случаях, исследование | | |формулировка выводов о |и установление | | |наличии признаков |оснований (отсутствия | | |нарушения таможенных |оснований) для | | |правил с их количественной|осуществления | | |и качественной |налоговых изъятий и | | |характеристикой <3>, |применение мер | | |выявление сумм |ответственности за | | |неуплаченных таможенных |совершение налоговых | | |платежей <4> |правонарушений | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Планирование |Проведение информационно—аналитической работы. | |и подготовка |Краткий анализ деятельности субъекта проверки на | |проверки |основании имеющейся в распоряжении таможенного | | |органа информации и представленных в таможенный | | |орган документов. При необходимости направление | | |запросов в соответствующие государственные | | |органы. Рассмотрение материалов предыдущей | | |проверки, в том числе результатов проверок других | | |налогоплательщиков, требующих встречной проверки, | | |данных о количестве и характере перемещенных | | |товаров, наличия определенных разрешений и | | |лицензий, выданных таможенным органом, | | |исследование наличия представленных отсрочек, | | |налоговых льгот, информации, поступившей из | | |учреждений банков, правоохранительных и | | |контролирующих федеральных органов исполнительной | | |власти (в том числе территориальных налоговых | | |инспекций), компетентных органов иностранных | | |государств, международных организаций <5>. | | |Результаты подготовительной работы излагаются в | | |заключении <6> | +—————————————+——————————————————————————T———————————————————————+ |Формальное |Решение руководителя |Решение руководителя | |основание |(заместителя) таможенного |(заместителя) | |проведения |органа о проведении |таможенного органа <9> | | |проверки, оформленное | | | |постановлением таможенного| | | |органа на основании | | | |календарного плана | | | |проведения плановых | | | |проверок, поручений ГТК | | | |России, распоряжений | | | |начальников региональных | | | |таможенных управлений или | | | |начальников таможен <7>. | | | |О проведении проверки | | | |издается распоряжение. | | | |Проверяющим выдается | | | |предписание <8>. (В данном| | | |случае возникает коллизия | | | |между ведомственными | | | |актами.) | | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Период |Вне зависимости от |Три календарных года, | |деятельности,|выпуска товаров и |непосредственно | |который |транспортных средств |предшествующих году | |может быть |проверка проводится в |проведения проверки, а | |охвачен |любое время при наличии |также текущий год <12> | |проверкой |достаточных оснований | | | |полагать о наличии | | | |нарушения законодательства| | | |или международного | | | |договора Российской | | | |Федерации <10>. | | | |Период деятельности | | | |проверяемого лица, | | | |подлежащий проверке, | | | |определяется исходя из | | | |задач проверки в | | | |соответствии с | | | |установленным | | | |законодательством | | | |Российской Федерации о | | | |налогах и сборах сроком и | | | |с учетом давности | | | |привлечения к | | | |административной | | | |ответственности (за | | | |исключением проверок, | | | |связанных с контролем | | | |целевого использования | | | |условно выпущенных | | | |товаров и транспортных | | | |средств, в отношении | | | |которых предоставлены | | | |льготы по уплате | | | |таможенных платежей) <11>.| | | |(В данном случае | | | |ведомственная | | | |регламентация учитывает и | | | |нормы НК РФ.) | | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Процессуаль— |1. Доступ на любую |1. Доступ на | |ные действия,|территорию и в любые |территорию и в | |осуществляе— |помещения, где могут |помещения плательщика | |мые в ходе |находиться товары и |таможенных платежей. | |проверки |транспортные средства, |Основание — служебное | | |подлежащие контролю, |удостоверение, решение | | |документы, необходимые |о проведении проверки, | | |для таможенного контроля, |документы, | | |либо осуществляется |подтверждающие наличие | | |деятельность, контроль за |соответствующей формы | | |которой возложен на |допуска при проверке | | |таможенные органы. |организации, имеющей | | |Основание — служебное |особый режим | | |удостоверение, документы, |доступа <14>. | | |подтверждающие наличие | | | |соответствующей формы | | | |допуска при проверке | | | |организации, имеющей | | | |особый режим доступа <13>.| | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |2. Таможенный осмотр, в |2. Осмотр | | |результате которого |производственных, | | |транспортные средства, |складских, торговых и | | |помещения и другие места, |иных помещений и | | |где находятся или могут |территорий, связанных | | |находиться товары и |с содержанием товаров | | |транспортные средства, |и транспортных средств,| | |подлежащие таможенному |перемещенных через | | |контролю, места, где |таможенную | | |осуществляется |границу <17>. | | |деятельность, контроль за | | | |которой возложен на | | | |таможенные органы, | | | |идентифицируются <15>. О | | | |проведении осмотра | | | |составляется акт <16>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |3. Проведение |3. Проведение | | |инвентаризации <18>. О |инвентаризации <20>. | | |проведении составляется | | | |акт <19>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |4. Истребование любых |4. Истребование | | |документов (включая |документов, служащих | | |банковские), касающихся |основанием для | | |осуществления |исчисления и уплаты | | |внешнеэкономической и |таможенных платежей, а | | |иной хозяйственной |также документы, | | |деятельности, имеющей |пояснения, | | |отношение к таможенному |подтверждающие | | |делу и функциям таможенных|правильность исчисления| | |органов <21>. Основание — |и своевременность | | |требование о представлении|уплаты <24>. | | |документов для проведения |Основание — требование | | |таможенного контроля <22>.| о представлении | | |При истребовании |документов <25>. | | |подлинников документов | | | |оформляется Акт | | | |приема—передачи | | | |документов <23>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |5. Изъятие документов. |5. Выемка документов. | | |Основание — акт |Основание — | | |таможенного органа <26>. |постановление | | | |должностного лица, | | | |осуществляющего | | | |проверку, утвержденное | | | |руководителем | | | |(заместителем) | | | |налогового органа <27>.| | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |6. Экспертиза. О взятии |6. Экспертиза. | | |проб и образцов |Назначается | | |составляется акт <28>. |постановлением | | | |должностного лица, | | | |осуществляющего | | | |проверку <29>. | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |7. Привлечение |7. Привлечение | | |специалистов и экспертов. |специалистов и | | |Основание — запрос |переводчиков, | | |таможенного органа для |основание — | | |оказания содействия в |договор <32>; | | |проведении таможенного |переводчик обязан | | |контроля (для участия в |явиться по вызову | | |проверке или проведения |назначившего его | | |экспертизы), который |должностного лица | | |является обязательным для |налогового органа <33>.| | |исполнения руководителем | | | |государственного органа, | | | |предприятия или | | | |организации <30>. | | | |(Заключение эксперта не | | | |является обязательным для | | | |проверяющего <31>.). | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |8. Получение письменных и |8. Получение пояснений | | |устных объяснений |налогоплательщика <35>.| | |проверяемого | | | |субъекта <34>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |9. Проведение встречной |9. Проведение | | |проверки <36>. |встречной проверки. | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |10. Опечатывание |10. Опрос | | |помещения <37>. |свидетелей <38> | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |11. Таможенный досмотр. О | | | |проведении составляется | | | |акт <39>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |12. Идентификация | | | |товаров, транспортных | | | |средств, помещений и др. | | | |мест <40>. | | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |13. Направление запросов | | | |в банки и иные кредитные | | | |учреждения, в | | | |правоохранительные, | | | |налоговые и иные | | | |контролирующие органы об | | | |имеющихся сведениях, | | | |необходимых для | | | |таможенного контроля <41>.| | | +——————————————————————————+———————————————————————+ | |14. Передача материалов в | | | |правоохранительные и иные | | | |контролирующие органы <42>| | +—————————————+——————————————————————————+———————————————————————+ |Оформление |Заключение о соответствии |Справка о проведенной | |результатов |деятельности организации |проверке, в которой | |проверки |требованиям |фиксируется предмет | | |законодательства |проверки и сроки ее | | |Российской Федерации <43>;| проведения, | | |акт проверки в |подписываемая | | |соответствии с |проверяющим <45>; | | |требованиями, |акт налоговой проверки | | |установленными |по установленной | | |нормативными актами ГТК |форме, подписываемый | | |России <44>, подписываемый|должностными лицами | | |членами комиссии, |таможенного органа, | | |проводившими контроль |участвующими в | | |после выпуска |проверке, и | | | |руководителем | | | |проверяемой организации| | | |либо индивидуальным | | | |предпринимателем (либо | | | |их представителями) | | | |<46> | L—————————————+——————————————————————————+———————————————————————— ————————————————————————————————<1> Пункт 3 Методических рекомендаций ГТК России. <2> Часть 1 ст.186 ТК РФ. <3> Пункт 12 Методических рекомендаций ГТК России. <4> Подпункт 3 п.39 Методических рекомендаций ГТК России. <5> Пункт 10 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п.9 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п.8 Методических рекомендаций ГТК России. <6> Пункт 11 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; пп."е" п.21 указанного Положения. <7> Пункт 14 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п.п.4, 5 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств. Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данный аспект. <8> Пункт 18 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <9> Часть 1 ст.89 НК РФ. <10> Часть 1 ст.193 ТК РФ. <11> Пункт 12 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <12> Часть 1 ст.87 НК РФ; п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. <13> Статья 184 ТК РФ; ч.2 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <14> Статья 91 НК РФ. <15> Статьи 180, 185 ТК РФ; п.17 Методических рекомендаций ГТК России; ч.8 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <16> Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России; ч.3 пп."н" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <17> Статья 92 НК РФ. <18> Статья 197 ТК РФ; Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; Письмо ГТК России от 26.03.1998 N 01-15/6068 "Об инвентаризации товаров на таможенных складах и складах временного хранения" (утратило силу на основании Приказа ГТК России от 26.11.2001 N 1124); п.п.17, 18 Методических рекомендаций ГТК России; ч.11 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <19> Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России. <20> Статья 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное Приказом Минфина России от 10.03.1999 N 20н и МНС России от 10.03.1999 N ГБ-3-04/39. <21> Статьи 182, 186 ТК РФ, Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данное процессуальное действие. Косвенно это вытекает из п.11 вышеуказанных Методических рекомендаций, регламентирующего этап документирования проверки, где к рабочей документации относятся копии фактически любых документов проверяемого субъекта и третьих лиц. Части 3, 5 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <22> Пункт 33 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; пп."з" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <23> Подпункт "и" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <24> Статья 93 НК РФ. <25> Приказ МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16-138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2001 года N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах". <26> Статья 186 ТК РФ; п.7 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; ч.13 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; пп."т" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <27> Статьи 89, 94 НК РФ. <28> Статьи 135, 183 ТК РФ; Положение о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное Приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264. Методические рекомендации ГТК России называют экспертную оценку. <29> Статья 95 НК РФ. <30> Статья 183 ТК РФ; ч.7 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; пп."м" п.21 указанного Положения. <31> Подпункт "м" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <32> Статьи 96, 97 НК РФ. <33> Статья 97 НК РФ. Представляется, что данный порядок по аналогии может быть применен к специалисту. <34> Статьи 180, 186 ТК РФ; п.12 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; ч.6 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п.10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; ч.12 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <35> Статья 31 НК РФ. <36> Пункт 10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; ч.12 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <37> Статья 186 ТК РФ; п.23 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; ч.4 пп."о" п.21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <38> Статья 90 НК РФ. <39> Пункты 11, 17 Методических рекомендаций ГТК России; разд.4 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; ч.10 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <40> Часть 9 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <41> Части 14, 15 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <42> Часть 16 п.20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. (В названной части п.20 Положения в качестве основания указана ст.30 НК РФ, которая не предусматривает данного полномочия.) <43> Пункты 11, 39 Методических рекомендаций ГТК России. Форма не регламентирована. <44> Пункт 37 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; п.24 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. <45> Часть 7 ст.89 НК РФ. <46> Пункт 1 ст.100 НК РФ.
На основании представленного выше сравнительного анализа можно сделать вывод, что, хотя таможенный контроль в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности организации охватывает больше сфер деятельности, он, в то же время, по существу, совпадает в отношении объекта, выступающего объектом налогового контроля, с выездной налоговой проверкой. В рамках налоговой проверки процессуальные полномочия проверяющего субъекта, права налогоплательщиков более детально регламентированы на уровне закона. В рамках ст.186 ТК РФ названы только права по истребованию документов и информации, получение письменных и устных объяснений и справок, изъятие документов и опечатывание помещения. Остальные полномочия, определенные в нормативных актах по осуществлению проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, ТК РФ относит к иным формам контроля. Данное смешение представляется не бесспорным, поскольку перечень полномочий, указанных в ст.186 ТК РФ, носит исчерпывающий характер. Самые большие нарекания вызывает несоответствие Налоговому кодексу действий, осуществляемых таможенными органами после вынесения соответствующего акта. Непосредственно после окончания проверки с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, информирования в случае необходимости иных государственных контролирующих и правоохранительных органов проверяющими на имя начальника таможенного органа вместе с актом проверки вносится представление на проведение мероприятий по устранению правонарушений, с которым представители проверяемого лица ознакомлению не подлежат. Начальник таможенного органа на основании представленных материалов принимает следующие решения: а) о направлении проверяемому лицу требования об уплате в установленный срок суммы выявленной недоимки и соответствующих пеней (по существующей судебной практике, подобные решения являются наиболее оспоримыми, и, как правило, требования таможенных органов об уплате таможенных платежей признаются недействительными в силу нарушения порядка организации принудительного взыскания недоимки); б) о направлении материалов в правоохранительный блок таможенного органа; в) о направлении материалов в другие контролирующие или правоохранительные органы; г) о недостаточности оснований для привлечения проверяемого лица к ответственности за совершенное правонарушение; д) о проведении дополнительных мероприятий таможенного или налогового контроля. Решение оформляется в виде распоряжения, подписывается руководителем таможенного органа и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр решения приобщается к материалам проверки, второй направляется (вручается) проверяемому лицу, третий (четвертый) - в случае необходимости передается в соответствии с решением по результатам проверки в отдел таможенных платежей или правоохранительный блок таможенного органа <47>. ————————————————————————————————<47> Пункт 34 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Анализ существующей нормативной базы, регламентирующей проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соотношении с положениями НК РФ показывает, что на основании ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, поскольку это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
В.П.Шавшина Руководитель Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака, преподаватель СПбГУ Подписано в печать 11.06.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |