![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 7)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.04.2003 N 213 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ">
В соответствии со ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 утверждено Положение, устанавливающее особенности порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных трудовым законодательством (далее - Положение). Положение не содержит указаний на то, с какой даты его применять, а также на то, следует ли производить перерасчет ранее осуществленных выплат, определенных в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 гг., утвержденным Постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N 38 (далее - Порядок). Право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, предоставлено Минтруду России, и весьма вероятно, что данный вопрос будет разрешен в самое ближайшее время. Для практических работников, занятых расчетом заработной платы, наиболее интересным, по нашему мнению, являются изменения порядка осуществления расчета по сравнению с ранее действовавшим. Поэтому комментарий к новому нормативному документу мы представим в виде анализа этих изменений. Пунктом 2 Положения установлен перечень выплат, учитываемых для расчета среднего заработка. Ранее подобный перечень был вынесен в отдельное Приложение к Порядку. Так как состав выплат претерпел определенные изменения, а виды выплат приводятся в другой последовательности, целесообразно сопоставить эти два перечня (см. табл.). При этом сохранена нумерация пунктов Приложения к Порядку и подпунктов п.2 Положения. Графа "NN пп." введена для удобства приведения примечаний.
————T———————————————————————————————T————————————————————————————¬ | N | Приложение к Порядку | Пункт 2 Положения | |п/п| | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 1 |1. Заработная плата, |а) заработная плата, | | |начисленная работникам по |начисленная работникам по | | |тарифным ставкам, должностным |тарифным ставкам | | |окладам за отработанное время |(должностным окладам) за | | | |отработанное время | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 2|2. Денежное вознаграждение за |д) денежное вознаграждение, | | |отработанное время |начисленное за отработанное | | | |время лицам, замещающим | | | |государственные должности | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 3|3. Заработная плата, |б) заработная плата, | | |начисленная за выполненную |начисленная работникам за | | |работу работникам по сдельным |выполненную работу по | | |расценкам, в процентах от |сдельным расценкам; | | |выручки от реализации продукции|в) заработная плата, | | |(выполнения работ и оказания |начисленная работникам за | | |услуг), в долях от прибыли |выполненную работу в | | |6. Процентное или комиссионное |процентах от выручки от | | |вознаграждение |реализации продукции | | | |(выполнения работ, оказания | | | |услуг), или комиссионное | | | |вознаграждение | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 4|4. Стоимость продукции, |г) заработная плата, | | |выданной взамен заработной |выданная в неденежной форме | | |платы. Если продукция выдана | | | |бесплатно, величина заработной | | | |платы равна полной стоимости | | | |этой продукции. Если продукция | | | |продана по сниженным ценам, | | | |учитывается разница между | | | |полной ее стоимостью и | | | |стоимостью проданной по | | | |сниженным ценам продукции | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 5|5. Заработная плата в |и) заработная плата, | | |окончательный расчет по |окончательно рассчитанная | | |завершении года, обусловленная |по завершении календарного | | |системами оплаты труда, |года, обусловленная системой| | |например, в |оплаты труда (учитывается | | |сельскохозяйственных |в размере одной двенадцатой | | |организациях |за каждый месяц расчетного | | | |периода независимо от | | | |времени начисления) | | | | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 6|7. Гонорар работников редакций |е) начисленные в редакциях | | |газет, журналов, иных средств |средств массовой информации | | |массовой информации, искусства,|и организациях искусства | | |состоящих в списочном составе |гонорар работников, | | |организации, и (или) оплата |состоящих в списочном | | |их труда, осуществляемая по |составе этих редакций и | | |ставкам (расценкам) авторского |организаций, и (или) | | |(постановочного) |оплата их труда, | | |вознаграждения, начисленные в |осуществляемая по ставкам | | |данной организации |(расценкам) авторского | | | |(постановочного) | | | |вознаграждения | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 7|8. Разница в окладах при | | | |временном заместительстве | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 8|9. Разница в окладах | | | |работников, трудоустроенных | | | |из других организаций, с | | | |сохранением в течение | | | |определенного срока размеров | | | |должностного оклада по | | | |предыдущему месту работы | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 9| |з) разница в должностных | | | |окладах работников, | | | |перешедших на | | | |нижеоплачиваемую работу | | | |(должность) с сохранением | | | |размера должностного | | | |оклада по предыдущему | | | |месту работы (должности) | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 10|10. Надбавки и доплаты к |к) надбавки и доплаты к | | |тарифным ставкам, должностным |тарифным ставкам | | |окладам за профессиональное |(должностным окладам) за | | |мастерство, классность, |профессиональное мастерство,| | |квалификационный разряд, |классность, квалификационный| | |классный чин, дипломатический |разряд (классный чин, | | |ранг, выслугу лет (стаж |дипломатический ранг), | | |работы), особые условия |выслугу лет (стаж работы), | | |государственной службы, |особые условия | | |знание иностранных языков, |государственной службы, | | |работу со сведениями, |ученую степень, ученое | | |имеющими степень секретности, |звание, знание иностранного | | |совмещение профессий |языка, работу со сведениями,| | |(должностей), расширение зон |составляющими | | |обслуживания, увеличение |государственную тайну, | | |объема выполняемых работ, |совмещение профессий | | |выполнение обязанностей |(должностей), расширение | | |временно отсутствующего |зон обслуживания, увеличение| | |работника, руководство бригадой|объема выполняемых работ, | | |и другие, предусмотренные |исполнение обязанностей | | |положениями об оплате труда |временно отсутствующего | | |работников организаций |работника без освобождения | | |руководство бригадой и другие, |от своей основной работы, | | |предусмотренные положениями об |руководство бригадой | | |оплате труда работников |обязанностей временно | | |организаций |отсутствующего работника | | | |без освобождения от своей | | | |основной работы, руководство| | | |бригадой | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 11|11. Компенсационные выплаты, |л) выплаты, связанные с | | |связанные с режимом работы и |условиями труда, в том | | |условиями труда: |числе выплаты, обусловленные| | |11.1. Выплаты, обусловленные |районным регулированием | | |районным регулированием оплаты |оплаты труда (в виде | | |труда: по коэффициентам |коэффициентов и процентных | | |(районным, за работу в |надбавок к заработной | | |пустынных и безводных |плате), повышенная оплата | | |местностях, высокогорных |труда на тяжелых работах, | | |районах) и процентным надбавкам|работах с вредными и (или) | | |к заработной плате лицам, |опасными и иными особыми | | |работающим в районах Крайнего |условиями труда, за работу в| | |Севера, в приравненных к ним |ночное время, оплата работы | | |местностях, южных районах |в выходные и нерабочие | | |Восточной Сибири и Дальнего |праздничные дни, оплата | | |Востока. |сверхурочной работы | | |11.2. Доплаты за работу во | | | |вредных, особо вредных, тяжелых| | | |и особо тяжелых условиях труда.| | | |11.3. Доплаты за работу в | | | |ночное время. | | | |11.4. Доплаты за работу в | | | |многосменном режиме. | | | |11.5. Оплата работы в выходные | | | |и праздничные дни. | | | |11.6. Оплата сверхурочной | | | |работы. | | | |11.7. Оплата работникам дней | | | |отдыха (отгулов), | | | |предоставленных в связи с | | | |работой сверх нормальной | | | |продолжительности рабочего | | | |времени при вахтовом методе | | | |организации работ, при | | | |суммированном учете рабочего | | | |времени и в других случаях, | | | |установленных законодательством| | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 12|12. Премии и вознаграждения |м) премии и вознаграждения, | | |(включая стоимость предметов |включая вознаграждение по | | |потребления, выдаваемых в виде |итогам работы за год и | | |премий), предусмотренные |единовременное | | |положениями об оплате труда |вознаграждение за выслугу | | |(премировании) работников |лет | | |организаций. | | | |13. Вознаграждение по итогам | | | |работы за год, годовое | | | |вознаграждение за выслугу | | | |лет (стаж работы), | | | |предусмотренные положениями | | | |об оплате труда (премировании) | | | |работников организаций | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 13|14. Материальная помощь, | | | |предоставляемая всем или | | | |большинству работников, | | | |состоящих в списочном | | | |составе организации на | | | |момент ее начисления | | | |(50 процентов численности плюс | | | |один человек) | | +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+ | 14| |ж) заработная плата, | | | |начисленная преподавателям | | | |учреждений начального и | | | |среднего профессионального | | | |образования за часы | | | |преподавательской работы | | | |сверх уменьшенной годовой | | | |учебной нагрузки | | | |(учитывается в размере одной| | | |десятой за каждый месяц | | | |расчетного периода | | | |независимо от времени | | | |начисления) | L———+———————————————————————————————+————————————————————————————— Примечания. К п.2. Уточнено, что термин "денежное вознаграждение" применяется только к выплатам, производимым государственным служащим. К п.4. Весьма существенным следует считать исключение из состава выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, разницы в стоимости продукции, отпущенной по сниженным ценам. Вместе с тем вышеуказанные суммы учитываются при расчете налога на доходы физических лиц и при определении налоговой базы по НДС. Не уточнено, по каким ценам должна учитываться продукция, передаваемая работникам организации в счет оплаты труда. Так как при расчете налоговой базы по НДС такие товары оцениваются по рыночной стоимости, то и для расчета среднего заработка правомерно использовать тот же подход. Напомним, что в общем случае рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с нормами ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В данном случае, по нашему мнению, за основу следует принимать отпускные цены на соответствующую продукцию (цены, по которым продукция реализуется сторонним покупателям в данном месяце). Следует также учитывать, что трудовое законодательство ограничивает общий размер выплат, производимых в натуральной форме. К п.5. По сравнению с ранее действовавшим порядком уточнено, что при расчете среднего заработка данный вид выплат учитывается в размере одной двенадцатой общей суммы годовых выплат. Из этого, в частности, следует, что средний заработок работникам указанных организаций фактически рассчитывается из годовой суммы в любом случае, включая расчет отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск. К п.6. Несмотря на изменение формулировки, общий подход остался прежним: учитываются суммы гонораров, начисленные и выплаченные только в той организации, которая является для работника основным местом работы. Суммы гонораров, полученных в других организациях, даже документально подтвержденные, в расчет не принимаются. К п.7. Указание на то, что суммы доплаты за временное заместительство при расчете среднего заработка должны учитываться, в Положении отсутствует. По-видимому, разработчики посчитали этот вид выплат разновидностью доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. К п.п.8 и 9. Формулировка соответствующих подпунктов Порядка и Положения является сходной. Тем не менее речь идет о разных выплатах: ранее в состав среднего заработка включалась разница в окладах вновь принятым работникам в порядке перевода из других организаций (по-видимому, предполагалась положительная разница между окладом по прежнему месту работы и окладом, утвержденным в штатном расписании по новому месту). В пп."з" п.2 Положения речь идет о временном переводе на нижеоплачиваемую должность по производственной необходимости. Таким образом, новый текст в большей степени соответствует нормам трудового законодательства. К п.10. Весьма важным, по нашему мнению, является то, что в Положении перечень выплат является исчерпывающим. Это значит, что в случае, если трудовым договором (коллективным договором) предусмотрены доплаты и надбавки по другим основаниям, в расчет среднего заработка они приниматься не будут (хотя гл.25 НК РФ формально не запрещает учитывать такие суммы в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль). К п.11. Перечень компенсационных выплат сохранен практически без изменений. Исключены только выплаты, которые ранее предусматривались пп.11.7 Перечня (оплата дней отдыха (отгулов), при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством). В Положении особенности оплаты вышеуказанных периодов регулируются отдельным пунктом - периоды дней отдыха в данных случаях исключаются из расчетного периода. К п.12. Изменения в подходах к определению суммы премий, включаемых в расчет среднего заработка, представляются наиболее принципиальными. Из текста Положения исключено указание на то, что при расчете учитываются только премии и вознаграждения, предусмотренные положениями об оплате труда (премировании) работников организаций. Таким образом, в настоящее время к расчету следует принимать и премии, не связанные с производственной или управленческой деятельностью, которые не включаются в себестоимость продукции, работ или услуг и не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Весьма вероятно, что в ближайшее время поступит соответствующее разъяснение Минтруда России, в котором будет указано, что при расчете среднего заработка должны учитываться только суммы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, или суммы, включаемые в совокупный доход (для расчета налога на доходы физических лиц). Обращаем внимание читателей журнала также на то, что в состав среднего заработка включаются начисленные и выплаченные суммы премий и вознаграждений, а не суммы, учтенные при формировании соответствующего резерва. Так, например, если в 2003 г. вознаграждение по итогам работы за год выплачивалось в феврале, а в 2004 г. - в марте, работник получает право на сохранение среднего заработка в марте 2004 г. В этом случае в расчет не будет приниматься ни вознаграждение, выплаченное в 2003 г., ни вознаграждение 2004 г., так как расчетный период будет определяться с марта 2003 г. по февраль 2004 г. К п.13. Из того факта, что в Положении соответствующий пункт отсутствует, можно сделать вывод, что в настоящее время суммы материальной помощи не включаются ни при каких условиях в расчет среднего заработка. Напомним, что ранее подлежали включению в расчет не все суммы, а только те, которые выплачивались по основаниям, не зависящим от конкретного работника (например, при уходе в отпуск). К п.14. Порядком не устанавливались особенности расчета среднего заработка педагогических работников (размер оплаты труда которых зависит от педагогической нагрузки). Данное уточнение связано с продолжительностью отпуска педагогических работников (у большинства таких работников отпуск составляет два месяца). Заметим, что в районах, где в связи с климатическими условиями для педагогических работников предусмотрены дополнительные отпуска, применение нормы пп."ж" п.2 Положения может привести к не слишком значительному занижению выплат. Принципиально изменился и подход к определению расчетного периода для расчета среднего заработка. Пунктом 3 Положения установлено, что в общем случае расчетным периодом является период, равный 12 месяцам, предшествующим моменту выплаты (за исключением случаев расчета отпускных и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска). Ранее этот период равнялся трем календарным месяцам, предшествовавшим соответствующему событию (возникновению права на выплату в размере среднего заработка). Расчетный период 12 месяцев применялся только в бюджетных учреждениях. Коммерческим организациям предоставлялось право устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата. Организации, в которых соответствующее решение было принято, с вступлением в силу Положения будут должны изменить расчетный период для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск; организации, которые раньше во всех случаях применяли трехмесячный расчетный период, будут должны изменить схему расчета по всем выплатам, не связанным с оплатой отпусков. Как уже отмечалось, средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа). Напомним, что согласно ТК РФ период, по истечении которого у вновь принятого работника возникает право на отпуск, сокращен с 11 до 6 месяцев. Иными словами, применение расчетного периода 12 месяцев для расчета отпусков недопустимо. Весьма существенными следует считать и изменения формулы расчета среднего заработка, используемой в общем случае. Во-первых, изменен порядок расчета среднего дневного заработка: в соответствии с п.8 Положения он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней, а не на количество рабочих дней в этом периоде по календарю пятидневной рабочей недели, как это было ранее. Соответственно, изменился и порядок определения среднего заработка работника: в настоящее время он устанавливается путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате. Иными словами, при расчете используется продолжительность рабочей недели, фактически принятая в данной организации (а не пятидневная, как было установлено Порядком). Данный подход, по нашему мнению, является менее трудоемким и более правомерным. В определенной степени изменение порядка расчета обусловлено тем, что трудовым законодательством в качестве обычной рабочей недели установлена шестидневная, но фактически в большинстве организаций (деятельность которых не связана с непрерывным производственным циклом) используется пятидневная рабочая неделя. Кроме того, по-видимому, учтены особенности осуществления деятельности организаций в некоторых отраслях, где продолжительность рабочей недели может меняться в зависимости от сезона (загруженности или рыночных колебаний). При расчете среднего заработка работникам, занятым неполное рабочее время, может использоваться как пятидневная, так и шестидневная неделя (ранее могла применяться только пятидневная). Уточнен перечень периодов, не учитываемых при исчислении среднего заработка. В настоящее время при исчислении среднего заработка из расчетного периода дополнительно исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени, при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно исключен пункт Порядка, в соответствии с которым не учитывались периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Таким образом, в настоящее время эти периоды учитываются при расчете среднего заработка, уменьшая его размер. Пункты 5 - 7 Положения практически дословно воспроизводят текст п.п.8 - 10 Порядка. Существенным следует считать то, что из п.5 исключен текст, касающийся необходимости корректировки сумм среднего заработка в случае, если в течение расчетного периода или после него произошло повышение тарифных ставок либо должностных окладов. Тем не менее корректировку проводить необходимо; соответствующая норма установлена п.15 Положения. Положением, так же как и ранее Порядком, определен особый порядок расчета среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска. Порядок расчета отпускных в случае, если расчетный период отработан полностью, а отпуск предоставляется в рабочих днях, не изменился: средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Количество рабочих дней в не полностью отработанных месяцах при предоставлении отпусков в рабочих днях рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,2. В п.5 Порядка приводилась вспомогательная таблица пересчета отработанных дней пятидневной недели в шестидневную. В Положении указан только коэффициент пересчета. Так как ни коэффициент, ни порядок расчета не изменились, то показатели, приведенные в Порядке, можно использовать и далее. Вместе с тем существенно изменился порядок расчета сумм оплаты отпуска и компенсаций в случае, если отпуск предоставляется в календарных днях. Ранее средний дневной заработок определялся путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде. В соответствии с п.9 Положения в данном случае средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).
Пример. Работник уходит в отпуск с 5 июня 2003 г. Общая сумма выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, начисленных за март - май 2003 г., - 25 000 руб. Продолжительность отпуска - 28 календарных дней. Расчет будет производиться следующим образом. Средний дневной заработок равен 281 руб. 53 коп. (25 000 руб. : 3 дн. : 29,6 дн.). Сумма оплаты отпуска - 7882 руб. 84 коп. (281 руб. 53 коп. х 28 дн.).
Если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п.4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.
Пример. В продолжение предыдущего примера предположим, что в мае работник находился на больничном с 19-го по 23-е число. Рабочая неделя - пятидневная. Фактически работник вышел на работу 26 мая. Количество рабочих дней в мае - 19. В этом случае расчет будет следующим. Средний дневной заработок - 317 руб. 26 коп. (25 000 руб. : (29,6 дн. х 2 мес. + 14 дн. х 1,4)), где 29,6 дн. х 2 мес. - среднемесячное количество дней в марте и апреле; 14 дн. х 1,4 = (19 дн. - 5 дн.) х 1,4 - количество календарных дней в мае. Сумма оплаты отпуска - 8883 руб. 28 коп. (317,26 руб. х 28 дн.).
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующие новации Положения: - п.16 установлен порядок корректировки среднего заработка при повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы; - п.17 определено, что средний заработок, установленный для оплаты времени вынужденного прогула, также подлежит увеличению на соответствующий коэффициент, если за время вынужденного прогула повышались тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение). В качестве общего комментария следует отметить, что, хотя изменение порядка исчисления средней заработной платы не носит принципиального характера, тем не менее схемы проведения расчетов в отдельных случаях необходимо уточнить. В целом порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с нормами трудового законодательства.
В.Р.Захарьин Подписано в печать 11.06.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |