Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 7)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 11.04.2003 N 213

"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ">

В соответствии со ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 утверждено Положение, устанавливающее особенности порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных трудовым законодательством (далее - Положение).

Положение не содержит указаний на то, с какой даты его применять, а также на то, следует ли производить перерасчет ранее осуществленных выплат, определенных в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 гг., утвержденным Постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N 38 (далее - Порядок). Право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, предоставлено Минтруду России, и весьма вероятно, что данный вопрос будет разрешен в самое ближайшее время.

Для практических работников, занятых расчетом заработной платы, наиболее интересным, по нашему мнению, являются изменения порядка осуществления расчета по сравнению с ранее действовавшим. Поэтому комментарий к новому нормативному документу мы представим в виде анализа этих изменений.

Пунктом 2 Положения установлен перечень выплат, учитываемых для расчета среднего заработка. Ранее подобный перечень был вынесен в отдельное Приложение к Порядку. Так как состав выплат претерпел определенные изменения, а виды выплат приводятся в другой последовательности, целесообразно сопоставить эти два перечня (см. табл.). При этом сохранена нумерация пунктов Приложения к Порядку и подпунктов п.2 Положения. Графа "NN пп." введена для удобства приведения примечаний.

     
   ————T———————————————————————————————T————————————————————————————¬
   | N |     Приложение к Порядку      |      Пункт 2 Положения     |
   |п/п|                               |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 1 |1. Заработная плата,           |а) заработная плата,        |
   |   |начисленная работникам по      |начисленная работникам по   |
   |   |тарифным ставкам, должностным  |тарифным ставкам            |
   |   |окладам за отработанное время  |(должностным окладам) за    |
   |   |                               |отработанное время          |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  2|2. Денежное вознаграждение за  |д) денежное вознаграждение, |
   |   |отработанное время             |начисленное за отработанное |
   |   |                               |время лицам, замещающим     |
   |   |                               |государственные должности   |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  3|3. Заработная плата,           |б) заработная плата,        |
   |   |начисленная за выполненную     |начисленная работникам за   |
   |   |работу работникам по сдельным  |выполненную работу по       |
   |   |расценкам, в процентах от      |сдельным расценкам;         |
   |   |выручки от реализации продукции|в) заработная плата,        |
   |   |(выполнения работ и оказания   |начисленная работникам за   |
   |   |услуг), в долях от прибыли     |выполненную работу в        |
   |   |6. Процентное или комиссионное |процентах от выручки от     |
   |   |вознаграждение                 |реализации продукции        |
   |   |                               |(выполнения работ, оказания |
   |   |                               |услуг), или комиссионное    |
   |   |                               |вознаграждение              |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  4|4. Стоимость продукции,        |г) заработная плата,        |
   |   |выданной взамен заработной     |выданная в неденежной форме |
   |   |платы. Если продукция выдана   |                            |
   |   |бесплатно, величина заработной |                            |
   |   |платы равна полной стоимости   |                            |
   |   |этой продукции. Если продукция |                            |
   |   |продана по сниженным ценам,    |                            |
   |   |учитывается разница между      |                            |
   |   |полной ее стоимостью и         |                            |
   |   |стоимостью проданной по        |                            |
   |   |сниженным ценам продукции      |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  5|5. Заработная плата в          |и) заработная плата,        |
   |   |окончательный расчет по        |окончательно рассчитанная   |
   |   |завершении года, обусловленная |по завершении календарного  |
   |   |системами оплаты труда,        |года, обусловленная системой|
   |   |например, в                    |оплаты труда (учитывается   |
   |   |сельскохозяйственных           |в размере одной двенадцатой |
   |   |организациях                   |за каждый месяц расчетного  |
   |   |                               |периода независимо от       |
   |   |                               |времени начисления)         |
   |   |                               |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  6|7. Гонорар работников редакций |е) начисленные в редакциях  |
   |   |газет, журналов, иных средств  |средств массовой информации |
   |   |массовой информации, искусства,|и организациях искусства    |
   |   |состоящих в списочном составе  |гонорар работников,         |
   |   |организации, и (или) оплата    |состоящих в списочном       |
   |   |их труда, осуществляемая по    |составе этих редакций и     |
   |   |ставкам (расценкам) авторского |организаций, и (или)        |
   |   |(постановочного)               |оплата их труда,            |
   |   |вознаграждения, начисленные в  |осуществляемая по ставкам   |
   |   |данной организации             |(расценкам) авторского      |
   |   |                               |(постановочного)            |
   |   |                               |вознаграждения              |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  7|8. Разница в окладах при       |                            |
   |   |временном заместительстве      |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  8|9. Разница в окладах           |                            |
   |   |работников, трудоустроенных    |                            |
   |   |из других организаций, с       |                            |
   |   |сохранением в течение          |                            |
   |   |определенного срока размеров   |                            |
   |   |должностного оклада по         |                            |
   |   |предыдущему месту работы       |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   |  9|                               |з) разница в должностных    |
   |   |                               |окладах работников,         |
   |   |                               |перешедших на               |
   |   |                               |нижеоплачиваемую работу     |
   |   |                               |(должность) с сохранением   |
   |   |                               |размера должностного        |
   |   |                               |оклада по предыдущему       |
   |   |                               |месту работы (должности)    |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 10|10. Надбавки и доплаты к       |к) надбавки и доплаты к     |
   |   |тарифным ставкам, должностным  |тарифным ставкам            |
   |   |окладам за профессиональное    |(должностным окладам) за    |
   |   |мастерство, классность,        |профессиональное мастерство,|
   |   |квалификационный разряд,       |классность, квалификационный|
   |   |классный чин, дипломатический  |разряд (классный чин,       |
   |   |ранг, выслугу лет (стаж        |дипломатический ранг),      |
   |   |работы), особые условия        |выслугу лет (стаж работы),  |
   |   |государственной службы,        |особые условия              |
   |   |знание иностранных языков,     |государственной службы,     |
   |   |работу со сведениями,          |ученую степень, ученое      |
   |   |имеющими степень секретности,  |звание, знание иностранного |
   |   |совмещение профессий           |языка, работу со сведениями,|
   |   |(должностей), расширение зон   |составляющими               |
   |   |обслуживания, увеличение       |государственную тайну,      |
   |   |объема выполняемых работ,      |совмещение профессий        |
   |   |выполнение обязанностей        |(должностей), расширение    |
   |   |временно отсутствующего        |зон обслуживания, увеличение|
   |   |работника, руководство бригадой|объема выполняемых работ,   |
   |   |и другие, предусмотренные      |исполнение обязанностей     |
   |   |положениями об оплате труда    |временно отсутствующего     |
   |   |работников организаций         |работника без освобождения  |
   |   |руководство бригадой и другие, |от своей основной работы,   |
   |   |предусмотренные положениями об |руководство бригадой        |
   |   |оплате труда работников        |обязанностей временно       |
   |   |организаций                    |отсутствующего работника    |
   |   |                               |без освобождения от своей   |
   |   |                               |основной работы, руководство|
   |   |                               |бригадой                    |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 11|11. Компенсационные выплаты,   |л) выплаты, связанные с     |
   |   |связанные с режимом работы и   |условиями труда, в том      |
   |   |условиями труда:               |числе выплаты, обусловленные|
   |   |11.1. Выплаты, обусловленные   |районным регулированием     |
   |   |районным регулированием оплаты |оплаты труда (в виде        |
   |   |труда: по коэффициентам        |коэффициентов и процентных  |
   |   |(районным, за работу в         |надбавок к заработной       |
   |   |пустынных и безводных          |плате), повышенная оплата   |
   |   |местностях, высокогорных       |труда на тяжелых работах,   |
   |   |районах) и процентным надбавкам|работах с вредными и (или)  |
   |   |к заработной плате лицам,      |опасными и иными особыми    |
   |   |работающим в районах Крайнего  |условиями труда, за работу в|
   |   |Севера, в приравненных к ним   |ночное время, оплата работы |
   |   |местностях, южных районах      |в выходные и нерабочие      |
   |   |Восточной Сибири и Дальнего    |праздничные дни, оплата     |
   |   |Востока.                       |сверхурочной работы         |
   |   |11.2. Доплаты за работу во     |                            |
   |   |вредных, особо вредных, тяжелых|                            |
   |   |и особо тяжелых условиях труда.|                            |
   |   |11.3. Доплаты за работу в      |                            |
   |   |ночное время.                  |                            |
   |   |11.4. Доплаты за работу в      |                            |
   |   |многосменном режиме.           |                            |
   |   |11.5. Оплата работы в выходные |                            |
   |   |и праздничные дни.             |                            |
   |   |11.6. Оплата сверхурочной      |                            |
   |   |работы.                        |                            |
   |   |11.7. Оплата работникам дней   |                            |
   |   |отдыха (отгулов),              |                            |
   |   |предоставленных в связи с      |                            |
   |   |работой сверх нормальной       |                            |
   |   |продолжительности рабочего     |                            |
   |   |времени при вахтовом методе    |                            |
   |   |организации работ, при         |                            |
   |   |суммированном учете рабочего   |                            |
   |   |времени и в других случаях,    |                            |
   |   |установленных законодательством|                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 12|12. Премии и вознаграждения    |м) премии и вознаграждения, |
   |   |(включая стоимость предметов   |включая вознаграждение по   |
   |   |потребления, выдаваемых в виде |итогам работы за год и      |
   |   |премий), предусмотренные       |единовременное              |
   |   |положениями об оплате труда    |вознаграждение за выслугу   |
   |   |(премировании) работников      |лет                         |
   |   |организаций.                   |                            |
   |   |13. Вознаграждение по итогам   |                            |
   |   |работы за год, годовое         |                            |
   |   |вознаграждение за выслугу      |                            |
   |   |лет (стаж работы),             |                            |
   |   |предусмотренные положениями    |                            |
   |   |об оплате труда (премировании) |                            |
   |   |работников организаций         |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 13|14. Материальная помощь,       |                            |
   |   |предоставляемая всем или       |                            |
   |   |большинству работников,        |                            |
   |   |состоящих в списочном          |                            |
   |   |составе организации на         |                            |
   |   |момент ее начисления           |                            |
   |   |(50 процентов численности плюс |                            |
   |   |один человек)                  |                            |
   +———+———————————————————————————————+————————————————————————————+
   | 14|                               |ж) заработная плата,        |
   |   |                               |начисленная преподавателям  |
   |   |                               |учреждений начального и     |
   |   |                               |среднего профессионального  |
   |   |                               |образования за часы         |
   |   |                               |преподавательской работы    |
   |   |                               |сверх уменьшенной годовой   |
   |   |                               |учебной нагрузки            |
   |   |                               |(учитывается в размере одной|
   |   |                               |десятой за каждый месяц     |
   |   |                               |расчетного периода          |
   |   |                               |независимо от времени       |
   |   |                               |начисления)                 |
   L———+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   

Примечания. К п.2. Уточнено, что термин "денежное вознаграждение" применяется только к выплатам, производимым государственным служащим.

К п.4. Весьма существенным следует считать исключение из состава выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, разницы в стоимости продукции, отпущенной по сниженным ценам. Вместе с тем вышеуказанные суммы учитываются при расчете налога на доходы физических лиц и при определении налоговой базы по НДС. Не уточнено, по каким ценам должна учитываться продукция, передаваемая работникам организации в счет оплаты труда. Так как при расчете налоговой базы по НДС такие товары оцениваются по рыночной стоимости, то и для расчета среднего заработка правомерно использовать тот же подход. Напомним, что в общем случае рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с нормами ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В данном случае, по нашему мнению, за основу следует принимать отпускные цены на соответствующую продукцию (цены, по которым продукция реализуется сторонним покупателям в данном месяце). Следует также учитывать, что трудовое законодательство ограничивает общий размер выплат, производимых в натуральной форме.

К п.5. По сравнению с ранее действовавшим порядком уточнено, что при расчете среднего заработка данный вид выплат учитывается в размере одной двенадцатой общей суммы годовых выплат. Из этого, в частности, следует, что средний заработок работникам указанных организаций фактически рассчитывается из годовой суммы в любом случае, включая расчет отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск.

К п.6. Несмотря на изменение формулировки, общий подход остался прежним: учитываются суммы гонораров, начисленные и выплаченные только в той организации, которая является для работника основным местом работы. Суммы гонораров, полученных в других организациях, даже документально подтвержденные, в расчет не принимаются.

К п.7. Указание на то, что суммы доплаты за временное заместительство при расчете среднего заработка должны учитываться, в Положении отсутствует. По-видимому, разработчики посчитали этот вид выплат разновидностью доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

К п.п.8 и 9. Формулировка соответствующих подпунктов Порядка и Положения является сходной. Тем не менее речь идет о разных выплатах: ранее в состав среднего заработка включалась разница в окладах вновь принятым работникам в порядке перевода из других организаций (по-видимому, предполагалась положительная разница между окладом по прежнему месту работы и окладом, утвержденным в штатном расписании по новому месту). В пп."з" п.2 Положения речь идет о временном переводе на нижеоплачиваемую должность по производственной необходимости. Таким образом, новый текст в большей степени соответствует нормам трудового законодательства.

К п.10. Весьма важным, по нашему мнению, является то, что в Положении перечень выплат является исчерпывающим. Это значит, что в случае, если трудовым договором (коллективным договором) предусмотрены доплаты и надбавки по другим основаниям, в расчет среднего заработка они приниматься не будут (хотя гл.25 НК РФ формально не запрещает учитывать такие суммы в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль).

К п.11. Перечень компенсационных выплат сохранен практически без изменений. Исключены только выплаты, которые ранее предусматривались пп.11.7 Перечня (оплата дней отдыха (отгулов), при вахтовом методе организации работ, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством). В Положении особенности оплаты вышеуказанных периодов регулируются отдельным пунктом - периоды дней отдыха в данных случаях исключаются из расчетного периода.

К п.12. Изменения в подходах к определению суммы премий, включаемых в расчет среднего заработка, представляются наиболее принципиальными. Из текста Положения исключено указание на то, что при расчете учитываются только премии и вознаграждения, предусмотренные положениями об оплате труда (премировании) работников организаций. Таким образом, в настоящее время к расчету следует принимать и премии, не связанные с производственной или управленческой деятельностью, которые не включаются в себестоимость продукции, работ или услуг и не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Весьма вероятно, что в ближайшее время поступит соответствующее разъяснение Минтруда России, в котором будет указано, что при расчете среднего заработка должны учитываться только суммы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, или суммы, включаемые в совокупный доход (для расчета налога на доходы физических лиц). Обращаем внимание читателей журнала также на то, что в состав среднего заработка включаются начисленные и выплаченные суммы премий и вознаграждений, а не суммы, учтенные при формировании соответствующего резерва. Так, например, если в 2003 г. вознаграждение по итогам работы за год выплачивалось в феврале, а в 2004 г. - в марте, работник получает право на сохранение среднего заработка в марте 2004 г. В этом случае в расчет не будет приниматься ни вознаграждение, выплаченное в 2003 г., ни вознаграждение 2004 г., так как расчетный период будет определяться с марта 2003 г. по февраль 2004 г.

К п.13. Из того факта, что в Положении соответствующий пункт отсутствует, можно сделать вывод, что в настоящее время суммы материальной помощи не включаются ни при каких условиях в расчет среднего заработка. Напомним, что ранее подлежали включению в расчет не все суммы, а только те, которые выплачивались по основаниям, не зависящим от конкретного работника (например, при уходе в отпуск).

К п.14. Порядком не устанавливались особенности расчета среднего заработка педагогических работников (размер оплаты труда которых зависит от педагогической нагрузки). Данное уточнение связано с продолжительностью отпуска педагогических работников (у большинства таких работников отпуск составляет два месяца). Заметим, что в районах, где в связи с климатическими условиями для педагогических работников предусмотрены дополнительные отпуска, применение нормы пп."ж" п.2 Положения может привести к не слишком значительному занижению выплат.

Принципиально изменился и подход к определению расчетного периода для расчета среднего заработка. Пунктом 3 Положения установлено, что в общем случае расчетным периодом является период, равный 12 месяцам, предшествующим моменту выплаты (за исключением случаев расчета отпускных и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска). Ранее этот период равнялся трем календарным месяцам, предшествовавшим соответствующему событию (возникновению права на выплату в размере среднего заработка). Расчетный период 12 месяцев применялся только в бюджетных учреждениях. Коммерческим организациям предоставлялось право устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата. Организации, в которых соответствующее решение было принято, с вступлением в силу Положения будут должны изменить расчетный период для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск; организации, которые раньше во всех случаях применяли трехмесячный расчетный период, будут должны изменить схему расчета по всем выплатам, не связанным с оплатой отпусков.

Как уже отмечалось, средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа). Напомним, что согласно ТК РФ период, по истечении которого у вновь принятого работника возникает право на отпуск, сокращен с 11 до 6 месяцев. Иными словами, применение расчетного периода 12 месяцев для расчета отпусков недопустимо.

Весьма существенными следует считать и изменения формулы расчета среднего заработка, используемой в общем случае. Во-первых, изменен порядок расчета среднего дневного заработка: в соответствии с п.8 Положения он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней, а не на количество рабочих дней в этом периоде по календарю пятидневной рабочей недели, как это было ранее. Соответственно, изменился и порядок определения среднего заработка работника: в настоящее время он устанавливается путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате. Иными словами, при расчете используется продолжительность рабочей недели, фактически принятая в данной организации (а не пятидневная, как было установлено Порядком). Данный подход, по нашему мнению, является менее трудоемким и более правомерным. В определенной степени изменение порядка расчета обусловлено тем, что трудовым законодательством в качестве обычной рабочей недели установлена шестидневная, но фактически в большинстве организаций (деятельность которых не связана с непрерывным производственным циклом) используется пятидневная рабочая неделя. Кроме того, по-видимому, учтены особенности осуществления деятельности организаций в некоторых отраслях, где продолжительность рабочей недели может меняться в зависимости от сезона (загруженности или рыночных колебаний).

При расчете среднего заработка работникам, занятым неполное рабочее время, может использоваться как пятидневная, так и шестидневная неделя (ранее могла применяться только пятидневная).

Уточнен перечень периодов, не учитываемых при исчислении среднего заработка. В настоящее время при исчислении среднего заработка из расчетного периода дополнительно исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени, при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно исключен пункт Порядка, в соответствии с которым не учитывались периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Таким образом, в настоящее время эти периоды учитываются при расчете среднего заработка, уменьшая его размер.

Пункты 5 - 7 Положения практически дословно воспроизводят текст п.п.8 - 10 Порядка. Существенным следует считать то, что из п.5 исключен текст, касающийся необходимости корректировки сумм среднего заработка в случае, если в течение расчетного периода или после него произошло повышение тарифных ставок либо должностных окладов. Тем не менее корректировку проводить необходимо; соответствующая норма установлена п.15 Положения.

Положением, так же как и ранее Порядком, определен особый порядок расчета среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска.

Порядок расчета отпускных в случае, если расчетный период отработан полностью, а отпуск предоставляется в рабочих днях, не изменился: средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

Количество рабочих дней в не полностью отработанных месяцах при предоставлении отпусков в рабочих днях рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,2. В п.5 Порядка приводилась вспомогательная таблица пересчета отработанных дней пятидневной недели в шестидневную. В Положении указан только коэффициент пересчета. Так как ни коэффициент, ни порядок расчета не изменились, то показатели, приведенные в Порядке, можно использовать и далее.

Вместе с тем существенно изменился порядок расчета сумм оплаты отпуска и компенсаций в случае, если отпуск предоставляется в календарных днях. Ранее средний дневной заработок определялся путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде.

В соответствии с п.9 Положения в данном случае средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).

Пример. Работник уходит в отпуск с 5 июня 2003 г. Общая сумма выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, начисленных за март - май 2003 г., - 25 000 руб. Продолжительность отпуска - 28 календарных дней.

Расчет будет производиться следующим образом.

Средний дневной заработок равен 281 руб. 53 коп. (25 000 руб. : 3 дн. : 29,6 дн.).

Сумма оплаты отпуска - 7882 руб. 84 коп. (281 руб. 53 коп. х 28 дн.).

Если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п.4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Пример. В продолжение предыдущего примера предположим, что в мае работник находился на больничном с 19-го по 23-е число. Рабочая неделя - пятидневная. Фактически работник вышел на работу 26 мая. Количество рабочих дней в мае - 19. В этом случае расчет будет следующим.

Средний дневной заработок - 317 руб. 26 коп. (25 000 руб. : (29,6 дн. х 2 мес. + 14 дн. х 1,4)),

где 29,6 дн. х 2 мес. - среднемесячное количество дней в марте и апреле;

14 дн. х 1,4 = (19 дн. - 5 дн.) х 1,4 - количество календарных дней в мае.

Сумма оплаты отпуска - 8883 руб. 28 коп. (317,26 руб. х 28 дн.).

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующие новации Положения:

- п.16 установлен порядок корректировки среднего заработка при повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы;

- п.17 определено, что средний заработок, установленный для оплаты времени вынужденного прогула, также подлежит увеличению на соответствующий коэффициент, если за время вынужденного прогула повышались тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение).

В качестве общего комментария следует отметить, что, хотя изменение порядка исчисления средней заработной платы не носит принципиального характера, тем не менее схемы проведения расчетов в отдельных случаях необходимо уточнить. В целом порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с нормами трудового законодательства.

В.Р.Захарьин

Подписано в печать

11.06.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 7) >
Статья: <Комментарий к Приказу от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 "Об утверждении формы Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и Инструкции по ее заполнению"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.