Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Управленческий аспект в деятельности аудиторской организации ("Аудиторские ведомости", 2003, N 7)



"Аудиторские ведомости", N 7, 2003

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Очевидно, что с ростом числа аудиторов и аудиторских фирм также увеличивается и число пользователей их услуг, и, как следствие, должен усиливаться контроль за качеством этих услуг. Со стороны государства качество работы аудиторской организации обеспечивается регламентацией аудиторской деятельности различными нормативными документами и всевозможными проверками "сверху". "Внутренним" же гарантом качества может стать непосредственно сам механизм управления, действующий в этой организации, при условии, что он отвечает требованиям эффективности. Другими словами, чем эффективнее функционирует система управления фирмой, тем стабильнее и выше качество выполняемых ею работ или оказываемых услуг.

Рассмотрим ряд "болевых точек" в системе управления, характерных для небольших аудиторских организаций, относящихся по своему статусу к малому бизнесу, в которых количество аттестованных аудиторов незначительно превышает минимум, определенный Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Заметим, что главной причиной возникновения этих "болевых точек" в большинстве случаев, как показывает наша практика управленческого консультирования, являются стратегические и тактические просчеты руководства фирмы. В первую очередь следует обратить внимание на основную проблему, не решив которую нельзя создать эффективный механизм управления. Эта проблема заключается в том, что руководитель аудиторской фирмы подчас имеет весьма расплывчатое представление о стратегических целях своего бизнеса. Проще говоря, он "сам не знает, чего хочет", предпочитая жить только сегодняшним днем. Напомним, что "стратегия" - это греческое слово, в переводе означающее "искусство вести войну", которое заключается в умении искусно руководить для того, чтобы найти правильный путь к достижению победы. При этом неважно, какая выбрана стратегия - наступательная или оборонительная, главное, чтобы она была. Ведь ее отсутствие не позволяет осуществлять планирование и не дает возможность организации нормально развиваться или стабильно функционировать.

В соответствии с выбранной стратегией поведения фирмы должна создаваться взаимоувязанная система, состоящая из политик и программ, определяющих важнейшие аспекты жизни данной фирмы: технологические, маркетинговые, финансовые и кадровые. Соответственно без четкой общей стратегии ее основные составляющие также будут пребывать в неудовлетворительном состоянии. Так, не имея единой стратегии, руководитель аудиторской организации не сможет должным образом сформировать соответствующую программу или политику.

Подчеркнем, что успешно комплектовать и методически готовить персонал в аудиторских фирмах можно только при условии стабильного планирования использования трудовых ресурсов, а также тщательно продуманной системы оплаты труда. В действительности же часто встречается ситуация, когда аудитора в авральном порядке, не учитывая его должностного статуса и квалификации, отправляют на объект без четкого представления о том, что и как ему предстоит сделать.

В идеале уже потенциальный кандидат на вакансию в аудиторской организации должен знать, какие его ждут условия труда (регионы и объемы командировок, распорядок рабочего дня и т.п.), трудовые обязанности (регламентированные соответствующей должностной инструкцией) и заработная плата (также определенная локальными нормативными актами организации). Это необходимо сделать для того, чтобы претендент мог получить полное представление о характере предложенной работы и сопоставить с собственными желаниями и возможностями. Как показывает практика, такого рода информация во многих аудиторских фирмах не может быть предоставлена, поскольку их руководство само не владеет в полной мере данным вопросом и постоянно меняет "правила игры".

Следствием такого положения дел является значительная текучесть кадров, в первую очередь ведущих специалистов. А это значит, что если работодатель воспользовался услугами кадрового агентства (как чаще всего и бывает), то он несет не только временные затраты (придется срочно искать замену), но и прямые финансовые потери: за "дорогого" работника прилично заплатили, а он уходит месяца через три (этого срока как раз достаточно, чтобы разобраться в ситуации и найти другое место работы). Рядовые исполнители при такой организации труда (а точнее - ее отсутствии) могут "посидеть" подольше. Во-первых, потому, что в этом случае они, выполняя в ходе проведения аудиторских проверок относительно небольшой объем работы, обычно имеют хотя и невысокий, но зато достаточно стабильный заработок, а вкупе с ним еще массу свободного времени (поскольку в соответствии со своим рангом они не занимаются ни организационной, ни методологической работой). Во-вторых, очевидно, что таким сотрудникам сложнее найти работу на рынке труда. На самом деле при налаженном планировании и рациональном использовании трудовых ресурсов работа рядовых исполнителей в аудиторской фирме должна очень жестко регламентироваться: не менее 50% рабочего времени они должны находиться на объектах заказчиков, чтобы не превратиться в балласт для фирмы.

Следующая проблема неразрывно связана с предыдущей, и отсутствие ее решения также не позволяет создать эффективную систему управления. Для этого от понятия "стратегия" перейдем к понятию "тактика", которое переводится как "искусство построения войска" (тактик решает задачи, какие средства и каким образом следует использовать для достижения стратегической цели). При этом можно констатировать, что если руководитель придумал замечательную стратегию, но деятельность персонала фирмы не упорядочена и управлять ею невозможно, то стратегия так и останется нереализованной. Поэтому в аудиторской фирме должен быть налажен четкий механизм управления с определенными горизонтальными и вертикальными управленческими связями, порядком ранжирования и распределения обязанностей, а также системой ответственности и контроля (к тому же должным образом отраженных в локальных нормативных актах). Иначе ни о каком планировании, нормальной организации производственного процесса, а значит, увеличении производительности труда и повышении качества оказываемых услуг речь идти не может. Следствием хаотичности управления является, как правило, возникновение различного рода крайностей. Они могут привести, например, к таким ситуациям, когда все без исключения вопросы (вплоть до наличия бумаги в офисе) решаются только высшим руководством фирмы, причем стихийно. Или, наоборот, когда все сотрудники (вплоть до рядовых исполнителей) активно участвуют в управлении фирмой: сами себе ставят цели и задачи, а потом их самостоятельно решают - в меру своих сил и возможностей.

Отсутствие стратегии и несовершенство тактических приемов влечет за собой следующие более локальные проблемы, распадающиеся в свою очередь еще на группы проблем. Здесь мы подходим к проблеме низкой эффективности функционирования структурных подразделений фирмы - как функциональных (т.е. выполняющих функции, необходимые для обеспечения деятельности производственных подразделений), так и производственных (т.е. непосредственно оказывающих услуги). Остановимся на типичных локальных проблемах, которые могут возникать при реализации функциональными подразделениями некоторых из управленческих функций.

Функция финансового обеспечения управления. К сожалению, достаточно обычной для небольших аудиторских фирм является ситуация, при которой управленческий учет отсутствует, а бухгалтерский учет ведется неудовлетворительно. О методологии бухгалтерского, а с 2002 г. еще и налогового учета говорить вообще не приходится. Положение дел может усугубляться в случае, когда собственник такой аудиторской фирмы не является активным участником ее производственной деятельности. Поскольку он, как правило, находится в полной уверенности, что аудиторы знают, как вести у себя учет, на эти моменты не обращается должного внимания. Справедливости ради отметим, что, конечно, не менее часто встречаются фирмы, в которых, скажем, главный бухгалтер, одновременно являясь активно практикующим аудитором или консультантом, бухгалтерский учет ведет должным образом.

Функция обеспечения управления персоналом. Эта функция представлена в большинстве случаев лишь в форме учета персонала, т.е. кадрового делопроизводства, которое к тому же ведется лишь в минимальном объеме. Трудовые договоры подготавливаются весьма формально, приказы по личному составу зачастую составляются задним числом. Собственно этими документами все кадровое делопроизводство и ограничивается.

Функция документарного обеспечения управления. Нередки случаи, когда в небольших аудиторских фирмах эта функция заключается только в секретарском обслуживании, которое в свою очередь ограничивается лишь приемом телефонных звонков. Вопросами организации работы офиса, документооборота и хранения документов никто конкретно не занимается. Такой подход к делопроизводству для аудиторских фирм, деятельность которых связана с получением, оформлением, отправкой и хранением большого числа документов, неприемлем.

В заключение отметим, что процесс внедрения нововведений происходит в аудиторских фирмах очень сложно. Как нам представляется, во-первых, это связано со спецификой ситуации (действительно, врачу трудно лечить больного, который сам является таким же врачом), а во-вторых, вероятно, сказывается некий традиционно-инертный подход руководителей к функционированию фирмы. На наш взгляд, не следует браться за перестройку системы управления, если нет уверенности, что хватит сил и возможностей довести эту работу до конца и в комплексе. Ведь при бессистемном, затянувшемся во времени и не доведенном до конца процессе внедрения инноваций можно получить лишь новые проблемы.

Ю.Ю.Костылева

Независимый управленческий

консультант

В.А.Костылев

Независимый управленческий

консультант

Подписано в печать

11.06.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимосвязь управленческого, бухгалтерского и налогового учета ("Аудиторские ведомости", 2003, N 7) >
Статья: О деятельности МНС России в области государственного управления налогообложением ("Налоговый вестник", 2003, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.