|
|
Статья: Выплаты по обязательному социальному страхованию: размеры, порядок расчета ("Финансовая газета", 2003, N 23)
"Финансовая газета", N 23, 2003
ВЫПЛАТЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ: РАЗМЕРЫ, ПОРЯДОК РАСЧЕТА
Как установлено Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Выплаты в указанных случаях осуществляются за счет средств социального страхования. Бюджет фонда обязательного социального страхования утверждается на очередной финансовый год федеральным законом. Так, Федеральным законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ (далее - Закон) утвержден бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 г., в котором предусмотрены следующие расходы. Статьей 11 Закона установлено, что поступившие в Фонд суммы единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (т.е. специальные налоговые режимы, порядок зачисления налогов по которым определен ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации), направляются на обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих указанные налоговые режимы. В 2003 г. в соответствии со ст.12 Закона средства обязательного социального страхования в пределах 1764,0 млн руб. направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам (застрахованными лицами в соответствии со ст.6 Закона N 165-ФЗ считаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования) (на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации). Лицам, имеющим детей, следует обратить внимание на ст.13 Закона, в соответствии с которой средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан: в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия из расчета до 400 руб. на одного ребенка в сутки не более чем на 24 дня пребывания в таком лагере (максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов); в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Этой же статьей Закона предусмотрено, что в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе. Законом также установлено следующее. 1. Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и минимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на 1 января 2003 г. минимальный размер оплаты труда составляет 450 руб.), а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (ст.14). Случаи, когда пособие исчисляется в минимальном размере, определены в Письме ФСС РФ от 13.02.2003 N 02-18/05-982.
2. В 2003 г. размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с учетом Федерального закона от 8.02.2003 N 25-ФЗ), определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 27 тыс. руб., а в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере 27 тыс. руб. (ст.15). 3. За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным в размере 900 руб. в месяц и расходы на посторонний бытовой уход за застрахованным в размере 225 руб. в месяц, в соответствующих местностях указанные размеры определяются с учетом районных коэффициентов к заработной плате (ст.17). В части оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения страхователям (к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, граждане, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы) следует иметь в виду ст.ст.22 и 23 Закона, в которых установлено, что в 2003 г.: страхователи, которым установлены надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вправе осуществлять в счет указанных надбавок в порядке, определяемом Фондом, оплату полной или частичной стоимости путевок работникам в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, из расчета до 470 руб. на одного человека в сутки по правилам, установленным Правительством Российской Федерации для оплаты путевок за счет средств обязательного социального страхования в 2002 г.; страхователи, имеющие право на установление скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направляют средства в пределах сумм указанных скидок в порядке, определяемом Фондом, на оплату полной или частичной стоимости путевок работникам в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, из расчета до 470 руб. на одного человека в сутки по правилам, установленным Правительством Российской Федерации для оплаты путевок за счет средств обязательного социального страхования в 2002 г. Однако Законом не только определяется направление средств обязательного социального страхования, но и устанавливается ответственность для страхователей. Так, согласно ст.19 осуществление юридическим лицом или физическим лицом, нанимающим физических лиц на основании трудового договора, деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определенной за весь период деятельности без регистрации в исполнительном органе фонда, но не менее 20 тыс. руб. Кроме того, в соответствии со ст.20 Закона страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение срока представления или непредставление страхователями указанной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - в размере 5000 руб. В связи с тем что бюджет Фонда утверждается ежегодно, действие ряда статей Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ о бюджете Фонда на 2002 г. было продлено на 2003 г. К этим статьям, в частности, относятся ст.ст.15, 16 и 21, в соответствии с которыми: максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 руб., а в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов; размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст.12 Закона N 125-ФЗ, не может превышать 30 000 руб. При этом размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу Закона N 17-ФЗ, не изменяются; за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачиваются расходы, связанные с проездом пострадавшего для получения отдельных видов медицинской, социальной реабилитации, а также при его направлении Фондом на переосвидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы и для решения экспертных вопросов связи заболевания с профессией в порядке, определяемом Фондом. Что касается ответственности страхователей, то ст.8 Закона продлено на 2003 г. действие ст.ст.8 и 9 Федерального закона от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", определяющих порядок бесспорного списания сумм недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Г.Титова Минфин России Подписано в печать 04.06.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |