![]() |
| ![]() |
|
Статья: Маркетинг - двигатель торговли ("Московский бухгалтер", 2003, N 6)
"Московский бухгалтер", N 6, 2003
МАРКЕТИНГ - ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ
Чтобы иметь самую оперативную и достоверную информацию о рынке сбыта, столичные фирмы проводят маркетинговые исследования. О том, как бухгалтеру отразить данные затраты в учете, расскажет Наталья Орлова.
Бухгалтерский учет
Маркетинг - это исследование рынка. Как правило, такие исследования проводят для того, чтобы увеличить продажи. Поэтому такие расходы собирают на счете 44 "Расходы на продажу". Если предприятие осуществляет маркетинговые исследования своими силами, затраты на их проведение учитываются по дебету счета 44 и кредиту счетов 70 "Расходы на оплату труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию", 10 "Материалы" и т.д. Если же фирма заказывает маркетинговые исследования у сторонней организации, расходы отражают по дебету счета 44 и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами, кредиторами". Расходы отражаются на счете 44 только в том случае, если они носят текущий характер. Если же маркетинговые услуги предоставляются на длительную перспективу, их нужно учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов".
Еще одним очень важным моментом является проведение исследований для приобретения амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов). В этом случае расходы на маркетинг включаются в первоначальную стоимость имущества.
Пример. ООО "Мастер" планирует приобрести станок. Для этого в мае 2003 г. "Мастер" заказал другой организации маркетинговое исследование. В этом же месяце стороны подписали акт выполненных работ. Стоимость маркетинговых услуг составила 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб. В мае "Мастер" приобрел станок. Его стоимость составила 24 000 руб., в том числе НДС - 4000 руб. В том же месяце станок был введен в эксплуатацию. Бухгалтер ООО "Мастер" сделает такие проводки: Дебет 08 Кредит 76 - 5000 руб. (6000 руб. - 6000 руб. x 20/120) - отражены расходы на проведение маркетингового исследования; Дебет 19 Кредит 76 - 1000 руб. (6000 руб. x 20/120) - выделен НДС; Дебет 08 Кредит 60 - 20 000 руб. (24 000 руб. - 24 000 руб. x 20/120) - оприходован станок; Дебет 19 Кредит 60 - 4000 руб. (24 000 руб. x 20/120) - выделен НДС; Дебет 01 Кредит 08 - 25 000 руб. (20 000 + 5000) - введен станок в эксплуатацию.
Налоговый учет
В налоговом учете затраты на маркетинговые исследования относятся к косвенным расходам и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Если фирма использует метод начисления, признать расходы на маркетинг можно в том периоде, в котором они произведены. Если же предприятие применяет кассовый метод - только после их оплаты. Однако здесь есть исключения. Предположим, что фирма планирует выпускать конфеты. Однако, прежде чем начать производство, она решает провести маркетинговое исследование. В результате организация понимает, что на данный момент производить конфеты невыгодно, и отказывается от этой идеи. В этом случае уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов по исследованию нельзя (пп.11 п.1 ст.265 НК РФ). Обратите внимание, что данное ограничение касается только фирм, использующих метод начисления. Еще одна особенность связана с приобретением амортизируемого имущества (п.1 ст.270 НК РФ). Расходы на маркетинг в этом случае будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль с момента начисления амортизации (п.1 ст.257 НК РФ).
Н.Орлова Подписано в печать 26.05.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |