Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Торгуем... "неликвидами" ("Московский бухгалтер", 2003, N 6)



"Московский бухгалтер", N 6, 2003

ТОРГУЕМ... "НЕЛИКВИДАМИ"

Хотя и славятся столичные фирмы способностью продавать что угодно, а все-таки иногда товар на складе залеживается. Реализация и налогообложение "неликвидов" имеют свои особенности, в том числе не всегда приятные для предприятия.

Понятие "неликвидов" не найти ни в одном нормативном акте. Как правило, под этим словом понимается имущество организаций:

- которое морально или физически устарело и которое нецелесообразно далее использовать внутри организации;

- товары или продукция, не пользующиеся спросом или труднореализуемые по другим причинам;

- прочие излишние и неликвидные материально-производственные запасы: отходы производства, запчасти, детали, материалы, оставшиеся после списания основных средств или забракованных изделий.

Реализация таких активов зачастую помогает организации укрепить свое финансовое состояние: улучшаются показатели финансовой устойчивости, снижается налоговая база по налогу на имущество, повышается ликвидность активов.

Бухгалтерский учет

Материалы, поступившие как отходы производства, оцениваются по стоимости возможного использования или продажи. На склад их сдают по требованию-накладной (форма N М-11).

Материальные ценности, оставшиеся от списания основных средств, оформляются специальной справкой по форме N ОС-4 или N ОС-4а. Оценивать их будут уже по фактической себестоимости исходя из текущей рыночной стоимости аналогичных материально-производственных запасов.

Вне зависимости от того, реализуются неликвидные материалы или основные средства, поступления от их продажи в бухгалтерском учете учитываются как операционные доходы. И их продажная стоимость отражается по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Реализовать их можно за любую согласованную с покупателем цену. Главное - правильно оформить нужный документ. К таким документам относятся: разрешение руководителя, товарно-транспортная накладная, накладная на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, акт списания основных средств по форме N N ОС-4 или ОС-4а. Если такие запасы реализуют через розничную сеть, их продажу оформляют товарными накладными по форме N ТОРГ-12 или расходно-приходными накладными по форме N ТОРГ-14.

Расходы по продаже "неликвидов" относятся в бухучете к операционным расходам.

Реализуемые неликвидные материалы оцениваются точно так же, как и обычные, то есть одним из способов, предусмотренных ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов":

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- способом ФИФО;

- способом ЛИФО.

Способ списания материалов нужно указать в учетной политике.

Налогообложение

Продажа излишнего, ненужного, неликвидного имущества фирмы облагается налогом на добавленную стоимость. Ведь в соответствии с п.1 ст.146 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС является реализация товаров на территории России. А товаром для целей Налогового кодекса признается любое реализуемое либо предназначенное для реализации имущество (п.3 ст.38 НК РФ).

Также в продажной стоимости "неликвидов", которые реализуются физическим лицам (в том числе и работникам фирмы) за наличный расчет, придется учесть и налог с продаж (ст.349 НК РФ).

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, рассчитанная как полученный доход, уменьшенный на величину расходов (ст.247 НК РФ). Продажа "неликвидов" является доходом от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п.1 ст.248 Налогового кодекса. При этом неважно, реализованы "неликвиды", которые являются продуктом собственного производства или которые были куплены на стороне.

Расходы по выбытию "неликвидов" в налоговом учете относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (п.1 ст.252 НК РФ).

Положительная разница между доходом и расходом от реализации амортизируемого имущества признается прибылью фирмы. Она должна быть включена в налоговую базу в том отчетном периоде, когда основное средство было продано.

А вот если от продажи неликвидного основного средства в налоговом учете будет получен убыток, то он будет учитываться при расчете налога на прибыль не сразу. Отрицательная разница включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного срока. Этот срок рассчитывают как разницу между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации. Срок определяется в месяцах и включает месяц, в котором имущество было реализовано.

Пример. Для ремонта офисного помещения ООО "Маска" приобрело 200 килограммов краски по цене 40 руб. за килограмм. Затем "Маска" докупила еще 30 килограммов той же краски у того же поставщика, но уже по цене 43 руб. за килограмм. В ходе ремонта было израсходовано 210 килограммов краски. Остальные 20 килограммов ("неликвиды") были реализованы физическому лицу по цене 55,7 руб. за килограмм (включая НДС и налог с продаж). В ООО "Маска" материалы оцениваются по себестоимости первых по времени приобретения (метод ФИФО).

Бухгалтер ООО "Маска" должен сделать в учете следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 8000 руб. (200 кг x 40 руб/кг) - приобретена первая партия краски;

Дебет 19 Кредит 60

- 1600 руб. - начислен НДС;

Дебет 10 Кредит 60

- 1290 руб. (30 кг x 43 руб/кг) - приобретена вторая партия краски;

Дебет 19 Кредит 60

- 258 руб. - начислен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

- 11 148 руб. (8000 + 1600 + 1290 + 258) - оплачены счета поставщика за приобретенную краску;

Дебет 68 Кредит 19

- 1858 руб. (1600 + 258) - зачтен НДС;

Дебет 20 Кредит 10

- 8430 руб. (200 кг x 40 руб/кг + 10 кг x 43 руб/кг) - списана в производство использованная на ремонт краска;

Дебет 76 Кредит 91

- 1114 руб. (20 кг x 55,7 руб/кг) - реализована краска физическому лицу;

Дебет 50 Кредит 76

- 1114 руб. - оплатил краску покупатель;

Дебет 91

Кредит 68 субсчет "Налог с продаж"

- 53 руб. (1114 руб. x 5 : 105) - выделен налог с продаж;

Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

- 177 руб. ((1114 руб. - 53 руб.) x 20 / 120) - выделен НДС;

Дебет 91 Кредит 10

- 860 руб. (20 кг x 43 руб.) - списана стоимость реализованной физическому лицу краски;

Дебет 91 Кредит 99

- 24 руб. (1114 - 53 - 177 - 860) - отражена прибыль от реализации излишка краски.

В.Яковлева

Подписано в печать

26.05.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Не дадим друг другу умереть ("Московский бухгалтер", 2003, N 6) >
Статья: Счета-фактуры. Вопросов больше нет... ("Московский бухгалтер", 2003, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.