Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как считать налог на прибыль: налоговики поясняют ("Расчет", 2003, N 5)



"Расчет", N 5, 2003

КАК СЧИТАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: НАЛОГОВИКИ ПОЯСНЯЮТ

В марте этого года Управление МНС по Санкт-Петербургу выпустило Письмо, в котором разъяснило часто встречающиеся вопросы, связанные с расчетом налога на прибыль (Письмо от 7 марта 2003 г. N 02-05/4803). О самых интересных разъяснениях питерских налоговиков читайте ниже.

Расходы на сертификацию

В налоговом учете расходы на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Фирмы, считающие налог на прибыль по методу начисления, должны списывать расходы в том периоде, в котором они возникли.

Поскольку сертификаты, как правило, оформляются на длительный срок, затраты на них следует рассматривать как расходы будущих периодов. Такие расходы подлежат равномерному списанию в течение срока, на который выдан сертификат.

Примечание. Как в налоговом учете списывать расходы будущих периодов, написано в ст.272 Налогового кодекса.

Такой же порядок нужно применять и к другим расходам будущих периодов. Например, к затратам на лицензирование или страхование.

Обратите внимание: если фирма рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, то затраты на сертификацию, страхование, лицензирование и т.д. надо включать в расходы в момент их оплаты.

Пример. ООО "Пассив" оплатило расходы на сертификацию собственной продукции в сумме 3600 руб. (без НДС). Сертификат выдан сроком на 1 год начиная с 1 января 2003 г. Налог на прибыль фирма считает методом начисления.

Бухгалтер "Пассива" ежемесячно в течение 2003 г. будет уменьшать облагаемую налогом прибыль на такую сумму:

3600 руб. : 12 мес. = 300 руб.

Проценты по займам

Фирмы нередко берут взаймы у граждан. Обычно эти люди являются их учредителями. Как оформить такой заем, читайте в этом номере "Расчета" на с. 123.

Как правило, проценты по займам от учредителей значительно ниже ставки рефинансирования Центробанка. А нередко по таким займам проценты вообще не платятся.

В этой связи возникает два вопроса. Во-первых, можно ли выплаченные проценты полностью включить во внереализационные расходы? Ведь фирма заняла деньги не в банке и не у другой организации, а у гражданина. Во-вторых, надо ли платить налог на прибыль с материальной выгоды в виде экономии на процентах?

Как объяснили налоговики, к расходам относятся проценты по любым займам независимо от того, у кого фирма одалживает деньги: у фирмы или у гражданина. При этом если ставка процентов по договору ниже ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной в 1,1 раза, то проценты списываются на внереализационные расходы полностью.

Дохода в виде экономии на процентах у фирмы в этом случае не возникает. Следовательно, с него не надо платить и налога на прибыль. Такой же порядок действует и в том случае, если фирма получила беспроцентный заем.

Пример. 1 апреля 2003 г. ЗАО "Актив" получило от учредителя Воробьева заем в сумме 120 000 руб. под 8 процентов годовых сроком на 6 месяцев. По договору "Актив" должен выплачивать проценты ежемесячно.

Ставка рефинансирования равна 18 процентам. Проценты по договору займа меньше ставки Центробанка, поэтому полностью уменьшают облагаемую налогом прибыль.

В налоговом учете бухгалтер "Актива" каждый месяц с апреля по сентябрь 2003 г. будет относить к расходам проценты в сумме:

120 000 руб. x 8% : 6 мес. = 1600 руб.

Алкоголь - это не представительские расходы

Вести переговоры с партнерами принято за обеденным столом. А такие мероприятия без спиртного обходятся редко. В этом случае возникает проблема: куда списать затраты на покупку алкогольных напитков? Можно ли считать такие расходы представительскими?

Оказывается, нельзя. Как написали питерские налоговики, кодекс относит к расходам на официальный прием представителей других организаций такие затраты:

- стоимость завтрака или обеда;

- транспортное обеспечение участников встречи;

- буфетное обслуживание;

- услуги внештатных переводчиков.

Примечание. Перечень представительских расходов приведен в п.2 ст.264 Налогового кодекса.

Этот перечень налоговики считают исчерпывающим. В нем не предусмотрены расходы на покупку спиртного. Следовательно, крепкие напитки фирма должна оплатить за счет собственных средств.

Чтобы обойти это ограничение, попросите ресторан или кафе, где вы встречаетесь с партнерами, не выделять стоимость алкогольных напитков в счете отдельной строкой, а включить ее в общую стоимость обеда.

Имущественный вклад в уставный капитал

Учреждая другую организацию, фирма вносит в ее уставный капитал деньги или имущество. Во втором случае обычно передаются бывшие в эксплуатации основные средства. По какой стоимости получатель должен их отразить?

Налоговики считают, что оценивать такое имущество нужно по остаточной стоимости, по которой основные средства учитывались у передающей фирмы. А вот амортизацию новый собственник может начислять двумя способами:

- исходя из общего срока полезного использования основного средства (то есть начислять амортизацию как на новые основные средства);

- исходя из оставшегося срока полезного использования.

Примечание. Срок эксплуатации основных средств для целей налогообложения установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

Второй вариант для фирмы выгоднее. Ведь стоимость полученного имущества быстрее будет полностью включена в расходы, уменьшающие облагаемую налогом прибыль.

Оставшийся срок полезного использования рассчитывают так:

Общий срок Фактический срок Оставшийся срок

полезного - использования у = полезного

использования предыдущего собственника использования

Обратите внимание: остаточная стоимость и срок фактического использования имущества у передающей фирмы должны быть подтверждены документами. Поэтому при передаче имущества нужно оформить акт о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1. Как его заполнить, читайте в апрельском номере "Расчета" на с. 128.

Примечание. Бланки по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

Пример. ЗАО "Актив" передает ООО "Пассив" в виде взноса в уставный капитал легковой автомобиль по остаточной стоимости 60 000 руб.

Срок полезного использования машины бухгалтер "Актива" установил равным 4 годам (48 месяцам). На момент передачи автомобиль использовался 2 года (24 месяца).

Бухгалтер "Пассива" решил начислять амортизацию исходя из оставшегося срока полезного использования автомобиля. Этот срок равен 24 месяцам (48 - 24).

Ежемесячно амортизация по автомобилю уменьшает налог на прибыль "Пассива" на такую величину:

60 000 руб. : 24 мес. = 2500 руб.

Таможенные платежи

При ввозе товаров в Россию фирма уплачивает различные таможенные платежи (пошлины, сборы и т.д.). Надо ли их включать в покупную стоимость товара?

Чтобы ответить на этот вопрос, налоговики обращаются к международным правилам торговли "Инкотермс". Если по условиям поставки, заключенной в соответствии с этими правилами, таможенные платежи включаются в покупную стоимость товара (например, по условию поставки FCA - франкоперевозчик), то в налоговом учете она отражается так же. Если же по условиям договора таможенные платежи не включаются в стоимость поставки, то учитывать их в покупной стоимости товаров не нужно.

Прошлогодние расходы

Счета на оплату тепловой или электрической энергии фирмы получают, как правило, с опозданием на несколько месяцев. Как быть, если счет за энергию, потребленную в декабре, получен в следующем году?

По мнению питерских налоговиков, такие затраты нужно учесть в затратах предыдущего года. Если же фирма уже отчиталась по налогу на прибыль, то придется сдавать уточненную декларацию.

В качестве аргумента налоговики приводят даты, когда расходы на энергию включаются в затраты. Это может быть один из следующих дней:

- когда фирма должна рассчитаться с поставщиком энергии по условиям договора;

- день предъявления фирме расчетных документов (например, счета);

- последний день отчетного (налогового) периода.

Примечание. Что считать датой осуществления расходов по коммунальным платежам, написано в ст.272 Налогового кодекса.

Исходя из этого делается вывод, что если фирма оплатила услугу, которая относится к прошлому году, то у нее возникает убыток прошлых лет. Такой убыток включается в состав внереализационных расходов. Если нельзя определить период совершения ошибки, то это будут внереализационные расходы отчетного периода. Когда известен момент совершения ошибки, расходы учитываются в период их совершения. В таком случае налоговую базу за этот период нужно пересчитать и подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию.

Таким образом, налоговики "забывают", что фирма может включить затраты на энергию в расходы в момент получения расчетных документов. То есть, получив счет на оплату тепло- или электроэнергии в 2003 г., можно включить эти затраты в расходы текущего года.

Обратите внимание: если вы не хотите спорить с налоговой, то лучше отнести затраты на тепловую энергию к прошлому году и сдать уточненную декларацию.

Пример. В апреле 2003 г. ООО "Пассив" оплатило счет за электроэнергию, потребленную в декабре 2002 г., на сумму 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб.

Бухгалтер "Пассива" включил эти затраты в расходы 2002 г. Для этого он подал уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлый год. При этом налог на прибыль за 2002 г. был уменьшен на такую сумму:

(120 000 руб. - 20 000 руб.) x 24% = 24 000 руб.

Н.Руденкова

Эксперт "Расчета"

Подписано в печать

19.04.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДС при передаче имущества для собственных нужд ("Расчет", 2003, N 5) >
Статья: Как выгоднее списать долг ("Расчет", 2003, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.