![]() |
| ![]() |
|
Статья: Как считать налог на прибыль: налоговики поясняют ("Расчет", 2003, N 5)
"Расчет", N 5, 2003
КАК СЧИТАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: НАЛОГОВИКИ ПОЯСНЯЮТ
В марте этого года Управление МНС по Санкт-Петербургу выпустило Письмо, в котором разъяснило часто встречающиеся вопросы, связанные с расчетом налога на прибыль (Письмо от 7 марта 2003 г. N 02-05/4803). О самых интересных разъяснениях питерских налоговиков читайте ниже.
Расходы на сертификацию
В налоговом учете расходы на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Фирмы, считающие налог на прибыль по методу начисления, должны списывать расходы в том периоде, в котором они возникли. Поскольку сертификаты, как правило, оформляются на длительный срок, затраты на них следует рассматривать как расходы будущих периодов. Такие расходы подлежат равномерному списанию в течение срока, на который выдан сертификат.
Примечание. Как в налоговом учете списывать расходы будущих периодов, написано в ст.272 Налогового кодекса.
Такой же порядок нужно применять и к другим расходам будущих периодов. Например, к затратам на лицензирование или страхование. Обратите внимание: если фирма рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, то затраты на сертификацию, страхование, лицензирование и т.д. надо включать в расходы в момент их оплаты.
Пример. ООО "Пассив" оплатило расходы на сертификацию собственной продукции в сумме 3600 руб. (без НДС). Сертификат выдан сроком на 1 год начиная с 1 января 2003 г. Налог на прибыль фирма считает методом начисления. Бухгалтер "Пассива" ежемесячно в течение 2003 г. будет уменьшать облагаемую налогом прибыль на такую сумму: 3600 руб. : 12 мес. = 300 руб.
Проценты по займам
Фирмы нередко берут взаймы у граждан. Обычно эти люди являются их учредителями. Как оформить такой заем, читайте в этом номере "Расчета" на с. 123. Как правило, проценты по займам от учредителей значительно ниже ставки рефинансирования Центробанка. А нередко по таким займам проценты вообще не платятся. В этой связи возникает два вопроса. Во-первых, можно ли выплаченные проценты полностью включить во внереализационные расходы? Ведь фирма заняла деньги не в банке и не у другой организации, а у гражданина. Во-вторых, надо ли платить налог на прибыль с материальной выгоды в виде экономии на процентах? Как объяснили налоговики, к расходам относятся проценты по любым займам независимо от того, у кого фирма одалживает деньги: у фирмы или у гражданина. При этом если ставка процентов по договору ниже ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной в 1,1 раза, то проценты списываются на внереализационные расходы полностью. Дохода в виде экономии на процентах у фирмы в этом случае не возникает. Следовательно, с него не надо платить и налога на прибыль. Такой же порядок действует и в том случае, если фирма получила беспроцентный заем.
Пример. 1 апреля 2003 г. ЗАО "Актив" получило от учредителя Воробьева заем в сумме 120 000 руб. под 8 процентов годовых сроком на 6 месяцев. По договору "Актив" должен выплачивать проценты ежемесячно. Ставка рефинансирования равна 18 процентам. Проценты по договору займа меньше ставки Центробанка, поэтому полностью уменьшают облагаемую налогом прибыль. В налоговом учете бухгалтер "Актива" каждый месяц с апреля по сентябрь 2003 г. будет относить к расходам проценты в сумме: 120 000 руб. x 8% : 6 мес. = 1600 руб.
Алкоголь - это не представительские расходы
Вести переговоры с партнерами принято за обеденным столом. А такие мероприятия без спиртного обходятся редко. В этом случае возникает проблема: куда списать затраты на покупку алкогольных напитков? Можно ли считать такие расходы представительскими? Оказывается, нельзя. Как написали питерские налоговики, кодекс относит к расходам на официальный прием представителей других организаций такие затраты: - стоимость завтрака или обеда; - транспортное обеспечение участников встречи; - буфетное обслуживание; - услуги внештатных переводчиков.
Примечание. Перечень представительских расходов приведен в п.2 ст.264 Налогового кодекса.
Этот перечень налоговики считают исчерпывающим. В нем не предусмотрены расходы на покупку спиртного. Следовательно, крепкие напитки фирма должна оплатить за счет собственных средств. Чтобы обойти это ограничение, попросите ресторан или кафе, где вы встречаетесь с партнерами, не выделять стоимость алкогольных напитков в счете отдельной строкой, а включить ее в общую стоимость обеда.
Имущественный вклад в уставный капитал
Учреждая другую организацию, фирма вносит в ее уставный капитал деньги или имущество. Во втором случае обычно передаются бывшие в эксплуатации основные средства. По какой стоимости получатель должен их отразить? Налоговики считают, что оценивать такое имущество нужно по остаточной стоимости, по которой основные средства учитывались у передающей фирмы. А вот амортизацию новый собственник может начислять двумя способами: - исходя из общего срока полезного использования основного средства (то есть начислять амортизацию как на новые основные средства); - исходя из оставшегося срока полезного использования.
Примечание. Срок эксплуатации основных средств для целей налогообложения установлен Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Второй вариант для фирмы выгоднее. Ведь стоимость полученного имущества быстрее будет полностью включена в расходы, уменьшающие облагаемую налогом прибыль. Оставшийся срок полезного использования рассчитывают так:
Общий срок Фактический срок Оставшийся срок полезного - использования у = полезного использования предыдущего собственника использования
Обратите внимание: остаточная стоимость и срок фактического использования имущества у передающей фирмы должны быть подтверждены документами. Поэтому при передаче имущества нужно оформить акт о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1. Как его заполнить, читайте в апрельском номере "Расчета" на с. 128.
Примечание. Бланки по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.
Пример. ЗАО "Актив" передает ООО "Пассив" в виде взноса в уставный капитал легковой автомобиль по остаточной стоимости 60 000 руб. Срок полезного использования машины бухгалтер "Актива" установил равным 4 годам (48 месяцам). На момент передачи автомобиль использовался 2 года (24 месяца). Бухгалтер "Пассива" решил начислять амортизацию исходя из оставшегося срока полезного использования автомобиля. Этот срок равен 24 месяцам (48 - 24). Ежемесячно амортизация по автомобилю уменьшает налог на прибыль "Пассива" на такую величину: 60 000 руб. : 24 мес. = 2500 руб.
Таможенные платежи
При ввозе товаров в Россию фирма уплачивает различные таможенные платежи (пошлины, сборы и т.д.). Надо ли их включать в покупную стоимость товара? Чтобы ответить на этот вопрос, налоговики обращаются к международным правилам торговли "Инкотермс". Если по условиям поставки, заключенной в соответствии с этими правилами, таможенные платежи включаются в покупную стоимость товара (например, по условию поставки FCA - франкоперевозчик), то в налоговом учете она отражается так же. Если же по условиям договора таможенные платежи не включаются в стоимость поставки, то учитывать их в покупной стоимости товаров не нужно.
Прошлогодние расходы
Счета на оплату тепловой или электрической энергии фирмы получают, как правило, с опозданием на несколько месяцев. Как быть, если счет за энергию, потребленную в декабре, получен в следующем году? По мнению питерских налоговиков, такие затраты нужно учесть в затратах предыдущего года. Если же фирма уже отчиталась по налогу на прибыль, то придется сдавать уточненную декларацию. В качестве аргумента налоговики приводят даты, когда расходы на энергию включаются в затраты. Это может быть один из следующих дней: - когда фирма должна рассчитаться с поставщиком энергии по условиям договора; - день предъявления фирме расчетных документов (например, счета); - последний день отчетного (налогового) периода.
Примечание. Что считать датой осуществления расходов по коммунальным платежам, написано в ст.272 Налогового кодекса.
Исходя из этого делается вывод, что если фирма оплатила услугу, которая относится к прошлому году, то у нее возникает убыток прошлых лет. Такой убыток включается в состав внереализационных расходов. Если нельзя определить период совершения ошибки, то это будут внереализационные расходы отчетного периода. Когда известен момент совершения ошибки, расходы учитываются в период их совершения. В таком случае налоговую базу за этот период нужно пересчитать и подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию. Таким образом, налоговики "забывают", что фирма может включить затраты на энергию в расходы в момент получения расчетных документов. То есть, получив счет на оплату тепло- или электроэнергии в 2003 г., можно включить эти затраты в расходы текущего года. Обратите внимание: если вы не хотите спорить с налоговой, то лучше отнести затраты на тепловую энергию к прошлому году и сдать уточненную декларацию.
Пример. В апреле 2003 г. ООО "Пассив" оплатило счет за электроэнергию, потребленную в декабре 2002 г., на сумму 120 000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб. Бухгалтер "Пассива" включил эти затраты в расходы 2002 г. Для этого он подал уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлый год. При этом налог на прибыль за 2002 г. был уменьшен на такую сумму: (120 000 руб. - 20 000 руб.) x 24% = 24 000 руб.
Н.Руденкова Эксперт "Расчета" Подписано в печать 19.04.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |