![]() |
| ![]() |
|
Статья: Практические аспекты внедрения МСФО в российскую практику ("Аудиторские ведомости", 2003, N 5)
"Аудиторские ведомости", N 5, 2003
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283, в плане мероприятий по ее реализации предусматривала разработку новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, а также разработку инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов). Этот процесс должен был завершиться по плану в 2000 г. Однако, поскольку столь масштабное реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности явилось мероприятием беспрецедентным, по вполне объективным причинам выдержать ранее намеченные сроки не представилось возможным. Тем не менее за истекшее с момента принятия Программы реформирования время Минфином России проделана значительная работа по подготовке новых положений по бухгалтерскому учету. Следует отметить, что отечественные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это документы различного правового статуса. Кроме того, при подготовке этих документов применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров капиталистических стран. Нам представляется возможным оценить объем проделанной работы путем сопоставления перечня действующих МСФО и отечественных ПБУ. Естественно, что это сопоставление будет носить весьма приблизительный характер, поскольку точное соотнесение МСФО и ПБУ невозможно по уже упоминавшимся причинам. Однако наличие соответствующих ПБУ является необходимой предпосылкой для подготовки отчетности, которая, пусть и с некоторыми корректировками, удовлетворяла бы требованиям МСФО.
Примерное соответствие МСФО и ПБУ
————T—————————————————————————————T——————————————————————————————¬ | N | МСФО | Соответствующее ПБУ | |п/п| | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 1|МСФО 1. Представление |ПБУ 1/98 "Учетная политика | | |финансовой отчетности |организации" | | | |ПБУ 4/99 "Бухгалтерская | | | |отчетность организации" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 2|МСФО 2. Запасы |ПБУ 5/01 "Учет материально— | | | |производственных запасов" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 3|МСФО 4. Учет амортизации |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 4|МСФО 7. Отчеты о движении |Аналог отсутствует | | |денежных средств | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 5|МСФО 8. Чистая прибыль или |Аналог отсутствует | | |убыток за период, | | | |фундаментальные ошибки и | | | |изменения в учетной политике | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 6|МСФО 9. Затраты на |ПБУ 17/02 "Учет расходов на | | |исследования и разработки |научно—исследовательские, | | | |опытно—конструкторские и | | | |технологические работы" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 7|МСФО 10. Условные события и |ПБУ 7/98 "События после | | |события, происшедшие после |отчетной даты" | | |отчетной даты | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 8|МСФО 11. Договоры подряда |ПБУ 2/94 "Учет договоров | | | |(контрактов) на капитальное | | | |строительство" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 9|МСФО 12. Налоги на прибыль |ПБУ 18/02 "Учет расчетов по | | | |налогу на прибыль" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 10|МСФО 14. Сегментная |ПБУ 12/2000 "Информация по | | |отчетность |сегментам" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 11|МСФО 15. Информация, |Аналог отсутствует | | |отражающая влияние изменения | | | |цен | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 12|МСФО 16. Основные средства |ПБУ 6/01 "Учет основных | | | |средств" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 13|МСФО 17. Аренда |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 14|МСФО 18. Выручка |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 15|МСФО 19. Вознаграждения |Аналог отсутствует | | |работникам | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 16|МСФО 20. Учет |ПБУ 13/2000 "Учет | | |правительственных субсидий и |государственной помощи" | | |раскрытие информации о | | | |правительственной помощи | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 17|МСФО 21. Влияние изменений |ПБУ 3/2000 "Учет активов и | | |валютных курсов |обязательств, стоимость | | | |которых выражена в иностранной| | | |валюте" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 18|МСФО 22. Объединение компаний|Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 19|МСФО 23. Затраты по займам |ПБУ 15/01 "Учет займов и | | | |кредитов и затрат по их | | | |обслуживанию" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 20|МСФО 24. Раскрытие информации| ПБУ 11/2000 "Информация об | | |о связанных сторонах |аффилированных лицах" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 21|МСФО 25. Учет инвестиций |ПБУ 19/02 "Учет финансовых | | | |вложений" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 22|МСФО 26. Учет и отчетность |Аналог отсутствует | | |по программам пенсионного | | | |обеспечения (пенсионным | | | |планам) | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 23|МСФО 27. Сводная финансовая |Аналог отсутствует, однако | | |отчетность и учет инвестиций |имеются Методические | | |в дочерние компании |рекомендации по составлению | | | |и представлению сводной | | | |бухгалтерской отчетности, | | | |утвержденные Приказом | | | |Минфина России от 30.12.1996 | | | |N 112 (в ред. Приказа Минфина | | | |России от 12.05.1999 N 36н) | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 24|МСФО 28. Учет инвестиций в |Аналог отсутствует | | |ассоциированные компании | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 25|МСФО 29. Финансовая |Аналог отсутствует | | |отчетность в условиях | | | |гиперинфляции | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 26|МСФО 30. Раскрытие информации|Аналог отсутствует | | |в финансовой отчетности |Издание нормативных актов, | | |банков и аналогичных |регламентирующих представление| | |финансовых институтов |отчетности коммерческими | | | |банками, находится в | | | |компетенции Банка России | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 27|МСФО 31. Финансовая |Аналог отсутствует | | |отчетность об участии в | | | |совместной деятельности | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 28|МСФО 32. Финансовые |Аналог отсутствует | | |инструменты: раскрытие и | | | |представление информации | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 29|МСФО 33. Прибыль на акцию |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 30|МСФО 34. Промежуточная |Аналог отсутствует | | |финансовая отчетность | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 31|МСФО 35. Прекращаемая |ПБУ 16/02 "Информация по | | |деятельность |прекращаемой деятельности" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 32|МСФО 36. Обесценение активов |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 33|МСФО 37. Резервы, условные |ПБУ 8/01 "Условные факты | | |обязательства и условные |хозяйственной деятельности" | | |активы | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 34|МСФО 38. Нематериальные |ПБУ 14/2000 "Учет | | |активы |нематериальных активов" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 35|МСФО 39. Финансовые |Аналог отсутствует | | |инструменты: признание и | | | |оценка | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 36|МСФО 40. Инвестиционное |Аналог отсутствует | | |имущество | | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 37|МСФО 41. Сельское хозяйство |Аналог отсутствует | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 38|Аналог отсутствует |ПБУ 10/99 "Расходы | | | |организации" | +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+ | 39|Аналог отсутствует |ПБУ 9/99 "Доходы организации" | L———+—————————————————————————————+——————————————————————————————— Как видно из приведенной таблицы, далеко не всем МСФО соответствуют уже утвержденные ПБУ. Некоторые ПБУ, в свою очередь, не имеют аналогов среди МСФО, поскольку рассматриваемые в них вопросы слишком узки.
Следует обратить внимание и на преамбулу к МСФО - на так называемые Принципы, предшествующие текстам самих стандартов. Данные Принципы являются основополагающими и должны соблюдаться при подготовке отчетности для внешних пользователей. Имеется оговорка о том, что в случае вступления Принципов в противоречие с требованиями какого-либо из МСФО необходимо будет руководствоваться требованиями стандарта. К указанным выше Принципам при подготовке финансовой отчетности относятся следующие. В части основополагающих допущений: применение метода начисления; непрерывность деятельности компании. В части качественных характеристик финансовой отчетности: понятность; уместность; существенность; надежность; правдивое представление; преобладание сущности над формой; нейтральность (непредвзятость); осмотрительность; полнота; сопоставимость (за разные периоды и с отчетностью других компаний); своевременность; баланс между выгодами от финансовой отчетности и затратами на ее подготовку; достоверное и объективное представление. Очевидно, что значительная часть этих Принципов уже нашла отражение в российских нормативных актах по бухгалтерскому учету и отчетности. Отметим, что среди Принципов нет такого, который требовал бы непосредственной увязки отчетных данных с данными синтетического и аналитического бухгалтерского учета. Это дает нам возможность трансформации отчетных данных, полученных в соответствии с требованиями национальных нормативных актов в области бухгалтерского учета и отчетности, в отчетность, соответствующую требованиям МСФО, о чем мы подробнее скажем ниже. Заметим также, что отчетность только тогда считается полностью соответствующей МСФО, когда она отвечает требованиям всех действующих стандартов. Помимо самих МСФО есть и их интерпретации, издаваемые Постоянным комитетом по интерпретации МСФО. Необходимость в интерпретациях вызвана некоторой декларативностью и обобщенностью МСФО, которая, кстати, ранее практически не встречалась в отечественных нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности. Отсутствуют у нас и официально признанные определения, применяемые в МСФО, и единообразие в их толковании. Планом мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета было предусмотрено издание перевода МСФО на русский язык и словаря терминов, употребляемых в них, в марте 1998 г. Такой перевод был осуществлен по заказу коммерческого издательства. В настоящее время данный перевод МСФО на русский язык распространяется издательством на платной основе и пока является безальтернативным. Следует обратить внимание на имеющиеся различия в терминологии, применяемой в ПБУ, издаваемых Минфином России, и в терминологии русского перевода текста МСФО. Неизвестно также, каким образом термины, использованные в русском переводе текстов МСФО, будут использоваться в национальных нормативных актах. Официальное же использование МСФО без издания соответствующих национальных нормативных актов - положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для подготовки юридически значимой отчетности, на наш взгляд, едва ли возможно. Однако не только Россия сталкивается с трудностями перехода на МСФО. Так, проведенное международное исследование в области финансовой отчетности, получившее название "GAAP 2001", не выявило явного сближения национальных стандартов с МСФО в большинстве стран, в которых проводилось исследование. В трети из обследованных 62 стран признается необходимость сближения национальных стандартов и МСФО и предполагаются конкретные меры по соответствующему изменению национальных стандартов. В половине же обследованных стран не предпринимается никаких сколько-нибудь серьезных шагов по преодолению имеющихся существенных различий между национальными и международными стандартами. В то же время рассматриваются значительные изменения самих МСФО. Если эти изменения произойдут, то различия МСФО с национальными стандартами станут еще более значительными. Как было сказано, основными принципами международной финансовой отчетности являются предоставление данных о реальной стоимости предприятия на отчетную дату и отход от затратного метода оценки. Кроме того, применение МСФО требует использования достаточно сложных технических приемов для оценки стоимости активов и обязательств, а также перехода от отдельных отчетов о прибылях и убытках и изменениях в капитале к консолидированному отчету о доходах, который показывает изменения в стоимости имущества и обязательствах предприятий независимо от взносов собственников и выплаты им дивидендов. Применение МСФО в России поэтому представляется весьма проблематичным, в том числе в связи с применением "учета по справедливой стоимости", учетом влияния инфляции и т.д., что является основанием для вывода о том, что различия между российскими и международными стандартами всегда будут сохраняться. Однако ситуация, на наш взгляд, не является безнадежной. Как известно, для подготовки отчетности, соответствующей требованиям МСФО, применяются два основных метода: трансформации, при котором по мере необходимости вносятся корректировочные бухгалтерские записи, позволяющие устранить выявленные различия между МСФО и действующими национальными нормативными актами (т.е. метод последующей корректировки); конверсии, требующий параллельного ведения учета в соответствии с требованиями как национального законодательства, так и МСФО. Заметим, что метод конверсии неприемлем для большинства компаний, так как требует достаточно больших дополнительных затрат по ведению учета. Кроме того, необходимо экономическое обоснование понесенных затрат в целях налогообложения. В этой ситуации метод трансформации выглядит предпочтительнее как менее затратный. В процессе сближения требований национальных нормативных актов в области бухгалтерского учета и отчетности и МСФО объемы трансформации будут неизбежно уменьшаться. Наиболее существенным препятствием для внедрения метода трансформации в широкую практику является, по нашему мнению, отсутствие нормативно закрепленного алгоритма такой трансформации. Сейчас каждая компания занимается формированием отчетности в соответствии с МСФО в меру своего понимания этих стандартов. Следовательно, роль субъективного фактора здесь очень велика. В этой связи представляется целесообразным утверждение общего порядка трансформации отчетности в отчетность в соответствии с требованиями МСФО на переходный период, в течение которого продлится реформирование российского бухгалтерского учета и отчетности. Внесение поправок в такой документ можно сделать более оперативно, нежели во все ПБУ, требующие корректировок для соответствия изменениям, вносимым в МСФО. Это обеспечит возможность своевременной подготовки отчетности в соответствии с действующими МСФО по объективным, утвержденным на уровне национального нормативного акта, критериям.
Л.С.Стуков Директор ООО "Независимые деловые консультации" Подписано в печать 15.04.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |