Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Практические аспекты внедрения МСФО в российскую практику ("Аудиторские ведомости", 2003, N 5)



"Аудиторские ведомости", N 5, 2003

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО

В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283, в плане мероприятий по ее реализации предусматривала разработку новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, а также разработку инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов). Этот процесс должен был завершиться по плану в 2000 г. Однако, поскольку столь масштабное реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности явилось мероприятием беспрецедентным, по вполне объективным причинам выдержать ранее намеченные сроки не представилось возможным. Тем не менее за истекшее с момента принятия Программы реформирования время Минфином России проделана значительная работа по подготовке новых положений по бухгалтерскому учету.

Следует отметить, что отечественные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это документы различного правового статуса. Кроме того, при подготовке этих документов применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров капиталистических стран.

Нам представляется возможным оценить объем проделанной работы путем сопоставления перечня действующих МСФО и отечественных ПБУ. Естественно, что это сопоставление будет носить весьма приблизительный характер, поскольку точное соотнесение МСФО и ПБУ невозможно по уже упоминавшимся причинам. Однако наличие соответствующих ПБУ является необходимой предпосылкой для подготовки отчетности, которая, пусть и с некоторыми корректировками, удовлетворяла бы требованиям МСФО.

Примерное соответствие МСФО и ПБУ

     
   ————T—————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   | N |            МСФО             |      Соответствующее ПБУ     |
   |п/п|                             |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  1|МСФО 1. Представление        |ПБУ 1/98 "Учетная политика    |
   |   |финансовой отчетности        |организации"                  |
   |   |                             |ПБУ 4/99 "Бухгалтерская       |
   |   |                             |отчетность организации"       |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  2|МСФО 2. Запасы               |ПБУ 5/01 "Учет материально—   |
   |   |                             |производственных запасов"     |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  3|МСФО 4. Учет амортизации     |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  4|МСФО 7. Отчеты о движении    |Аналог отсутствует            |
   |   |денежных средств             |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  5|МСФО 8. Чистая прибыль или   |Аналог отсутствует            |
   |   |убыток за период,            |                              |
   |   |фундаментальные ошибки и     |                              |
   |   |изменения в учетной политике |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  6|МСФО 9. Затраты на           |ПБУ 17/02 "Учет расходов на   |
   |   |исследования и разработки    |научно—исследовательские,     |
   |   |                             |опытно—конструкторские и      |
   |   |                             |технологические работы"       |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  7|МСФО 10. Условные события и  |ПБУ 7/98 "События после       |
   |   |события, происшедшие после   |отчетной даты"                |
   |   |отчетной даты                |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  8|МСФО 11. Договоры подряда    |ПБУ 2/94 "Учет договоров      |
   |   |                             |(контрактов) на капитальное   |
   |   |                             |строительство"                |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  9|МСФО 12. Налоги на прибыль   |ПБУ 18/02 "Учет расчетов по   |
   |   |                             |налогу на прибыль"            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 10|МСФО 14. Сегментная          |ПБУ 12/2000 "Информация по    |
   |   |отчетность                   |сегментам"                    |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 11|МСФО 15. Информация,         |Аналог отсутствует            |
   |   |отражающая влияние изменения |                              |
   |   |цен                          |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 12|МСФО 16. Основные средства   |ПБУ 6/01 "Учет основных       |
   |   |                             |средств"                      |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 13|МСФО 17. Аренда              |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 14|МСФО 18. Выручка             |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 15|МСФО 19. Вознаграждения      |Аналог отсутствует            |
   |   |работникам                   |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 16|МСФО 20. Учет                |ПБУ 13/2000 "Учет             |
   |   |правительственных субсидий и |государственной помощи"       |
   |   |раскрытие информации о       |                              |
   |   |правительственной помощи     |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 17|МСФО 21. Влияние изменений   |ПБУ 3/2000 "Учет активов и    |
   |   |валютных курсов              |обязательств, стоимость       |
   |   |                             |которых выражена в иностранной|
   |   |                             |валюте"                       |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 18|МСФО 22. Объединение компаний|Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 19|МСФО 23. Затраты по займам   |ПБУ 15/01 "Учет займов и      |
   |   |                             |кредитов и затрат по их       |
   |   |                             |обслуживанию"                 |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 20|МСФО 24. Раскрытие информации| ПБУ 11/2000 "Информация об   |
   |   |о связанных сторонах         |аффилированных лицах"         |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 21|МСФО 25. Учет инвестиций     |ПБУ 19/02 "Учет финансовых    |
   |   |                             |вложений"                     |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 22|МСФО 26. Учет и отчетность   |Аналог отсутствует            |
   |   |по программам пенсионного    |                              |
   |   |обеспечения (пенсионным      |                              |
   |   |планам)                      |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 23|МСФО 27. Сводная финансовая  |Аналог отсутствует, однако    |
   |   |отчетность и учет инвестиций |имеются Методические          |
   |   |в дочерние компании          |рекомендации по составлению   |
   |   |                             |и представлению сводной       |
   |   |                             |бухгалтерской отчетности,     |
   |   |                             |утвержденные Приказом         |
   |   |                             |Минфина России от 30.12.1996  |
   |   |                             |N 112 (в ред. Приказа Минфина |
   |   |                             |России от 12.05.1999 N 36н)   |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 24|МСФО 28. Учет инвестиций в   |Аналог отсутствует            |
   |   |ассоциированные компании     |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 25|МСФО 29. Финансовая          |Аналог отсутствует            |
   |   |отчетность в условиях        |                              |
   |   |гиперинфляции                |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 26|МСФО 30. Раскрытие информации|Аналог отсутствует            |
   |   |в финансовой отчетности      |Издание нормативных актов,    |
   |   |банков и аналогичных         |регламентирующих представление|
   |   |финансовых институтов        |отчетности коммерческими      |
   |   |                             |банками, находится в          |
   |   |                             |компетенции Банка России      |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 27|МСФО 31. Финансовая          |Аналог отсутствует            |
   |   |отчетность об участии в      |                              |
   |   |совместной деятельности      |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 28|МСФО 32. Финансовые          |Аналог отсутствует            |
   |   |инструменты: раскрытие и     |                              |
   |   |представление информации     |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 29|МСФО 33. Прибыль на акцию    |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 30|МСФО 34. Промежуточная       |Аналог отсутствует            |
   |   |финансовая отчетность        |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 31|МСФО 35. Прекращаемая        |ПБУ 16/02 "Информация по      |
   |   |деятельность                 |прекращаемой деятельности"    |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 32|МСФО 36. Обесценение активов |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 33|МСФО 37. Резервы, условные   |ПБУ 8/01 "Условные факты      |
   |   |обязательства и условные     |хозяйственной деятельности"   |
   |   |активы                       |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 34|МСФО 38. Нематериальные      |ПБУ 14/2000 "Учет             |
   |   |активы                       |нематериальных активов"       |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 35|МСФО 39. Финансовые          |Аналог отсутствует            |
   |   |инструменты: признание и     |                              |
   |   |оценка                       |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 36|МСФО 40. Инвестиционное      |Аналог отсутствует            |
   |   |имущество                    |                              |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 37|МСФО 41. Сельское хозяйство  |Аналог отсутствует            |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 38|Аналог отсутствует           |ПБУ 10/99 "Расходы            |
   |   |                             |организации"                  |
   +———+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   | 39|Аналог отсутствует           |ПБУ 9/99 "Доходы организации" |
   L———+—————————————————————————————+———————————————————————————————
   

Как видно из приведенной таблицы, далеко не всем МСФО соответствуют уже утвержденные ПБУ. Некоторые ПБУ, в свою очередь, не имеют аналогов среди МСФО, поскольку рассматриваемые в них вопросы слишком узки.

Следует обратить внимание и на преамбулу к МСФО - на так называемые Принципы, предшествующие текстам самих стандартов. Данные Принципы являются основополагающими и должны соблюдаться при подготовке отчетности для внешних пользователей. Имеется оговорка о том, что в случае вступления Принципов в противоречие с требованиями какого-либо из МСФО необходимо будет руководствоваться требованиями стандарта.

К указанным выше Принципам при подготовке финансовой отчетности относятся следующие.

В части основополагающих допущений:

применение метода начисления;

непрерывность деятельности компании.

В части качественных характеристик финансовой отчетности:

понятность;

уместность;

существенность;

надежность;

правдивое представление;

преобладание сущности над формой;

нейтральность (непредвзятость);

осмотрительность;

полнота;

сопоставимость (за разные периоды и с отчетностью других компаний);

своевременность;

баланс между выгодами от финансовой отчетности и затратами на ее подготовку;

достоверное и объективное представление.

Очевидно, что значительная часть этих Принципов уже нашла отражение в российских нормативных актах по бухгалтерскому учету и отчетности. Отметим, что среди Принципов нет такого, который требовал бы непосредственной увязки отчетных данных с данными синтетического и аналитического бухгалтерского учета. Это дает нам возможность трансформации отчетных данных, полученных в соответствии с требованиями национальных нормативных актов в области бухгалтерского учета и отчетности, в отчетность, соответствующую требованиям МСФО, о чем мы подробнее скажем ниже. Заметим также, что отчетность только тогда считается полностью соответствующей МСФО, когда она отвечает требованиям всех действующих стандартов.

Помимо самих МСФО есть и их интерпретации, издаваемые Постоянным комитетом по интерпретации МСФО. Необходимость в интерпретациях вызвана некоторой декларативностью и обобщенностью МСФО, которая, кстати, ранее практически не встречалась в отечественных нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности. Отсутствуют у нас и официально признанные определения, применяемые в МСФО, и единообразие в их толковании.

Планом мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета было предусмотрено издание перевода МСФО на русский язык и словаря терминов, употребляемых в них, в марте 1998 г. Такой перевод был осуществлен по заказу коммерческого издательства. В настоящее время данный перевод МСФО на русский язык распространяется издательством на платной основе и пока является безальтернативным. Следует обратить внимание на имеющиеся различия в терминологии, применяемой в ПБУ, издаваемых Минфином России, и в терминологии русского перевода текста МСФО. Неизвестно также, каким образом термины, использованные в русском переводе текстов МСФО, будут использоваться в национальных нормативных актах. Официальное же использование МСФО без издания соответствующих национальных нормативных актов - положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для подготовки юридически значимой отчетности, на наш взгляд, едва ли возможно.

Однако не только Россия сталкивается с трудностями перехода на МСФО. Так, проведенное международное исследование в области финансовой отчетности, получившее название "GAAP 2001", не выявило явного сближения национальных стандартов с МСФО в большинстве стран, в которых проводилось исследование. В трети из обследованных 62 стран признается необходимость сближения национальных стандартов и МСФО и предполагаются конкретные меры по соответствующему изменению национальных стандартов. В половине же обследованных стран не предпринимается никаких сколько-нибудь серьезных шагов по преодолению имеющихся существенных различий между национальными и международными стандартами. В то же время рассматриваются значительные изменения самих МСФО. Если эти изменения произойдут, то различия МСФО с национальными стандартами станут еще более значительными.

Как было сказано, основными принципами международной финансовой отчетности являются предоставление данных о реальной стоимости предприятия на отчетную дату и отход от затратного метода оценки. Кроме того, применение МСФО требует использования достаточно сложных технических приемов для оценки стоимости активов и обязательств, а также перехода от отдельных отчетов о прибылях и убытках и изменениях в капитале к консолидированному отчету о доходах, который показывает изменения в стоимости имущества и обязательствах предприятий независимо от взносов собственников и выплаты им дивидендов. Применение МСФО в России поэтому представляется весьма проблематичным, в том числе в связи с применением "учета по справедливой стоимости", учетом влияния инфляции и т.д., что является основанием для вывода о том, что различия между российскими и международными стандартами всегда будут сохраняться.

Однако ситуация, на наш взгляд, не является безнадежной. Как известно, для подготовки отчетности, соответствующей требованиям МСФО, применяются два основных метода:

трансформации, при котором по мере необходимости вносятся корректировочные бухгалтерские записи, позволяющие устранить выявленные различия между МСФО и действующими национальными нормативными актами (т.е. метод последующей корректировки);

конверсии, требующий параллельного ведения учета в соответствии с требованиями как национального законодательства, так и МСФО.

Заметим, что метод конверсии неприемлем для большинства компаний, так как требует достаточно больших дополнительных затрат по ведению учета. Кроме того, необходимо экономическое обоснование понесенных затрат в целях налогообложения. В этой ситуации метод трансформации выглядит предпочтительнее как менее затратный. В процессе сближения требований национальных нормативных актов в области бухгалтерского учета и отчетности и МСФО объемы трансформации будут неизбежно уменьшаться.

Наиболее существенным препятствием для внедрения метода трансформации в широкую практику является, по нашему мнению, отсутствие нормативно закрепленного алгоритма такой трансформации. Сейчас каждая компания занимается формированием отчетности в соответствии с МСФО в меру своего понимания этих стандартов. Следовательно, роль субъективного фактора здесь очень велика. В этой связи представляется целесообразным утверждение общего порядка трансформации отчетности в отчетность в соответствии с требованиями МСФО на переходный период, в течение которого продлится реформирование российского бухгалтерского учета и отчетности. Внесение поправок в такой документ можно сделать более оперативно, нежели во все ПБУ, требующие корректировок для соответствия изменениям, вносимым в МСФО.

Это обеспечит возможность своевременной подготовки отчетности в соответствии с действующими МСФО по объективным, утвержденным на уровне национального нормативного акта, критериям.

Л.С.Стуков

Директор

ООО "Независимые деловые консультации"

Подписано в печать

15.04.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Имеет ли право физическое лицо вычесть затраты на ремонт сдаваемой квартиры из начисляемого налога с дохода за нее? ("Аудиторские ведомости", 2003, N 5) >
Статья: Организация в условиях банкротства: бухгалтерский учет и аудит ("Аудиторские ведомости", 2003, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.