![]() |
| ![]() |
|
Статья: Переоценка основных средств в бюджетных учреждениях ("Аудиторские ведомости", 2003, N 5)
"Аудиторские ведомости", N 5, 2003
ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Стоимость основных средств и нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете и отчетности по их первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, а объекты, которые подвергались переоценке, - по восстановительной стоимости. В целях отражения в бухгалтерской отчетности реальной стоимости основных средств и нематериальных активов Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 N 1611-р устанавливается необходимость проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, в том числе находящихся в федеральной собственности за рубежом. Данное Распоряжение касается лишь бюджетных учреждений, под которыми понимаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ч.2 п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н). В соответствии с Распоряжением N 1611-р именно такие организации обязаны осуществить переоценку основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2003 г. Ограниченным является и объект переоценки. Так, переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, действующие, находящиеся на консервации и в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, объекты, не завершенные строительством, а также приобретенное оборудование, предназначенное к установке. Причем к основным средствам относятся материально - вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50 МРОТ. Состав основных средств определяется действующим законодательством. Так, в соответствии с п.32 Инструкции N 107н в составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Законченные капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды. Понятие нематериальных активов содержится в Положении по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н). Для отнесения к нематериальным активам объекты должны обладать следующими признаками: а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры; б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). Состав нематериальных средств содержится в ПБУ 14/2000. Переоценка основных средств и нематериальных активов осуществляется по утвержденным Госкомстатом России коэффициентам. Во исполнение Распоряжения N 1611-р Госкомстат России 27 ноября 2002 г. утвердил коэффициенты, в соответствии с которыми должна производиться переоценка. Этим документом установлены коэффициенты переоценки для зданий и сооружений в зависимости от местности (субъекта Российской Федерации) и от года учета приобретения; для основных фондов в зависимости от их видов и для материальных активов. Для объектов незавершенного строительства помимо прочего применяются еще и дополнительные поправочные коэффициенты. Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений утвержден совместным Приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7. Так, переоценку необходимо произвести в течение первого полугодия 2003 г. Итоги переоценки будут учитываться в текущих формах статистического наблюдения начиная с отчетов за первое полугодие 2003 г., а в годовых формах статистического наблюдения - с отчетов за 2003 г. (на начало года). Помимо этого результаты переоценки отражаются также в балансе исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения за первое полугодие 2003 г. в графе "На начало года" и в объяснительной записке к отчету по измененным счетам баланса. Необходимо отметить, что регулярно Правительством Российской Федерации принимались решения о необходимости проведения переоценки. Причем, в отличие от Распоряжения N 1611-р, они касались как коммерческих, так и некоммерческих организаций, т.е. организаций любых форм собственности. Указанный выше Порядок переоценки заслуживает внимания еще и потому, что устанавливает периодичность и правила, по которым будут производиться все последующие переоценки. Необходимость очередной переоценки зависит от роста цен производителей в строительстве. Очередная переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных организаций должна проводиться по достижении "порогового" (предельного) уровня роста цен производителей в строительстве. За "пороговое" значение принимается 35%-ный рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений. В таком случае основные средства и нематериальные активы переоцениваются на 1 января года, следующего за годом, в котором рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений достиг "порогового" значения. Однако эти положения являются условием, при котором Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России и Госкомстат России могут принять решение об очередной переоценке. Такое решение в будущем должно приниматься не позднее 1 ноября года, предшествующего переоценке. В 2003 г. переоценка должна быть произведена в первом полугодии.
Е.Ю.Черных Юрист Подписано в печать 15.04.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |