![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 "О введении в действие Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МНС РОССИИ ОТ 14.02.2003 N БГ-3-06/65 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕГЛАМЕНТА ПРИНЯТИЯ И ВВОДА В АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ДАННЫХ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ, ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ">
МНС России приступило к созданию автоматизированной информационной системы АИС "Налог" в начале 90-х годов. По замыслу разработчиков, в базу данных должны вводиться все формы налоговой и бухгалтерской отчетности. Это можно делать или в налоговых инспекциях, или в специальных информационных центрах (они только создаются).
Опубликованный документ (далее - Регламент) утверждает порядок принятия и ввода налоговой и бухгалтерской отчетности в АИС "Налог". В нем даны требования, которые будут предъявляться к сдаваемым отчетам. Обратите внимание: требования к оформлению деклараций и отчетов, которые должны выполнять бухгалтеры, установлены отдельными приказами МНС и Минфина России. Регламент только поясняет, как налоговики будут проверять сданные им документы. Но это полезно знать и налогоплательщикам. Ведь инспекторы могут просто не принять не устраивающие их отчеты. Фирмы могут сдавать декларации на бумаге или в электронном виде (п.2 ст.80 НК РФ). В последнем случае отчетность можно передавать по каналам связи или на дискетах.
Представление отчетности на бумаге
Большинство бухгалтеров сдают отчетность на бумаге. Сделать это можно лично или через представителя, а также направить по почте письмо с описью вложения. Комментируемый документ дает описание трех стадий обработки отчетов при их вводе в АИС "Налог": - принятие документов; - ввод документов в базу данных; - арифметический контроль.
Принятие документов
Принимать отчеты на бумаге будут так же, как и раньше. Налоговый инспектор проверит: - комплектность переданных документов (наличие всех деклараций, расчетов и бухгалтерских форм); - наличие обязательных реквизитов на документах. Если все в порядке, то на каждом принятом отчете инспектор поставит отметку. Обратите внимание: желательно, чтобы инспектор поставил отметку (штамп) и на втором экземпляре отчета. Он остается у фирмы. Возможно, налоговик обнаружит ошибки в оформлении документов уже после их сдачи. Например, отсутствуют какие-либо реквизиты, нечетко написаны (напечатаны) символы и т.д. В этом случае в течение трех дней налоговая инспекция должна письменно уведомить предприятие о том, какие формы надо сдать вторично. На практике инспектор может просто позвонить на предприятие и сообщить бухгалтеру об имеющейся ошибке. Через шесть дней с последней даты, когда можно сдавать отчетность, налоговики начнут выявлять нарушителей - фирмы, которые не сдали отчетность вовремя. Им вышлют письменное уведомление. Нарушителю предложат явиться в инспекцию и рассказать, почему он не сдал отчетность.
Ввод документов в базу данных
Принятые отчеты налоговики должны будут ввести в базу данных АИС "Налог". Отметим, что в настоящее время разработан электронный вид для большинства отчетных документов <*>. ———————————————————————————————<*> См. перечень форм на сайте МНС России www.nalog.ru.
Приказ МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 установил, что при вводе в действие новых налоговых деклараций должны быть утверждены: - их формы; - инструкции по заполнению; - форматы представления деклараций в электронном виде; - документы, содержащие контрольные соотношения (для проверки правильности ввода данных). Таким образом, при разработке новой формы декларации одновременно создается и ее электронный вид. Показатели для электронного документа определяются по "бумажной" форме декларации или отчета. Если в "бумажную" форму вносятся изменения, то меняется и электронный документ.
Арифметический контроль
С введенными в базу данных документами налоговикам работать удобно. Так, они могут проанализировать правильность заполнения деклараций и бухгалтерских форм. Одна из применяемых процедур - взаимоувязка показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Делается она автоматически. Протокол выявленных ошибок находится в отделе камеральных проверок налоговой инспекции.
Передача отчетности по каналам связи
Наиболее перспективный способ сдачи отчетности - ее передача по общедоступным каналам связи (например, через Интернет). В этом случае лишний раз приходить в инспекцию бухгалтеру не придется. Фирма может сама выбрать способ передачи отчетности (ст.80 НК РФ). Правда, для передачи сведений по каналам связи необходимо, чтобы налоговики могли принять их. К сожалению, не во всех инспекциях достаточно мощные компьютеры для этого. Поэтому вначале нужно спросить у своего инспектора, можно ли направлять отчетность по каналам связи, и только потом делать это. Иначе фирму могут оштрафовать. Если предприятие решило сдавать декларации в электронном виде (по каналам связи), нужно помнить следующее. Во-первых, заполнять формы надо в электронном формате, утвержденном МНС России. Заметим, что все основные бухгалтерские программы позволяют делать это. Во-вторых, передаваемые по каналам связи документы (как правило, весь пакет документов) надо удостоверять электронной цифровой подписью (ЭЦП). Обратите внимание: электронные декларации будут передаваться по общедоступным каналам связи. При этом возникают проблемы: - надо сохранить конфиденциальность документа; - налоговики должны иметь возможность идентифицировать автора отчета; - документ надо защитить от несанкционированного изменения или подделки. Чтобы решить эти проблемы, надо использовать средства криптографической защиты информации (например, электронную цифровую подпись <**>). ———————————————————————————————<**> Об электронной цифровой подписи рассказано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 1-ФЗ (опубликован в "НА" N 3, 2002).
Пример. ЗАО "Аристо" передает в налоговую инспекцию по каналам связи налоговую и бухгалтерскую отчетность за I квартал 2003 г. Отчетность "подписана" с помощью ЭЦП. Налоговая инспекция, получив "письмо" и проверив значение ЭЦП, убеждена, что: - эту отчетность отправило именно ЗАО "Аристо"; - декларация подписана уполномоченным лицом фирмы - генеральным директором общества Газзаевым Валерием Борисовичем; - при передаче отчетности сбои связи не "дописали" лишние цифры в декларации; - в процессе передачи отчетности третьи лица умышленно не изменили декларацию.
Участниками обмена информацией по каналам связи, кроме фирм и налоговых инспекций, являются операторы связи. Это специализированные предприятия, которые регистрируют факты обмена электронными документами между участниками. Обратите внимание: днем представления декларации при отправке ее по каналам связи считается дата ее отправки (п.2 ст.80 НК РФ). Этот день и будет зафиксирован оператором связи. В течение суток после приема декларации налоговая инспекция направит фирме квитанцию о ее получении (также в электронном виде). Квитанция - это полученная отчетность, подписанная ЭЦП налогоплательщика и заверенная ЭЦП руководителя налоговой инспекции. Именно эту квитанцию следует хранить у себя фирме в компьютере и на дискетах (дисках). Ведь в ней будут не только формы отчетов, но и подпись инспекции о том, что они сданы. В остальном налоговики работают с "электронной" отчетностью так же, как и с "бумажной". Так, они проверяют, все ли обязательные реквизиты есть в формах, осуществляют арифметический контроль и т.д.
Передача отчетности на дискетах (дисках)
Безусловно, самый передовой способ сдачи отчетности - использование каналов связи. Но пока делать это могут лишь немногие фирмы и инспекции. Чаще отчеты в электронном виде сдают на дискетах. Обратите внимание: при такой форме взаимодействия бухгалтер также должен записать на дискету декларации в утвержденном МНС России электронном виде. Записанные на дискете отчеты в другом формате налоговики не примут. Напомним, что сдать в инспекцию надо не только дискету с формами, но и их бумажные копии.
В.В.Колотов Аудитор Подписано в печать 14.04.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |