![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бланки строгой отчетности (БСО) ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 4)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 4, 2003
БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ (БСО)
В ст.1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено общее правило: все организации, а также индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг физическим лицам на территории России должны обязательно применять контрольно-кассовые машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов <*>. ————————————————————————————————<*> Высшими судебными инстанциями России неоднократно подчеркивалось, что ККМ должны применяться и при расчетах с индивидуальными предпринимателями (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2001 N 88-О, а также п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением").
Исключение установлено лишь для отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин согласно Перечню отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц... ), организаций и учреждений, которые... могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень), утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917). Организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют право не применять ККМ, разделены на две группы: 1) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения каких-либо документов, подтверждающих произведенный расчет (как без применения ККМ, так и без использования бланков строгой отчетности) (п.п.2 - 5, 7 Перечня); 2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения ККМ, но с использованием бланков строгой отчетности (далее - БСО) по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК) (п.п.1, 6 Перечня). На второй группе остановимся более подробно.
Кто может использовать БСО вместо чеков ККМ?
1. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными). 2. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие любые товары (работы, услуги) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов с населением в ряде случаев могут не использовать ККМ. При этом производимые расчеты должны сопровождаться оформлением БСО, утвержденных в установленном порядке.
Кто разрабатывает и утверждает БСО?
В соответствии с п.п.1, 6 Перечня данное полномочие возложено на Минфин России. Это министерство разрабатывает и утверждает БСО по согласованию с ГМЭК. Наиболее общие требования к БСО и порядку их оформления приведены в Письме Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением". Документы строгой отчетности наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, должны содержать следующие обязательные реквизиты: гриф утверждения, наименование формы документа; шестизначный номер; серию; код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД); дату осуществления расчета; наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО); код ИНН; вид оказываемых работ (услуг); единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении); наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с личной подписью. В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При оформлении БСО следует учитывать, что все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, должны оставаться без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки в ней ставится прочерк. В то же время формат, художественное оформление и техническое редактирование БСО определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Обращаем внимание на форму БО-14, которая упоминается в Письме Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15. Она не была утверждена в установленном порядке, поэтому использование этой формы при осуществлении денежных расчетов с населением должно сопровождаться использованием ККМ.
Какие БСО утверждены Минфином России на сегодняшний день?
В настоящий момент нормативно-правовыми актами Минфина России установлено более двухсот форм БСО <**>. ————————————————————————————————<**> Попытки систематизировать имеющиеся БСО предпринимались (см. Письма Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320, от 22.06.1995 N ЮУ-4-14/29н, Письмо МНС России от 07.04.1999 N ВГ-6-16/222), но единого нормативно-правового акта по этому вопросу пока нет.
Перечень наиболее часто применяемых форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.
———————————————————————T——————————————————————————T——————————————¬ |Вид услуг, оказываемых| Форма БСО | Номер и дата | | населению | | документа | | | |Минфина России| +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги связи |Форма N 1 "Квитанция в |Приказ N 124н | | |приеме почтовых |от 29.12.2000,| | |отправлений"; форма N 5 |Письма | | |"Квитанция в приеме |от 29.11.1993 | | |почтового перевода |N 16—16—84, | | |денежных средств"; |от 22.02.1994 | | |форма N 47 "Квитанция в |N 16—36 | | |приеме разного рода | | | |платы"; форма СП—2 | | | |"Квитанция в приеме платы | | | |за подписку на газеты, | | | |журналы и книги"; | | | |форма МТФ—2 "Талон на | | | |междугородное телефонное | | | |соединение и | | | |дополнительные услуги"; | | | |форма МТФ—4 "Бланк | | | |исходящего заказа за | | | |наличный расчет"; | | | |форма ТФ—2/22 | | | |"Акт—квитанция на | | | |выполнение гарантийных и | | | |платных работ по ремонту | | | |абонентских установок" | | | |и др. | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Банковские услуги при |Квитанция (форма N 31); |Приказ N 59н | |приеме денежной |бланк платежного |от 28.06.2000 | |наличности от |документа (форма N ПД—4р) | | |физических лиц | | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Выставочные, |"Экскурсионная путевка", |Приказ N 20н | |концертные и т.п. |"Абонемент", "Билет" |от 25.02.2000 | |услуги | | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Санаторно—курортные |"Путевка" (форма N 1), |Приказ N 90н | |услуги |"Путевка" (форма N 2), |от 10.12.1999 | | |"Курсовка" (форма N 3), | | | |"Санаторно—курортная | | | |путевка" | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Туристические услуги |Форма ТУР—1 "Туристская |Письма | | |путевка" и другие |от 16.06.1994 | | |туристические путевки, |N 16—30—65, | | |накладная—счет для |от 10.04.1996 | | |получения наличных |N 16—00—30—19 | | |денежных средств за | | | |путевки, талоны на | | | |питание | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Бытовые услуги |Форма БО—1, БО—2, БО—3, |Письма | | |БО—4, БО—5 "Наряд—заказ", |от 11.04.1997 | | |"Квитанция", |N 16—00—27—15,| | |"Копия квитанции"; |от 20.04.1995 | | |БО—6 "Обязательство— |N 16—00—30—33 | | |квитанция", "Копия | | | |обязательства—квитанции"; | | | |БО—7 "Залоговый билет", | | | |"Копия залогового билета",| | | |"Опись вещей"; | | | |БО—8 "Сохранная | | | |квитанция", "Копия | | | |сохранной квитанции", | | | |"Опись вещей"; | | | |БО—9 "Кассовая ведомость | | | |приема выручки", "Копия | | | |кассовой ведомости приема | | | |выручки"; БО—11 "Листок | | | |учета выработки", "Талон";| | | |БО—10, ДМ, БО—12; | | | |БО—13 (01); | | | |БО—13 (02) "Наряд—заказ", | | | |"Копия наряд—заказа", | | | |"Квитанция", | | | |"Копия квитанции" | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги организаций |Квитанция |Письма | |Службы лесного | |от 20.04.1995 | |хозяйства, | |N 16—00—30—35,| |Минкультуры, Минюста, | |от 12.03.1998 | |Минздрава, | |N 16—00—27—11,| |Госсанэпиднадзора, | |от 10.05.1995 | |Госкомстата, | |N 16—00—30—37,| |Департамента ЖКХ | |от 11.05.1995 | |Минстроя, | |N 16—00—30—38,| |Минобразования, | |от 11.05.1995 | |некоторых других | |N 16—00—30—41,| |государственных | |от 25.05.1995 | |организаций, а также | |N 16—00—30—45,| |негосударственных | |от 02.06.2000 | |организаций | |N 04—01—20 | |аналогичной | | | |хозяйственной | | | |направленности | | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Продажа товаров, |Чек |Письмо | |выполнение работ, | |от 12.03.1999 | |оказание услуг в | |N 16—00—24—32 | |случае отключения | | | |электроэнергии | | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги в сфере охоты и|Путевки на право охоты и |Письмо | |рыбной ловли |рыбной ловли |от 14.04.1995 | | | |N 16—00—30—30 | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Ветеринарные услуги |Квитанция N 1 вет—фин и |Письмо | | |N 2 вет—фин |от 26.05.1995 | | | |N 16—00—30—46 | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги по приему |Форма N БСО—11 "Квитанция"| Письмо | |вторичного сырья и | |от 11.04.1997 | |продажи товаров | |N 16—00—27—14 | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Страховые услуги |Форма N А—7 "Квитанция на |Письмо | | |получение страхового |от 23.02.1994 | | |взноса" |N 16—37 | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Транспортные услуги |Квитанция разных сборов; |Письмо | | |заказ—квитанция на |от 16.06.1994 | | |перевозку и погрузку— |N 16—30—63 | | |разгрузку грузов | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги топливно— |Форма N 5—ТС "Квитанция на|Письмо | |энергетических |оплату и отпуск топлива, |от 21.03.1994 | |сбытовых организаций |товаров, услуг населению" |N 16—49 | |(в том числе | | | |организаций | | | |Минтопэнерго) | | | +——————————————————————+——————————————————————————+——————————————+ |Услуги по парковке |Квитанция за парковку |Письмо | |автомобилей |автомобилей |от 24.02.1994 | | | |N 16—38 | L——————————————————————+——————————————————————————+——————————————— Должны ли БСО изготавливаться типографским способом?
Да, должны. Обязательность типографского способа изготовления БСО установлена в Письме Минфина России от 26.12.2002 N 16-00-24/61. При изготовлении БСО серию им присваивает организация самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланков в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография. Кроме того, в Письме МНС России от 15.04.2002 N АС-6-06/476 указано, что на БСО должны быть типографским способом нанесены выходные данные (типография (краткое название типографии), место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Отметим, что данное письмо имеет лишь рекомендательный характер, поскольку МНС России не уполномочено принимать обязательные решения по вопросам оформления БСО (таким органом является Минфин России).
Являются ли счета-фактуры и приходные кассовые ордера БСО?
Нет, не являются. Приходные кассовые ордера предназначены для учета кассовых операций, а не для оформления расчетов с населением. Кроме того, форма N КО-1 "Приходный кассовый ордер" утверждена не Минфином России по согласованию с ГМЭК, как это установлено для БСО, а Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Поэтому приходные кассовые ордера нельзя расценивать как БСО, дающие право осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.1996 N 3833/96). Аналогичный вывод можно сделать и применительно к счетам-фактурам. Данный документ предназначен для целей исчисления НДС и подтверждает право на возмещение "входного" НДС. Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Что делать, если БСО для соответствующей деятельности не установлены?
Если для тех услуг, которые организация (индивидуальный предприниматель) оказывает населению, форма БСО не утверждена, то организация обязана при осуществлении денежных расчетов с населением применять ККМ. При этом она может обратиться в Минфин России с соответствующей просьбой об утверждении формы БСО для осуществляемой ею деятельности (ч.2 п.2 Постановления СМ РФ от 30.07.1993 N 745). В этой связи обратим внимание на форму БСО, утвержденную Минфином России в Письме от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Первоначально она была утверждена для Службы лесного хозяйства РФ. Затем Минфин России распространил ее действие на организации Минкультуры России, Минюста России, Минздрава России, Госкомитета России по санитарно-эпидемиологическому надзору, Госкомстата России, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России (Письмо Минфина России от 12.03.1998 N 16-00-27-11). Кроме того, Минфином России в ответах на частные запросы организаций сфера применения этой формы была распространена и на другие виды деятельности (например, на образовательные услуги).
Существуют ли единые правила изготовления, хранения, учета, уничтожения БСО?
В настоящий момент таких правил нет. И, видимо, они появятся не скоро. Дело в том, что Минфином России такие Методические рекомендации были разработаны в 2002 г. Однако Минюст России в регистрации данного нормативного правового акта отказал. Поэтому можно порекомендовать использовать Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) в части, не противоречащей действующему российскому законодательству (см., например, п.6.2 Положения о том, что БСО должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность). Подчеркнем, что для отдельных категорий БСО методические указания существуют. Так, Письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 рекомендованы для использования Методические указания по заполнению и применению БСО при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, разработанные сотрудниками АО "Росбытсоюз". Минкультуры России 05.04.1999 также утверждены Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры РФ.
Нужно ли регистрировать БСО в местных налоговых органах?
Действующим российским законодательством такая обязанность не предусмотрена. Поэтому соответствующие требования местных налоговых инспекций необоснованны и незаконны.
Как организовать бухгалтерский и налоговый учет БСО?
Затраты на приобретение БСО относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием услуг. В бухгалтерском учете данные расходы отражаются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) как расходы организации по обычным видам деятельности. Для обобщения информации о наличии и движении БСО, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов предназначен забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Приобретение БСО (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке (например, 1 руб.), списание - по кредиту счета 006 на основании соответствующих документов об их использовании и т.п. Аналитический учет ведется по каждому виду БСО и местам их хранения. При приобретении БСО в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Дебет 26 Кредит 60 (71, 76) - приобретены БСО по фактической себестоимости; Дебет 006 - оприходованы БСО для хранения; Дебет 19 Кредит 60 - в соответствии со счетом-фактурой продавца БСО учтен НДС; Дебет 60 Кредит 51 - оплачено поставщику за приобретенные БСО; Дебет 68 Кредит 19 - произведен налоговый вычет; Кредит 006 - списаны использованные БСО. Расходы организации на приобретение БСО уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации в соответствии с пп.24 п.1 ст.264 НК РФ. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение БСО, нужно производить сразу, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они в соответствии с п.1 ст.221 НК РФ имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
Какая ответственность предусмотрена за неприменение БСО?
В ст.14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оказание услуг организациями, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. В качестве наказания за данное правонарушение предусмотрен административный штраф в размере: для граждан - от 15 до 20 МРОТ; для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. Как следует из Письма МНС России (органа, которому подведомственны дела данной категории согласно ст.23.5 КоАП РФ) от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@, неисполнение обязанности по использованию БСО является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ. Кроме того, подобный вывод содержится и в п.п.7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10.
А.Чумаков АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 10.04.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |