Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Посредническая деятельность при упрощенной системе налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 15)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 15, 2003

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Многие российские организации и индивидуальные предприниматели занимаются посреднической деятельностью по договорам поручения, комиссии и агентским договорам.

Схема посреднической деятельности включает следующие аспекты: организация - посредник (комиссионер, агент, поверенный) получает от заказчика (доверителя, комитента, принципала) денежные средства для дальнейшей передачи их третьим лицам во исполнение условий сделки; посредник совершает определенные действия в интересах заказчика от своего имени, но за счет заказчика, т.е. передает деньги, полученные от заказчика, третьим лицам, которые фактически и оказывают услугу. При этом организация - посредник вычитает из переданных ей денежных средств посреднический процент, который и является ее реальным доходом. Например, организация А принимает решение о необходимости разместить рекламу своей продукции в ряде печатных изданий. Для этого она заключает агентский договор с организацией Б, которая обязуется разместить эту рекламу в печатных изданиях и оплатить ее размещение за счет средств, переданных ей организацией А. Организация А в целях исполнения условий договора передает организации Б 30 000 руб., организация Б оплачивает размещение рекламы в размере 25 000 руб., соответственно доход организации Б составит 5000 руб.

Применяя до 1 января 2003 г. общую систему налогообложения, посредники уплачивали установленные законодательством о налогах и сборах налоги, в том числе и налог на прибыль организаций. Схема уплаты этого налога выглядела следующим образом: на расчетный счет организации - посредника поступали денежные средства от заказчика, которые согласно пп.9 п.1 ст.251 НК РФ не облагались налогом на прибыль, за исключением сумм посреднического процента; далее денежные средства за вычетом посреднического вознаграждения передавались третьим лицам, а посредническое вознаграждение учитывалось как доход посредника, и с этой суммы уплачивался налог на прибыль.

Однако, перейдя на упрощенную систему налогообложения в соответствии с нормами гл.26.2 НК РФ в первой ее редакции, организации - посредники столкнулись с проблемой учета средств, получаемых от заказчиков в целях исполнения условий сделки. Дело в том, что ст.346.16 "Порядок определения расходов" НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов, которые может учесть налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения. В этом перечне не упоминается о денежных средствах, которые заказчик передает посреднику для передачи их третьим лицам по условиям сделки. Поэтому после уплаты указанных денежных средств третьим лицам посредник не может их учесть в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

В первой редакции гл.26.2 НК РФ не было упоминания и о доходах налогоплательщика, не учитываемых при определении налоговой базы. Так, порядок определения доходов для целей применения упрощенной системы налогообложения установлен ст.346.15 НК РФ. В соответствии с этой статьей организации, применяющие упрощенную систему, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом ст.346.15 НК РФ отсылала налогоплательщика к ст.ст.249 и 250 НК РФ, в которых приведен порядок определения доходов от реализации и внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Таким образом, на упрощенную систему налогообложения распространяются положения ст.ст.249 и 250 НК РФ, однако ссылок на ст.251 НК РФ в гл.26.2 НК РФ не было. Складывалась ситуация, при которой все получаемые доходы подлежали учету при формировании налоговой базы по единому налогу. К этим доходам относились и денежные средства, полученные посредником от заказчика для совершения первым сделки, несмотря на то что в соответствии с нормами гражданского права такие денежные средства не признаются собственностью посредника.

Таким образом, посредническая деятельность с применением упрощенного режима налогообложения становилась просто экономически невыгодной.

Однако в гл.26.2 были внесены поправки еще до вступления ее в силу. Так, Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внес дополнение в п.1 ст.346.15 НК РФ: при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 настоящего Кодекса.

Таким образом, денежные средства, полученные посредником от заказчика для передачи третьим лицам, были все-таки выведены из-под обложения единым налогом, как и налогом на прибыль организаций. Но Закон N 191-ФЗ был принят 31 декабря 2002 г., опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" в этот же день и вступил в силу (за исключением ст.4) уже на следующий день. Однако в ст.5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ указано, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, нормы Закона N 191-ФЗ, вносящие изменения в гл.26.2 НК РФ, должны были вступить в силу лишь с 1 января 2004 г. А значит, проблематична и возможность применения с 1 января 2003 г. поправки, разрешающей посредникам не учитывать денежные средства заказчиков в качестве своего дохода.

Л.Сомов

Налоговый консультант

Подписано в печать

09.04.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Облагается ли НДФЛ единовременная материальная помощь, оказанная благотворительной общественной организацией инвалидов "Общество инвалидов - ветеранов" инвалидам из числа ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, не состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, если средства выделены из федерального бюджета? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 15) >
Вопрос: В соответствии с уставом нашего акционерного общества коллегиальный исполнительный орган правления формируется советом директоров. Может ли совет директоров утвердить положение о правлении, в котором будет определена его компетенция? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.